Российский Леонардо

Александр Зинковский
Владимир Шухов – это наш гениальный отечественный изобретатель и ученый, который  считается не только выдающимся инженером, но по широте и универсальности дарований его нередко сравнивают с таким гением эпохи Возрождения, как сам Леонардо да Винчи. За долгие годы активной научной и практической деятельности, которые пришлись у него на конец 19-го, первую половину 20-го столетия, Шухову удалось создать десятки блестящих научно-технических и конструктивных решений в сфере архитектуры, строительства, переработки нефти, а также во многих других научно-технических областях, и все они настолько опережали свое время, что многие остаются актуальными даже в нашем 21-м веке.
 
Кстати говоря, не так давно, 28 августа в 2013-го года, исполнилось ровно 160 лет со дня рождения Владимира Шухова. Под его руководством и по его чертежам свершалось проектирование и строительство первых российских нефтепроводов и магистральных нефтепроводных систем, создавались оборудование и технологии для переработки нефти. Им были придуманы и внедрены установки для термического крекинга нефти, для получения бензина, разработаны оригинальные конструкции газгольдеров и типовых проектов хранилищ огромных объемов природного газа, улучшены методы промышленного сжигания углеводородов и т.д. По чертежам Шухова были созданы бесчисленные стальные конструкции по всей стране, например, легкие арочные своды ГУМа и Петровского Пассажа, а также ажурные покрытия над музеем имени Пушкина и Киевским вокзалом, Шаболовская телебашня и очень многое другое.
 
Будущий гениальный изобретатель Владимир Шухов родился в небольшом городке Гайворон под Курском 16 (28 августа) 1853 г. в семье действительного статского советника, ревизора Министерства финансов. Семья часто переезжала, постоянно меняя свое местожительства с Курска на Херсон или на Санкт- Петербург. После отъезда семьи в Варшаву, Володя Шухов остался в Петербурге и с 13 лет жил самостоятельно, подрабатывая преподаванием. Свое гимназическое образование он завершил блестяще, уверенно поступил в Императорское московское техническое училище (сегодня - МГТУ),  закончил его в 1876 г. с золотой медалью и целый год стажировался в США. После загранкомандировки в США вернулся и поселился в Санкт-Петербурге, поступил на службу в проектное бюро Варшавско-Венской железной дороги.
 
А два десятка лет спустя, в 1896 г., тогда еще не очень известный инженер Владимир Шухов буквально поразил воображение всех посетителей «Нижегородской всероссийской промышленной и художественной выставки» своей ажурной гиперболоидной конструкцией изящной вышки, собранной из прямых стальных профилей. Заводчик Юрий Нечаев-Мальцов с удовольствием приобрел у него авангардную по тем временам башню высотой 37 метров. После выставки она была аккуратно разобрана, перевезена и заново собрана в усадьбе мецената – Полибино (Липецкая область), как основная конструкция для установки водонапорной башни. Во времена Революции и Гражданской войны ажурная стальная башня Шухова подвергалась обстрелу, но уцелела. Не так давно она была полностью
отреставрирована и снова радует ценителей научно-технического раритета.

Выставка в Нижнем Новгороде 1896 года вызвала немало похвал среди посетивших ее зарубежных специалистов, по достоинству оценивших русскую техническую мысль. Однако более всех других экспонатов удивили иностранцев, все-таки, именно революционно-смелые, никем в мире прежде не применявшиеся решения Владимира Шухова: его великолепная башня-гиперболоид (патент Российской Империи № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленный В. Г. Шуховым 11.01.1896), а также построенные специально для выставки 8 павильонов с первыми в мире  перекрытиями, сделанными в виде сетчатых оболочек.
 
Это был настоящий триумф. Причем, известно, что инженер Шухов все свои математические расчеты выполнял сам и с абсолютно точными результатами. Делал он это, как говорится, «в уме», не пользуясь ни арифмометрами, ни логарифмическими линейками. Как ему это удавалось, никто до сих пор не может понять, зато иностранные инженеры сразу же оценили его смелые идеи, копируя в обход авторского права его лучшие разработки, особенно гиперболоидные башни и сетчатые конструкции. Единственное «ноу-хау», которое этим подражателям так никогда и не удавалось до конца «позаимствовать» у Шухова - это его интуитивное видение будущей конструкции, а также быстрый и сверхточный расчет.
После Нижегородской выставки оригинальная сетчато-гиперболоидная конструкция башни Шухова была признана классикой инженерной мысли во всем мире и сыграла огромную роль в дальнейшем научно-техническом прогрессе. А Владимир Шухов продолжал совершенствовать и развивать свои гиперболоидные конструкции, которые находили самое широкое применение в сотнях различных отечественных сооружений, начиная со зданий, башен, промышленных объектов и заканчивая морскими маяками, опорами электропередач и даже мачтами военных кораблей.
 
Конец 19-го столетия был особенно плодотворным для Шухова, делавшего одно открытие за другим. Так, в 1896 г. им был изобретен не имеющий аналогов в мире водотрубный паровой котел (варианты – вертикальный и горизонтальный патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года), и на Всемирной выставке в Париже именно за эту блестящую конструкцию ему была присуждена золотая медаль. Благодаря патенту Шухова у нас в России до и после революции были произведены тысячи трубчатых паровых котлов, экономичных, не подверженных опасности внезапного перегрева и взрыва. Именно Шухов строил тогда стеклянные купола гостиницы Метрополь, первый московский водопровод, сетчатое покрытие драмтеатра в Ярославле, причем он во многом действовал не только как инженер, но и как блестящий архитектор. Кстати говоря, первый в стране нефтепровод в Баку для фирмы Нобелей и очень многие другие замечательные объекты – это тоже заслуги Шухова.

Однако, несмотря на высочайшие творческие успехи инженера Шухова, российская жизнь его не баловала. В 1914 г. началась Первая мировая война. Сыновья Шухова ушли на фронт, а жена и дочери в качестве добровольных сестер милосердия ухаживали за ранеными бойцами. В эти тяжелые годы Владимир Шухов тоже вносил свой вклад в оборону отечества. Так, например, именно в данный период им были изобретены и внедрены на военном флоте несколько новых типов морских мин, а также боны для швартовки субмарин и особо устойчивые платформы для установки тяжелых артиллерийских орудий.
 
После Октябрьской революции Шухов, в отличие от многих своих коллег, решил остаться на родине, хотя дом на Смоленском бульваре у него отобрали, личная библиотека сгорела, а многие его соратники и даже сыновья попадали в застенки ВЧК. Однако, несмотря на все невзгоды, Владимир Шухов не сдавался и продолжал творить, создавая абсолютно новые виды технических решений. Еще шла Гражданская война, а он уже работал над созданием первой в России радиобашни, чертил проекты заводских цехов-гигантов, восстанавливал разрушенные мосты. Работы у него было много.
 
По окончании Гражданской войны, во время переходного периода 20-х, начала 30-х годов Шухов избирается почетным членом АН СССР (1929), становится героем социалистического труда, принимает активное участие в свершении плана ГОЭЛРО, строит гиперболоидные опоры для переброски ЛэП НиГРЭС через Оку под Нижним Новгородом и многое, многое другое. Последним его известным достижением было выпрямление аварийного минарета медресе Улугбека в Самарканде.

Однако уже в конце 30-х годов, с началом сталинских репрессий для Шухова начинается самый тяжелый и последний период его жизни, совпавший со смертью жены, лживыми обвинениями со стороны бюрократов и карьеристов на работе, боязнью за жизнь детей и близких. Со службы Шухову пришлось уйти. Последние его годы проходили на Зубовском бульваре в московской квартире, где гениальному инженеру приходилось вести затворнический образ жизни. Скончался Владимир Шухов - 2 февраля 1939 г. в возрасте 85 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
Драматичной была история строительства Шуховской радиобашни (телебашни) на Шаболовке. Ее проект был готов у Шухова еще в 1919 г. во время Гражданской войны. Из-за дефицита металла начальную высоту в 350 м пришлось понизить до 148 м. Это была однополосная гиперболоидная конструкция, экономившая государству массу стали, и все равно постоянный недостаток металла приводил к частым остановкам строительства, а при подъеме 4-й секции произошла еще и тяжелая авария. Шухова незаслуженно обвинили в «саботаже» (дело было только в некачественной стали, а не в инженерных расчетах) и условно приговорили «к расстрелу» с отсрочкой приговора до конца строительства. В результате, стройка была начата в марте 1920 г., а закончена лишь в 1922 г.

Долгие годы башня Шухова обеспечивала радиовещание, однако в 1939 году на нее установили передающую антенну первого в стране телецентра. С тех пор и вплоть до самого 1967 года, когда был введен в эксплуатацию новый телецентр в Останкино, именно Шуховская телебашня на Шаболовке оставалась главным «теле-символом» Москвы.

Интересно, что и в наше время гиперболоидные башни конструкции Шухова все еще очень популярны не только у нас, но так же в Германии, Чехии, Японии, Австралии, США и во многих других странах. Самая высокая из гиперболоидных башен Шухова высотой 600 метров была построена в 2010 г. в Китае.
 
В 1963 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шухову. А в 2008 г. на пересечении Тургеневской площади и Сухаревской улицы в Москве, наконец-то,  появился памятник российскому Леонардо – Владимиру Шухову, созданный по проекту заслуженного художника России Салавата Щербакова.

Это был щедрый подарок Москве от российской компании ЛУКОЙЛ, по достоинству оценившей выдающиеся заслуги Шухова в развитии нефтяной отрасли родины. Владимир Григорьевич стоит в бронзе, в полный рост на высоком постаменте, символизирующем одно из его главных достижений – Шаболовскую телебашню. В руках он держит рулоны чертежей, а на его плечах накинут плащ.

На том же постаменте символически отображены и другие достижения Шухова: танкеры, нефтепроводы, крекинг-установки, ажурные перекрытия Киевского вокзала и ГУМа.


Рисунок - коллаж автора