Корнелий Агриппа Неттесгеймский

Константин Рыжов
                1. Происхождение и образование

Немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат Генрих Корнелий Агриппа родился 14 сентября 1486 г. в деревне Неттесгейм под Кёльном. О его семье практически ничего не известно: по одной версии, он происходил из старинного, богатого дворянского рода; по другой - из самого простого, а дворянскую фамилию фон Неттесгейм выбрал себе сам. Как бы то ни было, несомненно одно: семья Агриппы была достаточно зажиточной, поскольку смогла обеспечить ему образование в университете. Кёльн уже тогда был крупным и влиятельным научным и издательским центром Священной Римской империи, поэтому местный университет и в целом интеллектуальная атмосфера способствовали получению действительно обширных познаний в самых разных науках.
 
Корнелий Агриппа с детства проявлял способности и тягу к знаниям, а также свой неординарный характер. Так, например, в юности он прославился среди друзей и знакомых тем, что отказывался говорить на каком-либо ещё языке, кроме как на латыни, и даже в более зрелом возрасте предпочитал, чтобы его имя звучало по-латински. Своё университетское образование он получил вначале в родном Кёльне, затем в Париже и Испании. Помимо основной специальности - юриспруденции - юный Агриппа изучал теологию, философию, медицину, классическую литературу и языки. По словам самого Корнелия, он знал восемь языков, шестью из которых владел в совершенстве.

Вполне вероятно, что если бы он ограничился лишь правоведением и языкознанием, то мог бы в них преуспеть, занять достойное место в истории этих наук и нажить капитал. Однако Агриппу интересовали не только "благопристойные" науки. Он искал ответы на многие вопросы, волновавшие людей его времени, и рано увлекся изучением различных оккультных наук, особое внимание уделяя алхимии, магии, каббалистике, герметике.

При описании научных интересов Корнелия Агриппы может сложиться образ кабинетного учёного, далёкого не только от реального мира, но и от всякой активной деятельности. Но Агриппа совершенно не соответствует общепринятым клише - вся его жизнь была чередой ярких событий, непрерывным напластованием удач и крушений, резких смен настроения и видов деятельности. В принципе, занятие сакральной наукой было лишь одним из многих интересов этого учёного, лишь одной из областей применения его талантов. Он оставил яркий след во всех своих начинаниях, но, несомненно, самое значительное его наследие – в сфере оккультизма, магии и тайных наук.

                2. Военная служба

В 1501 г. Агриппа поступил на службу в австрийскую армию. Следующие шесть лет его жизни прошли частью в Испании, частью в Италии, частью в Нидерландах. Никаких подробностей об этом периоде его жизни не осталось. Есть известие, что во время войны Империи против Венеции, Агриппа был за свою храбрость прямо на поле битвы посвящён императором Максимилианом I в рыцари.

                3. Начало научной карьеры

В отставку Корнелий Агриппа ушел в чине капитана. Вскоре он защитил диссертацию на звание доктора медицины и «обоих» прав (из этого видно, что предыдущие годы не были заполнены одними походами, что он имел достаточно свободного времени для учебы).

В 1509 г. Корнелий переехал в Дол в Бургундии, где получил звание профессора богословия и кафедру в местном университете. Об этом периоде его жизни сохранилось мало сведений. Известно, что на своих лекциях он апеллировал к каббалистическому трактату Рейхлина "О чудесном слове". Его выступления произвели большое впечатление и вскоре навлекли на Агриппу ненависть монахов. Зазвучали обвинения в ереси. Агриппа посчитал за лучшее оставить Францию и в 1510 г. перебрался в Лондон. Здесь была издана одна из первых его книг «Толкование на послание апостола Павла» (это сочинение не сохранилось). В том же году Агриппа вернулся в Кёльн. В местном университете он получил кафедру богословия. Вскоре он завязал дружеские отношения с аббатом Тритгеймом из Вюрцбурга, изучавшим оккультные науки. Именно под его влиянием Агриппа продолжил работу, если и не над самым лучшим, то самым прославленным своим сочинением – «Оккультной философией». Задумано оно было еще в 1508 г.  и стало делом всей жизни автора. (Напечатана «Оккультная философия» в 1531 г. частью в Париже, частью в Антверпене; первое полное издание увидело свет только в 1533 г.). На протяжении нескольких веков «Оккультная философия» оставалась потом одним из главных источников информации о сакральном знании.

                4. Превратности судьбы

В 1514 г. Агриппа вступил в первый брак, женившись на молодой, красивой, богатой и преданной ему девушке. После этого его жизнь резко изменилась.  Агриппа поступил на службу к императору Максимилиану I и уехал в Италию. В это время он написал своё исследование о Гермесе Трисмегисте. В Туринском университете ему удалось получить кафедру богословия. Жизнь его вроде бы наладилась, но внезапное вторжение французской армии (началась очередная Итальянская война между Габсбургами и французским королем) положило конец материальному благополучию. Агриппа бежал из Павии, бросив свой дом и имущество. Все было разграблено. К счастью, сохранились книги и рукописи, которые Агриппа благоразумно переслал другу в Люцерн. С женой и ребенком он переехал в Милан. Но вскоре этот город также был захвачен французами.

                5. Адвокат Меца

В 1517 г. Агриппа переехал в Мец. Благодаря хлопотам друзей власти Меца (который был в то время независимой республикой) доверили ему достаточно доходную должность старшины адвокатов. К несчастью, в Меце большим влиянием пользовалась церковь. Монахи встретили Агриппу сухо. Его вольнодумство было хорошо известно, так что с самого начала он оказался под подозрением. И не без основания. Один из первых процессов, который пришлось вести Агриппе, был как раз вопрос о ведовстве. Ему пришлось защищать женщину, обвиняемую инквизицией в колдовстве. На самом деле никаких серьезных улик против нее не было, кроме одной –  мать арестованной в свое время была сожжена на костре как ведьма. Агриппа отважно вступил в спор с главным инквизитором Меца. На довод последнего «что у всех колдуний есть обычай посвящать своих детей дьяволу», Агриппа отвечал: «Вы, значит, не признаете спасительного таинства крещения, очищающего от греха? Если женщина и была посвящена матерью дьяволу, то святое крещение очистило ее!» Такими и подобными им схоластическими доводами Агриппе удалось спасти женщину от костра. Однако этой победой он нажил себе очень опасных врагов. Не дожидаясь, пока они пустят против него свои козни Агриппа в 1520 г. перебрался в Женеву. Здесь он жил некоторое время в бедности, один с маленьким сыном (его молодая жена умерла в Меце).

                6. Фрейбург. Вторая женитьба

В 1521 г. Агриппа вступил во второй брак с уроженкой Женевы восемнадцатилетней Жанной-Луизой Тисси (от этого брака родилось шестеро детей).  В 1523 г. он переехал во Фрейбург, где в течении года занимал должность городского врача. В это время благодаря «Оккультной философии» его имя уже получило широкую известность. Сторонники оккультных наук в своих письмах обращались к нему как к гению, которому открыты все сокровенные глубины тайного знания.

                7. В Лионе и Антверпене. Борьба с чумой

В 1524 г. Агриппа подал в городской совет Фрейбурга прошение об отставки и переехал в Лион, где в это время находился французский король Франциск I. Очевидно, скромное бюргерское благополучие врача для бедных мало его прельщало. Он искал большего. И действительно, вскоре благодаря хлопотам друзей он был назначен лекарем вдовствующей королевы Луизы Савойской.  По-видимому, Агриппа возлагал большие надежды на эту перемену. Увы, они не оправдались. Приезжий немец королеве не понравился. Вскоре она стала обращаться с ним холодно и даже пренебрежительно. Выплату жалования постоянно задерживали, так что Агриппа терпел в Лионе нужду не меньше, чем в Женеве. Тем не менее, он продолжал усиленно заниматься науками, прежде всего алхимией. В это же время он пишет трактат «О недостоверности и тщетности наук и искусств». Он считается второй по значимости (после «Философии») книгой, на которой держится посмертная слава Агриппы. В том же году Агриппа покинул королевскую службу (которая принесла ему одни разочарования). Из Лиона он отправился в Париж, а оттуда (получив после долгих хлопот пропуск и паспорт) летом 1528 г. переехал в Антверпен, куда его пригласил богатый меценат Аврелий Аквапенденте. Жена с детьми и собаками (Агриппа страстно их любил, в его доме всегда жило не менее пяти собак) переехала в Нидерланды только на следующий год. Агриппа, который очень скучал по семье, был несказанно рад ее приезду. Но его ждал новый удар. В Антверпене открылась чума. Одной из первых ее жертв стала Жанна-Луиза. Вслед за ней умерли два сына Агриппы и несколько человек из прислуги. Горе Агриппы было безмерно. Но скорбь не позволила Агриппе забыть, что он, как врач, должен исполнять свой долг. Большинство Антверпенских докторов поспешили удалиться из города при первом появлении эпидемии. Агриппа остался на своем посту. Днем и ночью он был на ногах и, не щадя себя, сражался с чумой. Больным он давал лекарство собственного приготовления, составленное по рецептам Галена и других знаменитых врачей древности.

                8. Придворный историограф

В 1530 г. вышло первое издание трактата «О недостоверности и тщетности наук и искусств». (Книга эта сразу привлекла к себе внимания; при жизни Агриппы она переиздавалась потом более десяти раз и оставалась в живом обороте более двух веков; в течение нескольких десятилетий ее перевели на все европейские языки, в том числе, на русский).   Агриппа, находившийся в очень стеснительных обстоятельствах, получил сразу несколько заманчивых предложений. Его приглашали на службу император Карл V и король Англии Генрих VII. Но он избрал другое предложение – правительница Нидерландов Маргарита Австрийская звала его в Малин на должность библиотекаря и историографа с ежегодным окладом в 200 ливров. Своей новой покровительнице он посвятил первое издание рассуждения «О превосходстве женского пола». В трактате, приводя цитаты из Библии, отцов церкви и философов, Агрипп восторженно прославлял прекрасный пол и утверждал, что природные задатки женщины ничуть не менее совершенны, чем мужские, просто они - иные. Фактически, среди прочих достижений этого исследователя можно отметить и ещё одно - он был одним из первых идеологов феминизма.

Переехав в Малин, Агриппа вскоре вступил в третий брак. Имя его последней жены не сохранилось. Известно только, что он не был с ней счастлив и развелся через пять лет. Маргарита Австрийская умерла в конце 1530 г.  Агриппа сохранил должность придворного историографа, но жалование ему платить перестали.

                9. "Оккультная философия"

Вскоре увидела свет «Оккультная (сокровенная) философия» (1510, изд. 1531—1533). Книга эта сразу принесла Агриппе европейскую славу, которая после смерти автора только укреплялась. На протяжении двух следующих столетий «Оккультная философия» оставалась основным компендиумом всего, что относится к магии.  При всем том издание книги не принесло автору больших денег. По крайней мере, он не смог расплатиться с долгами. В 1530 г. на имущество Агриппы был наложен арест, а сам он оказался в брюссельской тюрьме. К счастью, он имел могущественного покровителя в лице архиепископа Кельнского, который добился его освобождения.
 
Три тома «Оккультной философии» последовательно описывают три вида магии: натуральную (natural magic), небесную и церемониальную. В первой книге автор рассматривает строение Вселенной, взаимосвязь ее элементов, оккультные свойства вещей, их соотнесение с планетами, объясняет, что значит быть магом. Он рассказывает также о могуществе Слова, о свойствах имен, о том, что придает языку магическую силу, и о том, как составить заклинание с использованием атрибутов и имени божества.

Во второй книге Агриппа излагал свой взгляд на магию, как на деятельность, открывающую подлинную природу и взаимосвязь всех вещей. Здесь описывается роль чисел и планет в магии, рассказывается, как производить магические операции с помощью законов числа, веса и меры, дается описание способов изготовления талисманов с планетарными образами, необходимых в магической практике.

В третьей книге Агриппа обосновывает важность религии для любого магического предприятия. Религия – это вершина магии и ключ к овладению магическим искусством; это дисциплина, ведущая человека к истинному благородству. Концепция религии у Агриппы, впрочем, далека от ортодоксальной: скорее, это смесь христианства, неоплатонизма и каббалы. Агриппа говорит о планетных духах, о добрых и злых демонах, о вызывании духов и о священных пентаклях, о десяти священных именах Бога, которым приписывает магическую силу, раскрывает тайну священных каббалистических знаков – и все это ради того, чтобы наставить мага в искусстве обращения к сверхъестественным силам, ибо, по его словам, "не будучи бессмертным животным, каковым является вселенная, человек, тем не менее, разумен и с помощью своего разума, воображения и души может влиять на целый мир и преображать его".

                10. Последние годы

В 1532 г. Агриппа переехал в Бонн. Незадолго до смерти он сделал попытку вернуться во Францию, но тотчас по приезде в Лион был брошен в тюрьму. Благодаря настойчивому вмешательству некоторых знатных лиц ему удалось выйти на свободу. Он поспешно уехал в Гренобль и там внезапно скончался в 1535 г. в возрасте 49 лет. 

Современники знали Агриппу преимущественно как чародея. С ранней юности за ним утвердилось имя «мага», да он и сам не старался разрушить такого о себе представления. Хотя в своих серьезных сочинениях Агриппа с известной долей скептицизма говорил об «оперативной магии», но эти его книги были мало кому доступны. Личность Агриппы всегда была окружена целым роем фантастических легенд. К нему относили басни, сложенные про всех других чернокнижников. Так, например, рассказывают, что в доме Агриппы жила собака, которая была не что иное, как демон. Чувствуя приближение смерти, Агриппа подозвал собаку к своей постели, снял с нее ошейник, на котором были кабалистические знаки, и сказал: «Поди прочь, проклятое животное, из-за тебя я погиб!» Собака тотчас выбежала из дома, бросилась в реку и утонула. (Эпизод этот описывается в мистическом романе В. Брюсова «Огненный ангел», одним из героев которого выступает Агриппа).

                11. Магия

"Оккультная философия", оказала мощное влияние на развитие западного оккультизма. Магия, – утверждает Агриппа, - это великая способность, окутанная тайной и состоящая в глубоком постижении самых загадочных явлений, их природы, силы, качества, сущности и влияния, а также их взаимосвязи и взаимоотчуждения. Это – философская наука; это физика, математика и теология "в одном лице". С помощью физики мы познаем природу вещей; с помощью математики мы постигаем их размеры и протяженность, а также рассчитываем движения небесных тел; с помощью теологии мы достигаем познания Бога, ангелов и демонов, разума, души и мысли. Физика – земная наука; математика – небесная; теология же имеет дело с миром архетипов. Изучая природу, маг обретает мудрость постепенно, проходя целый ряд ступеней познания. Исследовав свойства камней, он сможет познать сущность звезд, а затем, от небесных тел, понимание его распространится и на более возвышенные и утонченные материи.

                12. Первоэлементы

«Существуют четыре элемента,  -  пишет Агриппа, -  которые составляют главные основы всех телесных вещей: Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются. Итак, не существует никаких чувственных элементов, которые были бы чистыми, но они более или менее смешаны и способны к трансформации друг в друга так, что земля, обращаясь в грязь и растворяясь, изменяется в воду, а огрубевая и сгущаясь, она изменяется в землю, а затем, испаряясь, благодаря жару, она изменяется в воздух, и этот воздух, будучи очень нагретым, меняется в землю, или в камень».

Элементы первого порядка есть те, которые чисты, вовсе не сложны, не меняются и не подвергаются никакому смешению, не подвергаются порче и вовсе не от них, но благодаря им все качества естественных вещей обращаются к действиям. Их качества невозможно объяснить, т. к. они могут все во всех существах; и тот, кто их не знает, не может прийти к оперированию какими-либо чудесными эффектами.

Элементы второго порядка являются составными, различными и нечистыми, но их можно, однако, довести посредством искусства до их чистой простоты, которая, будучи приобретена, является способностью, дающей совершенство всему во всех вещах даже при операциях природой наиболее тайных; и это - фундамент всей натуральной магии.

Элементы третьего порядка не являются элементами в принципе и самими по себе, но составленными различными, имеющими много видов качеств, и могут взаимно изменяться один в другой.

Из элементов состоят не только все вещи здесь внизу, но и сами небеса, звезды, духи, ангелы и сам Бог, который есть творец и создатель всех вещей. В низшем мире элементы встречаются в грубой и материальной форме, в то время как в небесах они существуют в своей естественной и совершенной форме. Так, все там находится в своей совершенной чистоте; прочность земли без грубости и без материальности; подвижности воздуха без густоты и примеси, жар огня без жгучести, сверкающий и животворящий. Элементы есть даже в Создателе мира, в идеях, во всем том, что происходит в духах, в силах, в небесных добродетелях и во всем том, что есть здесь внизу в грубых и несовершенных формах, силуэтах.

          13. Бог, его Слово, действующий ум, единая мировая душа и небесные тела

Бог посредством Слова, которое халдейские и вавилонские мудрецы называли причиной причин (потому что от него произошло все) передает свою творческую силу действующему уму, а действующий ум – мировой душе.

Единая мировая душа называется квинтэссенцией. Она не происходит ни от одного из четырех элементов, но является как бы пятым, который стоит над ними, и который существует без них. Мировая душа является единственной вещью, наполняющей все вещи, связывающей их вместе, чтобы держать мир единым инструментом, сделанным из многих струн, но с одним звучанием.

Образом Бога является его Слово, действующий ум – образ Слова; душа – образ этого действующего ума; а наш мир – образ этой души (которой Бог действует на природные вещи, потому что природа – его работа). И каждый из предшествующих образов совершенствует своего последующего, как отец – своего сына, и ничто из последующего не может существовать без предыдущего. Ибо они зависят друг от друга некой подчиненной зависимостью, так что когда следующий повреждается, то он возвращается в тот, что был перед ним, пока не дойдет до небес, затем к мировой душе, и наконец, к действующему уму, благодаря которому существует все тварное, и который сам существует в главном Творце, к которому в конце концов все возвращается.

Итак, каждая высшая вещь в этом мире приводит в движение непосредственно низшую, в ее степени и порядке, не только в телах, но также и в духах. Так что мировая душа приводит в движение частные души; и разумные воздействуют на чувственные, а те – на растительные; и каждая часть мира воздействует на другую, и каждая способна приводиться в движение другой; и каждая часть этого низшего мира претерпевает от небес, согласно их природе и способности, как одна часть тела животного претерпевает от другой. И высший духовный мир приводит в движение все под собой, и содержит все в себе, от первого до последнего, что есть в низшем мире.

Небесные тела, таким образом, приводят в движения тела стихийного мира – составные, тварные, чувственные – от периферии к центру, высшими, вечными и духовными сущностями.

Мир представляет собой некое целое тело, частями которого являются тела всех живых существ. И насколько целое совершеннее и благороднее своих частей, то настолько же совершеннее и благороднее мир тел каждого живого существа.

                14. Идеи

Высшее сказывается в низшем посредством идей. «Определение идей, - пишет Агриппа, - в принципе состоит в форме, которая выше душ и духов, которая едина, проста, чиста, неизменна, неделима, бестелесна, вечна, и которая является природой всех идей». 

Где же находятся идеи? На этот счет нет единой точки зрения. «Одни, - продолжает Агриппа, - помещают идеи в само добро, так сказать, Бога, и хотят, чтобы они были различными и отличающимися между собой по причине некоторых относительных смыслов, и что все, что есть в мире, неизменно и едино, и что все вещи согласны между собой, чтобы Бог не стал бы различной субстанцией. Другие помещают их в разум, так сказать, в душу мира посредством форм, абсолютно различных друг от друга в подлинном смысле этого слова. Так что в Боге все идеи являются одной формой, но платоники помещают множество их в душу мира и другие духи, как объединенные в одном теле, так и разъединенные; они помещают их, отличающимися по некой причастности и по все большей и большей степени; они помещают их в природу как низшие зародыши форм излившихся идей. Они, наконец, помещают их в материю как тени. Следует добавить, что в душе мира есть столько родов зародышей вещей, сколько идей в божественном уме, благодаря которым Он создал их в небесах, звездах и звездных фигурах, и Он запечатлел их во всех их свойствах».

                15. Божественные эманации, атрибуты и имена
 
Господь преисполнен божественной силой, которая лучами проистекает от него. Эти лучи языческие философы называли богами, иудейские учителя — числами, мы же называем атрибутами.

Мудрецы [mecubales] евреев, наиболее осведомленные в божественных вещах, получили десять важнейших имен Бога, как своего рода божественные силы, или составляющие Господа. Эти имена соответствуют десяти числам, которые они [мудрецы] называют сфирот — покров, орудия или разновидности архетипа, которые имеют влияние на все вещи, сотворенные в определенном порядке от высших до низших.

 Сам Господь, хотя он и Единственный Сущий, все же имеет различные имена, которые не разделяют Его на различные сущности или божества, но являются особыми свойствами, проистекающими от Него. Через эти имена, как через особые каналы, Он изливает на нас и на все другие свои творения множество милостей и различных даров.

И это сокрытые тайны, в отношении которых очень трудно рассуждать и составить законченное мнение. И никогда они не будут поняты и постигнуты на любом другом языке, кроме Иврита. «У нас, - пишет Агриппа, - нет способа получить истинные слова и имена, которыми называют Господа, поэтому относительно них мы не можем сказать ничего более, кроме того, что Господь в своем великодушии уже открыл нам. Ибо это — тайны и знаки всемогущества Господа, и они идут не от людей, даже не от ангелов, но основаны и твердо установлены высшим Богом определенным образом, с неизменным числом и формой символов, и они дышат гармонией Божественной природы, будучи освящены Божественной благодатью. Поэтому создания вверху страшатся их, а те, что внизу, — трепещут перед ними, ангелы чтят, дьяволы боятся, каждая тварь почитает, и каждая религия поклоняется им».

 Но истинное имя Бога не известно ни людям, ни ангелам, лишь одному Богу. Оно никогда не будет произнесено (как свидетельствует Священное Писание), пока не будет исполнена Воля Господа.

                16. Составляющие Господа и посредники божественного влияния

Под составляющими Господа, пишет Агриппа, понимается многообразие сил, изначально утвержденных в самом Господе, которые отличаются друг от друга с помощью тайных имен Бога. Одеяния Господа и украшения — своего рода пути или связи, или эманации, или каналы, по которым Он распространяет себя. Эти составляющие Бога похожи на наши, но как идеи и прообразы наших членов.

Посредники, согласно магическим традициям, бывают трех видов. К первому относятся те, кто превыше неба, или разумы, полностью отделенные от тела. Это интеллектуальные сферы, почитающие единственного Бога, поскольку Он есть их крепчайшая и устойчивейшая основа или центр. Поэтому их даже называют богами, в силу их особого единения с божественным, ибо они всегда наполнены Богом и преисполнены божественного нектара. И только они находятся рядом с Богом, и они не управляют мировыми телами, и они не приспособлены для управления подчиненными, но лишь изливают свет, полученный от Господа, на все подчиненные чины, и передают каждому его задание.

Небесные разумы, следующие за ними во втором чине, называются мировыми ангелами, то есть, они должны не только руководить сферами мира, дабы те поклонялись божественному, но и управлять всеми небесами и звездами. Следовательно, они подразделяются на столько степеней, сколько небес есть в мире, и сколько есть звезд на этих небесах.
 
Третий вид — ангелы-исполнители для распределения того, что внизу. Их Ориген (http://www.proza.ru/2011/01/25/356) называет особыми невидимыми силами, которым назначено распределять все, что на земле. Иногда они, невидимые никому, направляют наши пути и все дела наши, часто присутствуют в битвах, и тайно помогают обрести желанные победы своим друзьям. Ибо им было сказано, что по своему желанию, могут они приносить процветание и бедствия. Таким образом, они распределяются по разным степеням: одни огненные, другие водные, третьи воздушные, четвертые земные. И составляют четыре рода ангелов, которые распределены в соответствии с четырьмя силами небесных душ, а именно: разумом, рассудком, воображением и живой, подвижной природой.

Ввиду того, что огненные духи отвечают за разум небесных души, они помогают в изучении наиболее тонких материй. Воздушные духи отвечают за рассудок и покровительствуют рациональным способностям, особым образом разделяя их на чувственные и вегетативные. Они помогают в активной жизнедеятельности, как огненные помогают в размышлениях. Водные духи отвечают за воображение и служат чувственной жизни. Земные духи отвечают за природу, покровительствуя растительной природе.  Нет ни одной части мира, оставленной без надлежащей поддержки этими ангелами. Не потому что каждая часть управляется кем-то из них единолично, а потому, что они правят особым образом, ибо они повсюду, несмотря на то, что некоторые непосредственно управляют и влияют на одно конкретное место, а другие на все. И никогда не разобраться до конца, какую связь они имеют с небесами над миром, которые непосредственно управляют всем, и которым все должно быть покорно.

Несмотря на то, что эти ангелы назначены как для различных звезд, так и для различных мест и времен, они не ограничены ни местом, ни временем, ни телом, которым им назначено управлять. Но, поскольку чин мудрости так все устроил, они более расположены к ним, и опекают эти тела, места, звезды. По этой причине они называются то дневными, то ночными, то полуденными. Подобным же образом некоторые названы лесными или горными, другие полевыми или домовыми. «Поэтому, - пишет Агриппа, -  есть божества лесов и стран, сатиры, семейные духи, эльфы источников, эльфы деревьев, нимфы морские, наяды, нереиды, дриады, пьериды, хомодриады, потимиды, иннеиды, агапты, пэлисы, периады, доданэ, финилиэ, лавернэ, пареэ, музы, эониды, костолиды, хелициониды, пегасситы, меониды, фебосситы, гименеиды, грации, гении, домовые, и тому подобные. Поэтому их называют языческими высшими, полубогами и богинями».

Христианские теологи, начиная с Дионисия Ареопагита (http://www.proza.ru/2009/11/19/1205) имеют на этот счет свою точку зрения. «Наши теологи, - отмечает Агриппа, - говорят о трех различиях ангелов, каждое из которых они подразделяют на три порядка, называемых иерархией, этих частей — всего девять. Они помещают поэтому в высшую иерархию чины серафимов, херувимов и престолов, поскольку это наднебесные ангелы, рассматриваемые в порядке божественного провидения. Первые из вышеперечисленных в добродетели Господа, вторые — в Сущности Его, как формы, третьи — в мудрости.

 В середине иерархии находятся чины господства, достоинства и сил, поскольку они мировые ангелы, способствующие управлению миром. Первые из них приказывают, что выполнять другим, вторые — исполнители небес и иногда сговариваются о сотворении чудес, третьи — изгоняют то, что может нарушить божественные заповеди.

Внизу иерархии помещены чины княжеств, архангелов, и ангелов, которые считаются посыльными духами, спускающимися, чтобы заботиться о подчиненных вещах. Первые из них заботятся об общественных делах, о принцах и магистрах, о провинциях и королевствах, и обо всех тех, кто соответствует их чину. Второй чин, из вышеуказанных отвечает за тайные дела и доносит результаты поклонения Господу до каждого и возносит молитвы и подношения людей к богам. Третьи располагают каждую мельчайшую вещь, и для каждой из этих вещей один из них — хранитель».

                17. Нечистые духи

Светлым духам противопоставлено, неисчислимое множество нечистых духов. «Их так же насчитаны многие легионы, - пишет Агриппа. -  И их так же разделяют по именам звезд, элементов и частей мира. Над ними установлены короли, принцы и правители со своими именами. Из которых, четверо наиболее злобных королей правят остальными, согласно четырем частям света. И под их управлением еще больше князей легионов, и еще многие духи с другими обязанностями. Отсюда — злые Горгоны и Фурии. Отсюда Тизифон, Алекто, Мегера и Цербер. Они из той разновидности духов, которые (говорит Порфирий) заполняют пространство вокруг земли, даже внутри самой земли. И нет ни одной пакости, на которую они не решились бы. Все они имеют злые и пагубные привычки, и поэтому замышляют и причиняют многие страшные и нежданные беды. И когда они совершают набеги, иногда желают оставаться скрытыми, но иногда проявляют открытую жестокость, и очень сильно радуются вещам, сделанными из нечестивых и вздорных побуждений».

Есть несколько теологических школ, которые распределяют злых духов по девяти степеням, в противопоставление девяти ангельским орденам. Итак, первые из них те, которые называются ложными богами. Они узурпировали имя Господа, желают поклонения как боги, требуют жертвоприношений и благоговения. Как тот дьявол, что сказал Христу: «Коли падешь и будешь поклоняться мне, я дам тебе все». Показал ему все царства мира, и князь их тот, кто сказал: «Я поднимусь выше облаков, и буду как Всевышний». Кто назван Вельзевул, что означает древний бог.

На втором месте следуют духи лжи, и это те, кто шли впереди и были лживыми духами в устах пророков Ахава. Их Князь — змей Пифо, которого Аполлон назвал Пифией. Поэтому эта разновидность дьяволов причисляет себя к оракулам и дурит людей прорицаниями и предсказаниями, тем самым вводя в заблуждение.

В третьем ордене — сосуды беззакония, также называемые сосудами ярости, они изобретатели всех дурных вещей и нечестивых ремесел, как у Платона, дьявол Theutus который придумал игральные карты и кости. Ибо все грехи, и злоба, и безобразия происходят от них. Их князь Белиал, что означает — без ярма или необузданный, лукавый и Отступник. О котором, апостол Павел сказал Коринфянам: «Каков договор у Христа с Белиалом?»

Четвертыми следуют мстители зла, и их князь Асмодей, что значит несущий Божью Кару.

После них на пятом месте находятся обманщики, кто подделывает чудеса и помогает грешникам в волшбе и колдовстве, и совращают людей своими фокусами, как Змей совратил Еву. Их князь — Сатана, о ком написано в Откровении, что он совратил весь мир, творит великие знамения, и заставляет огонь падать с небес на глазах у людей, совращая население земли, своими знамениями, которые он может творить.

Шестые представляют собой Воздушные силы. Они соединяются с громами и молниями, разрывающими эфир, причиняющие чуму и другое зло. В числе их, четыре Ангела, о которых в Откровении говорится: «Им дано ранить Землю и Море, владеющие четырьмя ветрами, с четырех сторон земли». Их князь — Меририм. Он — высший дьявол, кипящий дух, дьявол неиствующий на Юге. Его, апостол Павел в Эфесианах назвал Князем силы этого эфира, и духом, делающим детей непослушными.

Седьмой дом — одержимые яростью, они силы зла, разногласия, войны и разрушения. Их Князь в Откровении, назван на греческом — Аполлион, на иврите — Абаддон, что означает разрушающий и опустошающий.

На восьмом месте — обвинители, или инквизиторы. Их князь — Астарот, что означает ищущий. На греческом языке он называется Диаболос, обвинитель или очернитель. В Откровении он назван обвинителем братии, чернящим их денно и нощно, пред лицом Господа.

Сверх того, искусители и обольстители занимают последнее место. Один из них всегда рядом с любым человеком, поэтому мы их зовем — злые гении. Их князь — Маммона, переводится — жадность.

                18. Вызывание и заклинание духов

Добрые духи, хотя и могут быть вызываемы различными способами, все же не могут, (или могут с трудом) быть связаны нами, но мы должны заклинать их символическими воззваниями и гимнами, так как они являются знаками божественных сил. Духи иногда предоставляют свои услуги человеку; не то чтобы они были обязаны каким-либо видом необходимости, но по своему собственному согласию и по определенному обычаю, внимают молитвам тех, кто вызвал их. Злые же духи побеждаются нами с помощью добрых духов, особенно когда просящий очень благочестив и набожен и поет священные слова, и произносит ужасные речи, заклиная божественную силу почитаемыми именами, знаками сверхъестественных сил, чудесами, таинствами, священными мистериями и тому подобным; и эти заклинания или отречения, пока они делаются именем, силой религии и божественной добродетели, то злые духи боятся ее.

Узды, которыми духи сковываются, заклинаются или изгоняются, бывают трех видов. Первые из них – от стихийного мира, например, когда мы заклинаем духа какими-либо низшими и природными вещами, родственными или противными ему. Вторая узда берется из небесного мира, когда мы заклинаем их небесами, звездами, лучами, светом, красотой, ясностью и тому подобным; и эта узда налагается на духов путем увещевания и примера. Она также имеет некоторую повелительную силу, особенно на служебных духов и тех, что занимают низшие чины.

Третья узда – из сверхчувственного и божественного мира, которая совершенствуется религией, иначе говоря, когда мы заклинаем таинствами, чудесами, божественным именами, священными печатями и другими тайнами религии.

                19. О святых или полубогах

После блаженных духов ближайшим к ним сонмом являются «мужи сильные и могучие», которых еврейские богословы называют ишим, маги язычников – героями и полубогами, а христиане – святыми. Христиане верят, что Иисус Христос через различных своих святых как бы через члены, подходящие для этой цели, назначает и распределяет различные дары своей милости, и каждый из святых располагал особым даром. Поэтому они умоляются различными молитвами и просьбами, согласно многообразному распределению благодатей, каждый наделяет легче всего своими дарами, преимуществами и милостями, обильнее, чем ангельские силы, поскольку они ближе к нам и более союзны нашей природе, так как в былые времена они были людьми и испытывали человеческие страсти и недостатки, и их имена, степени и службы более известны нам.

            20. О человеке, как он был сотворен по образу Бога, о его душе и теле

Истинный образ Бога – это его Слово, образом которого является человеческая душа, ввиду чего говорится, что мы созданы по образу Бога, а не по образу мира или тварей; как Бога невозможно осязать, воспринимать ушами, видеть глазами, так и душа человека не может быть увидена, услышана, осязаема. И как Бог бесконечен и не может быть подчинен никому, так и ум человека свободен и не может быть принужден или связан. Далее, как Бог вмещает весь этот мир и все, что в нем, в одном своем уме, так и ум человека вмещает его в мышлении; и как Бог движет и управляет всем этим миром, так и ум человека руководит и управляет своим телом.

Таким образом, кто бы не познал себя, познал все о себе, тот познает Бога, по образу которого он был сделан; он познает мир, подобие которого он носит; он познает всякую тварь, с которой он аналогичен.

Человек является самым прекрасным и совершенным творением, образом и малым миром Бога, а потому он наиболее гармонично устроен и содержит в себе все числа, меры, веса, движения, стихии и все остальные вещи, из которых состоит; и в нем, как в высшем творении, все вещи достигают своего высшего состояния.

Подобным же образом все члены человека пропорциональны и созвучны (т.е. находятся в гармоничных пропорциях) и частям мира, и мерам Первообраза; и согласие такое, что нет у человека такого члена, который бы не имел соответствия с каким-либо знаком, звездой, духом и божеством, и даже с самим Первообразом.

Душа человека есть некая божественная субстанция, проистекающая из божественного источника. Будучи такой, она, согласно мнению платоников, крепится надлежащими средствами к этому грубому телу; почему, прежде всего, в своем нисхождении она одевается в небесное и воздушное тело, которое называют небесной упряжью (колесницей) души. По повелению Бога, кто есть центр мира, она сначала внедряется в среднюю точку сердца, которое есть центр человеческого тела, и отсюда она растекается по всем частям и членам его тела; она погружает себя в соки, которыми она проникает во все члены; так бессмертная душа через бессмертное тело, т.е. эфирный носитель, заключается в грубое и смертное тело.

Плотин и все платоники, следуя Трисмегисту (http://www.proza.ru/2010/05/11/193) выделяют в человеческой душе три части, которые они называют высшей, низшей и срединной.

Высшая – то божественное, что они называют умом, или верховной частью, или просвещенным разумом. Моисей в книге «Бытия»  называет это «дыханием жизни» [Быт. 2:7], т.е. дыханием от Бога или его духа, вдутым в нас.

Низшее – это чувственная душа, которую они же называют образом; апостол Павел называет ее «душевным человеком». [1 Кор. 2:14]

Срединная – разумная душа (астральное тело), связывающая обе крайности, т.е. животную душу с умом, примеряя природу обоих; все же она отличается от той высшей, которая называется просвещенным разумом, умом, светом и высшей частью; отличается также от животной души.

Как та высшая часть никогда не грешит, никогда не соглашается на зло, всегда противна заблуждении и стремится к лучшему, так и низшая часть, или животная душа, всегда преисполнена зла, греха и вожделения, тянется к худшему, о чем Павел говорит: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающим меня пленником закона греховного» [Рим. 7:23]. Поэтому ум, высшая часть, никогда не осуждается; но когда его напарники наказываются, уходит неповрежденным к своему Первоисточнику; дух же, который Плотином (http://www.proza.ru/2015/07/21/1684) называется разумной душой, будучи по своей природе свободным и могущим по своему желанию прилепляться к любому из них, если будет постоянно тянутся к высшей части, в конце концов соединяется с ним, под конец растворится в боге; если же он прилепляется к низшей душе, то он портится и становится порочным, пока не станет злым демоном.

                21. Демоны-хранители

Каждый человек имеет тройного доброго демона в качестве личного хранителя: один – святости, другой – рождения, третий – профессии.

«Святой демон, - пишет Агриппа, -  управляет жизнью души и всегда внушает добрые мысли в ум, являясь всегда активным в просвещении нас, хотя мы и не всегда замечаем это; но когда мы очищены и живем умиротворенно, тогда мы его воспринимаем, тогда он как бы разговаривает с нами и обращается  к нам голосом, будучи до этого молчаливым, и наставляет ежедневно, чтобы привести нас к совершенству и святости.

Демон же рождения, который называется гением, спускается сюда с небес и созвездий, которые доминируют при его рождении. Поэтому были некоторые, кто думал, что когда душа нисходит в тело, то из сонма демонов сама выбирает себе хранителя. И это исполнитель и хранитель жизни помогает ей войти в тело и заботится о ней, когда она в теле, и помогает в этом человеку, на что он и был отправлен небесами. Таким образом, всякий, кто получает хорошего гения, становится благодаря этому искусным в своей деятельности, успешным, сильным, процветающим. Поэтому они названы философами удачливыми, рожденными под счастливой звездой.

Демон же профессии дается звездами, которые отвечают за профессию или отрасль, в которой любой человек специализируется, которую душа, когда она делает выбор в этом теле, неявно желает. Этот демон меняется, когда мы меняем специальность».

                22. О взаимной симпатии вещей. Суть магии

Академики вместе с Трисмегистом говорят, a Jarchas Beuchalt и Mecubales евреев подтверждают, что все имеющееся под Луной в этом мире есть объект рождения и разложения. Также и в интеллектуальном мире, но более совершенным образом, более высокой значимости, происходящей от очень совершенной модели и Совершенного Создателя. Вследствие этого, каждая низшая вещь по роду своему отвечает высшей вещи, и она получает с неба эту небесную силу, которую называют квинтэссенцией, мировым духом или посредствующей природой, а из мира интеллектуального - силу духовную и живительную, которая превосходит любое свойство (небесное), дающее какое-либо качество, и, наконец, от Создателя - через его посредников, следуя их степеням, - первородное свойство всяческого совершенства. Поэтому каждая вещь может быть доведена от этих низших вещей до звездных, от звездных - до их духов, затем - до их создателя. От вытекающих из этого следствия выводов происходят вся магия и тайная философия. Так, постоянно делают что-либо из естественных вещей с помощью искусства и что-либо из божественных вещей с помощью природы. Это изучалось египтянами; они называли это Большой Природой, т. к. магическими свойствами привлекали подобные вещи посредством их подобий и вещи соответствующие - посредством их согласия или соответствия. И греки называли это влечение, которое совершается посредством взаимного соответствия вещей между собой, а именно высших с низшими, СИМПАТИЕЙ.

 Благодаря этим примерам мы видим, как посредством определенных естественных и искусственных приготовлений, мы можем привлечь к нам определенные благодеяния сверху. Камни и металлы согласуются с травами, а травы с животными, а животные - с небесами; небеса - с духами (умами), а те с божественными свойствами и атрибутами Бога и с самим Богом, по сходству и подобию с которым сотворены все вещи. Итак, первым образом Бога является мир, образом мира - человек, образом человека - животное, образом животного Zoophyte, т. е. полурастение-полуживотное; его образом является растение, образом растения металлы, а камни представляют собой подобия или образы последних. Растение еще сходно с животным по духу роста, животное - с человеком по чувствам, люди - с духами по разумности, духи - с Богом по бессмертию. Божественность признается у духов, духовность - у разумности; разумность - у намерения, последнее - у сходства; сходство - у ощущения, ощущение - у чувств, а чувства признаются у вещей. Существует такая связь и постоянство в природе, что всякое высшее совершенство, распространяя свои лучи в определенной и непрерывной последовательности на все низшие вещи, растекается вплоть до последних и крайних, или проникает повсюду; так, что вещи низшие взаимно доходят до высших. Таким образом, вещи низшие имеют такую связь с высшими вещами, что влияния, исходящие от их Руководителя, как от Первой Причины, идут как по натянутой струне вплоть до последних оконечностей мира и проникают до самых глубин. Если притронуться к малейшей вещи или (ее) оконечности, то все приходит в волнение таким образом, что при прикосновении в оконечности это прикосновение дается или отражается в другой вещи, и что при волнении какой-нибудь вещи низшей взволнуется так же и высшая вещь, которой она соответствует, как струны гитары, которые хорошо согласованы.

Маги утверждают, что благодаря соответствию тел низших с высшими, можно привлечь небесные тела, пользуясь удобством небесных влияний, а через них привлечь духов, т. к. они сопутствуют звездам. Вот почему Ямвлих, Прокл, Синезий, так же как и все платоники, утверждают, что можно получать не только дары небесные и жизненные, но интеллектуальные и божественные, благодаря определенным материалам, которые имеют природную силу божественности, т. е. естественно согласуются с высшим, будучи хорошо соединены или объединены, или скомпонованы вместе, отчасти физическим образом, а отчасти - астрономическим образом.

Есть такая связанность в мире, что вещи небесные привлекают сверхнебесные, вещи естественные - сверхъестественные, т. к. действующее средство и причастие видов распространяется повсюду. И т. к. это действующее и причастное свойство из вещей тайных делает явные, оно охватывает явные вещи больше и охватывает их все дальше, чтобы привлечь туда тайное и секретное.

                23. Взаимное подчинение высшего и низшего

Все вещи низшие подчинены высшим, и они встречаются определенным образом одни в других, как говорит Прокл, а именно, высшие - в низших, и низшие - в высших, что есть в вещах на земле, находится в небе, но в качестве их причины. А вещи, что есть в небе, есть на земле, но земным образом. Таким образом вещи получают многие действия и качества, подобно действию звезд и созвездий, которым они подчинены.

Очень трудно узнать, какие вещи каким звездам и знакам зодиака подчиняются; тем не менее это узнают у одних вещей по подражанию высшим лучам, движению и фигуре, у других - по их цветам и запахам, а у некоторых - по эффектам их действий, которые соответствуют определенным звездам.

Все звезды имеют свою собственную натуру, свойства и условия, знаки или отметки, характеры которых производится лучами в телах низших: в элементах, в камнях, в растениях, животных и в их членах. Вот почему каждая вещь получает особую отметку благодаря гармоничному расположению и своей горящей звезде, которая с ней сообщается и запечатлевает ее определенный характер.

Таким образом, когда кто-либо хочет познать силу какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют отношение к ней и получают ее влияние.

Каждая природная сила совершает куда более чудесные вещи, когда она составлена не только из природных пропорций, но также прилагается в удачное время, связанное с расположением небес, т.е. когда небесные силы способствуют достижению желаемого результата. Также и в каждой работе нужно соблюдать расположение, движение и аспекты звезд и планет, в каких знаках и градусах они находятся, и каковы их широта и долгота; ибо от этого зависят качества углов, которые образуют лучи небесных тел на фигурах вещей, в зависимости от которых вливаются те или иные небесные силы.

Столь велика сила и энергия небесных тел, что не только природные вещи, но также и искусственные, когда они правильно подвергнуты влиянию свыше, приобретают чудесную небесную силу. Маги утверждают, что не только смеси, приготовленные из естественных вещей, но также и образы, печати, кольца, зеркальца и некоторые другие инструменты, если их сделать в должное время, под определенным созвездием, могут получить некое небесное сияние и обрести чудесные свойства; ибо лучи небесных тел, будучи живыми, чувственными и несущими с собой чудесные дары и великую силу, мгновенно и с первого касания вливают удивительные силы в образы, хотя бы и их материя была малопригодной.

                24. Человеческие заклинания. Качества мага

Небесные души посылают свои силы небесным телам, которые затем передают их в этот чувственный мир. И ни от какого другого источника берут свое начало силы земного круга. Поэтому маги, которые желают работать с ними, используют хитрые призывания высших, с таинственными словами, и определенные хитроумные речи, притягивающие одного к другому, но по естественной силе, через некое взаимное между ними согласие, так что все происходит по их собственному согласию, но иногда они привлекаются невольно.

Итак, слова человека являются определенными природными вещами, и так как части мира взаимно притягивают друг друга, то маг, заклинающий словами, воздействует на силы природы, ведя одних любовью к другим, или привлекая других в силу следования одного за другим, или отталкивая но в силу вражды одного к другому и противоположности и различия вещей.

Какое качество необходимо человеку, для того чтобы он мог быть истинным магом и чудотворцем? Прежде всего необходимо стремление к этой возвышенной силе и власти. Единственным чудотворцем является ум, ибо ум – вершина разумной души. И когда он чрезмерно перегружен заботами плоти и заботится о чувственной душе тела, он делается недостойным повелевать божественными субстанциями. «Тем, кто пытается достичь до этих высот, - пишет Агриппа, - нужно поразмыслить над следующими двумя вещами: первое – как бросить плотские желания, изменчивые чувства и материальные пристрастия; второе – каким способом и какими средствами мы можем достичь состояния чистоты ума, когда он соединяется с силами богов, без чего мы никогда не приобретем силу чудотворчества. В этом и состоит нужное нам благородное качество, которое бывает от природы, по заслуге и благодаря определенному религиозному искусству».

Благородство, которое обретается религиозным искусством, достигается определенными религиозными церемониями, очищениями и священными ритуалами, совершаемыми тем, чей дух осветила религия.

Есть две вещи, которые правят в каждой операции церемониальной магии, а именно – религиозность и суеверность. Эта религиозность есть непрестанное созерцание божественного и добрыми делами соединение себя с богом и божественными силами, достойно совершаемое служение и поклонение, а также правильно отправляемые церемонии божественного культа.

Религия поэтому есть определенная наука внешних священнодействий и церемоний, которые как некие символы напоминают о внутренних и духовных вещах. Поэтому всякий, кто пренебрегает религией и полагается только на силу природы, тот очень часто обманывается злыми духами.

«То, что я называю суеверием, - пишет Агриппа, - является неким подобием религии и подражает всему, что есть в религии: чудесам, таинствам, ритуалам, обрядам и т.п., - из чего оно имеет не меньше власти и также достигает не меньшей силы благодаря вере оператора… суеверие требует слепой веры, как религия – сознательной веры; и постоянная слепая вера может творить великие вещи, даже оперируя ложными представлениями и делами… Поэтому всякий, кто в свою религию, хотя бы и ложную, все же сильно верит, что она истинна, возносит свой дух пропорционально своей слепой вере до такой степени, что соединится с теми духами, которые являются вождями его религии, тот сможет творить великие дела; неверие же и сомнительность ослабляют любое дело не только в суеверии, но и в истинной религии, ослабляют желаемый эффект даже самых великих подвигов... Вера делает человека чем-то похожим на высшие силы и дает ему возможность использовать такую же силу, как и они; ибо вера есть корень всех чудес, и ею одной – как свидетельствуют платоники – мы приближаемся к Богу».

                25. О страстях души

Страсти души есть не что иное, как определенные движения или склонности, происходящие от того, как рассматривают ту или иную вещь, а именно как хорошую или плохую, подходящую или нет.

Страсти души, следующие фантазии, когда они сильны, могут не только менять собственное тело, но и распространяться до такой степени, что действуют на тело постороннее. Страсти души могут остановить и лечить нездоровье духа или болезни тела; ибо они являются главной причиной состояния собственного тела. Так тот, который силен и разгорячен дает здоровье, не только своему телу, но даже посторонним.

Не следует удивляться, что один дух может действовать на тело и душу другого, т. к. имеет больше силы и жара движения, нежели, чем другой. У такого человека нет недостатка в средствах воздействия на людей. Вот почему говорят, что человек воздействует на другого лишь своей страстью и привычкой.

Страсти получают большое содействие от небесных тел, а они тоже помогают или способствуют их операциям. Очень полезно, чтобы для получения благодеяний неба во всякого рода операциях мы были в согласии с ним и отвечали на его влияния нашими мыслями, нашими страстями, нашим воображением, нашим выбором, рассуждениями, созерцаниями, другими подобными вещами. Страсти становятся более сильными и более действенными, если определенным образом согласуются с воздействием планет.

Философы, особенно арабы, говорят, что когда дух человека сильно привязан благодаря страстям к какой-нибудь работе, он соединяется с душами звезд и разумами. Благодаря такому единению в вещи вливается некая чудесная сила. Человек благодаря этой силе может все и познает все. Эту силу можно ввести в знаки, формулы и изображения для получения желанных целей. Таким же образом все, что мыслит дух человека, пылко любящего, имеет действенность для любви; а все, что мыслит дух человека, сильно ненавидящего имеет цель вредить и разрушать.

Если хотят практиковать в магии, нужно знать и познавать свойство своей души, ее добродетель, ее веру, масштаб и даже степень ее власти над вселенной.

Дух людей имеет некую определенную способность изменять, привлекать, препятствовать и связывать вещи и людей по желанию, и все вещи ему подчиняются, когда дух увлечен какой-нибудь страстью или добродетелью. Высшее связывает низшее и обращает его в свое, а низшее изменяется даже тогда, когда оно иначе предрасположено и взволновано.

Источник этого рода связи это - сильная и определенная страсть души, которая действует, согласно с небесным порядком, а разрешения и препятствия такого рода связи совершаются благодаря противоположному эффекту, который более совершенен и более силен; ибо как более мощное усилие духа связывает, также оно и разрушает, и препятствует.

                26. О свойствах слов и имен

Показав большую силу страстей души, следует еще отметить, что слова и имена вещей имеют не меньшую силу, а положительные речи и молитвы - самую большую, что является особым отличием между нами и животными.

Есть два вида слов: слово внутреннее и слово произнесенное. Слово внутреннее есть отражение духа и движение души, происходящее в мысли без участия голоса, как это бывает во время молитвы. Но слово произнесенное имеет определенный эффект и свойство в голосе.

Итак, слова являются тем более эффективными, чем они более таинственно представляют самые великие вещи, а именно: умные, небесные, сверхъестественные, наиболее достойные и самые святые. Итак, слова являются определенными таинственными знаками, имеющими силу сверхъестественную, небесную, как благодаря силе, которую им сообщает добродетель того, кто их произнес.

Собственные имена очень необходимы в операциях магии, как уверяют почти все маги, т. к. натуральная сила или свойство вещей сначала исходит от объектов к чувствам, затем переходит от них к воображению, от воображения - к мысли, которая познает ее и затем, выражает посредством голоса и слов. Собственные имена вещей являются некими излучениями, наличествующими повсюду. Они сохраняют свою силу, так же, как и доминирующую в них сущность вещи, которая различна, и распознается посредством соответствующих им представлений.

Эти имена содержат в себе чудесные силы вещей. Любой значительный голос является, прежде всего, неким влиянием небесной гармонии. Имя заключает в себе двойную силу, а именно: натуральную - небесную гармонию и волевую - что идет от человека. Чем больше эти два аспекта, тем большую силу имеет имя, особенно при произнесении его над материалом, приготовленным для этого. Если имя будет произнесено в определенное время, в подобающем месте, с требуемой церемонией, то данный материал станет обладать сильным магическим воздействием.

Помимо силы слов и имен есть еще большая сила, происходящая от истины в последовательных речах, которую они вмещают. Будучи возбужденной, она укрепляется и консолидируется; подобного свойства истины нет просто в словах, но есть в изъяснениях, в которых что-либо утверждается или отрицается; таковы поэмы, обвораживания, проклятия, молитвы, обращения (речи), вызовы (инвокации), заклинания, отречения, экзерцизмы и тому подобное.

                27. О свойстве письмен, заклятий и надписей

Маги предписывают делать заклятия и надписи для каждой операции, благодаря которой оперирующий может выразить свою волю, свою страсть или свое желание. Для получения определенного магического эффекта при собирании трав, изготовлении снадобий и лекарств, изображении или изготовлении какой-либо фигуры и т. д. необходимо написать или произнести предписанное для данного случая заклятие.

Мистические письмена, алфавиты, цифры являются наиболее сильными и опасными частями в магии. Опасные в том смысле, что они наиболее способны к образованию следствий и результатов и притом с участием или без участия воли экспериментатора, а бывает и помимо его знания об этом. Буквы полны небесных тайн, как в отношении своей фигуры, формы и значения, так и в отношении чисел, которые находятся в прямой зависимости и гармоничной взаимосвязи с буквами.

Дивные значения вещей находятся в буквах, в их фигурах, в их числе, в их порядке и в их обращении. И если есть язык первичный и изначальный, то установлено, что это - еврейский, у которого, если знать прежде, всего глубоко и радикально порядок и если захотеть обращать в пропорции буквы, то можно отыскать способ и правило совершенно изучить и изобрести все виды языков. Итак, имеется двадцать две буквы, которые есть основание мира и всех творений, которые он содержит, и которые наименованы в нем. Все, что высказано и сотворено, идет отсюда и все берет свое имя и свойство их обращения отсюда. Однако, чтобы найти их, нужно изучить все комбинации этих букв настолько хорошо, чтобы проявился и был слышен голос Бога. Вот это и дает действенность голосу и словам в магическом действии, ибо первая вещь, в которой природа проявила магию - это голос Бога.

Буквы еврейского алфавита делятся на три части, а именно на двенадцать простых, семь двойных, и три буквы-матери, которые, как они говорят, отмечают 12 знаков (зодиака), как знаки вещей, 7 планет и 3 элемента, а именно, - огонь, землю и воду. Они не берут воздух как элемент, но как связь и дух элементов.

                28. О числах, их возможностях и силах

Все виды природных вещей и над-природных связаны определенными числами, что имел в виду Пифагор (http://www.proza.ru/2009/12/20/225), говоря, что число есть то, из чего все состоит, и что они распределяют силы всему.

Числа наделены большими и возвышенными силами, и не нужно удивляться, ведь есть такие великие скрытые силы и в таком большом количестве природных вещей, что в числах есть ещё большие, более скрытые, более чудесные и более действенные, так как они более точны, более совершенны, и что они находятся в небесных телах, составлены из отдельных субстанций, и составляют наитеснейшее и наипростейшее  соединение с идеями в уме Бога, из которого они и берут свои собственные и действенные силы.

                29. О геометрических фигурах

Геометрические фигуры возникли из чисел и имеют поэтому не меньшую силу. Первой фигурой идет круг, который является бесконечной линией, в которой нет ни начала, ни конца, начало и конец которого в каждой точке, поэтому также и круговое движение называется бесконечным, не в смысле времени, но пространства; поэтому круг – наибольшая и совершеннейшая из всех фигур, и тем самым наиболее подходящая для наложения уз и заклинаний; поэтому заклинатели злых демонов, как правило, окружают себя кругом. Пентаграмма, которая начерчена так, что имеет внутри пять тупых углов, а снаружи – пять острых, и пять равносторонних треугольников, которыми окружен внутренний пятиугольник, также имеет большую власть над злыми духами. Египтяне и арабы утверждают, что фигура креста обладает великой силой, и она является наилучшим приемником всех небесных сил, потому что это самая правильная фигура из всех, содержит четыре прямых угла.

                30. О музыкальной гармонии и ее силе

Музыкальная гармония не лишена связи со звездами, ибо она наиболее совершенно подражает им; когда она согласуется с небесными телами, то чудесным образом притягивает небесные влияния, и изменяет страсти, намерения, движения, поступки и расположения слушающих, и спокойно приводит их к собственным состояниям: к радости, плачу, мужественности, покою и т.п.

                31. О способах связывать или физических подвешиваниях

Когда Мировая Душа породила своим совершенством или искусством все вещи, она сделала их плодородными, влив в них небесные свойства, чтобы достичь чудесных эффектов, которые они совершают. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятными, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемыми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными.

Мы можем получить определенное свойство, посредством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, прикосновения или привязывания на нити.

Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойства тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного.

Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и поместить внутрь маленький камень с травой, или подходящим корнем, и не преминуть сделать ароматы, поместив начертания изображений и букв.

32. Как посредством определенных материалов можно привлечь божеств, командующих миром и духов - их министров

Всякий знает, что посредством искусства злого можно привлечь злых духов, что обычно делали маги-гностики, делавшие почти мерзкие и отвратительные гадости, совершавшие при жертвах Приапу, или при служении идолу, называемому Панор, где приносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Каждому известно также, в противовес этому, что посредством добрых деланий, посредством чистого духа, посредством мистических молитв, посредством набожных умерщвлений плоти и других подобных вещей мы можем привлечь ангелов с неба. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материалов, можно также привлечь божественные атрибуты мира, или по меньшей мере, духов - их министров, которые сопровождают их (атрибуты); как говорит Меркурий, - демонов воздуха, но не тех, которые над небесами, а более высоких.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190