Поэтика Аристотеля

Константин Рыжов
                ИЗ «ПОЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ

                [Определение трагедии]

Трагедия есть подражание действию важному п закопченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей. «Услащенной речью» я называю речь, имеющую ритм, гармонии и напев, а «по-разному в разных частях» — то, что в одних частях это совершается только метрами, а в других еще и напевом.

                [Склад событий]

Трагедия есть подражание не [пассивным] людям, но действию, жизни, счастью, [а счастье и] несчастье состоят в действии. И цель [трагедии — изобразить] какое-то действие, а не качество, между тем как характеры придают людям именно качества, а счастливыми и несчастливыми они бывают [только] в результате действия.

                [Достаточный объем]

Тот объем достаточен, внутри которого при непрерывном следовании [событий] по вероятности или необходимости происходит перелом от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

                [Хорошо составленное сказание]

Необходимо, чтобы хорошо составленное сказание было скорее простым, чем (как утверждают некоторые) двойным, и чтобы перемена в нем происходила не от несчастья к счастью, а, наоборот, от счастья к несчастью и не из-за порочности, а из-за большой ошибки [человека] скорее лучшего, чем худшего. Доказательства тому очевидны: ведь раньше поэты перебирали первые попавшиеся сказания, теперь же лучшие трагедии держатся в кругу немногочисленных родов — например, об Алкмеоне (http://www.proza.ru/2011/06/28/210), Эдипе (http://www.proza.ru/2011/04/07/408), Оресте (http://www.proza.ru/2011/07/25/227), Мелеагре (http://www.proza.ru/2010/12/29/225), Фиесте (http://www.proza.ru/2011/03/27/366), Телефе и других, кому довелось претерпеть или совершить ужасное.
Ужасное и жалостное может происходить от зрелища, а может и от самого склада событий.

                [Характеры и события]

В характерах, как и в складе событий, всегда следует искать или необходимого, или вероятного, так чтобы такой-то говорил или делал такое-то по необходимости или вероятности и чтобы то-то происходило вслед за тем-то по необходимости или вероятности. Стало быть, очевидно, что и развязки сказаний должны вытекать из самих сказаний, а не с помощью машины, как в «Медее» (http://www.proza.ru/2010/11/08/281) или в [сцене] отплытия в «Илиаде».

В событиях, [как и в характерах], не должно быть ничего нелогичного, в противном же случае [оно как раз и выносится] за пределы трагедии, как, например, в «Эдипе» Софокла (http://www.proza.ru/2010/06/27/281).

                [Величие Гомера]

Гомер (http://www.proza.ru/2010/01/12/250) в числе прочего достоин всяческой похвалы и за то, что он единственный среди поэтов знает, что нужно ему, [поэту], делать [в поэме]. А нужно поэту как можно меньше говорить самому, ибо не в этом состоит его подражательство. И вот прочие поэты сами выставляются напоказ во всем [своем повествовании], а подражают лишь немного и немногому; Гомер же после малого запева сразу вводит героя пли героиню или иной какой характер, но непременно с характером и никого без характера!

Аристотель http://proza.ru/2010/08/25/222