Обида

Юрий Кутьин
 Вся наша взрослая жизнь, так или иначе, переплетается с переживаниями в детском возрасте. Детская обида это психологическая травма, эмоция. А эмоции не подвержены распаду, преследуют человека всю жизнь и могут изменить хрупкий мир сознания человека. И, кто знает, в какую сторону.
   Детский сад посёлка лесозаготовителей. Сегодня в группе событие:  новая игрушка - огромная деревянная (пластмассовых тогда ещё не было) машинка- гигант, раскрашенная военной* краской. Деревянные колёса вращаются, дверцы кабины открываются, руль, остекление окон слюдой – всё есть. Говорят, её делали  пленные немцы для сыночка начальника лагеря. Сынок вырос и теперь играет в другие машинки, которые, кстати, тоже немцы делают.
 
    А в детском саду дети сразу облепили машинку. Для многих это первая машинка в жизни, которую они видели. Она такая огромная, что  в кузов можно посадить ребёнка и катать его за верёвочку. Воспитательница предлагает: «Дети, кто у нас самый смелый, кого покатать?» Дети наперебой, просятся: «Меня, меня покатать.» Воспитательница правильно рассудив, решает всех катать по очереди. Упитанные девочки садятся в кузов лицом вперёд и тем самым смещают  центр тяжести за площадь задних колёс машинки.  В этом неустойчивом положении переворачиваются, падают на спину, ударяются затылками об пол и плачут. Воспитательница, чтобы успокоить, поощряет каждую из громкоплачущих внеочередным катанием.

    Мальчик терпеливо ждет своей очереди, соображая про себя: «Я  сяду правильно, спиной к кабине,  как на настоящей машине ездят, так никак не перевернёшься.»  Ему очень хочется посидеть в  кузове этой машины  на глазах у всех. Пусть все увидят, как он ловко и правильно сядет в кузов и будет крепко держаться руками за борта и ни за что не упадёт, хоть до 100 км/час разгоняйся. Ему не терпится прокатиться на этой большой и красивой машине. Но его  не замечают и не катают, а снова уже по второму  и третьему  разу катают упитанных девочек с бантиками. Девочки уже не плачут, а смеются и прыгают в восторге  от внимания к ним. Мальчик тоже пытается попрыгать, но у него это получается как–то скучно, без задора.
Он растерян. В его глазах немой вопрос – почему?  Ему не понятно по какому принципу воспитательница отбирает кандидатов на  катание. Он с надеждой заглядывает ей в лицо, старается попасть ей на глаза и весь горит от нетерпения – вот-вот сейчас и он поедет.
Но, когда воспитательница в очередной раз его отодвигает, он подбегает к машине и с криком,- "а я и не хочу"-, со злостью пинает её, приговаривая: «Плохая  масынка!  Не  хочу кататься  на такой!  Вот!»  Тут же получает шлепок от воспитательницы, наказываетя стоянием в углу и осознаёт, что окончательно лишился шансов прокатиться сегодня. Стоит, злясь на всех в углу, а на кончиках его длинных ресниц наливаются слёзы  обиды и в груди разгорается уголёк  бунта и протеста. Для него не покататься на машинке сегодня это крах вселенский. И горчайшие слёзы обиды переполненные, тяжёлые, срываются с ресниц и катятся по его щекам, оставляя мокрые следы.
                ***
   Мы, взрослые,  привыкли считать, что воспитываем детей и не замечаем, как они воспитывают нас, наказывая чувством вины за каждую оплошность. Ребёнок обижается, плачет и взрослы, испытывая жалость или вину, делают всё, что ему нужно.
На стадии детства способность обижаться необходима для ребёнка. Наблюдая реакции родителей, он вырабатывает представления о культурных стереотипах поведения. Усваиваются социальные роли. Формируется личность. Но после того как личность сформировалась, необходимость в таких вспомогательных средствах отпадает.

 Став привычкой, обида становится страданием, истощающим нервную систему. Но ещё большее страданий приносит чувство вины.
Итак, обида - детская вредная привычка. Как же с ней бороться? Метод саногенного, т.е. здравого мышления рекомендует «размысливать» обиду, как понятие, состоящее из трёх элементов: ожидание относительно поведения другого человека, реальное его поведение и сравнение их друг с другом. Неприятное состояние - тот дискомфорт, который мы получаем от несоответствия желаемого с действительным, и есть обида. Стало быть, чтобы убить змею обиды, нужно её расчленить и убрать любую её часть. Обида не возникнет, если наш ум не будет строить нереалистических ожиданий или не будет придавать им значения. И уж тем более, если не будет их сравнивать и давать оценок. «Не судите и не судимы будете...» То есть, когда мы оцениваем поведение другого, судим его, мы немедленно получаем возмездие в виде обиды.
Если мы не оторвём обиду от себя, представив её как бы живым существом и не раскромсаем её, то она, в свою очередь, овладев нашей душой, раздробит её. Обида нарушает целостность нашей психики, снижает энергопотенциал. Поэтому, если не получается с размысливанием обиды, то имеет смысл внутренне смягчиться, отключившись от мыслей вообще. Для этих целей служат различного рода психотехники и системы саморегуляции. Но если вы примените любое простое ритмичное дыхание с целью переключения своего внимания от тяжёлых мыслей, то вы также быстро успокоитесь и снимете вредоносное влияние обиды, хотя бы на первый самый острый момент. И, наконец, Л.Толстой советовал нейтрализовать обиду ещё и так: «Если тебе кажется, что кто-то виноват перед тобой, прости его, и ты узнаешь новую радость - радость прощения...» Таким образом вы отпустите свои обиды и этим облегчите свою душу.
     Уже на другой день, как это обычно и бывает у детей, у всех пропал интерес и к катанию на машинке, и к самой машинке. Мальчик подходил, садился в кузов несколько раз, но никто на него не обращал никакого  внимания и ему было скучно сидеть. А скоро и сама машинка куда–то пропала. Забылась мальчиком и обида, спряталась в закутках детской памяти до поры до времени, чтобы всплыть потом  застарелой обидой уже в памяти пожилого мужчины. Таково уж свойство человеческой памяти, избранные события, эмоции с годами не отдаляются, а подступают и всё чаще напоминают о себе.
 Прошло больше полста лет, а Георгий Иванович до сих помнит это горькое  до слёз злое и обидное послевкусие от крушения надежд паренька на такое близкое бесхитростное детское счастье. И да, будь у паренька только эта обида, может быть она бы привела его к мести. Но надо быть объективным, обиды были ж не постоянно. В другой раз и везло парнишке. Родители его любили. Думаю, что разумный баланс обид и радостей в его жизни соблюдался. Действие обид нейтрализовалось и он на них не зацикливался.
                ***
 Георгий Иванович задавался  вопросом, а как могла повлиять обида на сознание человека? И, читая литературу и думая об этом, подсобрал некоторые виды негативного  воздействия обид на человека. 
К примеру, люди, которых в детстве недостаточно любили или обижали, вырастая сами часто не любят детей и домашних животных, т.к. в глубине души им горько видеть, что кто-то получает любовь и заботу ближних когда угодно, сколько захочет и без особых трудозатрат.
Всем видеть неприятно,если кто-то.
Ведёт себя как зверь в часы охоты.
Вот даже и на трапезе друзей.
Он устремлён в одни  свои заботы
Расталкивает братьев и сестёр.
Стрела его быстра. И меч его остёр.
Он присмотрел оленя окорок и спёр.
 Понятно, что они часто бывают жесткими, категоричными, нетерпимыми к окружающим, что, по сути является проявлением подсознательной мести за то, чего они недополучили сами.  Вот так. 
А я то раньше, думая, что раз не стал маньяком, терпеливо вынашивающим планы возмездия и ждущим своего часа; не стал изгоем, всех сторонящимся; не стал  толстяком, заедающим малейшие стрессы, то слава богу–всё в порядке. А тут вот какие тараканы заводятся. И точку ставить рано–процесс ещё идёт. 
И, действительно, откуда у Жорки это его обострённое, иногда болезненное, чувство  социальной справедливости  как не оттуда, из детства.  Столкновения  с кумовством и разного рода блатниками, любимчиками  при его-то импульсивности, бывало, серьёзно и не раз осложняли ему жизнь.

 Но обиды, ему наносимые, компенсировались другими положительными эмоциями и не провоцировали его на месть и идентичные ответы, "око за око."
Пережитые им самим негативные последствий обид увеличивали собственную сопротивляемость паренька, его решимость, готовность противостоять несправедливостям  и жестокостям жизни и не опускаться до сведения счётов по обидам и вообще никого не обижать...  Обида действовала, как прививка, как ослабленная вакцина в малых дозах и знание тяжести её последствий увеличивало готовность противостоять несправедливостям жизни и не создавать проблем другим.
   Георгий Иванович уже и не помнит как звали ту воспитательницу и даже как она выглядела, а вот предубеждение ко всем воспитательницам какое–то осталось.  Сколько ещё детских душ, не сознавая этого, травмировали они, эти случайно попавшие в воспитатели люди. Ведь последствия этих травм проявляются не сразу.
А реагировать на выходку ребёнка воспитатель должна была немедленно. С маленькими детьми воспитатель должна быть предельно внимательна, чувствовать каждого подопечного и принимать соответствующие меры. Ситуацию с Жоркой она элементарно зевнула, знакомые упитанные девочки переключили всё её внимание на себя.

 Что же такое обида? Это такое состояние человека, когда он полностью заполнен негативными переживаниями, эмоциями. Вспоминая без конца о случившемся, он начинает видеть всё в мрачных тонах, всё ему кажется плохим. Он переживает до тех пор, пока полностью не иссякнет его энергия. То есть, если правильно взглянуть на это состояние, то можно понять, что негативные эмоции не уходят из организма, а оседают в душе. Получается, обида - это агрессия против самого себя, вот такая глупая и коварная особенность человеческого организма. Эта обида будет магнитом для подобных состояний несколько лет (5-10) и кто знает, во что она со временем выльется. Обиду нельзя держать в себе, её нужно отпустить на свободу...
 Пожалуй, каждый сталкивается по мере взросления с чем-то подобным, что влияет на формирование его характера. Возможно, сильные личности, преодолев и проанализировав этот жизненный урок, становятся ещё сильнее, характер закаляется, обостряется чувство справедливости. А слабые вырастают мстительными, получают удовольствие от унижения слабых. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что очень многое зависит от того, что в человека заложено изначально. А в процессе жизни его личностные черты лишь корректируются и обостряются в зависимости от обстоятельств.  Всё, что пережито в детстве накладывает отпечаток на всю жизнь и помнится до деталей, до мелочей даже если прошли десятки лет.  Да, по-разному сказывается. Один маньяком становится, другой перебарывает эту обиженность, и она ему, как прививка к хорошей «упёртости» служит. И он добивается в жизни всего, чего хотел. Хотя в памяти и сохраняется обида и душу вон выворачивают детские слёзы... «Понимаем ли мы это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить то, что с ним происходит,  просто плачет своими незлобивыми, кроткими слезками к кому-то с просьбой о справедливости. ... Для чего людям познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»...(Ф.М.Д.).
 
Слов-1364, Знаков без пробелов 7691, Знаков с пробелами - 9109