До конца не раскрытая история одной фотографии

Нил Крас
Начнём с опубликованного на винницком информационном портале VежА сообщения Дарьи Гоц от 28-го апреля 2017-го года «В Виннице чествовали память о тысячах замученных нацистами евреев»  (http://vezha.vn.ua/u-vinnytsi-vshanuvaly-pam-/) [здесь и далее - мой перевод с украинского языка — Н. К.]. Есть об этом событии такое же сообщение на сайте Агентства «Крымские новости»: qha.com.ua/ua/suspilstvo/u-vinnitsi-/.

Что обращает на себя внимание?
Первое — в целом, по сравнению с прошлым годом, число собравшихся на этот митинг значительно возросло. И даже кое-кто из местного руководства пришёл: кто - с венком, кто - с цветами.  Заметно большое количество детей — и это хорошо. Но всё же…

В Виннице проживает четыре тысячи евреев (данные, правда, 2008-го года: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65401  и  www.christusimperat.org/uk/node/2281). И двух процентов этого числа, судя по фотографиям, на митинге не было  (включая представителей других национальностей). Тут комментарии излишни. Суммарное количество членов трёх еврейских общин Винницы — почему-то  тайна за семью печатями. Но ясно, что оно превышает количество присутствовавших на митинге.

Напомню, что в сентябре 1945-го года, по данным Управления Министерства государственной безопасности по Винницкой области, в подобном митинге участвовало 2 000 человек (подробности — в моей статье «Ди йидн фын Вiнниця та йих дойче мёрдер» - http://www.proza.ru/2015/01/27/96). Пусть даже эта цифра проклятыми гэбистами от страха преувеличена, пусть евреев в Виннице тогда уже было значительно больше, чем сейчас (ещё продолжалось возвращение из армии и эвакуации), но ведь, во-первых, там были  т о л ь к о  евреи и, во-вторых, уже во всю бушевал государственный антисемитизм! Однако почтить память невинно убиенных не поленились и не  п о б о я л и с ь  многие сотни человек. Хотя и добираться до мест расстрелов тогда было не просто...

Сейчас же и смелости не надо было иметь, одно лишь желание. Только понимание того, о какой трагедии вспоминается, какому огромному количеству погибших винничан воздаётся память…

Второе — приводимая в репортажах цитата из выступления главного раввина Винницы и Винницкой области Шауля Горовица:

«Страшно бути на цьому місці, де загинули багато людей ні за що. Я нещодавно отримав фотографію, на якій було написано: “Останній єврей, якого вбили у Вінниці”, але у них задумане не вдалося. Сьогодні ми зібралися тут для того, щоб згадати невинних дітей, жінок, чоловіків, які загинули 75 років тому. Це не повинно повторитися і у світі має бути мир.»
(Страшно быть на этом месте, где погибло много людей ни за что. Я недавно получил фотографию, на которой было написано «Последний еврей, которого убили в Виннице», но им задуманное не удалось. Сегодня мы собрались тут для того, чтобы вспомнить невинных детей, женщин, мужчин, которые погибли 75 лет тому назад. Это не должно повториться и в мире должен быть мир.)

                ***

Итак, фотографию, которую уже давно знает весь мир, главному раввину показали только  н е д а в н о.  Я понимаю, что ни украинским, ни русским языками раввин в необходимой мере для знакомства с литературой на них не владеет. Но эта фотография хорошо известна в прессе и на английском языке, и на иврите. И почему, вообще, уважаемого ребе никто намного ранее не ознакомил с этой фотографией, не говоря уже - об информации о том, что сообщены имя, фамилия, возраст и место проживания изображённого на ней «последнего еврея Винницы» из … Проскурова?

"Massenerschiessung in Winniza 1941
Freidkis Leib
* im ukrainischen Chmelnickij westlich von Kiew verheiratet mit Freidkis Fanya
Wahrscheinlich wurde Leib Freidkis im September oder Oktober 1941 zusammen mit 10 000 anderen Juden von einem Einsatzkommando bei Winniza erschossen.
Er war 31 Jahre alt." (http://www.tenhumbergreinhard.de/).

Этот текст находится рядом с обсуждаемой фотографией на сайте одного из любителей - исследователей преступлений нацизма; вот - перевод:
«Массовый расстрел в Виннице 1941
Фрайдкис (можно перевести и как Фрейдкис — Н. К.) Лайб (Лейб) из украинского Хмельницкого, западней от Киева; женат на Фрайдкис Фане. Вероятно, Лайб Фрайдкис в сентябре или октябре 1941-го вместе с 10 000 других евреев был расстрелян около Винницы одной из айнзатцкоманд. Его возраст — 31 год.»
Уточним только, что Хмельницкий появился в 1954 г., до этого город назывался Проскуров.

[В ответ на мой вопрос г-ну Райнхарду Тенхумбергу (Дюссельдорф) о первоисточнике этих данных, последний ответил ссылками, которые ничего, увы, не проясняли. Подобное «разъяснение» я получил у него уже второй раз: первый раз — о гетто в Виннице, о чём я  писал (http://www.proza.ru/2017/01/27/2389). Он, увы, не единственный, кто поступает так. - Н. К.]

И подчеркнём, что приведенные выше данные о расстреливаемом  БОЛЕЕ  НИГДЕ  не встречаются. То есть, опубликованная мною (http://www.proza.ru/2017/01/30/842) ссылка со сайта Р. Тенхумберга — вообще только вторая детализация (и первая — на русском языке) изображённого на фотографии «Последний еврей Винницы». Возможно, я просто в своих поисках не добрался до других аналогичных (или — подобных) разъяснений, так что, кто знает больше — не затруднитесь об этом известить.

Напоминаю, что фотография за рубежом была известна со времени Нюрнбергского процесса, на территории бывшего СССР, как минимум, - с первого десятилетия 2000-х, а для Шауля Горовица слово «Винница» уже лет десять (!) — понятие не абстрактное, не отвлечённое. Как совместить это с «недавно получил… »?
               
                ***

Почему я так заострил внимание на этой фотографии? Да потому что она уже давно — не просто фотография, а символ. То есть, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.  По-другому говоря, эта фотография - картинное изображение с дополнительным, переносным иносказательным значением. В ней — основное содержание Холокоста, осуществлённого, как сейчас в Германии  - с подтекстом - выражаются, «добровольными, послушными исполнителями Гитлера» или - «совершенно нормальными мужчинами».

Фотографий массовых расстрелов еврейского гражданского населения Украины есть немало, ещё намного больше их скрыто в архивах, так как, например, ФРГ не публикует фотографий обнажённых расстреливаемых. Факты наличия таких фотографий приводились мною в уже упоминавшейся статье «Ди йидн фын Вiнниця та йих дойче мёрдер». Но все другие фотографии, скорее всего, не так выразительны и не дают такое глубокое представление именно об исполнителях Холокоста.

                ***

Фотография, представленная выше, повторяю, известна миру по материалам Нюрнбергского процесса (1945-1946). В Советском Союзе о ней знали только единицы: коммунистические власти скрывали, по разным причинам, очень многое о войне с нацистами, в том числе — и добровольное участие местного населения и военнопленных - бывших красноармейцев в карательных действиях гитлеровцев против мирного населения.

Но с распадом СССР, крахом «первого в мире государства рабочих и крестьян» правда о самой этой коммунистической империи, об истинной, страшной цене победы в войне с фашистами, а также очень многое прочее постепенно переставало быть тайной. И вот, наконец, и эта фотография попала на страницы русскоязычных сайтов. Но относительно долго не находила должного, на мой взгляд, отклика. И до сих пор символическое значение этой фотографии не оценено. Почему же? Попытаюсь объяснить.

Помните, у А. С. Пушкина есть стихотворение «Эхо»?

… На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг. 
… И шлёшь ответ;
Тебе же нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

В отличие от эха, общественная реакция (отклик - отзывчивое, сочувственное отношение) возникает не «на всякий звук». «В воздухе пустом» советского - разрежённого господствующей идеологией и, соответственно, запретами - информационного пространства адекватный отзыв просто не всегда был возможен. В постсоветский же период внезапно продырявленная пустота всосала в себя столько пыли, что разглядеть в ней что-то действительно сто'ящее внимания оказалось не так-то просто. И пыль эта до сих пор не осела, потому что её постоянно и преднамеренно взбивают - всколыхивают.
В результате — почти по Афанасию Фету: «Облаком волнистым пыль встаёт вдали; конный или пеший — не видать в пыли … »

А если кто-то пытается привлечь внимание к чему-то поистине важному, указать на неоправданное отсутствие «эха», то ему не очень-то и верят. Средства массовой информации - в эпоху молниеносно разлетающейся по миру лжи любого формата - приобрели во многом свойства средств массовой «дезинформации» (с весьма осторожным отношением к ним общества). За правду теперь таковым, как мы, «поэтам» приходится бороться с удесятерённой энергией.

                ***

Вот - навскидку - адреса'  в русскоязычном интернете, по которым можно обнаружить фотографию «Последний еврей Винницы» (в скобках указаны даты публикации и, если наличествуют, приписки к ней:
- https://www.obozrevatel.com/news/2007/7/4/178359.htm (4-го июля 2007-го года): «обнаружена в фотоальбоме солдата айнзатцгруппы Вальтера Шелленберга»,
- http://waralbum.ru/5714/  (13-го декабря 2009-го года),
- https://reibert.info/threads/foto-poslednij-evrej-vinnicy.
(начало обсуждения темы —  8 -го января 2011-го года, окончание — 10-го января того же года),
- http://konan-vesti.blogspot.de/2012/03/blog-post_6285.html (20-го марта 2012-го года),
- http://jkaliningrad.ru/2014/04/poslednij-evrej-vinnitsy  (15-го апреля 2014-го года),
- http://historicaldis.ru/photos/20553818509 (26-го апреля 2014-го года),
- http://mirvkartinkah.ru/vtoray-mirovaya-vojna (26-го ноября 2016-го года).

Ниже представлены фрагменты дискуссий по этой фотографии.

По публикации от 13.10.2009:
«… сзади толпа военных самых разных родов войск, подразделений и специальностей (есть даже танкист и музыкант)»,
«У расстреливающего фашиста бравада очень опытного человека, показывающего зрителям, как надо стрелять и в какое место.»

По публикации от 08.01.2011:
«… на фото солдаты Вермахта, чины шутцманншафта [Schutzmannschaft -  см. ниже — Н. К.] и сотрудник полиции безопасности. Судя по тому, что на фото запечатлен музыкант Вермахта, носящий на своих плечах отличительный знак музыканта — т. н. кры'льца, можно сделать вывод о том, что дело происходит в глубоком тылу немецкой армии. На фото изображены чины шумы [ Schutzmannschaft, SchuMa – шутцманншафт, шу'ма — Н. К.] в черной форме, значит фото сделано не ранее весны 1942 г. (только тогда эту форму стали поставлять в шуму)».

[Schutzmannschaft (Hilfspolizei - HiPo) - вспомогательная полиция из местного населения на оккупированных нацистами восточных территориях в период 2-й мировой войны. В отличие от подобной Ordnungspolizei (Orpo) - полиции порядка, вспомогательная полиция существовала только в районах с гражданским (не военным) управлением, хотя и была структурно связана с SS/Orpo — СС/полицией порядка. К концу 1942-го года вспомогательная полиция в Польше, Прибалтике, Советском Союзе насчитывала 300 000, включая в себя формирования от единичных постов до батальонов (численностью до 500 человек каждый). Вспомогательная полиция была задействована при охране концентрационных лагерей и лагерей уничтожения, при массовых расстрелах еврейского населения, при борьбе с партизанами.

На территории Рейхскомиссариата Украина шутцманншафт включала 35 000 человек. Основная масса шутцманнов состояла из украинцев, но командовали ими исключительно фольксдойче, родившиеся на Украине. Среди полицаев было немало бывших советских милиционеров, советских военнопленных, а также — этнических русских и поляков.

Вспомогательная полиция носила взятую с немецких складов довоенных времён чёрную униформу, которая немцами вообще не использовалась. С бывшей чёрной униформы Общих СС сняли все знаки различия и отдали шутцманншафту, чтобы там прикрепили свои знаки различия. Мобильным подразделениям предлагали полевую униформу серого цвета.

На территории Рейхскомиссариата Украина полиция носила чёрную форму со светлыми воротниками и галстуками. Головным убором была пилотка или кепи летом, меховая шапка — зимой. Рядовой состав имел нарукавные нашивки, сержанты и командиры (не выше гауптмана) — на воротнике. На Украине полицаи нередко носили жёлто-голубые ленточки и/или трезубцы на головных уборах, однако их ношение периодически то запрещалось, то вновь разрешалось.

Получить чёткое представление о вспомогательной полиции не легко. Прочитайте о ней на немецком языке — языке войска, её породившего  (https://de.wikipedia.org/wiki/Ukrainische_Hilfspolizei), а затем перейдите на эту же страницу на английском, русском, украинском и польском языках — и вы убедитесь в этом сами: где - подробности, где - совсем кратко, где - ясно, где - весьма туманно, а ведь это - об одном и том же! —  Н. К.]

Продолжаем читать прерванную  мною - для некоторых разъяснений - дискуссию.

"Дело в том, что в конце января 1942 г. айнзацкоманда 5 была расформирована.
Но ее ТК [Technisches Kommando - техническая команда — Н. К.] в Виннице была преобразована в отделение ЗИПО и СД  [Sicherungspolizei и Sicherheitsdienst - полиция и служба безопасности — Н. К.], там и осталась. Возможно, что на фото с пистолетом сотрудник этого отделения.
"Преемница" АК 5 - «Команда Плата» - в Винницу не ходила." [АК - айнзатцкоманда — Н. К.]

"…  руководил расстрелом начальник СС и полиции штандартфюрер Вильгельм Блюм (дал команду). Расстреляли 29 тысяч, привозили на машинах и [пригоняли] пешком, расстрелы производили с 18 сентября 41 г., производилась зачистка для 20-км зоны безопасности вокруг ставки. Исполнители - не зондера [Sonderpolizei — полицейские соединения, сформированные для выполнения определённых заданий — Н. К. ], зондера организовали и керували [укр. - руководили]. СБУ закрыло архив при Юще[нко — Н. К. ], щас открыли, обещали в середине января допустить, но некоторые материала Вятрович …  вывез…"
 
"В книге Ф. Маклина фото датировано 1942 годом, район Винницы, айнзатцгруппа "Д". Оригинал хранится в библиотеке Конгресса США." [Признаюсь: этого автора, как и его книгу, о которой идёт речь, я не нашёл — Н. К.]

"АГ Д  [айнзатцгруппа D — Н. К.] в Виннице полностью исключается.
В 1942 г. АГ Д орудовала в основном в Крыму, на Дону и на Кубани.
Винница входила в округ "Житомир", а это - вотчина АГ Ц  [айнзатцгруппы С — Н. К. ] и БДС РК "Украина"." [РК — рейхскомиссариат, а вот БДС — это начальные буквы немецких, русских или украинских слов? - Н. К.]

Как видно, каждый высказывал своё мнение, но к общему заключению не пришли. Не всё тут верно, но главное: фотография в 2009-2011 годах была уже хорошо известна на русскоязычных сайтах. Разбирать тут неточности, противоречия — потерять нить повествования, поэтому оставим это другим, а терминологию я разъяснил (за единственным исключением).

                ***

Посмотрим, что писали про эту фотографию на англо-язычных страницах интернета. Вот на этой, которую можно посмотреть и на других языках - немецком и русском - под заглавием «Редкие исторические фотографии», «Последний еврей в Виннице, 1941» (http://rarehistoricalphotos.com/last-jew-vinnitsa-1941/). Фото опубликовано 20-го ноября 2013-го года. (Перевод - см. ниже - с оригинала выполнен мною.)

«Фотография из личного альбома солдата айнзатцгруппы, на обороте которой написано «Last Jew of Vinnitsa» [то есть, «Последний еврей Винницы» немецкий (!) солдат (или кто-то другой — кто же?!) написал по - английски; странно, что на это никто не обращает внимание; упоминания о надписи на  н е м е ц к о м  языке  я нигде не встречал — Н. К.]. На фотографии запечатлён член айнзатцгруппы D, готовящийся стрелять в еврейского мужчину, стоящего на коленях у заполненной массовой могилы в Виннице, в 1941-м году. Все 28 000 евреев Винницы и её округи были тогда убиты.

В Виннице состоялись два массовых расстрела — 16-го и 22-го сентября. Более поздний массовый расстрел касается, вероятно, евреев, собранных с прилегающих территорий. Это доказывается датой фотографии. Имелся свидетель этой акции. Им был офицер вермахта — лейтенант Эрвин Бингель (Erwin Bingel). Ему было приказано поддержать солдатами комендантов района Умани в защите железнодорожных линий и территории вокруг аэродрома. Ему же было известно, что около аэродрома были вырыты ямы и самолётом прибыл ряд специалистов. Всем евреям окрестности было велено собраться для «подсчёта населения».

Ниже приводится извлечение из «Эрвин Бингель: свидетель массовых убийств в Умани и Виннице на Украине». Я уже приводил эти свидетельства ранее (из другого источника): «Ди йидн фын Вiнниця та йих дойче мёрдер» -  http://www.proza.ru/2015/01/27/96 . Но тут они изложены несколько иначе. И посему, хотя я считаю свидетельства Э. Бингеля, прежде всего, попыткой выгородиться, противопоставляя себя (сочувствующего) прочим (бездушным палачам), приведу их так, как они изложены в этот раз. Я уже указывал, что в показаниях Э. Бингеля, на мой взгляд, смешаны (суммированы?) чи'сла жертв в Умани и Виннице, что тоже прошу учитывать.

Одновременно прошу прощения за корявый перевод: я старался ориентироваться как на английский, так и на немецкий тексты, ибо оба представлены далеко не в лучших вариантах, причём кусками, провал между которыми пришлось заполнить мне самому (см. ниже). Здесь вроде бы и слова самого Бингеля, и как бы  п е р е с к а з  его показаний, повторяю, во многом искорёженных (неправдой) им самим, а также переводчиками следствия и, не исключено, что дополнительно — и переписчиками этих  свидетельств - полуправды. Свидетельств  лицемерных, рассказа-исповеди (в кавычках) б у д т о  б ы  совершенно постороннего человека, чуть ли - заметим с едкой иронией - не представителя международного Красного Креста, а не - офицера вермахта, командовавшего соучастниками убийств тысяч лиц гражданского населения.

«22-го сентября 1941-го года пережили лейтенант Бингель и его люди второе массовое убийство в Виннице. После него последовало третье, также в Виннице, проведенное украинской милицией, обученной служащими СС, под командой небольшой группы офицеров и унтер-офицеров. Во время первых двух массовых убийств число жертв было двадцать четыре тысячи и двадцать восемь тысяч жертв. Украинской милицией было убито шесть тысяч человек.

Утром в 10.15 мы услышали беспорядочную стрельбу и ужасные человеческие крики. Сначала я не понял, что происходит, но когда я подошёл к окну, из которого был широкий вид на городской парк, раскрылся перед моими глазами и глазами солдат, которые из-за столпотворения в парке собрались в моей комнате, следующий спектакль. Украинская милиция на конях, вооружённая пистолетами, ружьями и длинными прямыми кавалерийскими мечами бешено скакала в парке и вокруг него. Всадники гнали впереди лошадей мужчин, женщин, детей. Затем по этой массе была выпущена масса пуль. Тех, кто не упал, добивали мечами. Словно призрачное явление, эта орда украинцев, направленных офицерами СС, растаптывала человеческие тела, не обращая внимание на невинных детей, матерей и старых людей, единственное преступление которых было в том, что они избежали массового убийства, за что они, словно скот и дикие звери, были расстреляны или добиты.»

Далее — без какого-либо разъяснения — переход к последующим событиям. Поэтому я позволю себе тут вставить другое свидетельство, поясняющее, о чём надо было прежде сообщить, предваряя этим дальнейшее изложение лицемерных свидетельств Э. Бингеля.

                ***

Вот что поведал о Виннице один из бывших участников айнзатцкоманд: из книги Alexandre, Michel. Der Judenmord. Deutsche und Oesterreicher berichten. Koeln, vgs, 1998 (Убийство евреев. Немцы и австрийцы сообщают.).
               
«В Виннице на обычный призыв явиться для регистрации явилось поначалу мало евреев.

- Для чего они должны были регистрироваться?

Для переселения, как об этом говорилось. Но переселение означало убийство путём расстрела. И потому что зарегистрировались немногие, пришлось прибегнуть к хитрости: обратились к местному раввину и потребовали список интеллигентных евреев, необходимых для регистрации, трудной регистрации. Раввин воспринял это повеление без подозрений и подал требуемый список. Люди зарегистрировались, чтобы работать для немцев. Но их отправили обратно, объясняя недостаточным числом зарегистрированных. И сказали, чтобы они привели друзей и знакомых, пригодных для работы по регистрации. И они привели ещё знакомых. Так хитростью удалось выявить всю еврейскую интеллигенцию города.

- И потом их всех арестовали, забрали у них украшения, ценные вещи, деньги и — расстреляли?

Так. И потому что такой метод сбора оказался удачным, он был продолжен в других местах.»

                ***

Продолжаю приводить показания Э. Бингеля:
«Результатом этого заявления было то, что все, кого оно касалось, явились на пункт сбора. Это относительно безобидное приглашение, как казалось, могло быть связано каким-то образом с подготовкой, которую мы наблюдали. То, что мы пережили в следующие часы, было для нас ужасающим.

Одному ряду евреев было приказано идти вперёд. Затем они были распределены между различными столами, где они должны были полностью раздеться и всё, что они на себе и с собой носили, передать охране. Украшения, остававшиеся на теле, надо было выложить на стол. Полностью оголившись, они  выставлялись перед ямой, независимо от их пола. Команда маршировала тогда за линию евреев и выполняла нечеловеческие действия, ставшие с ужасом известными всему миру. Автоматами и пистолетами 0,8 они с таким рвением уменьшали эту линию, что можно было подумать: эта активность могла бы считаться делом их жизни.

После того, как люди из первого ряда столь нечеловеческим способом были убиты, второму ряду евреев приказывали продвинуться вперёд. Мужчинам из этого ряда надо было лопатами разбрасывать известковый хлорид на ещё частично двигающиеся тела в могиле. Затем они возвращались обратно к столам и раздевались догола. После чего они совершали свой последний путь, как и их убитые братья.»

В конце указанной статьи приводится высказывание Ханны Арендт — немецкой еврейки, чудом спасшейся от нацистских убийств. Hannah Arendt, родившаяся в 1906-м году в Linden (ныне - часть города Hannover) и умершая в Нью-Йорке (1975) — выдающийся политический философ, специалист по тоталитаризму (на Украине издана её книга «Антисемітизм як виклик здоровому глуздові» - http://www.ji.lviv.ua/n16texts/arendt.htm). Вот эта цитата о «банальности зла»:
«Нейтральные выражения [лиц — Н. К.] стреляющего и его публики в униформе олицетворяют эту концепцию относительно хорошо: они могли бы наблюдать надрез, сделанный парикмахером, а не бессердечное уничтожение невинных. Люди могут приспосабливаться, чтобы всё вынести, но при этом они иногда увековечивают невероятное зло. Смерть человеческой эмпатии [осознанного сопереживания эмоциональному состоянию другого человека — Н. К.] есть ранний и наиболее значимый признак культуры, которая должна впасть в варварство.»

А что сказано в процессе обсуждения этого сообщения (на немецком языке)? Разное — посмотрите сами (есть «гугловский» перевод на русский язык, на украинский, увы — нет): ссылки даны в начале этого раздела (выше).

Дискуссия по этой статье продолжается уже четвёртый год и в ней — самые различные взгляды на фотографию и всё вокруг неё. Они не проясняют происхождение фотографии, точное время и место расстрела, принадлежность «стрелка» и ротозеев вокруг места расстрела к тем или иным родам войск или полицейским образованиям, скорее даже — ещё более всё это запутывают. Но я и тут акцентирую внимание на то, что фотография широко известна уже немало лет.

                ***

Есть даже эта фотография на (англоязычном) youtube, созданном - в принципе - не для статических изображений. Но тут фотография постоянно смещается и представляется по частям в движении в течение двух минут и 22-х секунд (https://www.youtube.com/watch?v=SdvJF8I3tWo). Дата загрузки фотографии - 31-е мая 2010-го года. В дискуссии (27 откликов, последний - в мае 2017-го) — опять же диаметрально противоположные взгляды на изображение, есть даже утверждение, что это — постановочная фотография. Отстранимся и от этих мнений малосведущих, но не забудем, что со времени публикации прошло уже семь лет.

- http://www.forum-der-wehrmacht.de/index.php/Thread/23188 - это ссылка на ту часть «Форума вермахта», где речь идёт о Виннице (ссылки внутри форума, увы, открыть не получилось).

- https://en.wikipedia.org/wiki/The_last_Jew_in_Vinnitsa (25.12.2016) — статья в англ. WikipediA, раздел «Подробности» в моём переводе:
«Палач является членом Einsatzgruppe D, полувоенного эскадрона смерти нацистской СС. Картина была сделана во время третьей и последней резни в Виннице в 1942 году, в которой в большой степени участвовала украинская милиция. Это фото часто ошибочно датируется 1941 годом, в котором произошли два предыдущие массовые убийства, в которых были значительно большие потери, по словам лейтенанта вермахта Эрвина Бингеля. В отличие от предложенной надписи, не все евреи Винницы погибли в результате массовых убийств: некоторые выжили, присоединившись к партизанам или скрывшись. Фотография была найдена в фотоальбоме, принадлежащем немецкому солдату.»

- https://en.wikipedia.org/wiki/File:Einsatzgruppen_Killing.jpg (08.01.2017) — англ. WikipediA. Страница, посвящённая истории публикации фотографии «Последний еврей Винницы» в ВикипедиИ (с 2008-го года), техническим деталям и пр., в чём я до конца не разобрался.
«Последний еврей в Виннице. Фотография предстоящей казни еврейского мужчины, стоящего на коленях перед заполненным массовым захоронением в Виннице, Украина, во время резни, совершенной айнзатцгруппой D и украинской милицией в 1942 году.» (Указывается, что фотография находится в библиотеке Конгресса США, в Вашингтоне, округе Колумбия.)

- Из Мемориального музея Холокоста (США), последняя модификация — 06.03.2017 — англ. (фото датируется 1941 — 1943) — https://collections.ushmm.org/search/catalog/pa5355. Здесь эта фотография приводится как одна из иллюстраций книги Michael Barenbaum -The World Must Know: The History of the Holocaust as Told in the United States Holocaust Memorial Museum (Мир должен знать. История Холокоста как она рассказана в Мемориальном музее Холокоста Соединённых Штатов).

Фотография 64407:  German soldiers of the Waffen-SS and the Reich Labor Service look on as a member of an Einsatzgruppe prepares to shoot a Ukrainian Jew kneeling on the edge of a mass grave filled with corpses. [Немецкие солдаты Ваффен-СС и Трудовой службы Рейха (речь идет, скорее всего, о вспомогательной полиции) наблюдают, как член айнзатцгруппы готовится расстрелять украинского еврея, стоящего на краю братской могилы, заполненной трупами. -  Н. К.] Удивляет, что фотография датируется (расплывчато) 1941-1943 годами, хотя место съёмки указано точно: Винница (Подолье), Украина. Кем сделан снимок — не указывается.

- http://www.pitria.com/tag/;;;;;;-;;;;;;-;;;;;;; — в издании на иврите (15.07.2016).

                ***

Наряду с обширной литературой, освещающей различные аспекты Холокоста, есть и — необходимо признать — немалая литература, оспаривающая либо какие-то частности, либо отрицающая свершившийся Холокост в целом. Например, сборник «Dissecting the Holocaust» (я перевёл это  как «Вскрытие Холокоста», имея в виду патологоанатомическое вскрытие, проясняющее суть болезни, причины смерти, пр., то есть, как метафорическое название) - http://www.vho.org/GB/Books/dth/. Тут не место разбирать приведенные там аргументы ревизионистов, но я, читая таковые, вспоминаю утверждения «специалистов» о том, что американцы на луне не были, а известные фотографии — fake [feik], по-иному, подделки, фальшивки: то американский флаг на луне странной формы, то тени не такие … Кого интересуют такого рода издания — ссылка на этот 600-страничный сборник дана тремя строками выше.

Обсуждение на ревизионистском форуме [The Committee for Open Debate on the Holocaust — Комиссия по открытым дебатам о Холокосте —  Н. К.] представлено мною в более-менее упорядоченном виде (на форуме пишут и выражаются нередко малопонятно, односложно, пр.). Ссылка - https://forum.codoh.com/viewtopic.php?t=4247 (07.05.2007). И тут также всё обсуждение — вокруг фотографии.

Название её в USHMM [United States Holocaust Memorial Museum — Музей Холокоста Соединённых Штатов в Вашингтоне — Н. К.]: «Немецкие солдаты Ваффен-СС и Рейхской службы труда наблюдают, как член айнзатцгруппы готовится расстрелять украинского еврея, стоящего на коленях на краю братской могилы, заполненной трупами».

Прошу обратить особое внимание на нижеследующее примечание к фотографии: «USHMM предоставляет любезно предоставленную Библиотекой Конгресса информацию, но никакой другой информации о ее происхождении или открытии не предоставляется.» То есть, выражаясь по-русски, музей может вам передать то, что ему сообщила Библиотека Конгресса США, где находится оригинал этой фотографии, но по поводу получения другой информации о фотографии — даже не заикайтесь.
Значит, если и искать сведения о точном происхождении этой фотографии: дате, месте съёмки, фотографе, прочее — обращаться надо в Библиотеку Конгресса США, на что я так не решился, хотя с германскими архивами, официальными учреждениями и любителями-историками ФРГ корреспондирую.

Привожу замечания на форуме (в моём переводе на русский язык):

- Кто-нибудь знает происхождение этой фотографии? Наиболее подробно, что я прочитал, является то, что она сделана в 1942 или 1941- 43 годах? В Виннице, Украина. В другом месте я читал, что это был отдельный альбом, но какие еще фотографии есть на этом альбоме? Также другие источники утверждают, что на обратной стороне фотографии написано «Последний еврей в Виннице».

 - Также эта фотография, кажется, обрезана, поскольку другие версии имеют несколько больше фигур в левом краю.

1. Молодой человек, стоящий прямо слева от стрелка, в темной униформе - некоторые предполагают, что он является молодым членом рейхской рабочей службы (Reichsarbeitsdienst), но, учитывая его форму, на самом деле он выглядит иным. Черная униформа, надеваемая танковыми экипажами, а также его фуражка, штаны танковых экипажей ...
2. Солдаты должны быть waffen SS, но на них нет эмблем ошейника в стиле SS, хотя трудно сказать из-за плохого качества изображения, они выглядят больше как знаки отличия вермахта на их воротниках, а также стрелок, похоже, не имеет видимых знаков отличия в форме ...
3. Один человек около левого края фотографии, кажется, одет в белый свитер какого-то типа, он не похож на какую-либо униформу, и поскольку область выглядит снежной, я сомневаюсь, что это нижняя рубашка ...
4. Если вы увеличиваете прицел стрелкового оружия, окажется, что это маленький пистолет по сравнению с его рукой, когда его пальцы проходят мимо ствола, мне интересно, что это за оружие, хотя это могут быть артефакты на фотографии ...?
Если у кого-то есть более качественное воспроизведение этой фотографии или больше информации о ее происхождении, напишите сообщение.

- Изображение известно, возможно, является более фальшивым, чем 3 доллара [такой купюры нет — Н. К.].

- Я думаю, забавно, что кто-то добавил цифры ниже вашего изображения, чтобы заставить его выглядеть «официальным».

- Группа иллюстраций 15 (а, б, в, следующая страница), как говорят, документирует казнь польских евреев на краю открытой могилы.  Иногда стреляющий солдат носит очки, иногда - нет; иногда его воротник имеет белые края, иногда нет. Особенно на рисунке 15c он выглядит так, как будто его вырезали и вклеили. На его мундире белые контуры, и ему не хватает тени. Мужчины на переходе в фон также выглядят вырезанными и наклеенными. Постарайтесь подобрать ноги к их телу! Возможно, это в лучшем случае фотомонтаж, но, определенно, по крайней мере, подделка с нарисованными секциями. Опять же, это не доказывает, что немцы не расстреливали людей, особенно партизан, после того, как их приговорили к смертной казни, и похоронили их в братских могилах. Это, конечно, произошло и было задокументировано самими немцами, поскольку это не было ни незаконным, ни необычным во время войны.
Заметьте, что на вставных мужчинах в фоновом режиме нет ног.

- разные контрасты и модификации кажутся подозрительными, но, к сожалению, это не является убедительным доказательством, поскольку некоторые из них, вероятно, сканируются из книг, в то время как перепечатка с оригинала или негатива была бы более качественной; более подозрительной является то, что даже версия USHMM на своем веб-сайте обрезана ...

- Сравните с этой версией, которую я обнаружил, у которой есть 3 дополнительных человека слева.
А также об огнестрельном оружии, пистолете, который настолько мал, что пальцы могут растянуться …
И как получилось, что у этого «еврея, который должен быть расстрелян» нет ног, почему глыбы для рук? И что это за добавленный в кадр на его коленях пытается скрывать?

- На самом деле это может выглядеть так, потому что ноги за спиной мужчины и кулаки сжаты.

- Пистолет, показанный на ВСЕХ фотографиях, кажется, сильно изменён.

- Это определенно не P-08 или P-38, стандартные германские во время Второй мировой войны.

- Кажется, он слишком мал даже для  Sauer Hsc или Walther PP или PPC.

- В обороте среди сотрудников вермахта и офицеров СС находились пистолеты маузера малого калибра (6,35-7,62).

 - но вряд ли таким пистолетом обладал смиренный «палач»…

- Оружие также может быть русским макаровым, и они довольно маленькие…
 
- Они еще не были изобретены. Они не были доступны до 1951. Более крупные TT30 и TT33 были стандартными, хотя полиция обычно носила револьвер Nagant M1895 (который маленький, хотя, как я говорю, револьвер)

- Ну, как говорится в суде, вне разумных сомнений, и я говорю, что здесь достаточно сомнений, чтобы заклеймить это подделкой…
               
Вот такая, с позволения сказать, дискуссия. Что касается разных фотографий (даже развёрнутых в другую сторону), то их, действительно, предостаточно. Нынешняя техника позволяет легко фальсифицировать любые снимки, а потом … обвинять во лжи других.

ВЫВОД:

По неясно каким соображениям, эта фотография, как и другие снимки того дня, остаются как бы частично (отсутствие чёткого комментария) либо, на самом деле, полностью (о них нет даже упоминания) скрытыми в архивах США.
Другие фотографии даны в очень плохом разрешении, не позволяющем рассмотреть детали (например, форму охранников на фотографии 6. в коллаже).

Но наличие фотографии «Последний еврей Винницы» и её аутентичность (подлинность) не вызывают сомнения уже более 70 лет.

К сожалению, никого из винницких историков выяснение всех обстоятельств происхождения этой фотографии не заинтересовало. Запрос в Библиотеку Конгресса США можно было бы сделать официально через Посольство США в Киеве.

Пояснение к фотографиям:

1 —  фотография «Последний еврей Винницы».

2 —  фрагмент фотографии «Последний еврей Винницы».

3 —  фотография называется «Deutsche Ordnungspolizei und ukrainische Schutzmannschaft, Dezember 1942» (немецкая полиция порядка и украинская вспомогательная полиция, декабрь 1942). Под фотографией напечатано на немецком языке: «Хауптвахтмайстер [высший фельдфебель — Н. К.] жандармерии Volkmann - руководитель районного поста Зариг показывает своему командиру хауптвахтмайстеру жандармерии Grosch возникшие по инициативе Volkmann как бы из ничего строения указанного районного поста» (Фотография из Федерального архива фотографий 121 - 1500 - Украина, Полиция порядка, Районный пост, Зариг).

4  — Винница: разлагающиеся тела евреев, убитых на улицах города (фотографии 4 - 6 взяты из статьи на английском языке, датированной 2009-2010-ми годами:  http://www.holocaustresearchproject.org/einsatz/bingel.html ).

5 —  Винница: перед массовым расстрелом еврейского населения города.

6 —  Винница: после массового расстрела еврейского населения города.

7 — картина переснята мною из книги Hoffmann - Curtis, Katrin: Bilder zum Judenmord, 2014, Jonas Verlag, Marburg  (Картины к убийству евреев). Сама же картина „Massaker II“ (Бойня II) выполнена маслом на твёрдом волокне художником из ГДР Willi Sitte в 1959-м году. Размеры картины — 160 х 207 см. Она выставлена в  Willi Sitte Galerie Merseburg (Федеральная земля Саксония - Анхальт). Обратите внимание: расстрел фотографируется.

Кстати, есть ли хоть одна-единственная картина какого-либо художника из Винницы, на которой изображаются массовые расстрелы винницких евреев в 1941-м - 1942-м годах? Или — умерщвление многих сотен пациентов психиатрической больницы? Заинтересовало ли живописцев хоть что-либо из жизни и из обстоятельств смерти многих тысяч винничан во время оккупации города вермахтом?
При советской власти эта тема была табуирована, сейчас, что ли — не до неё.
Когда же?!

P. S.
1.
Проза. ру не пропечатывает ряд букв польского алфавита (некоторые слова - с ошибками).

2.
01.06.2017 Андрей Рыбалка опубликовал (https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia) следующее замечание.

« Я вже про це писав: ЦЕ – НЕ ВІННИЦЯ, ДРУЗІ!
Інша версія щодо фото: 4: — Винница: разлагающиеся тела евреев, убитых на улицах города (фотографии 4 - 6 взяты из статьи на английском языке, датированной 2009-2010-ми годами: http://www.holocaustresearchproject.org/einsatz/bingel.html ).
Порівняйте це фото з наступним з серії, наведеної тут: http://www.xxwiek.karta.org.pl/.../Egzekucja.../m20701 - Dziedziniec zamku w Zloczowie (wiezienia podczas okupacji sowieckiej) z cialami wiezniew pomordowanych przez NKWD podczas niemieckiej ofensywy i wycofywania sie oddzialow Armii Czerwonej. Fot. NN, udostepnica Helena Burzykowska), на яких зображений внутрішній двір замку в Золочеві (в'язниця під час радянської окупації) з тілами в'язнів, вбитих НКВС під час німецького наступу і виведення військ Червоної Армії і стане ясно, що до Вінниці це фото не має відношення… »

То есть, эта фотография (4) сделана 30.06.1941-го года (Винница была оккупирована только 18.07.1941) в городе Золочеве, Львовской области. На ней — убитые,  п е р е д  отступлением Красной Армии, заключённые тюрьмы НКВД.
Что касается фотографии 5, то Андрей Рыбалка указывает «По фото 5 пошук за картинкою у ГУГЛі дає 25 270 000 000(!!!) посилань... до різних місць.» То есть, и эта фотография, сделанная неизвестно где, привязывается к неимоверно большому количеству различных мест.

Что сказать? Вроде бы, я сослался на материалы Центра исследований архивов Холокоста — и так ошибиться! Хорошо, что хоть дал ссылку на публикацию этого заведения, вероятно, не очень озабоченного проверкой имеющихся в их распоряжении материалов.
Означенный ляпсус лишний раз подчёркивает обоснованность моих сомнений, высказанных по отношению опубликованных подробностей, касающихся фотографии «Последний еврей Винницы».