Ч. 63 Сёстры милосердия

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/01/16/53

На фоне хорошо укомплектованных врачами и оборудованных всем необходимым французских госпиталей, располагавших также обученным персоналом из сестёр милосердия, англичане выглядели далеко не лучшим образом.

Американский путешественник Макнамара, посетивший французские и английские госпитали в Турции, рассказывал, что французские произвели на него благоприятное впечатление, чего уж он никак не мог сказать об английских госпиталях.

Французских сестёр милосердия специально готовили в монашеском Ордене Святого Винсента де Поля. Эта церковная организация накопила колоссальный опыт ухода за больными ещё со времён кардинала Мазарини, под патронажем которого в 1656 году открыли парижский госпиталь для бедных.

Отделения Ордена имелись в Константинополе, Смирне и Пера. Католическая церковь располагала во Франции ста больницами для бедных, в которых поощрялась работа женщин в качестве младшего медицинского персонала.

Французские сёстры милосердия работали во многих странах Европы и даже в Южной Америке и Северной Африки. В середине девятнадцатого века их число достигло 19 тысяч человек.

Во французских военных госпиталях, расположенных в Турции, к началу Крымской войны работало достаточное число медсестёр, чтобы обеспечить полноценный уход за пациентами.

В Германии протестантский пастор Теодор Флиднер организовал подготовку медсестёр в институте диаконис (женщин, выполнявших определённые церковные обязанности).

Там прошла обучение англичанка Флоренс Найтингейл, если судить по портретам, очень миловидная женщина. Она отказалась от личной жизни и решила стать медицинской сестрой. Поступок для женщины её круга необычный.

«Медицина – профессия грязная, - предупредил мою дочь один старый мудрый врач, когда она поступала в 1-й Ленинградский медицинский институт имени И.П. Павлова. – В медицину должны идти люди только по призванию, готовые видеть страдания, боль и грязь».

Что касается страданий и грязи, тогда их хватало с избытком. Состоятельные люди лечились дома, а больницы предназначались для бедных.
 
В России эта традиция бережно сохраняется и поныне, только теперь состоятельные люди лечатся не дома, а в специализированных медицинских центрах, и разница между этими центрами и заурядными городскими и районными больницами громадная.

В английских госпиталях больных размещали плотно, как шпротов в банке. Чистотой и гигиеной медицинские учреждения похвастать не могли, как и качеством питания пациентов. На то, чем кормили больных, нормальный человек не мог смотреть без содрогания.

В английской литературе и в общественном мнении того времени прочно сложился образ медсестры или сиделки в виде безнравственной, пьющей, невежественной грубой женщины.

Именно такие представительницы лучшей половины человечества, как правило, и трудились в больницах для бедных. Их обязанности мало чем отличались от обязанностей прислуги. Больничные служащие спали в одних палатах с пациентами, что явно не улучшало положение последних.

Пойти туда работать означало опуститься на самое дно общества. Неудивительно, что решение Флоренс не вызвало бурного восторга в её состоятельной аристократической семье.

А между тем гневные статьи в английской прессе о бедственном положении  больных и раненых соотечественников из бедноты, сражавшихся за интересы Англии, нашли широкий отклик среди обеспеченных сограждан.

Никто из тех читателей не задавался вопросом, какого чёрта английские солдаты и офицеры  занимаются этим за тридевять земель от дома. Наверно были убеждены, что те выполняют интернациональный долг, как убеждали и убеждают нас, что это нужно было делать когда-то в Афганистане, а теперь в Сирии.

Наиболее активные из состоятельной публики создали общественный фонд помощи, куда поступали пожертвования для материальной поддержки госпиталей.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/01/17/1664