Глупых вопросов не бывает?

Александр Ивашкевич
       Говорят, что глупых вопросов не бывает.
       Такая вот педагогическая парадигма.
       Согласен, что в процессе обучения необходимо равнозначно воспринимать любые вопросы от обучаемых. Я так и говорю в начале курса: "Пока вы в находитесь в аудитории на моих занятиях, среди вас нет "дураков" и любой вопрос достоин озвучивания! Но когда вы выступаете не в качестве обучающегося, а субъекта обычной жизни или дискутируете где-то, то вас могут и будут воспринимать по вашим утверждениям и вашим вопросам. А они вполне могут оказаться дурацкими и глупыми...
       В реальной, конкретной жизни, конечно же,  возникают "глупые" вопросы у многих людей. Если они не понимают или ошибочно "понимают" суть того, о чём идёт речь.
       Вопрос зачастую оказывается "глупым" из-за формы, тональности, контекста, в которых он задаётся. Излишняя самоуверенность, апломб, высокомерие любой вопрос превращают в "глупый". Это слово поставлено в кавычки потому, что его смысл довольно относителен: в любом вопросе или утверждении всегда можно найти зёрна истины и лжи. Как посмотреть и интерпретировать. Как говорится: "Во всём есть всё".
       Действительно мудрый человек никогда и ни в каких обстоятельствах не задаст "глупого" вопроса! Он знает и понимает общие принципы... 
       Естественно, у глупых людей, обычно, возникают глупые вопросы. И у не глупых людей бывают глупые вопросы. Так?
       Вышеприведённое  утверждение придумано в дидактическом смысле.
       Действительно, между учеником и учителем "глупых вопросов не бывает". Если они договорятся об этом и каждый будет правильно исполнять свои функции.
       Если человек не задаёт вопросов, то это вызывает сомнение в его понимании  материала и уме. Либо он очень умный и ему всё ясно, либо ему всё безразлично.
       В общем смысле, глупые вопросы существуют точно так же, как и глупые ответы. Глупых ответов гораздо больше чем глупых вопросов! Как и глупых людей.
       Это не я придумал. Почитайте Бернарда Шоу, Антона Чехова...
       В правильно сформулированном вопросе содержится определённый процент ответа. Говорят, что более 50%... Но есть и пустота - вопросы ради вопросов...
       Убеждённый в своей мудрости глупец всегда задаёт глупые вопросы. Для таких людей важен не ответ на его вопрос, а сам факт произнесения вопроса.Он и так заведомо знает ответы на все вопросы...
       Есть метод обучения посредством  задания вопросов учителем ученику. Это называется  "майевтикой" ( от др.-греч. - повивальное искусство, родовспоможение) - термин из диалога Платона "Теэтет", означающий метод обучения, философствования, разработанный  Сократом.
       Майевтика была создана Сократом как способ извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.
       В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает в определённой последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник (ученик) формулирует неизвестные ему до этого утверждения ("рождает истину"). Отсюда и семантическая связь этой процедуры с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её из себя, своих суждений, своего понимания.
       Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего непонятного, неизвестного знания внутреннему "философскому" знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть. Платоновские абсолютные идеи.
       Сократ утверждает (в диалоге Платона "Теэтет"), что он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.
       Себе Сократ отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам.
       Вы в это верите? Мудрый учитель задавал вопросы заведомо зная ответ на 100%. Сейчас такой метод обучения называется "проблемным"!
       Логически грамотно, содержательно, умно сформулировать вопрос может только человек, погружённый в данную тематику, хорошо понимающий суть затрагиваемого поля проблем и уже знающий каков по содержанию доложен быть ответ.
       Хороший вопрос направляет на правильный путь поиска и достоин не меньшего уважения, чем верный ответ!

      "Я знаю, что я ничего не знаю..." http://www.proza.ru/2015/08/28/1585
      "Во всём высказанном есть ложь?" http://www.proza.ru/2017/04/24/2272
      "О понимании - 2" http://www.proza.ru/2018/11/04/1863