Глава 23. 1. Катастрофа пла Комсомолец

Альберт Иванович Храптович
                (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2015/11/10/1434).

              7 апреля 1989 года снова весь Советский Союз и весь мир потрясла весть о новой трагедии в Военно-морском флоте: в Норвежском море потерпела катастрофу и затонула наша новейшая атомная подводная лодка К-278, «Комсомолец». Погибли 42 подводника…
          Впервые в нашей стране во всех СМИ не только прошло сообщение о факте катастрофы, но и открыто стали обсуждаться недостатки в ВМФ, приводящие к таким тяжелым авариям и катастрофам. Июнь, июль – активные выступления в печати флотских и гражданских специалистов, экспертов с анализом причин гибели «К-278».   Разумеется, не остался в стороне и я.
 
          Тщательно изучив все сообщения, мнения специалистов, рассказы оставшихся в живых очевидцев, (а чуть позже, когда представилась возможность, и фактические документы в Генеральной прокуратуре), я пришел к тому же выводу, что и многие эксперты. А именно, что роковую роль в гибели корабля и людей сыграли не только недостатки в технике, (они были), но и недостатки в подготовке экипажа в борьбе за живучесть корабля.
   
              Не буду подробно разбирать всё, что и как произошло, ограничусь главным. На корабле в то время был второй экипаж. Имевший, как уже было сказано раньше, очень мало возможностей для боевой и специальной подготовки на берегу. Перед походом он был направлен на месячную переподготовку в один из  УЦ под Ленинградом. Так вот там, судя по выпускной ведомости, экипаж и Главный командный пункт по борьбе за живучесть корабля получили оценку «неудовлетворительно». Устранить недостатки в УЦ, времени не хватило, а на базе, с возвращением в дивизию, ни возможности, да и времени, практически, не было. Надо было в заданный срок выполнять План по выходу подводной лодки на Боевую службу.

              Кроме того, уже в походе, роковым образом сказалась недостаточная дисциплина при несении вахты в отсеках личным составом экипажа. Я говорил выше, что одним из решающих условий успеха борьбы за живучесть корабля, а подводной лодки особенно, в случае возникновения аварийной ситуации в отсеке является бдительность при несении вахты. Что позволяет своевременно обнаружить течь или пожар, и задавить их в самом зародыше, иначе потом справиться с аварией, повторяю, особенно на подводной лодке, очень трудно, если вообще возможно.
             Здесь пожар в седьмом отсеке был обнаружен лишь по приборам на пульте в Центральном посту вахтенным механиком. Доклад из отсека о пожаре не поступал, что означает только одно – вахтенного в момент возникновения пожара  в отсеке не было. Скорее всего, он самовольно ушел в соседний шестой поболтать с приятелем, вахтенным шестого. После объявления аварийной тревоги, и запроса в седьмой об обстановке, вахтенный механик услышал по громкоговорящей связи между отсеками (она была включена на отсек)характерный, знакомый всем подводникам звук захлопнувшейся переборки между шестым и седьмым.  Нетрудно было понять, что вахтенный рванулся в свой 7 отсек, задраил за собой переборку, но сделать что-то или хотя бы доложить в ЦП уже не смог, видимо, погиб, практически, мгновенно. Потому, что к этому моменту пламя в седьмом уже бушевало в полную силу.
             Дальше пошло наслоение ошибок со стороны ГКП. Пожар принятыми мерами потушить сразу не удалось. От большой температуры выгорели сальники забортных кабелей, поступающей через них водой были затоплены кормовые отсеки, корабль потерял продольную остойчивость, (что не оценили должным образом на ГКП, не убрали с корабля весь личный состав), и затонул. Большая часть экипажа была спасена нашими подошедшими на помощь силами. Но спасли не всех, к сожалению, многие погибли.
             Повторяю, разбирать подробно действия экипажа здесь не буду. Скажу только, что моряки, опять-таки, как и на «К-219», в ходе борьбы за живучесть подводной лодки действовали героически,  самоотверженно, но, к сожалению, справиться с аварией, не смогли. Не хватило знаний и опыта. Более того, когда стало понятно, что корабль не спасти, они не сумели использовать по назначению даже корабельные средства спасения людей, не были тому научены. И в основном потому многие из них, почти половина экипажа, включая командира корабля, погибли.

                Подчеркну еще раз: в этом не их вина, а их беда.  Для командования главное – план. Подводная лодка должна выйти на БС по плану. А фактическое состояние материальной части,  качество подготовки экипажа -  это тоже, конечно, важно, но вопрос уже второй. На следствии вышестоящие начальники подчеркивали то, что экипаж перед Боевой службой побывал в УЦ, что было в их пользу.  Но о результатах обучения  тщательно умалчивали. «Защищая честь флота», упорно твердили, что экипаж был подготовлен на «отлично».  Значит, надо было свалить причину аварии на недостатки техники, тем самым окончательно снять с себя вину и какую-либо ответственность за гибель уникального в своем роде корабля и людей.  И Комиссия по расследованию причин катастрофы, как обычно, работала по установившейся схеме – военные пытались свалить вину на промышленность и наоборот.  Попытки общественности и отдельных флотских специалистов, включая вашего покорного слугу, заставить командование,  прокуратуру и следствие взглянуть на дело о гибели корабля по-другому, вникнуть в суть проблемы, ни к чему не привели. Как обычно, всё закончилось поиском «стрелочников» для наказания в назидание остальным. Но на этот раз, по-моему, и их не нашли. Дело так и заглохло.

             А вот что написал об этом много лет спустя  Андрей Данилов в книге «Категорический императив Канта и психология абсурда», 2009 г.:  «Сашка Терновский, (заместитель командира по политчасти,- А.Х.), …пытался убедить Командующего Северным флотом о неготовности подводной лодки «Комсомолец» к выходу в море и угрозе аварии. Отказ выходить в поход. Итог: снятие с должности, клеймение позором, как труса, и смерть через два года при невыясненных обстоятельствах. Лихие флотоводцы отправили людей и лодку на верную гибель и смерть… И Сашку».

             18 мая того же 1989 года один из моих коллег сказал, что, якобы, среди  моряков по рукам ходит мой «Доклад» в инстанции, в котором давно изложено то, что рано или поздно, должно было случиться, и случилось фактически с «К-219» и с К-278 «Комсомольцем». Понятно, что «ходил по рукам»  не сам  доклад, а  слухи о нем.  Так или иначе, но скоро мне стало известно, что моряки  экипажей, проходящих обучение и межпоходовую подготовку в нашем  УЦ, действительно хотят выдвинуть меня кандидатом в народные депутаты  РСФСР на предстоящих  вскоре выборах.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/12/07/832