Что с подлодкой? Она утонула...

Владимир Волконский
ВСЁ ТАЙНОЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.


12 августа мы отметили очередную, 19-ую уже по счету годовщину гибели ПЛАРК К-141 «Курск» проекта 941А «Антей», трагедии, унесшей на дно Баренцева моря жизни 118 моряков-подводников. Каждый год всплывают очередные подробности, которые подчас противоречат предыдущим. Фильм-расследование Алексея Пивоварова ставит точку в этих спорах. В принципе, ничего нового он не сообщает, сведущие люди знали всё это и до него, просто он систематизирует известные факты, приводит некоторые неизвестные и ставит точку в причинах и результатах этой трагедии.

Фильм вы конечно посмотрите, (ссылку прилагаю - https://www.youtube.com/watch?v=PHm9tWdbXHc), из него становится ясным, что всему виной человеческий фактор, штатные торпедные стрельбы закончились трагедией из-за непрофессионализма экипажа, обслуживающего их, в силу доукомплектования его перед выходом в море специалистами с других подлодок, не имеющих опыта работы с торпедами на пероксиде водорода. В результате взрыва учебной торпеды и детонации остальных уже боевых торпед разнесло не только 1-ый торпедный отсек, но и 2-ой, где находился Центральный пост вместе с командиром корабля каперангом Геннадием Лячиным и старшим похода начальником штаба 7-й дивизии АПЛ Северного флота каперангом Владимиром Багрянцевым (и избежать этого было нельзя из-за конструктивных особенностей проекта 941А «Антей»). Взрывная волна, сминая переборки, дошла до 5-бис отсека, кормовая переборка которого выгнулась, но удар выдержала. Большая часть экипажа погибла сразу, но 23 членам его удалось спастись, задраившись в 9-ом отсеке. Они надеялись на помощь, но она не пришла, как явствует из фильма, из-за преступного бездействия командования СФ и лично командующего СФ адмирала Попова, непосредственно руководившего учениями. Лодка вовремя не была объявлена аварийной, (произошло это лишь спустя 12 часов), время было упущено, спасательные работы начались, когда спасать было уже некого. Верховный Главнокомандующий не был проинформирован должным образом, в результате он даже не прервал свой отпуск в Сочи, который продлился до 17 августа. Погибшие моряки были посмертно награждены орденами Мужества, командир К-141 каперанг Лячин удостоен звания Героя РФ (но не за гибель лодки, а за предыдущий поход, так уж случилось, что посмертно), а виновные в преступной бездеятельности при спасении экипажа даже не были наказаны, что говорит о многом.

Мое отношение к произошедшему объяснит моя переписка с Альбертом Храптовичем, капитаном 1-го ранга в отставке, командиром атомного подводного стратегического ракетоносца К-223 проекта 667БДР «Кальмар», входившего в состав ТОФ. Он личность на флоте известная, сам горел на своем РПКСН «Подольск», с честью вышел из этой ситуации, и до собственной аварии и особенно после нее бил во все колокола, обращался во все инстанции, вплоть до Верховного, но сдвинуть эту махину так и не смог. Если кому интересно, вот ссылки на его тексты (они короткие):

http://www.proza.ru/2017/12/06/1589 - Глава XVII. 1. Авария на К-223
http://www.proza.ru/2017/12/07/305 - 2. Катастрофа К-429
http://www.proza.ru/2017/12/07/791 - Глава XXI. 1. Гибель К-219. Прием у Главкома ВМФ.
http://www.proza.ru/2017/12/07/839 - Глава 23. 1. Катастрофа К-278 «Комсомолец».
http://www.proza.ru/2017/12/25/512 - Глава XXIX. 1. Гибель «Курска».
http://proza.ru/2015/12/05/770 - «Курск». Флотские фантазеры о причинах катастрофы.

И он, и автор фильма Алексей Пивоваров придерживаются версии зам. нач. Главного Управления ВМФ по боевой подготовке вице-адмирала Валерия Рязанцева, входившего в состав правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы АПЛ «Курск», который считает, что причиной первого взрыва, взрыва так называемой «толстой» торпеды 65-76 ПВ, стало её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года, произведённое экипажем лодки, пользовавшимся при этом в силу своей некомпетентности неправильными инструкциями, что спровоцировало неконтролируемую реакцию разложения перекиси водорода после загрузки торпеды со стеллажа в торпедный аппарат 12 августа 2000 года. Что было дальше, вы знаете.

А вот, собственно, и сама переписка:
ВВ: Альберт Иванович, эту аварию я уже помню. До сих пор думал, что там что-то секретное взорвалось, какая-то секретная торпеда, из-за которой там и находился гражданский спец завода-изготовителя. Оказывается все гораздо прозаичнее. И печальнее... Слышал еще, что командир АПЛ каперанг Лячин застрелился, оставив предсмертную записку: "Не имею права дышать одним с вами воздухом...". Думаю, что это уже выдумки досужих беллетристов. Слышал уже из СМИ, что при вскрытии поднятой лодки в переходной камере обнаружили двоих членов экипажа в снаряжении, не смогших открыть переходной люк изнутри. Не знаю, правда ли? Как и не знаю, насколько правда версия, что наши водолазы тогда в 2000-м не смогли открутить гайки этой камеры уже снаружи. А к норвегам не обратились из-за того, что лодка секретная.
С временным благополучием, как в воду глядели... С той лишь разницей, что на АС-31 экипаж был штатный и высококвалифицированный, но чего не воспользовался ИДА, вопрос? Неужели наше русское разгильдяйство и ПДУ с собой не таскали?

АХ: Владимир, Вы совершенно правы - фантазий и домыслов досужих беллетристов вокруг любых событий хватает. Так что о том не будем. (Будет время и желание, можете о них посмотреть: http://www.proza.ru/2015/12/05/770).
Русское разгильдяйство. Да, это есть. ПДУ - небольшая коробка красного цвета, носится на боку на матерчатой лямке через плечо. Примерно так, как некоторые граждане носят сумку с документами и ключами. Некоторые подводники, особенно из числа командования или старших на борту в высоких званиях правилами, установленными для всех подводников, пренебрегают. А кто-то и рисуется, мол, мне не страшно.
Потому как на АС-31 сплошные капитаны 1 ранга, я почему-то уверен, они не считали обязательным носить этот болтающийся на боку предмет.
А когда тренировались находить свой ИДА, одевать и включаться в него - уже забыли.

ВВ: Вот мы и подобрались с вами к отгадке причин трагедии, произошедшей на АС-31. Как говорит Слава: "Володя, то, что кажется на первый взгляд бредом, может оказаться совсем не бредом. Надо учитывать такой момент: Служба на Северном флоте, очень отличается от службы на всех других трёх флотах. Во всяком случае, так было раньше. Отличия были, что по форме одежды, по несению службы, во взаимоотношениях среди личного и командного состава. Север красив, суров, поднимает самооценку, делает тебя сильнее, увереннее, что иногда может с тобой сыграть злую шутку".
Сыграло! Поэтому и Героев РФ дали не всем! Элита, 15 лет на одном корабле, почти все старшие офицеры, все друг друга знают, ничего никогда такого на этой ПЛ не случалось. Поход был рядовой, двухдневный. Расслабились. Утратили бдительность и сноровку. Решали совсем другие задачи, какой уж тут Устав корабельной службы? Море не прощает! Все равно считаю, что они все герои, лодку спасли ценой своих жизней.

АХ: Владимир, спасибо за ссылку на крайнее от 28.08.2019 видео по «Курску». Только из этого видео уже более достоверно (до того были слухи) узнал, чьи еще были записки из числа остававшихся в живых подводников в 9-ом отсеке.
Вывод: ни в том, какие записки были упомянуты в видеоролике, ни в многочисленных "записках" многих других фантазеров, нет абсолютно НИЧЕГО, что могло бы помочь установить истинную картину происшедшего и с "Курском", и с подводниками в 9-ом его отсеке. Записка капитан-лейтенанта Колесникова наиболее информативна и правдива. К ней никто ничего существенного не добавил, и добавить просто не мог, будучи далеко в корме на момент взрыва.

ВВ: Альберт, я не писал, что записки экипажа помогли установить причину гибели подлодки. Я просто привел их (и записку капитан-лейтенанта Садиленко, и записку мичмана Борисова), поясняя, что оставшиеся в живых ждали помощи извне, будучи не в состоянии сами выйти на поверхность. Шансов спастись у них самих не было. Шансы спасти их были только у спасателей. Но два первые дня были утеряны, благодаря командующему СФ. Спустя двое суток спасать было уже некого. Понятно, что о спасении людей речь тогда уже не шла. Кто в этом больше виноват, каждый решает сам. Я бы не снимал часть вины с Верховного, при всем моем к нему уважении. Вы командир РПКСН и лучше меня знаете, что за все на корабле отвечает командир. Даже, если вахтенный ему не доложил о происшествии, виноват все равно он, и за то, что не доложил тоже! А ВВП принял на тот момент управление нашим кораблем. Я уверен, он сам до сих пор чувствует свою вину за это, он порядочный человек. Но почему не наказаны виновные, тот же командующий СФ, вопрос?! Значит, была попытка заиграть. И в этом наш большой минус. Всё пытаемся заиграть. Тогда с «Курском», сейчас с Лошариком. Все шито-крыто - погибшие герои, никто не виноват. Вы сами отлично знаете, к чему приводит подобная практика. К следующим авариям! А то, что ВВП возродил наш ВМФ, так честь ему и слава, никто этого не отрицает. Но попытка все заиграть и спрятать под сукном - наше всё! Ничего не изменилось со времен Петра 1.
Расследование Алексея Пивоварова только подтвердило то, что вы знали и сами. Причина аварии на АПЛ «Курск» - человеческий фактор (непрофессионализм), гибель 23 членов его экипажа - вина командования СФ.

На этом дискуссия оборвалась. Конец ее Альберт Иванович подвел этим текстом, (хотя он и был написан задолго до данной переписки) - http://www.proza.ru/2016/01/18/754.
 

РЕЗЮМЕ от каперанга Храптовича, с которым трудно спорить: 
К-141 потерпела аварию и затонула почти на виду у сил флота. Согласно Инструкции она должна была быть объявленной аварийной спустя час после того, как истекло назначенное ей время донесения о всплытии. И тут же должны были быть приняты меры к спасению выживших подводников. Но аварийная тревога на флоте была объявлена только спустя 10 часов! Виноват в преступном промедлении был, прежде всего, руководитель учений адмирал Попов, (никакой ответственности за это не понесший). К тому же на флоте не осталось спасательных судов, специально подготовленных к спасению экипажей подводных лодок. Имелись спускаемые аппараты, но не было нужных, хорошо подготовленных специалистов. Все усилия спасти подводников со стороны наших спасателей, которые с большим опозданием всё-таки прибыли к месту катастрофы, не увенчались успехом. В результате руководство  поздно обратилось за помощью к норвежскому правительству, где такие спасательные устройства были. Потеряли время, и оставшиеся в живых моряки из-за наступившего резкого ухудшения обстановки в отсеке погибли…

Вечная память героям!..

29.08.2019