Часть пятая

Ааабэлла
                (до - http://www.proza.ru/2018/11/11/1214)


  1 

  Ашну замолчал, и я словно очнулся. По-прежнему среди звёзд, сидя на тропинке с ногами, висящими в пустоте. Взгляд в сторону конца тропы подтвердил: и там без изменений, клубится всё та же мгла, где чернота будто всасывает в себя пространство.
   Тишина.
  - Ашну, -спросил я, - Мне пора? Я не узнаю, чем всё кончилось?
  Никто мне долго не отвечал, так что подумалось: я опять умер…
  Но внезапно прозвучало:
  - Сможешь ли понять то, что последует дальше? А поняв, вместить… Ладно, слушай!

  «И опять со своей верной подружкой Мик пошёл по миру, которому учитель Аму высказал немало горьких слов, однако ж, не пожелав его покинуть.
  Может, Аму, веривший в Необходимость, видел в том своё предназначение? Мудрец обычно говорил непрямо, в расчёте на того, кто поймёт. Ничего не разъясняя. Кто не понимает – тот не хочет или ему не следует знать. Так считал учитель. Суждено ль Мику найти Причину этого мира?..

  Дорога была пуста и тиха, ничто не мешало раздумьям.
  Братья, с которыми он расстался, сами получили урок, желая преподать его. А что, если маги, сотворившие зачем-то мир, который можно уничтожить, как поступил «Сказочник», но не изменить, тоже не могут ничего с ним поделать? Но уничтожать не решаются, на что-то надеясь… Можно ли по их миру судить о них, вдруг это – всего лишь проба пера, неудачный этюд?
  От этой мысли Мик даже остановился.  Что если они также не хотели зла, как и Анс? А мир стал поступать по своим законам, завися от себя и собственных представлений… Тогда и Причина не важна…

  Неужто он получил ответ?..  Вот это да…

  Аму назвал его вопрос «настоящим, потому что на него никто не даст ответ».   Мудрец обычно маскировал смысл… Что это ещё могло означать?
А вот что – на свои вопросы можно получить только свои ответы. «Никто не даст ответа…» кроме самого вопрошающего.

  Получается, он ответил на свой вопрос…

  Мик замер, прислушиваясь к себе. Не таким он представлял миг озарения.
  Ему казалось, тут же изменится вИденье всего вокруг, став проникновением в суть вещей, Необходимость за его спиной примется нашёптывать ему, как Избраннику, секреты всего и вся… А тут всё случилось просто и буднично… А главное, без тайны утратило смысл.

  Он принялся утешать себя. Такое мало кому способно придти в голову. Для этого нужно искать, будучи Другим, познакомиться с Аму, Ашну, попасть к братьям-волшебникам, у которых не получилось со Сказочником, узнать, про магов – творцов-управителей мира… 

  Он посмотрел на Нюсси, обрадованную передышкой, и лёгшую в тени. Оглядел окрестности: лес вокруг дороги, шедшей к холмам. Места напоминали те, где прошло детство.

  Что могло изменить открывшееся знание? Какую принести пользу?..

  Он искал Причину, как подоплёку происходящего,
 ибо был недоволен миром,
 хотел понять, чтоб уяснить, как можно изменить тот, улучшив. 
  Теперь же, постигнув, понимал, что стремился к раскрытию тайны зря.
  Потому что ничего нельзя с этим сделать.

  Для чего нужно тогда познание? – подумал Мик и не смог ответить.

  Он огорчился, словно мальчик, искавший конфету, а нашедший пустой фантик, повторявший её очертания…

  «обманули» меня, «обманули»...

  Неужели печаль мудреца проистекает отсюда? Из познания невозможности ничего изменить?..
и множащий мудрость только умножает печаль? Да, Аму же обронил как-то: «Большинство уверено, что в мудрости много печали оттого, что немало истин – невеселы. Мудрецы же – потому, что эти истины – неизменны».

  Аму наверняка знал это издавно… и куда лучше его…
каково ж мудрецу приходилось…
  А находил в себе силы играть словами с другими, подсказывая готовому услышать.

  О, мудрый Аму! До меня лишь сейчас по-настоящему дошло, насколько я не понимал тебя… А сколько у тебя было таких учеников! Каждый из них преисполнялся собственной значимости: как же, он слушал самого Аму! Слушал… не слыша. Не понимая. Причём, учитель старался, жалея, далеко не прятать смыслы.

  Мик присутствовал однажды, когда Аму внимал пришедшим к нему, сыпавших вопросами:
  - Как отличить добро от зла?
  - Каждый говорит, что он за добро, а творит столько зла, воюя за своё добро против чужого…

  Мудрец ответил коротко:
  - Добро то, что обрадуется, уступая лучшему.
  - А разве такое бывает? – удивились его словам.
  Аму усмехнулся:
  - Вы не спрашивали: Есть ли добро? Вы спросили: Как отличить добро от зла?

  Так узнавал тот, кто способен был это вместить, и узнавал неизмеримо больше вопроса… И одновременно – новый вопрос.


  Мик присел на обочину дороги рядом с Нюсси, пригорюнившись. Поиск разгадки Тайны  придавал его жизни смысл, наполнял значением. Тайны больше не было… А разгадка… она не порадовала.

  Нет, конечно, он любит Солнце и пойдёт к ней, но внутри ощутимо образовалась какая-то пустота, и что с этим делать он не понимал».

  Ашну замолчал, давая мне переварить услышанное.
  «То, что он рассказал, - подумал я, - явно вопрос и мне. Если поверить открытию Мика, то и наш мир – случайность. Но с другой стороны, на свои вопросы можно получить только свой ответ… Получается, сколько задающих вопросы – столько и ответов. Но многие ли задаются этими вопросами? Большинству и в голову не приходит этим интересоваться. Они убеждены, что изменить ничего нельзя.
  Но ведь постоянно что-то меняется.
  Помимо нас.
  А что-то меняем и мы.
  Получается, что наши ответы, борясь с ответами других, пытаются изменить действительность в свою сторону. На свет выходит столько истины, сколько удаётся вывести ищущим.
  И той истины, что хочется им».
  - А ведь Мик пока до этого не дошёл… - понял я и не обрадовался своему открытию поэтому, а огорчился. Он остановился на полпути.

  - Надо же… - сказал Ашну, услышав мои мысли, - не ожидал от тебя. Что ж, ты заслужил продолжение. Бонус, как называли взятку у тебя на прежней работе. Слушай дальше.

  - И ты тоскуешь? – неожиданно услышал он. Мик вздрогнул, огляделся. Никого.
Раздался смех.
  Мик предположил, что неизвестный прячется на дереве, что отнюдь не помогло того обнаружить. Нюсси с интересом следила за ним, не поднимаясь.
  - Сдаюсь! – сказал Мик, - Ты хорошо спрятался.
  - Можешь вслух не произносить, - прозвучало в ответ, - достаточно подумать.
  Опа! Мысли читаешь… Может, и невидим?
  - Да.
  - Кто же ты?
  - Сказочник.
  - … Тот, которого создали братья?
  - И попытались после убить.
  - Так это ты им мстил, уничтожая долину?..
  - Похоже, ты меня понимаешь. Я не зря заговорил с тобой.
  - Но зачем ты там всё погубил?
  - Ты сам ответил.
  - Нет, можно было придумать иное, не столь кровожадное…
  - Я был уверен, что всемогущ, и верну всё назад, как было до разрушения, показав свою силу этим молокососам. Они же сами, ну, ничего не знают о жизни, а вздумали ей диктовать и переустраивать.
  Ощутив недоверие Мика, Сказочник сказал:
  - Понимаю… мол, сам жил меньше дня, а учит? Я – способней братьев. Мне хватило. Вижу – не веришь. Скоро убедишься.
  - Так ты не хотел зла…
  - Никто не хочет зла…
  - Но совершает.
  - Я плакал, когда понял, что не могу вернуть всё назад… в той долине. Не знаю, то ли я был создан в этом ущербным, то ли им удалось уменьшить мои способности, то ли здесь мир так устроен… Я ж и облик твой потерял. Теперь невидимка. Без воплощения.
  «Мятежный дух… Но мог плакать и от разочарования…» - подумал Мик и спросил:
  - Что собираешься делать?
  - Честно?
  - Меня-то какой смысл обманывать?
  После небольшой паузы последовала реплика:
  - Не знаю что делать. Сказал же тебе: и ты тоскуешь? Но решу.
  - Надо же, совсем, как я. Хоть я не только не всемогущий, а вообще мало что могущий.
  - Тебе легче: ты любишь. И есть куда идти.
  - Подслушал мои мысли?
  - Конечно.       

  Мику это не понравилось. Да и кому б понравилось? К тому же его что-то напрягало… И тут он понял, что именно. Не пели птицы, ни ветерка, ни живой души на дороге. Полная тишина в разгар дня. Так не бывает! Ни гудения шмеля, ни мухи, ни комара… Он вспомнил фальшивые горы братьев, затем нападение… Сказочник отвёл глаза Ансу семенами, сам подготовив тем временем уничтожение долины. Не хитрит ли сейчас с ним?
  - Ну, додумывай… - услышал он, - делай вывод, зачем это мне нужно. Только вокруг всё настоящее, не то, что у этих. Попробуй на вкус любой лист или травинку. Но я погасил все звуки в округе, устранил движение. Чтоб не мешали разговору.
  - А вот зачем… ты лишён воплощения. Моего. Хочешь обдурить меня, чтоб де факто мной воспользоваться.
  - Кхы… - прозвучал смешок, - А для чего?

  Мик подумал и не нашёл ответа, честно сказав:
  - Не знаю.
  Послышался вздох и:
  - Всё гораздо проще, Мик. Тебе хотя бы есть куда идти и чего добиваться. У тебя могущественные покровители, которые тебя ищут. Они же на тебя, как на наживку выманивали нового противника, а заодно и похищенных детей, которые им и оказались. Ты принесёшь магам добытое знание, сдав молодцов братьев-волшебников.
  - С чего ты это взял? – возмущённо спросил Мик.
  - А потому, что не знаешь одну вещь… и даже не одну.
  - Какую же?
  - Твой Ашну – один из этих магов.
  - Ашну – бог радости. Он спасает Других из мира магов!
  - Они заодно.
  - Как ты можешь это знать?
  - Пусть это будет моей тайной, ладно? Когда спросишь Ашну, думаю, он не станет отрицать.

  Мик помолчал, размышляя, и проговорил вслух:
  - Не верю. Получается, ты хочешь защитить «молокососов-волшебников», с которыми враждуешь. Иначе, зачем мне говоришь?
  - Что ж… пооткровенничаю с тобой ещё. Аму-то ты доверяешь? Помнишь у него: «Если мы не способны вместить знание, это не значит, что его нет»? Так вот, я хочу упростить позицию в игре, скажем так.
  - В какой игре?
  - Игре магов, о которой ты и не подозреваешь, считая, что они просто не знают, как справиться с собственным порождением (в чём, кстати, не ошибаешься, поздравляю).
  Видишь ли, до недавних пор маги вели эту игру друг с другом. Те, кто были пешками в их сражениях, о том даже не подозревали.
  Потом они натолкнулись на достойного соперника. Думая провести Ашну, маги сначала утроили дитя, чтоб ребёнок не стал Сказочником, как мечтал Утешитель Других, а затем похитили уже известных тебе детей Зари и Ветра. Для того, чтобы начать игру с Ашну.
  Тот послал на поиски тебя с Нюсси, а так как это – игра, то маги пропустили вас, на что он и рассчитывал.
  Потом всё пошло не так, как они думали.  Детишки-то оказались им не по зубам и сбежали, начав собственную партию. Для чего создали меня.
  Дальше ты знаешь.

  Мик потряс головой. Ничего себе! Он попытался уложить это в уме, ища подвох и не находя его.
  - Предположим… - согласился он, - что ты не врёшь. Тогда твой интерес в том, чтоб самому начать двигать фигуры, вмешавшись? Но и только. Ведь ты спасаешь своих противников – трёх братьев и выдаёшь себя ради этого. Но в отношении меня ты ошибся. Я не сдам магам детей. Не сдам и тебя, если не станешь вредить никому.
  - Сдашь… когда узнаешь вторую вещь. Известную Венсу. Почему, ты думаешь, он уговорил старшего отпустить тебя? А?
  - Ты всё слышал?
  - И это, уж извини, будет моим секретом.

  Мик отчего-то боялся узнать «вторую вещь». Его останавливало неприятное предчувствие.

  Но Сказочник назвал её сам:
  - Братья теперь знают об амулете… что отдала тебе мать.
  - И что?
  - Это не простая вещица. Она постоянно меняет форму, например.
  Это Мик отрицать не мог.
  А Сказочник продолжил:
  - То заклятье, что она заставила тебя выучить на случай опасности…
  Мик весь превратился в слух.
  - … оно вызовет на помощь твоего отца.
  Мик рассмеялся:
  - Если он даже ещё и жив, то я ему давно не нужен!
  Но собеседник не поддержал веселья, холодно возразив:
  - Я не имел в виду Гира Эрсера. Я говорил о твоём настоящем отце. Благо заклятье на его языке. Ты же, зная звёздный, не понимаешь смысла звуков, что выучил.
  Мик замер. Ничего себе… И?
  - Твой настоящий отец – один из двух властителей этого мира, маг. Проверить это легче лёгкого. Только произнеси известное тебе, и он будет тут как тут. Вот почему Анс согласился с Венсом, что ты среди них – постоянная опасность их обнаружения, о чём сам не подозреваешь. Как видишь, они тебя об этом извещать не стали. Спасались сами.

  Как всё запутано… Мик захотел, по привычке, призвать Ашну, но остановился. А вдруг Сказочник и здесь прав? Тогда он должен знать и ответ на вопрос: куда подевался бог радости?

  - Знаю. Он стал на время таким же смертным, как ты. Можешь встретить и не узнать.
  - Зачем?
  - Хм… магам иногда полезно влезть в вашу шкуру, чтобы лучше понять вас. Пусть помучается, авось, поумнеет. Твой папаша уже проходил такое. Между прочим, если его вызовешь, он, как Венс прочтёт и твоё нынешнее знание. И сотрёт его.
  - Как это? – оторопел Мик.
  - Очень просто. Как, например, это сделал с Утренней Зарёй и Ласковым Ветром другой маг – Ашну-Утешитель, когда у них украли детей. Да он сам тебе говорил об этом.

  И Мик вспомнил. Не врёт Сказочник… Но кому ж можно доверять теперь?..  Ведь и Сказочник хочет мной управлять… наговорил на братьев… которые, возможно, и струхнули – игра-то идёт нешуточная, с такими силами! Но я, ничего не зная, обещал умереть за них, а не выдать. Это – не моя игра. Лучше уйти из неё. Пусть разбираются сами. Мне бы к Солнцу…»
  И услышал:
  - Ну, что же… счастливого пути, обладатель тайн вселенной! Не стану мешать. Даже помогу. Всё-таки был и в твоей шкуре, почти родственники… Ты, как ни странно, пока не испорчен этим миром, что редкость. Тебя будут встречать с почестями! И одежонка твоя обветшала, так не годится ходить Мику Эрсеру…
  Смех растаял в полной тишине.
  И сразу зажужжал шмель, а потом и запели птицы…»


                (дальше - http://www.proza.ru/2018/11/11/1224)