Очень кратко. О женском вопросе в 21 веке

Анатолий Писцов
Полный текст см http://www.proza.ru/2019/02/12/1856
 
Положение женщины в обществе естественным образом, т.е. стихийно, неосознанно, складывалось и изменялось от положения рабыни, удовлетворяющей все требования господина-мужчины в ранние времена, до «предмета мужской роскоши» в Новое время и «недотроги» и феминистки в Новейшее время. Стихийность, неосознанность положения женщины в обществе провоцировала и продолжает провоцировать «войну полов» во все времена и во всех ареалах существования человека, а также многие другие малоприятные события, причины которых соответствуют духу французской поговорки «cherchez la femme».
О. Вейнингер в своей книге «Пол и характер» ещё в 1902 году отмечал по истории женского вопроса: «Не следует забывать, что женский вопрос существовал во все времена, хотя в разные эпохи и выступал с различной яркостью. Препятствия, якобы поставленные мужчиной на пути женского образования, страшно преувеличены… Женский вопрос существовал ещё и в древности, и в средние века, и не только как вопрос социальный, но и как духовный».
Однако, несмотря на такую историческую продолжительность, женский вопрос к 21 веку не исчерпал своей актуальности. Он продолжает «тормошить» человечество с завидной женской энергией. Несказанно возросшая производительность общественного труда и развитие женского самосознания «вливают» в проблему новые основания и актуальные черты. Соответственно эти же обстоятельства в настоящее время диктуют необходимость определения нового, более разумного, подхода к женскому вопросу.

     Разумное разрешение женской проблемы будет состоять, вероятно, в нахождении для женщины рационального баланса между  профессиональной и общественной деятельностью, позволяющей реализовать её стремление к собственной значимости, и «родовой» деятельностью, в которой реализуются её психофизиологические, инстинктивные и эмоциональные, потребности в продолжении рода.
Очевидно, новая постановка «женского вопроса» будет, скорее всего, различаться для разных обществ и стран, с учётом фактически достигнутого в них положения женщин и фактического состояния взаимоотношений мужчин и женщин. Некоторое сходство подходов возможно для стран, входящих в группы близкого уровня социально-экономического развития. Как известно, в аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы: развитые страны с рыночной экономикой; страны с переходной экономикой (в эту группу входит и Россия); развивающиеся страны. В каждой группе  объединены страны, близкие по уровню экономического развития. Как правило, с уровнем экономического развития коррелируют уровни социального развития стран, в т.ч. положение женщин и фактическое состояние взаимоотношений мужчин и женщин.
      В развитых странах, где достигнут высокий уровень эмансипации женщин, новая постановка «женского вопроса», видимо, будет направлена на преодоление допущенных в ходе предыдущей эмансипации «перекосов»  в установлении равенства мужчин и женщин в тех сферах и областях жизнедеятельности, где отсутствуют психофизиологические основания для декларированного равенства. К обычным доводам по таким «перекосам» можно было бы добавить, что нынешние подходы к сексуальному харассменту являются по существу попыткой «модернизировать» мужскую и женскую природу. Как известно, «женщины менее агрессивны, чем мужчины. Это связано с тестостероном, который в организме мужчины вырабатывается в 10 раз больше, чем у женщины. По этой же причине в животном царстве «М» по отношению к «Ж» является всегда стороной ищущей и наступающей. У мужчин в половом отношении всегда имеется потребность наступать и в прямом, и в переносном смысле, а у женщин – стать объектом наступления». Поэтому природно запрограммированному «объекту наступления» всегда придётся испытывать некоторые «неудобства» от действий «наступающей стороны», и ни юридическими установлениями, ни общественным осуждением эти «неудобства» устранить невозможно. C`est la vie!
В развивающихся странах актуальным, вероятно, будет проведение эмансипации их женщин по типу эмансипации, осуществлённой в своё время в развитых странах (с недопущением «перекосов»).

Современные перекосы женской эмансипации своими корнями имеют прекраснодушные лозунги великой Французской революции 1789 г. – Свобода, Равенство, Братство ( Libert;, ;galit;, Fraternit;).
Как лозунги самой Французской революции, так и лозунги «её дочери» - женской эмансипации, имели своим основанием эмоционально выраженные устремления людей тех времён – «так жить нельзя!», но не имеющих разумных представлений о том «как жить надо».
Провозглашённые тогда лозунги, ввиду отсутствия разумного понимания существа проблем, воспринимались массами как правила «прямого действия», без учёта нюансов реальных потребностей людей и возможностей общества. Попытки реализации таких правил «прямого действия» привели к многочисленным «перекосам» как в общественной жизни вообще, так и в осуществлении женской эмансипации – лозунги «требовали», а жизнь «возражала».
Примером продолжения перекосов Французской революции в женской эмансипации могут служить упомянутые современные проявления сексуального харассмента в странах западной цивилизации.

Отдельно следует сказать о проблемах женской эмансипации в России. В ходе попыток коммунистического строительства в России в XX в., допущены наибольшие, по сравнению со всеми другими странами, «перекосы» в женской эмансипации. Прежде всего, отмена частной собственности на средства производства, чего не было до этого ни в одной стране, лишила российских мужчин возможности полноценно обеспечивать материальное положение своих семей; в связи с этим российские женщины вынуждены были стать равноправными с мужчинами «добытчиками» для семьи.
 Далее, идеология распространения коммунизма на весь земной шар и логика выживания коммунистической страны в капиталистическом окружении неизбежно вели к милитаризации всей жизнедеятельности страны. Проводимые с этой целью ускоренная индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства и военное строительство невиданных масштабов лишили многих российских мужчин возможности заниматься созидательным трудом во имя семейного и общественного благополучия. Женская эмансипация при этом оказалась направленной на занятие женщинами мужских рабочих мест с соответствующей деформацией природной женской специфичности. Кроме этого, вызванная теми же причинами  «феминизация» таких областей общественной жизни как образование и здравоохранение оказала серьёзное негативное влияние на общество.
            Ещё. Лишение российских мужчин возможности быть основными добытчиками материального положения семей и «равноправие» женщин в таких заботах привели к определённой деморализации мужчин; искажение естественного положения «кто в доме хозяин» - к соответствующим усилению эмоциональности и снижению разумности в семейных делах. В добавок к этому, провозглашённая государственная идеология равенства полов брала женщин под защиту партийно-государственного аппарата не только в политических правах, но и в сексуальных отношениях между мужем и женой, что деформировало естественную мотивацию женщин к сохранению своей привлекательности для мужчин. (Из шутливых стихов: «Чем жена держит мужа: француженка - телом, американка - делом, итальянка - шиком, еврейка - криком, молдаванка – трудом, немка – судом, гречанка - грацией,  русская – парторганизацией»).
Женская эмансипация советского коммунистического типа оставила тяжёлое наследие, которое придётся преодолевать в новой постановке «женского вопроса» в России.

Предельно упрощённая, сведённая к центральному лозунгу «Равенство»,  эмоционально мотивированная, романтическая эмансипация женщин образца времён Французской революции 1789 года в общем-то не выдержала испытания временем. Точнее, она исчерпала свои возможности, выполнив свой «долг» по толчку к развитию женского самосознания и по некоторому изменению мужского взгляда на предназначение и судьбу женщины в мире. Однако эта эмансипация коснулась лишь довольно незначительной части женского населения, в основном женщин стран Европы и Северной Америки. Огромная часть женщин стран Востока Евразии, Африки и Центральной и Южной Америки практически никак не почувствовали её веяния – в большинстве этих стран женщины остаются ещё до «порога» европейской эмансипации образца 1789 года.
В самих же странах европейской цивилизации эта эмансипация,  выполнив долг по «разбуживанию» женского самосознания, но, не имея достаточно разумного основания, во многих случаях «перешагнула» разумные границы и «перегнула палку» до противоположности – до уровня необходимости «мужской эмансипации».
Очевидно, что очень большая сложность «женского вопроса» потребует для его разрешения значительных интеллектуальных усилий многих лучших умов человечества, а также многочисленных практических поисков реалистических вариантов, в т.ч. методом «проб и ошибок». Здесь излагается одно из возможных направлений поисков решений.
Кратко это направление  обозначается так: создание условий для развития и реализации способностей женщины в пределах естественных возможностей её организма.
Естественные возможности женского организма существенно отличны от возможностей мужского организма. В журнале Настройка здоровья в статье «60 отличий между мужчинами и женщинами» предлагается обобщающий вывод:
«Мужчина и женщина – это не только два различных тела, но и два различных типа мозга, два образа мышления. И получение, и обработка информации у представителей разного пола происходят по-разному: они думают по-разному, у них разное восприятие, приоритеты и поведение. Природа наделила мужчину и женщину собственными «сильными» сторонами, которые позволяют идеально дополнять друг друга, как две половинки одного целого, и только тогда они будут счастливы» (https://sethealth.ru/).

Учитывая существующие психофизиологические особенности женщин, можно попытаться определить наиболее предпочтительные, с точки зрения сохранения   здоровья и создания условий для самореализации личности, «участки» женской жизнедеятельности в общем «поле» человеческого существования.
Прежде всего, женский организм наиболее приспособлен к «родовой» деятельности – совокупности действий, связанных с зачатием, вынашиванием и рождением ребёнка, а также с его выращиванием  и обучением первичным навыкам существования в окружающем мире.
С родовой деятельностью женщины тесно связан комплекс её действий по обеспечению безопасной и комфортной жизни ребёнка – формирование семейной обстановки, обустройство жилища, обеспечение питанием и одеждой, создание безопасных условий проживания.
Ещё одним участком женской жизнедеятельности по отношению к её ребёнку является обучение его социальным знаниям и умениям действовать в современном мире. Несмотря на привлечение к участию в таком обучении специализированных образовательных учреждений, ведущая роль в нём принадлежит женщине-матери, по крайней мере,  в течение младшего детского возраста (до ; 8-11 лет).

Далее. Чрезвычайно развитые в ходе эволюции эмоциональные возможности женского мозга, значительно превосходящие мужские, могут представить другой, весьма ценный для человечества, «участок» женской жизнедеятельности – эмоционально ориентированная деятельность.
     К такому виду деятельности можно отнести, прежде всего, вдохновление мужчин на реализацию заложенных в них способностей к преобразованию мира - в разных сферах: научных, технических, художественных (во всём их многообразии), производственно-хозяйственных, социальных, управленческих, военных.
     К этому же виду деятельности относится реализация заложенных в женщине способностей к выражению художественных  образов в различных видах искусства и литературы и демонстрация психофизических способностей организма в достижении высоких результатов в различных видах спорта.
     Особое место в эмоционально ориентированной деятельности занимает оказание женщинами природно-обусловленных сексуальных услуг, а также услуг типа эскортных, нуждающимся в них мужчинам.

Ещё. Развитые рациональные возможности женского мозга, хотя и уступающие мужским, могут представить третий ценный для человечества «участок» женской жизнедеятельности – участие в социальной деятельности производственного, обслуживающего, управленческого, научно-педагогического характера.
Характеристики женской «доли» в этой деятельности предопределены такими психофизиологическими женскими особенностями как:
- меньшие, чем у мужчин, возможности переносить физические, а также температурные и вредносредовые нагрузки,
- «мужчины ориентированы на предметы, женщины – на отношения»,
- «преимущественная ориентация женского мозга на выполнение стандартных операций в отличие от мужского, ориентированного на новые решения»,
- «б;льшая скорость решения стандартных задач у женщин по сравнению с мужчинами»,
- «преимущественная ориентация женского мозга на использование уже имеющихся, уже созданных средств, не «заморачиваясь» на поиск и создание новых средств»,
- значительно развитые вербальные, аналитические способности женщин при недостаточном развитии конструктивных, синтезирующих способностей,
- «женщина менее дифференцирована, чем мужчина, а потому и менее взыскательна»,
-  «женщина постоянно погружена в свой внутренний мир, и все окружающее имеет для нее гораздо меньше значения, чем прическа на ее голове или новая шляпка».

Осмысление и переход к новой постановке «женского вопроса» в 21 веке трудны прежде всего из-за сложности отказа от популистских прежних подходов, состоявших в эмансипации женщин на основе равенства женщин с мужчинами. Причём в тех подходах равенство, верное в своей сущности  в некоторых политических отношениях, с лёгкостью экстраполировалось на равенство во многих других сферах человеческой жизнедеятельности – от равенства в труде до равенства в сексуальных отношениях, т.е. в тех сферах, где его в принципе быть не может.  Лозунг равенства своей простотой, которая «хуже воровства»,  завораживал и завораживает до сих пор многих людей – от обывателей до некоторых мыслителей и государственных деятелей.
Однако, как выразился О. Вейнингер, «отвергнута должна быть нелепая фраза о «полном равенстве»».
Женские способности и возможности не хуже и не лучше мужских – они другие. Соответственно этому и устремления женские – другие, нежели мужские. 
Выявление способностей женщины – начальный и очень важный элемент их развития и создания возможностей для последующей реализации.
По-крупному в жизни женщины выделяются четыре основных периода её жизни:
- детско-девичий период – до 18-20 лет,
- детородный период – от 18-20 до 40-45 лет,
- постдетородный трудоспособный период – от 40-45 до 55-60 лет,
- посттрудоспособный период – после 55-60 лет.

Склонности к каким-либо видам жизнедеятельности проявляются у женщин в детско-девичьем периоде. Своевременно выявить их – очень важная и одновременно достаточно сложная задача. Ещё сложнее задача сделать эти склонности ориентирами
детско-девичьевого воспитания.
 
«Для выявления способностей и наклонностей ребёнка существуют три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определённой программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остаётся мало времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать  родителям. В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе. Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей»
Это замечание о роли семьи очень важное и интересное. Однако для практической реализации такой роли требуются достаточно «квалифицированные» в воспитательных делах родители, с чем на практике бывают серьёзные трудности. Потому как в каждый исторический момент времени «сегодняшние» малоквалифицированные родители вырастают из «вчерашних» малоразвитых детей.
Ещё одной особенностью родительского воспитания является различие в нём ролей матери и отца. Здесь оно состоит в том, что хорошо развитый материнский инстинкт, в отличие от слаборазвитого отцовского, обеспечивает матери успех в «правильном» выращивании и воспитании ребёнка из бессловесного существа в маленького человечка практически до школьного возраста (7-8 лет). В дальнейшем взрослении ребёнка, состоящем в его серьёзной социализации, материнский инстинкт становится уже бессильным. Он продолжает заботиться лишь о теле ребёнка (что хорошо отражено в шутливой детской песенке: «это почему-то бабушка считает, что важнее самых важных дел, чтобы мальчик, как проснётся, так бы ел, ел, ел»). Начиная с 8-10 летнего возраста «эстафета» правильного выращивания и воспитания ребёнка, как мальчика, так и девочки, переходит к отцу, интуитивный разум которого помогает ребёнку социализироваться, в том числе развивать природные склонности в социально необходимые способности.

Тишанская Т. отмечает другую важную грань родительского ориентирования детей:
«Ребенок - это отдельная личность, он не обязан воплощать тщеславных запросов родителей и всегда быть лучшим. У каждого человека своя планка способностей и возможностей, свои природные склонности и таланты. Лучше присматриваться к возможностям ребенка, чем вменять ему в обязанность то, к чему он неспособен. К примеру, не все дети могут стать великими художниками в будущем - как бы интенсивно они не обучались изобразительному искусству. Не все могут быть отличниками в школе - сколько бы усилий родители не прикладывали в деле учебы и сколько бы репетиторов они не нанимали. Важно понять сферу возможностей ребенка, привить ему добродетели и силу воли: тогда он найдет свою дорогу в жизни, станет счастливым и полезным для общества» (http://www.proza.ru/2018/02/15/784).
К настоящему времени разработано немало методик выявления детских склонностей к некоторым видам жизнедеятельности. Правда, большинство из них предназначены для раннего выявления склонностей детей к выражению художественных  образов в различных, преимущественно музыкальных и изобразительных, видах искусства, а также склонностей к некоторым видам спорта. То есть в тех видах жизнедеятельности, в которых занята всё-таки незначительная часть людей. Выявление склонностей к другим видам деятельности, в которых занято большинство людей, остаётся пока без методической помощи. Соответственно, нет и наработок по подготовке детей к этим, массовым, видам деятельности.

В части женской проблематики прежде всего следует говорить о выявлении склонностей и об ориентации девочек на наиболее массовый для женщин вид – на родовую деятельность. Дело здесь не только в возникающих демографических проблемах,  особенно в развитых странах. Не менее важно то, что для очень многих женщин родовая деятельность – самое  «главное поле» их самореализации. Но и для остальных женщин (исключая случаи физических и психических патологий и девиаций) родовая деятельность - непременное «вспомогательное поле» их самореализации. Бездетность – это, как правило, «несчастный случай» в женской жизни.
В выявлении же склонностей девочек к родовой деятельности и в ориентации девочек, девушек и женщин на родовую деятельность в обществе существует полная прострация. Больше того, существует масса способов и средств антиориентации – ориентации их в сторону отказа от родовой деятельности, вопреки всей биологической «конструкции» женского организма. Движения за эмансипацию женщин, начатые в конце XVIII в. во времена Великой французской революции, в XX и в  XXI веках превзошли, похоже, разумный уровень баланса между  профессиональной и общественной деятельностью женщин, и «родовой» их деятельностью.

Дефицит методик по выявлению склонности девушек и женщин к участию в социальной деятельности производственного, обслуживающего, управленческого, научно-педагогического характера, скорее всего, будет без особых затруднений восполнен, как только объявится общественный запрос на них. Женщинам такие виды деятельности необходимы и как средство самореализации, и как средство заработка «на жизнь» в «свободное» от родовой деятельности время.
В организационной же части потребуются новые формы, так сказать, «семейно-профессионального партнёрства», в которых желания и намерения родителей определить склонности детей будут дополняться профессионализмом специалистов частных и государственных организаций образовательного профиля.

Помимо склонностей женщины к конкретным видам жизнедеятельности, о чём говорилось выше, самореализация женщины требует исполнения её коренных жизненных устремлений, определяемых как бессознательно, инстинктивно, её биологической  сущностью, так и осознанно каждой женской особью.
Содержание бессознательных (инстинктивных, подсознательных) устремлений женщины впервые, может быть, сформулировал О. Вейнингер в своей работе «Пол и характер».  Вот эта формулировка: «Женщина никогда не отвергает мысли о половом акте, в какой бы форме он ни выражался. Этим обрисовывается большая часть психической жизни женщины, кажущейся некоторым столь загадочной. Сильнейшая потребность женщины – это потребность самой участвовать в половом акте; но это представляет только частный случай ее глубочайшего, ее единственного жизненного интереса, желания, чтобы акт этот совершался возможно чаще все равно где, когда и кем именно». «Женщина совершенно бессознательно считает высшей ценностью половое общение между людьми».
И в итоге: «Половой акт – высшая ценность женщины, она старается осуществить его везде и всегда. Ее собственная сексуальность составляет лишь ограниченную часть этого безграничного хотения» (О. Вейнингер, гл.XII).
Важной особенностью устремления к половому акту, усложняющей женское поведение,  является «сцепление» этого устремления женщины с инстинктивной же боязнью самого полового акта. Вот как об этом писал О. Вейнингер: «Эта легко возбудимая половая чувствительность у «Ж» может проявляться как в прямом желании полового возбуждения, так и в своеобразной, как будто неуверенной в себе, боязни перед возбуждением от прикосновения». (Возможно, потому что, как отмечал О. Вейнингер, «Брачная ночь, момент дефлорации представляется самой важной минутой, это момент перелома всей ее жизни»).
Это двойственное отношение к половому акту, предельно кратко выраженное русской поговоркой «и хочется, и колется», во многом обусловило неустойчивое, переменное поведение женщины, в котором в разных обстоятельствах «побеждает» то одна, то другая сторона этого отношения.

На эту, природно обусловленную, двойственность отношения к половому акту накладывается огромное давление социального окружения, всячески осуждающее получение любого удовлетворения от половой жизни. Христианство признаёт целью половой жизни только деторождение во имя продолжения рода – «плодитесь, размножайтесь!», всё остальное рассматривается как нечто грязное, постыдное, противоречащее морали. Такое социальное давление усиливает боязнь женщины «перед возбуждением от прикосновения».
Чрезмерное чувство боязни полового акта на фоне природного устремления к нему является главной причиной развития женской истеричности.

Содержание же осознанных коренных жизненных устремлений сформулировано одной женщиной следующим образом: «Любому человеку хочется почувствовать уважение к себе и собственную значимость. Именно в этом состоит цель женской самореализации»         Другая женщина-автор несколько детализировала  содержание осознанных женских устремлений: «Нечего и говорить, мы настолько привыкли к мудрёному слову «эмансипация», что, доведись точно истолковать его смысл, найдёмся не сразу… Положим, освобождение женщины, придание ей равных с мужчиной прав, равенство… Но какое может быть равенство, если выносить и произвести на свет ребёнка в состоянии только женщина? Значит, не можем мы быть равны и в чувствах по отношению к этому ребёнку. А дальше цепочкой нанизывается всё остальное: женская ранимость, повышенная возбудимость, впечатлительность, мнительность, физическая слабость в сочетании с высокой выносливостью, осознание некоторых своих несовершенств и потому обострённое желание доказать свою значимость…» (Татьяна Никитина, Эмансипация изнутри. http://www.proza.ru/2019/02/16/960).

В связи с вышесказанным целеориентирование женщины на жизненном пути должно учитывать как бессознательные, так и осознанные её устремления.

Бессознательные устремления женщин к половому акту реализуются, чаще всего, в нескольких типичных моделях женского поведения - мать, жена, любовница, гетера (гейша), эскорт-женщина, проститутка. Выбор конкретной модели из этого набора (и других возможных вариантов) осуществляется женщиной на основе природной её склонности и с учётом складывающихся жизненных обстоятельств. Такой выбор по существу является выбором женщиной цели своего существования, пусть в значительной степени и неосознанным. Соответственно выбранной цели женщина выстраивает и «систему» своей подготовки к её достижению.
Весьма важным элементом такой подготовки является выбор женщиной «золотой середины» между ханжеским неприятием полового акта, формируемым чаще всего под влиянием социального окружения, и безудержным стремлением к нему («бешеная матка»), диктуемым женским половым инстинктом. Крайности от этой середины вызывают патологии женского поведения – истеричность в случае неприятия полового акта и проститутность в случае безудержного стремления к нему.
Поскольку достижение цели в выбранной половой модели возможно только (точнее, преимущественно) в контакте с мужчиной, постольку успех в удовлетворении половой потребности здесь в значительной степени зависит от умения женщины взаимодействовать с мужчиной (мужчинами). Хотя такое умение во многом предопределено («сцеплено» с) инстинктивным устремлением женщины к половому акту, всё же современное усложнение социального бытия требует и дополнительного «специального обучения» женщин такому умению. В числе элементов такого обучения – понимание сущности и потребностей мужчины, а также умение «поступиться» некоторыми своими «принципами», если это требуется для получения от мужчины приемлемого уровня удовлетворения своей половой потребности. Особенно это важно и сложно для женщины при выборе ею моделей поведения «мать» и «жена».

Учитывая сравнительно короткий период сексуальной привлекательности женщины в общей продолжительности её жизни (О.Вейнингер: «Женщина – как для самой себя, так и для других, – имеет положительную ценность только в возрасте половой зрелости),  каждой женщине, независимо от выбранной модели сексуального поведения, требуется также выбор модели (возможно и не одной) социального (не сексуального) поведения – осознанного участия в социальной деятельности производственного, обслуживающего, управленческого, научно-педагогического, эмоционально ориентированного характера. При общей продолжительности жизни в 70-80 лет период родовой деятельности ограничен 25-30 годами (условно с 16 лет до 45 лет). Даже при позитивном настрое женщины на родовую деятельность она находится в «родовом простое» более половины своей жизни.
«Счастливый случай» для женщины в этом деле – выбор такого вида деятельности, который соответствовал бы её склонностям, давал возможность почувствовать собственную значимость и одновременно обеспечивал бы зарабатывание  достаточных средств «на жизнь».

Целеориентирование – один из сложнейших видов умственной деятельности человека. Большинство женщин, в связи с органическими особенностями строения их головного мозга, испытывают большие затруднения в постановке и удержании жизненных целей. Поэтому для своего целеориентирования они нуждаются в помощи мужчины. В детско-девичьем возрасте такую помощь оказывает чаще всего отец, во взрослом – муж, духовник, а также кто-то из родственников или близких знакомых.
Перечисленные в статье условия перехода к новой  постановке «женского вопроса» в 21 веке потребуют ещё множество других дополнений. В частности, изменений системы образования девочек и девушек (в т.ч. раздельное от мальчиков и юношей обучение по многим образовательным разделам, раннее, ещё с допубертатного возраста, сексуальное обучение и др.); изменений семейного и трудового законодательства (в т.ч. приравнивание труда женщин по выращиванию детей к общественно полезной деятельности с соответствующей оплатой, изменение условий раздела имущества при разводах и др.) и многих-многих других дополнений.

            Однако подобные изменения, явятся всё же, так сказать, изменениями «технического» характера. Настоящим же переворотом будут необходимы изменения политико-экономических условий для женщины и, прежде всего, признание женщины как личности, соблюдение приоритета её прав перед требованиями государства.
Сложность этого процесса для стран вне европейской цивилизации можно проиллюстрировать на примере России. Одной из главных особенностей существующего русского своеобразия является  приоритет государства и подавленность личности (Юрий Афанасьев). Если сепарировать тяжесть этого чувства, то можно выделить следующие его главные составляющие:
1. Всеместность, всесилие и беспредел государственной власти.
2. Асоциальность народа. Ю. Афанасьев: «С ликвидацией социальности в том её виде, в каком она сформировалась в России к ХХ веку, строители социализма пробудили и вызвали к жизни всё самое худшее, что есть в человеке и что составляет его природную основу, – его животные инстинкты и эгоизм». «Самый главный итог…– выработанная у населения способность адаптации к  насилию в любых условиях. Аморальность населения. Это не означает, разумеется, что буквально каждый и каждодневно делает подлости. Но это значит, что практически каждый при определенных условиях готов их сделать».
3. Отсутствие гражданского общества.
4. Бессилие и бесплодность интеллигенции и предпринимателей.
5. Настораживающие тенденции российского развития в последние годы.
«Путинское [правление] – с точки зрения особенностей постсоветской социальной динамики – годы окончательного утверждения авторитаризма на основе жажды «порядка» и потребности человека-массы в компенсаторном традиционализме». «Надо иметь в виду, что на всю эту хаотичную массу населения…, никак не структурированную политическими организациями и гражданскими формированиями – накладывается растущая едва ли не по экспоненте коррупция, которая господствует практически во всех сферах общества и на всех уровнях власти…».

В аналогичном положении находятся большинство стран с переходной экономикой. К производству, хозяйствованию, экономике разные народы, как известно, пришли в разное время. По разным причинам. Неравномерность развития народов, включая уровень социального развития и степень эмансипации женщин,  сохраняется на протяжении всей истории человечества. Одному миллиарду людей «повезло» - они развивались и развиваются быстрее других, достигли «постиндустриального» уровня и стали «золотым миллиардом». Другим людям «повезло» меньше, они не могут преодолеть «индустриального» уровня и остались, так сказать, «железным миллиардом». Ну, а абсолютному большинству – развивающимся странам с населением в 5 миллиардов – «не повезло» совсем, они не могут вырваться из «доиндустриального» уровня развития и отчаянно борются за выживание.
Соответственно экономическому уровню различно и социальное положение человека в этих группах стран, в том числе положение женщин и их эмансипация, как уравнивание прав женщин с правами мужчин.
Основная сложность, затрудняющая переход к индустриализации, состоит в социальном устройстве общества в странах развивающейся экономики. В этом  устройстве наиболее тормозящую роль в развитии общества играют 2 фактора:
- традиционность жизненного уклада,
- социальный инстинкт вертикальной консолидации, предопределяющий авторитарный стиль управления.
Для каждой из развивающихся стран осуществить переход к индустриальному типу жизнедеятельности - задача огромной трудности. По существу, это действительно революция. Причем не всякая революция способна создать условия для устойчивой индустриализации, обеспечивающей надежную выживаемость населения страны.
Немецкий философ К. Ясперс писал по этому поводу: «тоталитаризм не может быть преодолён изнутри, так как индивид бессилен перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позицию невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств». Причём опять же не всякое вмешательство свободных государств может принести успех.

Положение с изменением социально-экономического положения женщин в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах мира остаётся неизменным на протяжении многих столетий. Никаких позитивных перспектив здесь не видится и в ближайшем будущем.
Больше того, некоторые специалисты (напр., совладелец «Альфа -Групп»  Михаил Фридман в колонке для русского издания журнала Forbes) считают, что "Развивающиеся страны будут «неуклонно» отставать от « развитых»". Михаил Фридман предсказал усиление отрыва Запада от развивающихся стран. Он отметил, что в последние десятилетия мировое экономическое развитие «во многом определялось» глобализацией и «развитием экономической кооперации развитых и развивающихся стран». Вторые, уточнил миллиардер, экспортировали в первые сырьевые ресурсы и дешевую рабочую силу, а сверхприбыль инвестировали в создание «физической инфраструктуры» максимально быстрыми темпами — дорог, аэропортов, логистических центров, городов.
   Менее значимым приоритетом для таких стран было «институциональное развитие», в частности независимая и стабильная легальная система, эффективная конкурентная среда, считает он. По мнению Фридмана, такое развитие подменялось «директивами, обеспечивающими точечную заботу об иностранных инвесторах». В качестве примера такой страны миллиардер привел Китай, власти которого начали решать проблему слабых институтов «еще большей централизацией, репрессиями». По словам Фридмана, «повторения «китайского экономического чуда» последних десятилетий» в ближайшее время не будет.
   Этот вывод можно распространить на экономики всех развивающихся стран, за исключением Индии, пишет бизнесмен. Рост экономик развивающихся стран будет замедляться из-за иссякающих сверхдоходов от экспорта сырья и, соответственно, сокращения доходов населения, отметил миллиардер. Источников финансирования для развития общественных институтов «будет совсем немного».
   Поэтому темпы роста развивающихся стран «будут неуклонно отставать от развитых, тем самым увеличивая и без того значительную разницу в доходах и уровне жизни», подчеркнул Фридман.
 
Пути модернизации развивающихся стран и народов и, следовательно, женской эмансипации сокрыты в тумане будущих веков…

Состояние демократии управления и либерализации экономики в развитых странах позволяет надеяться на успешное преодоление допущенных там перекосов в женской эмансипации. Также как и в других областях жизнедеятельности, таких как миграционная деятельность и финансовые системы.