К 125-летию Бориса Пастернака. Часть-6. Травля

Александр Зинковский
Продолжение:

В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» изначально попадал под запрет, и Борису Пастераку пришлось издавать его  за границей: в Италии - в 1957 г., позже - в Англии и Голландии. Прочесть его на родине писателя можно было только в самиздате.

В силу всех этих причин, многие соотечественники не захотели или не смогли понять глубокой сути лучшего творения Пастернака, подходя к философским идеям автора с политической точки зрения,  дескать,  судя по роману, «Октябрьская революция — это недоразумение и лучше было её не делать».
 
Советская власть сочла роман «Доктор Живаго» произведением антисоветским, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно подогрел ситуацию тот факт, что Пастернаку именно за данное произведение была присуждена в 1958 г. международная Нобелевская премия. После Бунина,  он стал вторым российским писателем, удостоенным столь высокой  чести.

Сразу же после этого Пастернак был исключен из Союза писателей СССР, а затем подвергнут травле в печати и на «собраниях трудящихся». Его произведения перестали принимать в отечественных издательствах.  От него отворачиваются многие прежние друзья, коллеги  и знакомые.  Лишь немногие соратники, такие как Корней Чуковский, остаются ему верны. Ярким примером абсурдности происходящего стала фраза одного из членов Союза писателей СССР о романе «Доктор Живаго»: «Не читал, но осуждаю!».
 
Абсолютно по-другому этот роман был воспринят мировой общественностью. Перед Хрущевым за Пастернака безуспешно пытались заступаться Джавархарлал Неру, Альбер Камю и другие выдающиеся деятели эпохи. Все эти волнения настолько сильно подрывали здоровье Бориса Пастернака, что ему пришлось отказаться от получения нобелевской премии, чтобы хоть как-то снизить накал страстей.


НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
(Б. Пастернак)

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1959 г.


Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2015/02/13/109

Продолжение http://www.proza.ru/2015/02/16/1509

Рисунок - коллаж автора.


Другие мои произведения на этом сайте:

К дальним мирам - стихи  http://www.proza.ru/2014/01/02/266

Российский Леонардо - естествознание  http://www.proza.ru/2014/01/02/963

Цена крови или Грибоедов - история и политика  http://www.proza.ru/2014/01/03/211