Взгляд с Горы Памяти на Винницу 1941-42-х гг - I

Нил Крас
THE UNTOLD STORIES
The murder sites of the jews in the occupied  territories of the former USSR
НЕИСЧИСЛИМЫЕ (бессчётные) ИСТОРИИ
Места убийств евреев на оккупированной территории бывшего СССР
(см. коллаж)

Яд ва-Шем (в переводе с библейского иврита - память и имя) - израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти). Более шестидесяти лет Яд ва-Шем собирает имена жертв, документы и свидетельства, связанные с Шоа (Катастрофой, Холокостом).
[Этими несколькими строками я объяснил как название статьи, так и попытку обратиться к материалам Мемориала, являющегося одновременно  н а у ч н ы м  центром по изучению  Холокоста.]

Как видно из перечня моих публикаций на Прозе.ру, выяснение того, что происходило в Виннице во время её оккупации нацистами, попытки разобраться в деталях тех страшных без малого трёх лет занимают не последнее место в просветительской работе, которую я веду  уже почти десять лет. Причём, я стремлюсь во всех случаях достичь ясности, основываясь на                д о с т о в е р н ы х  фактах.
А фактов этих не так уж и много, потому что, не исключено, бо'льшая часть из них просто всё ещё недоступна либо постепенно п р е д н а м е р е н н о  уничтожается (со ссылкой на соответствие этого варварства будто бы законным срокам, позволяющим его творить).

Сначала я вставлял в свои публикации (начиная с «Моей Винницы») все данные о Холокосте в Виннице, которые находил в литературе и интернете. Потом, обнаружив разнобой в фактах, пытался их «фильтровать», ссылаться только на научные учреждения… Но и тут меня ожидало разочарование. В одной из последних работ (http://www.proza.ru/2017/05/30/1284) я привёл фотографии, будто бы сделанные в Виннице, хотя сам в этом сильно сомневался. И мои подозрения в том, что эти фотографии к Виннице не имеют никакого отношения, подтвердил, в частности, в отношении одной из них, причём - фактическим материалом, А. Рыбалка. Что касается двух других фотографий, то они тоже сделаны где-то в ином месте, так как ни один свидетель расстрелов (как с советской, так и с немецкой сторон) не упоминает об изображённом на фото глубоком овраге: для захоронения расстрелянных винничан во всех местах копали ямы. А ведь фотографии и подписи к ним представлены - ни мало ни много! - Центром исследований архивов Холокоста (США).

Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду — вот я и привожу ниже - с некоторой долей опасения - данные, достовернее которых, по логике вещей, найти невозможно. Но они - вы убедитесь в этом сами - весьма неполные, во многом - ориентировочные (то есть, не подкреплённые неопровержимыми фактами). И это — в Международной школе/институте исследований Холокоста (Иерусалим), в учреждении, безоговорочно винить которое было бы, однако, несправедливо.

Я не могу знать всех причин сложившейся ситуации, что касается данных о Холокосте (в частности, в Виннице). Среди них есть, несомненно, и объективные, и субъективные. Я о них писал не раз, например, тут: http://www.proza.ru/2017/01/30/842. Перечислю их снова.

Начинать надо, вероятно, с того, что с момента Ванзейской конференции и принятия решения об «окончательном решении еврейского вопроса» (20.01.1942) тема эта гитлеровцами была строго засекречена. Далее: в огне войны многие архивы (в частности, Райхскомиссариата Украины) были уничтожены. Другие же были немцами преданы огню преднамеренно или их удалось позже изъять из архивов и, опять же, развеять в прах.

Не исключаю, что какие-то архивы, конфискованные победителями (коалицией США, Великобритании, Франции и СССР), либо пропали при транспортировке (больше всего вывезли к себе американцы), либо до сих пор находятся под запретом их разглашения в этих странах. Известно, например, что в России огромное количество архивных материалов 2-й мировой войны (ВОВ) до сих пор засекречено.

Необозримая масса архивных материалов, основанных на показаниях служащих специальных команд - непосредственных исполнителей убийств, немецкой полиции, её подельников из местного населения, на рассказах спасшихся из фашистского ада, борцов против вермахта, на воспоминаниях случайных свидетелей массовых убийств и прочих злодеяний нацистов содержит    н е д о с т о в е р н у ю  информацию. Последняя возникла из попыток спасти свою шкуру, с одной стороны, и желания прослыть знаменитым, героем, получить какие-то из этого выгоды, с другой. Примеры неправды, опровергаемой другими фактами, как и примеры не желаемой, но невольно (косвенно) высказанной  правды — всё это есть в воспоминаниях винницкого врача В. Я. Куликова, опубликованных его внуком.

Иногда в недостоверности была виновата ослабевшая с годами память, неадекватное восприятие обстановки в опасной (вплоть до смертельной) того времени ситуации. Либо, положим, детские размытые впечатления, обросли (незаметно и не осознаваемо самим свидетелем) последующей информацией, полученной из прочитанного, увиденного в документальных и художественных фильмах об этом времени. Психологам такая не намеренная и не ощущаемая самим рассказчиком выдумка хорошо известна.

С особой осторожностью следует относиться к свидетельствам, приводимым в документах Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК), находившейся под полным контролем НКВД (предшественника КГБ). Очень похоже, что свидетелей перед тем, как они садились за  письменную фиксацию воспоминаний, как начинали рассказ, инструктировали: что' надо акцентировать, что' «не важно» (не следует «упоминать», «разглашать», и тому подобное). Писать или, наоборот, не писать о чём-то - вопреки требованиям «стражей революции» - было в то время, как говорится, на свою беду. Это понимал каждый.

Ещё раз: я не считаю все такие воспоминания ложными, но уверен, что, не будь контроля НКВД, они выглядели бы во многом иначе. Это касается не только используемой лексики, композиции предложений, но и - гарантировано - определения числа жертв в тот или иной день. Ну как может никогда этим не занимавшийся, находившийся в огромном психическом и физическом напряжении свидетель определить количество человек в многотысячной толпе? Или — в расстрельной яме? Поэтому  и возникли «круглые» цифры — 5 000, 10 000, 15 000. Известно, что, например, нынешняя полиция при оценке количества собравшихся на митинг, демонстрацию использует специальные методы (приёмы), которые свидетели массовых убийств иметь (знать) не могли. Отсюда — неизбежные ошибки в обе стороны. И вставлялись в Свидетельства цифры, указанные «контролёрами».
Хорошо заметно, если анализировать текст, «вмешательство» чекистов в Свидетельства 11-летней девочки (см. во второй части этой серии публикаций).

Следует помнить и о тех потоках неправды, явно сфабрикованных «фактов», которые выплёскивались в средствах информации ранее и не иссякают до сих. Притом (не надо бояться упоминать об этом), не только со стороны отрицающих Холокост, но и — эту ложь опровергающих. Я не настолько компетентен, чтобы углубляться в означенный вопрос. Поэтому укажу в связи с этим лишь на книгу Norman G. Finkelstein „The Holocaust Industry“ („Die Holokaust – Industriе“), вышедшую в 2000-м году в Лондоне и в последующем году - в Мюнхене. Я не раз обращался к этой книге, занимающей особое место в моей личной библиотеке, но - повторяю - до сих пор не считаю себя достаточно осведомлённым, чтобы  высказаться с определённостью по поводу приведенных там фактов.
Да что - я?! Книга вызвала в ФРГ настолько беспримерные дебаты (вплоть до призывов запретить книгу!), что в результате таковых появилась 160-страничная книга о них самих («Die Finkelstein - Debatte», 2001).

                ***

Хотя мысль и предложения о создании Мемориала Холокоста были впервые высказаны ещё в 1942-м году, Яд ва-Шем открылся только через 15 лет после этого, а упоминавшаяся выше Международная школа/институт исследований Холокоста - в 1993-м году (через полустолетие после массового уничтожения евреев Европы). Открытие Мемориала и Международного исследовательского центра — задачи непростые. И объяснять, почему они не появились сразу же после завершения 2-й мировой войны, когда государства Израиль ещё не было — не надо. Но подчеркнуть, что за эти первые послевоенные годы исчезли не только многие материалы о Холокосте, но и ушли в другой мир его свидетели — необходимо.

Теперь — ещё одно, о чём необходимо заявить. Материалов о Холокосте, при всех потерях, имеется огромное количество. Не могу оценить в процентах, но очень многие материалы, как это принято обозначать, всё ещё не введены в научный оборот. То есть, эти материалы не проанализированы,  не классифицированы, не опубликованы в доступных средствах информации, включая интернет. До многих материалов, буднично выражаясь, просто не дошли руки: количество научных сотрудников в Центрах изучения Холокоста не безгранично. В тысячах неспециализированных архивов Украины, Белоруссии, России, стран Прибалтики, Польши и так далее, в тех местах, где нацисты сотворили геноцид еврейского народа, ждут своего часа материалы, которые могли бы детализировать известную общую картину.

Этими материалами мало кто занимается: нет интереса ни у профессиональных историков, архивистов, ни у слабых (по численности, по наличию образованных для такой работы людей) еврейских общин. Наконец — я пишу об этом открыто — некоторые всё ещё влиятельные люди  м о н о п о л и з и р о в а л и  право на изучение материалов о Холокосте.

Я уже немало лет раздумываю о том, как было бы важно попытаться составить список жертв Холокоста в Виннице. Я подчёркивал, что легче всего было бы это сделать сразу же после войны, когда ещё были живы родные, бывшие соседи, сослуживцы, знакомые, соученики погибших, но в ту пору НКВД (КГБ) моментально арестовало бы организаторов сбора сведений (не только фамилий погибших, но и их возраста, профессии, пр.). Самодеятельность такого рода тогда не допускалась, а «рабоче-крестьянскому государству» было «не до этого». «Руки» были заняты антисемитскими гонениями и убийствами.

Позже, после появления книги воспоминаний врача В. Я. Куликова, когда прояснились некоторые детали времени оккупации, у меня появилась уверенность, что хоть какие-нибудь списки евреев, которых местное самоуправление по приказу немцев регистрировало-перерегистрировало, чтобы ни одного не упустить, должны были сохраниться. Никто из винничан не отреагировал: ни «простые» читатели, ни историки-профессионалы и историки-любители, ни архивные работники, ни еврейские общины города. Никто!
А ведь мои предположения оказались верными. Вот что сообщает Яд ва-Шем.

Documentation from the State Archives of the Vinnitsa Region :
Lists of Jews from Vinnitsa who turned to the authorities in order to receive identity cards, November 1941, lists of inmates, and a list of Jews who were sent to camps …  and documentation of the Soviet Extraordinary State Commission.
В переводе на русский язык:
Документация Государственного архива Винницкой области -
Списки евреев из Винницы, которые обратились к властям, чтобы получить удостоверения личности, ноябрь 1941 года, списки заключенных и список евреев, которые были отправлены в лагеря … и документация советской Государственной чрезвычайной комиссии.

И это всё — «под замком», ключом от которого располагает человек, монополизировавший исследования Холокоста в Виннице. Кто из вас эти списки видел, кто о них слышал?
Вспомните, я впервые написал о весьма печальном факте пропажи из облархива воспоминаний (причём,  т о л ь к о  тетрадей  времени оккупации!) известного винницкого врача-хирурга Е. С. Гофа (http://www.proza.ru/2015/09/14/2039 ). Выкравший эти бесценные свидетельства врач-хирург, как мне рассказали, время от времени публикует сведения из этих воспоминаний, сопровождая их сноской «из личного архива».
Не произойдёт ли что-либо подобное с упомянутыми выше списками?

                ***

То, что опубликовано ниже, является моим переводом с английского языка. Посмотреть оригинал можно по следующей ссылке: http://www.yadvashem.org/untoldstories/.

Я не буду комментировать эти материалы. Но замечу, что хотя желанной точности по многим интересующим меня вопросам я не обнаружил, всё же узнал нечто новое, которое, надеюсь, представит интерес и для других.
Ну кто из читателей, к примеру, ведал, что в Виннице перед 2-й мировой войной можно было вести судопроизводство на языке идиш?!

Пи'сьма супругов Гончар своим сыновьям (см. в части II) доказывают, что, как минимум, какая-то часть винницких евреев понимала свою  о б р е ч ё н н о с т ь.  Хотя везде подчёркивается, что евреев обманным путём удалось ввести в заблуждение: мол, на стадионе их собирают для переселения в гетто. А доктор В. Я. Куликов даже приводит знаменательный штрих: его сосед Абрамович пошёл с супругой на стадион в до блеска начищенной обуви. На самом же деле путь до стадиона оказался для большинства начальной дорогой к расстрельной яме, о чём они догадывались с самого начала.

И повторять снова и снова о связи уничтожения винницких евреев с сооружением под Винницей ставки фюрера — просто неразумно. Как же тогда объяснить, что намного  р а н е е  винницких были уничтожены сотни тысяч евреев в других местах Европы, оккупированных нацистами? Среди них — евреи других территорий Украины, никакой географической близости со ставкой фюрера не имевших.

                ***                ***                ***

ВИННИЦА

Еврейское присутствие в Виннице впервые упоминается в начале XVI века. В 1648 году еврейская община Винницы была почти полностью уничтожена казаками Богдана Хмельницкого и их татарскими союзниками. В первой половине XVIII века евреи Винницы сильно пострадали от нападений гайдамаков.

Еврейское население Винницы начало быстро расти после того, как город стал частью Российской империи в конце 18 века. В 1897 году в Виннице проживало 11 689 евреев, что составляло 38,3 процента от общей численности населения. В начале 20-го века у еврейской общины города были своя больница, дом призрения для бедных старых евреев и школа Талмуд-Торы.
Винница была родиной знаменитого русско-еврейского художника-авангардиста и скульптора Натана Альтмана.

В начале 20-го века в Виннице были отделения как сионистских партий, так и антисионистского социалистического Бунда, который стал очень активным во время русской революции 1917-го года и последующей за ней гражданской войны. Позже, при Советах, власти расправились с теми еврейскими политическими и социальными движениями, которые не находились под официальным наблюдением.

Евреи Винницы пострадали в погромах октября 1905 года, в результате которых погибло несколько евреев и, особенно, во время бедствий гражданской войны в России. В 1919-1922 годах различные воюющие стороны неоднократно нападали на евреев, ранили их и грабили их дома и предприятия. В этот период многие евреи из окрестных городов прибыли в Винницу в поисках защиты от погромов в сельской местности.

При советской власти профессиональная структура винницких евреев начала меняться. Многие евреи оставили прежнюю работу в сфере торговли и ремесел, чтобы стать государственными чиновниками или фабричными рабочими.

В то же время в Виннице происходила значительная советская культурная деятельность на языке идиш. В городе действовало несколько школ на языке идиш и педагогический институт на языке идиш, пока они не были преобразованы к концу 1930-х годов в общие (то есть, не чисто еврейские). Винницкий государственный еврейский рабочий и крестьянский театр выступал на идише; в городе был идишский хор. В 1930-е годы издавались идишские городские газеты «Пролетарская правда» и «Красная игла» (на местной швейной фабрике).
С 1925 по 1936 год в местном суде проходили прения сторон на идише; в Виннице был также местный полицейский участок с идишем в качестве рабочего языка.

В 1939 году в Виннице проживало 33 150 евреев, они составляли 35,6 процента от общей численности населения. После начала немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года многие еврейские беженцы из Польши добрались до Винницы.
По-видимому, более, чем половине евреев Винницы удалось покинуть город, прежде чем он был оккупирован немецкими войсками 19 июля 1941 года. Сразу же после начала оккупации немцами был назначен еврейский совет. Всем евреям было приказано носить повязки со звездой Давида, их ценности были конфискованы. Вскоре после этого евреи в Виннице были помещены под охраной в нескольких местах города и были вынуждены выполнять различные виды каторжных работ.

Массовое убийство евреев Винницы началось в конце июля 1941 года. К середине сентября 1941 года около 1000 жителей Винницы, в основном - мужчины и женщины без мужей, были убиты как «заложники», якобы в отместку за акты саботажа. Большинство жителей Винницы - около 15 000 евреев были убиты в результате двух крупномасштабных операций в середине сентября 1941 года и в середине апреля 1942 года.

Во время этих массовых убийств было отобрано около тысячи квалифицированных рабочих. Половина из них была заключена в Винницкий трудовой лагерь, а другая половина была депортирована в трудовой лагерь Житомира. Они использовались для различных работ, в том числе для строительства гитлеровской штаб-квартиры «Вервольф» возле Винницы. Большинство из этих подневольных рабочих были убиты летом 1942 года после завершения строительства «Оборотня».
20 марта 1944 года Красная Армия освободила Винницу.

Фотографии этого раздела:
 - Винницкая синагога [та, что была построена на центральной улице Гр. Гр. Артыновым]
Коллекция фотографий Яд-Вашем 4517/15
 - Выпускники идишской школы в Виннице, 1937
Коллекция фотографий Яд-Вашем 4147/32
 - Дом, в котором евреи Винницы были собраны перед расстрелом (см. коллаж).
Предоставлено Анной Абакуновой (2010)

                ***

ПЯТНИЧАНСКИЙ  КИРПИЧНЫЙ  ЗАВОД

В конце июля 1941 года на кирпичном заводе в Пятничанах, на западной окраине Винницы, были убиты 25 еврейских мужчин из числа интеллигенции и бывших советских чиновников.
В начале августа 1941 года от 150 до 350 (по данным немецких или советских источников) евреев - интеллигентов были собраны по приказу главы Sonderkommando 4b Einsatzgruppe C Guenther Hermann. Собрали их под предлогом того, что они назначаются на конторскую работу. Собравшихся евреев отвезли на кирпичный завод в Пятничанах и расстреляли в карьере возле завода.

Фотография этого раздела:
- известна всему миру под названием «Последний еврей Винницы».
Подпись под ней гласит: Убийство винницких евреев, вероятно, на Пятничанском кирпичном заводе.
Коллекция фотографий Яд-Вашем 85BO8.
[Подробней об этой фотографии см.:  http://www.proza.ru/2017/05/30/1284 ]

                ***

ШЕРЕМЕТКА [до 1950 г. так называлось нынешнее село Пирогово]

13 сентября (в октябре, по некоторым свидетельствам) 1941-го года еврейские семьи, общим числом около 1000 человек, были собраны под предлогом отправки на работу. Собранных погнали на юго-запад от города и убили в районе сёл Шереметка и Медвежье Ушко.

                ***

ПЯТНИЧАНСКИЙ ЛЕС

Утром 19 сентября 1941 года члены отряда Einsatzkommando 6 из Einsatzgruppe C вместе с сотрудниками 45-го и 314-го полицейских батальонов и украинских вспомогательных военизированных образований начали сгонять винницких евреев всех возрастов и обоих полов, которые жили к западу от реки Южный Буг, преимущественно в еврейском районе Иерусалимка, в пункты сбора в районе Володарской, Соборной и Первомайской улиц, недалеко от берега реки. У собравшихся евреев были проверены бумаги, затем они были погружены в грузовики и отправлены в Пятничанский лес на западной окраине города (теперь часть Винницы). Там, недалеко от Литинского (теперь Хмельницкого) шоссе, евреи были вынуждены сдать ценные вещи, которые они привезли с собой, а затем были расстреляны в больших траншеях, заранее вырытых по немецкому приказу советскими военнопленными. Оценки общего числа жертв этой бойни варьируют между 3 500 и 10 000 человек, даже - до преувеличенного числа в 15 000 человек (по разным советским источникам).

16 апреля 1942 года комиссар города Винницы Фриц Маргенфельд приказал, чтобы евреи Винницы, пережившие массовые убийства 1941 года, пришли на местный стадион, предположительно - для переселения в гетто. После того, как на стадионе собрались евреи всех возрастов и обоих полов, начался отбор евреев прибалтийскими помощниками немцев, которые в это время находились в Виннице. Около 1 000 квалифицированных рабочих были выделены и отправлены в городскую тюрьму, а остальным было приказано сдать вещи, которые они принесли с собой. Затем их отвезли в Пятничанский лес и убили на том же месте, что и жертв сентября 1941 года. Число погибших в этой бойне составило около 5 000 человек. Исполнителями этого массового убийства были, по-видимому, члены Службы безопасности рейха, ответственные за личную безопасность Гитлера.

Фотография этого раздела:
- Место убийства винницких евреев .
Предоставлено Анной Абакуновой, Винница (2010).

                ***

ТЯЖИЛОВСКИЙ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД

Утром 19 сентября 1941 года немцы и их украинские вспомогательные отряды начали выгонять евреев, живущих в Замостянском районе на левом [в оригинале ошибочно — на правом] берегу реки Южный Буг, из своих домов в пункт сбора на проспекте Коцюбинского. Оттуда жертвы были доставлены на кирпичный завод в Тяжилове (тогда - восточная окраина города, теперь - часть Винницы). После того, как их заставили раздеться догола, жертвы были расстреляны в яме. Неизвестно, сколько людей было убито в Тяжилове, но общее количество жертв массового убийства 19 сентября превысило 10 000 человек. Преступники были членами Einsatzkommando 6 из Einsatzgruppe C и 45-го, 314-го полицейских батальонов порядка, вероятно, также и 304-го полицейского батальона порядка, а также - украинских вспомогательных отрядов.

Фотография схематической карты места убийства (см. коллаж).

                ***

ВИННИЦКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

В период с сентября по ноябрь 1941 года около 500 еврейских пациентов психиатрической больницы в Виннице были расстреляны во дворе приюта для душевных больных или убиты смертельными инъекциями.

                ***

ЛАГЕРЬ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Осенью 1941 года в лагере для военнопленных были расстреляны несколько сотен советских евреев-военнопленных, которые содержались в Винницком лагере для военнопленных в районе военных казарм, а также - раненых еврейских заключенных, которые были доставлены в лагерь из больницы для военнопленных.
[см. также: http://www.proza.ru/2017/04/28/1800]

                ***

ПАРПУРОВЦЫ

Около 500 еврейских заключенных Винницкого трудового лагеря были расстреляны 25 августа 1942 года немцами и местными вспомогательными полицейскими возле сёл Парпуровцы и Лука-Мелешковская, в 15 км к юго-востоку от Винницы.

                ***

ПОМИНОВЕНИЕ ЕВРЕЙСКИХ ЖЕРТВ

Вскоре после окончания войны пострадавшие от Холокоста из Винницы собрали деньги и установили памятник жертвам Холокоста на улице Максимовича на краю Пятничанского леса, где евреи Винницы были убиты в 1941 и 1942 годах. Сегодня памятник является огражденным Мемориальным комплексом с тремя огромными братскими могилами и обелиском, увенчанным Звездой Давида, с надписью на украинском языке, в которой говорится: «В память о тысячах евреев, жестоко замученных фашистами 19 сентября 1941 года». Оставшиеся в живых собираются у памятника ежегодно в годовщину бойни в Виннице в память о своих близких. Справа от этого памятника был установлен обелиск, посвященный памяти местных детей-жертв Холокоста. У простого серого обелиска есть Звезда Давида и мемориальная доска с украинским текстом, в котором говорится: «На этом месте в годы войны фашистские палачи уничтожили надежду еврейского народа, его детей, 1941-1945 годы». В последние годы в том же районе был возведен еще один памятник, посвященный памяти евреев Винницкого района, которые были погребены в массовых захоронениях в Виннице. На памятнике изображена Звезда Давида и надписи на русском и украинском языках. Текст на русском языке гласит: «Помните: тут пепел отцов, матерей и детей, которые не родились. Печаль о всех покоящихся здесь не исчезает из наших сердец. Помните!» Текст на украинском языке гласит: «Здесь земля с мест массовых захоронений евреев, погибших от рук фашистов-оккупантов в 1941-1944 годах на территории Винницкого района». За этой надписью следуют имена жертв.

В начале 1990-х годов Юрий Рахман - еврей, выживший в Винницком трудовом лагере, инициировал возведение памятника возле сёл Лука - Мелешковская и Парпуровцы, в 15 км к юго-востоку от Винницы, где в августе 1942 года были убиты еврейские заключенные Винницкого трудового лагеря. Памятник состоит из небольшого огороженного участка с черным обелиском с русской надписью, которая гласит: «Здесь жертвы фашизма были расстреляны в августе 1942 года». Памятник был освящен 25 августа 1992 года, в годовщину убийства заключенных Винницкого трудового лагеря, во время церемонии, в которой приняли участие жертвы Холокоста, представители еврейских организаций и местные руководители.

Представлены четыре фотографии со следующими подписями под ними:

 - Переживший Холокост Борис Шаргородский у памятника в Пятничанском лесу (см. коллаж).

 - Памятник жертвам Холокоста в Виннице, 2010 год
Предоставлено Анной Абакуновой, Днепропетровск
 
 - Памятник еврейским детям из Винницы, жертвам Холокоста, 2010 год
Предоставлено Анной Абакуновой, Днепропетровск
 
 - Памятник жертвам Холокоста в Винницкой области, 2010 год
Предоставлено Анной Абакуновой, Днепропетровск