Вспомню только вот эти...

Юрий Кутьин
               
-Что у вас за такое странное место рождения?- не раз спрашивали Георгия Ивановича паспортистки,- 42 квартал, это где?
-Ну, это, понимаете,  после войны стране был нужен лес. Вот для его заготовки и строили прямо в лесу щитовые временные бараки для лесозаготовителей, плюс к этому ещё магазин и детсад. Название временным посёлкам давали по номеру лесного квартала. Длинным рублём заманивали туда  разный народ. Вот мои будущие родители и ушли в такой лесной посёлок с названием 42-ой квартал из соседней деревни от трудодней за палочки,- привычно разъясняет Георгий Иванович.
- Я там, в 42-ом квартале и родился. Помню мало чего, потому что когда мне было года 4, мы оттуда уехали. Лес закончился и отца, как специалиста механика перевели в другой лесопункт. Всё имущество погрузили на большую волокушу из толстых брёвен, которую натужно тащил бульдозер прямо по земле. Для меня было устроено между вещами удобное мягкое место, с которого я наблюдал за дорогой.  Дорога шла лесом и представляла из  себя одну сплошную лужу и вот по ней волокуша, и по грязи плыла легко, как по маслу. Больше о том переезде ничего не помню, видимо заснул…  Трудно  понять какие события оказали большее влияние на формирование личности маленького человечка, проживающего в этом  "42 квартале".
Попытаюсь показать жизнь и людей посёлка.


      
                ***
   Детский сад посёлка лесозаготовителей. Сегодня в саду событие, которое для Жорки не стало праздничным, а оставило до слёз обидное послевкусие. Все мы взрослые - выходцы из детства. И какими мы будем зависит от того соблюдался ли при нашем воспитании баланс обид и радостей.

Детская обида это психологическая травма, эмоция. А эмоции не подвержены распаду, преследуют человека всю жизнь и могут изменить хрупкий мир сознания человека. И, кто знает, в какую сторону. И об этом отдельным рассказом "Обида" по адресу
    http://www.proza.ru/2017/03/30/2552
 
  И действительно, будь у паренька только  обида, может быть она бы вывела его на дорогу мести. Но надо быть обеъктивным, обиды были ж не постоянно. В другой раз и везло парнишке. Родители его любили. Думаю, что разумный баланс обид и радостей в его жизни соблюдался. Действие обид нейтрализовывалось и он на них не зацикливался. Так люди остаются в норме.
                ***
Весна. Кончился ледоход. По большой воде пришли первые баржи с продуктами и вином. В магазине продают  муку свежего привоза. Стоят женщины в очереди, разговоры разговаривают. Одна изрядно под хмельком, с обрюзгшим лицом, мешками под глазами вдруг спохватилась: «А где мой кошелёк?» Ищет по карманам и не находит. Жорка с мамой стоят рядом с ней. Подвыпившая  указывает на маму мальчика: «Ты вытащила, ты за мной стояла рядом, ты и украла, больше некому». - Я-а-а!- выдыхает с удивлением мама и плотнее прижимает мальчика к себе. У мальчика  трясутся губы, кривится подбородок, он вот-вот заплачет, ему за маму очень обидно, так бы эту пьянчужку и убил. Он то точно знает, что его мама не воровка, не брала чужой кошелёк.
 В самый разгар разборок в магазин заходит пенсионер, спрашивает: «Чья потеря?" И кошелёк показывает. Пьяненькая тут же забывает про маму с мальчиком, хватает кошелёк, покупает муку и ворча что-то уходит…
Почти  тут же с улицы слышится шум грузовика, визг тормозов, голоса. Народ бросается на улицу. Пьяненькую раздавила машина.  Она лежит в крови в неестественной позе. Из разорванной шеи пульсирует затухающий фонтанчик крови. Мальчик с застывшей гримасой испуга и застывшей-улыбкой смотрит. Все жалеют пьянчужку, а мальчик думает: "Так и надо, так и надо…" Он понимает, что сейчас ей очень больно. "И пусть, ему тоже больно было." Потом мальчик несколько лет очень сильно заикался. Хорошо, что прошло всё без последствий,- глубоко вздыхает  Георгий Иванович. А без последствий ли? Потом по жизни не раз бывало, что ему делали больно, незаслуженно несправедливо обижали. Естественная реакция – сгоряча шлёшь проклятия на голову обидчика. Потом отходишь, забываешь и вообще перестаёшь об обидчике думать… Но через годы случайно узнаёшь, что с твоим обидчиком случилось серьёзное, неадекватное твоей обиде несчастье. Проанализировав, таких случаев Георгий Иванович насчитал с десяток. И после этого обидчикам стал желать только добра… Так сам заболел. Видимо, негатив нужно выпускать.
Оформлено отдельным рассказом 
Рассказ "Жорка и пьянчужка"  http://www.proza.ru/2017/06/12/1833

                ***

Жорка  по весне промок в первых лужах и долго болел. Вышел на улицу, когда уже зеленела травка. Постоял, походил, поосмотрелся. Увидел новую качель у соседей. Вкопаны два столба с укосинами, на столбах закреплена металлическая труба. К трубе подвешены две жерди, а внизу на жердях сделана удобная люлька.  Мальчик во все глаза смотрит на качели.  Подходит ближе и ближе. Открывает калитку, подходит и садится на них. Качается. Качели скрипят. Из барака выходит  другая соседка, она как всегда беременная.  И хоть качель не её, беременная буквально за ухо стаскивает мальчика с качелей. За ухо же ведёт его к калитке, при этом всё сильнее и сильнее закручивая ухо мальчика, впиваясь в него острыми ногтями и всё сильнее и сильнее тянет его к «солнышку». Мальчик терпит сколько может, потом начинает тихонько скулить, всё сильнее и заходится в визге от боли. Соседка выбрасывает плачущего мальчика за калитку.  Мальчик ещё долго хнычет. Ухо горит. Мальчик осторожно прикладывает к уху холодную ладошку. Чувствует под ладошкой что-то липкое и мокрое. Смотрит кровь. Ухо надорвано.  Дома мальчик говорит, что упал, так как боится, что его будут ругать за то, как он думает, что ходил в чужую калитку...
   Георгий Иванович  сейчас  понимает причины  такого ожесточения  соседки. Её мужа как раз в то время арестовали и показательным судом приговорили к расстрелу, за то что в войну служил в полицаях  и сжигал дома вместе с людьми. Отец Жорки выступал на суде от имени участников войны и требовал самой суровой меры наказания для палача и предателя. А она, не зная ничего о прошлом своего мужа, осталась с кучей ребятишек мал-мал меньше.

                ***

1-ое сентября. Старшие сёстры, посуетившись, ушли в школу. А мальчик, поскучав в одиночестве, решил последовать за ними.
Нашёл какой-то старый потрепанный портфель, набил его случайными книгами и явился в школу.
Всех деталей того похода в школу Георгий Иванович уже не помнит. Но то что врезалось оформлено отдельным рассказом "1 сентября" http://proza.ru/2021/09/04/1274
                ***

Вспоминая  детство, Георгий Иванович видит  хулиганистого пацана, который шкодничал  в посёлке в компании таких же подростков. Бесцельно болтался на улице, покуривал, задирался, лазил в чужие сады, палил костры и т.д.
 Но как-то на Святки, пробегая вечером мимо  конторы лесопункта, пацан был останолен пронзительной, щемящей мелодией, что звучала из репродуктора.
   Жорка один из всей ватаги притормозил и, зачарованный волшебными аккордами, весь обратился в слух, убеждаясь, как всё-таки вовремя в их деревне установили репродуктор, захватив и недавнее сообщении о полёте Гагарина и  с этим радиоспектаклем удачно подгадали.
Никогда ещё за свою жизнь он не замирал в таком восхищении перед волшебным совершенством творений неизвестных ему  писателя и композитора,  не испытывал такого эмоционального подъёма  и не переживал таких ярких сильных эмоций, такого восторга, равносильного  счастью! 

 Он стал читать запоем, навёрстывал упущенное.
 Эти произведения–вершины литературной мысли русских гениев можно было принимать к сведению, включать их в реестр художественных ценностей, можно читать и перечитывать. Да, они останутся в памяти как великие книги.Но будут холодные, обособленные, останутся непокорённые вершины, если сердце и душа не настроены так, чтобы тебя "торкнуло" именно сейчас от прочтения этой книги.
Да, судя по отзывам многие вспоминают свою  книгу- вершину, что "торкнула" в сердце, разбудила душу. У одних это была маленькая брошюрка стихов Некрасова.
У кого-то это удачно совпало с "Вишней" Исаковского, стихотворение это стало своеобразным спусковым механизмом...
Другие были в подобном потрясении от повести Владимира Короленко "Дети подземелья" или рассказа Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и т.д. и т.п.
Но у всех вдруг что-то "включается" - именно вдруг - неожиданно для самого человека.
Как в стихотворении Волошина
«… отроком
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась.»
Душа подростка незаметно созревала для чего-то нового, прекрасного, хотя он ещё не осознавал этого!
Общим у всех было то,что хорошая литература помогала подросткам приобретать духовный опыт и развиваться. об этом отдельные произведения
"Репродуктор" http://proza.ru/2019/05/25/1488, а также рассказ
 "Разбудить душу, настроить сердце" http://proza.ru/2020/11/10/515



На настоящей завалинке и я в своей жизни не сиживал.
Дома повсеместно строились уже на ленточных фундаментах и для тепла снизу не заваливались землёй. От завалинок у современных домов остался только архитектурный элемент из вагонки для красоты больше, обозначающий завалинку, на котором не особо посидишь.
А посидеть то подумать, передохнуть надо – каждый раз в дом не набегаешься, не наразуваешься, поэтому вместо завалинки, воспетой в стихах и песнях, стали делать различные лавки, скамейки перед домом или, как у меня перед баней, и непременно с хорошим обзором.
Сижу себе на завалинке (фото у меня на страничке), решаю «проблемы,
и районного масштаба, и всемирного почти», а может быть вспоминаю курьёзный случай, связанный с завалинкой…
Играли в детстве на лужке между домами в футбол резиновым мячом. Я бью по воротам. Мяч по дуге летит за угол дома к крыльцу, на котором, как на завалинке, сидят женщины, разговоры разговаривают, и со звоном попадает точно в левую щёку соседке тёте Шуре. Та от неожиданности на бок и лежит. Очухалась. Я к ней с извинениями:
-Тётя Шура, я не нарочно. Не верит,- ты говорит специально.
-Специально по такой дуге и сам Пеле бы не попал. Случайно. Не хотел я. Вот давай ещё раз попробую – ни за что не получится.
-Я тебе попробую, я тебе попробую,- и за мной с хворостиной.
"Завалинка, завалинка шумит о том. о сём.
Беда горой c плеч свалится, и все пойдет путем".
ЗАВАЛИНКА. Сколько смысла и содержания вложено в это простое слово.
                ***

Пришла в школу новая учительница литературы и русского после декрета. И сразу невзлюбила   подвижного  пятиклассника. Каждый урок начинала с того, что отчитывала его за что-нибудь: то мимо пробежал и чуть не спихнул, то снежком на улице чуть не попал,  то тетрадь мятая…
Но после первого же сочинения произошла удивительная метаморфоза. Учительница долго хвалила мальчика, зачитывала его сочинения как лучшие перед классом. И для сравнения возила в роно В город. Десятилетку мальчик заканчивал в городе.
Мальчику было не совсем понятно почему учительница литературы в первую четверть ставила ему за сочинения только трояки. А со второй четверти и дальше только хорошие и отличные отметки.  Как потом объяснила Георгию Ивановичу жена-педагог,  это тоже с невольной подачи той прежней учительницы,  т. к. она возила в РОНО сочинения мальчика для сравнения с городскими учениками. И городская учительница, заочно зная мальчика, сначала воспринимала его как чужого ученика, как сперника, конкурента, и только со второй четверти как своего, которого типа уже сама научила на 4 и 5. Оформлено отдельным рассказам "Школьное сочиение"http://www.proza.ru/2017/10/28/2037

***
**

Из окна нашего дома была хорошо видна конюшня.
И в детстве, делая уроки, я мог видеть всю жизнь конюшни. Даже в нашем посёлке лесозаготовителей с тракторами, тепловозами и др. техникой была конюшня с десятком где-то лошадей.
Конюхом там работал дядя Коля, который в войну служил сначала в кавалерии, а после ранения в обозе, но всё равно с лошадьми. Он сам лошадей и ковал, и объезжал трехлеток, и лечил, и селекционной работой занимался.
Объезжал: силой с грозными окриками надевал на молодых сбрую и хоть летом, хоть зимой запрягал в сани. Сани пригрузит ещё чем-нибудь, чтобы молодая скорей устала. И, глядишь, чуть не с первого раза у него лошадка врабатывалась.
На племя привозили откуда-то жеребцов производителей. Дядя Коля помогал им накрывать кобылиц. Прямо голыми руками направлял куда что надо. Сделают дело – вытрет руки клочком сена, тут же самокрутку из газеты скрутит, языком заклеит, сам перекуривает, а производителю в колоду зерна подсыпает и сырых яиц чуть не с десяток толкнет.
Один раз, рассказывали, при этом деле приблизился очень, конь его нечаянно и зацепил прибором за шнурок нательного крестика (говетан вроде называется) и не смог дядя Коля вовремя отпрянуть, зажал его жеребец между собой и кобылицей. Помял изрядно. Еле потом мужика откачали. Истинный был знаток лошадей. Не в пример шарлатану из «Поликея» Льва Толстого.
На всё лето в луга коней у нас не угоняли. Только в «ночное» ребята постарше, лет по 13-14. Помню как они выпендривались перед нами, на спине коня и стоя прокатятся, и задом наперёд и лежа на спине. Мы младшие им завидовали и тоже хотели « в ночное».
Недолог лошадиный век. Но многие лошади по детству помнятся: Мешалка, умная спокойная, но жару не переносила патолгически. Пересекает в жару речку, пусть
 лдитппятляет в холодную воду прям в  оглоблях и нияем её не поднимешь пока не остынет.
Орлик, тот, говорят в город 60 км за 2 часа успевал добежать с грузом
А недавно ездил со школьниками сопровождающим на автобусе на праздник одной деревни и обгоняем лошадку в телеге, а с ней жеребёнок. Детишки-то все к окнам на одну сторону: "Ой, лошадка,лошадка! ...


***

Вокруг коровы -кормилицы
в семье у нас всегда кипела жизнь.
Вспоминается из детства
наша большая вальяжная
красно белая корова ведёрница – Красотка, всегда первая шла
по прогону степенно впереди стада и, завидев встречающую её хозяйку, радостно мычала.
Обратил внимание,
на старых фотографиях,
где мама с Красоткой,
мама всегда улыбается.
И не только мной замечено,
многие об этом говорят,
что после длительного общения корова характером, повадками (манерами), а иногда и внешне становится чем-то похожа
на хозяйку.
Был у нас сепаратор с огромной алюминиевой ведерной чашей, работал он исправно, и сливки выходили на славу,
они уже через сутки превращались в густую сметану.
«Сепаратили» по два ведра молока за раз: утренний и вечерний удой.
Спорили с братьями - кому крутить ручку. У маленьких силёнок на весь процесс не хватало.
Красотка была у нас 15 лет,
т.е. всё детство.
Я ещё в садик ходил,
а Красотка уже была.
Брали её тёлочкой, ездили куда-то под Рыбинск в племенное хозяйство. Порода ярославская красно-пёстрая.
Тёлочек от неё почти всех разбирали на племя.
Школу заканчивал, отец повёз её
на мяскомбинат.
Старая умная корова
всё понимала…Молоко ещё давала, а выходить телёночка сил уже не хватало.
Отец упросил, чтоб сделали всё без очереди
и сопровождал и гладил её
до самого момента удара током. Дальше израненый фронтовик,
сам освежевавший не один десяток бычков, смтреть не не смог…
До сих пор мама (93г.), братья, сёстры из всех коров
вспоминаем Красотку.