Шкрабы были разные. Объёмный рассказ

Александр Травников
Если бы не умничающие демократы на совещании, было бы скучно.
Беседовали про образование и школы с учениками в городе.
У правозащитников всё плохо.
Школа.
Ученики.
Учебники.
Электронные дневники.
Классные руководители.
Власти.
ЕГЭ.
И даже оппоненты, посмевшие задавать наглые вопросы, на предмет количества детей собственных и личного опыта работы в школе.
Для примера убийственного негатива и выработки всеобщего комплекса вины у присутствовавших, один демократ рассказал даже историю про учителя в далёкие 20-30 годы.
Суть в том, что в те времена были такие персонажи школьного образования, которых называли "Шкрабами".
Нет.
Это совсем не страшно.
Это сведённые воедино, в одно понятие два слова - учитель и школа, а точнее два слова - школа и работник.
Тогда и получилось новое советское слово - ШКРАБ (школьный работник).
Если дословно, то ликвидатор неграмотности.
То, как это слово было произнесено, я догадался что каким-то негативом веет от этого позабытого, но не всеми понятого слова.
Вернее будет сказать, вообще никем не понятого слова.
Понял я , что суть претензия к слову шкраб, за 100 прошедших лет не изменилась.
По крайней мере, когда я не постеснялся, и уточнил у говорившего, насчёт слова шкраб?
Что это такое?
То судя по взгляду блеснувшего блатным загробном интеллигента, я должен был покраснеть, и тут провалиться, в силу своего невежества, в чистилище.
Однако, вдруг выяснилось, что я в своём невежестве не одинок, и умничавшему демократу пришлось напрячь извилины, и ничего нового, кроме презрения к самому понятию школьный учитель советского прошлого, которого если считали за человека, то по сравнению с элитой умственной мысли и продуктового спец.пайка для особого контингента, это был человек определенно малограмотный и неуважаемый.
В силу своей врождённой интеллигентности, я не стал тогда спорить.
Разве что поинтересовался темой кандидатской правозащитника, пытаясь точно вспомнить вслух и громко детали формулировки неизбежности победы коммунистического мышления не только в отдельной стране, но и во всем мире.
Оказалось, что это был удар почище кувалды по голове без каски.
После традиционного торжественного фотографирования участников дискуссии с администрацией, вернувшись к себе, я всё же решил поинтересоваться этим словом, ибо в советские времена, что ни слово - то целый пласт эпохи.
Оказалось, что про сельского шкраба писал Варламов В.Н.*
Этим сельским шкрабом оказался даже сам Пришвин М.М.**
Уж если сам Пришвин был шкрабом, да ещё и сельским, то грех было шутить над этим словом всуе.
Ибо эти самые шкрабы и ликвидировали тотальную безграмотность, наследие царской Империи.
Шкрабы, на заре советской власти, были разные.
А именно - городские и сельские.
Отличались они только тем, что городским давали капусту, а сельским нет.
Сами выращивайте - мол.
Не учебником единым светел человек.
Человека труд облагораживает.
Разный.
В том числе и на огороде, если условия позволяют.
И ведь не поспоришь.
Как ни герой, бог или полубог - так обязательно пастушок в юности. Шива например. Парис из числа людей известных, участник Троянской войны и других известных историй.
Но вернёмся к шкрабам.
Оказывается, всё ещё более запутано и всё не просто.
В 20-30 годах именно некоторые учителя критиковали реформу образования, выступали против бригадного метода обучения и представления ответов за бригаду отдельными личностями, из числе тех, кто в курсе.
За это им и приклеили ярлык идущих не ногу с прогрессом.
Именно они и стали теперь называться не учителями, а именно шкрабами.
Кто против новаций в те суровые годы, ясно дело, что посадили.
Полагаете, это они сами на себя доносы написали?
Я так не думаю.
Но зато слово шкраб осталось в словаре исправительно-трудовых учреждений, где и прижилось.
Шкраб, это оказывается слово, которым вначале обозначали учителя в колонии.
А заодно и тех, кто был жаден, эгоистичен, избыточно и чрезмерно осторожен.
Теперь для меня всё стало на свои места.
Не у Варламова и Пришвина слово шкраб в его негативном оттенке было взято, а из блатного жаргона воровского мира.
Интересно стало мне, откуда эти самые правозащитники слово это в его негативном контексте взяли?
Полагаю, Вы и сами ответ на этот вопрос додумали.
Теперь мне учителей жалко стало.
Это кто-же на них своим интеллектом наезжает?
Я им, правозащитникам, сразу ещё вопрос про Навухаданосора, а они глазами в ответ блымают и не понимают, к чему это я?
Обиделись.
Однозначно обиделись.
Причём все сразу.
Говорят, я в их адрес словами нехорошими обращаюсь.
А я что?
Я только про слово, мне непонятное и устаревшее поинтересовался.
А оно вишь как?
Целая философия жизненного непонимания вдруг образовалась.
И ведь мог бы многозначительно проглотить заумствования некоторых.
Зато потом, ко мне подходили директора и учителя школ и благодарили после совещания.
- Спасибо, говорили, что этим "редискам" в бубен настучал.
Почему они простого школьного учителя так ненавидят?
Умные, что-ли?
   А я что?
  Я только вопрос задал.
  Ну не знал я, что такое слово шкраб.
  Устарело ныне это слово в русском языке.
  Разве что в блатном жаргоне осталось.
  Но это уже точно не к учителям относится.

_________________________
* Варламов Алексей Николаевич - 1963. Русский филолог и писатель. Писал в том числе и про Пришвина М.М., где одна глава так и называется - Шкраб. Это глава № 10.
** Пришвин Михаил Михайлович  - 1873 - 1954. Русский-советский писатель.



************

- Шкрабы были разные. Объёмный рассказ./http://www.proza.ru/2019/04/05/1687
- Кого боятся судьи? Адвокатские практики./http://www.proza.ru/2019/04/04/601
- Зигзаг судьбы переводчика. Адвокатские практики./http://www.proza.ru/2019/04/02/1663
- Как я стал сволочью./http://www.proza.ru/2019/03/31/1004
- Странный Гена. Нищие хроники./http://www.proza.ru/2019/03/30/1769