Письма старой учительницы. Эпистолярный жанр

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/08/30/1182)


                ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР.


        Умение писать письма – большое искусство. А ещё большим искусством, я думаю, всё же является само желание к их написанию, которое восходит к особому состоянию души, потребности в общении, к необходимости делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями с другим человеком посредством бумаги и ручки. В основном это стремление к диалогу с тем, кто разделён с тобой расстоянием и временем, но потребность к общению с которым ищет свой выход и находит его в чистом листе бумаги. Хотя бывают случаи, когда собеседник вовсе и не нужен, достаточно лишь молчаливого доброжелательного  слушателя (читателя), не претендующего на диалог, которому достаточно выступить только в роли безмолвного созерцателя, или даже, если хотите, исповедника.

        Как выразить те чувства, которые переполняют тебя, когда ты общаешься с друзьями и знакомыми не с помощью бездушного экрана монитора или мертвенно-бледно светящегося «глаза» мобильного телефона, а в эпистолярном жанре. Что может сравниться с чувством, когда отправляешь адресату по почте своё письмо, словно даришь кусочек собственного сердца? А ещё более – когда получаешь сам ответное письмо. 

        Увы! Прошедшие годы изменили приоритеты культурно-нравственных ценностей в нашем обществе, жизнь огрубела, опошлилась, нас вот уже два десятка лет насильно облагодетельствуют, пытаясь, против нашей воли, втянуть в «общество потребления». Если когда-то, в век Просвещения, основным постулатом было: «Я мыслю, значит, я существую», то ныне, в этом самом «обществе зазеркалья», стали вещать иное: «Иметь – значит быть».

        И как-то вдруг оказалось, что самыми интересными и бескорыстными собеседниками по письму для нас, кому уже за шестьдесят и кто предпочитает виртуальному жанру эпистолярный, оказались не молодёжь и не наши ровесники, а представители старшего поколения, которые уже давно перешагнули свои 80-85-ти, а некоторые и 90-летние рубежи. Это поколение наших родителей, которое вообще вызывает глубочайшее удивление, восхищение и преклонение. И не только тем, что они выжили в той страшной войне и дожили до наших дней, хотя и это само уже заслуживает искреннего уважения. Они сумели не только пронести через всю свою большую жизнь стойкость,  оптимизм, веру в человека, но и наряду с поразительной памятью, рассудительностью, нерастраченным интересом ко всем сторонам современной жизни, смогли до этих лет не растерять и сохранить удивительный положительный заряд спокойной житейской мудрости и твёрдости убеждений.

        Никого не минёт сия участь – старость. Наверно потому нельзя с высокомерием и насмешкой относиться к, кажущимся кому-то причудами, поступкам старшего поколения, не укладывающимся в вашу логику жизни, а попытаться поставить себя на их место, понять, простить, помочь. Какими вы сами будете в их возрасте? И вообще, доживёте ли до него? Как ваши дети относятся к вам самим, и как вы воспитываете в них уважение к себе, к бабушке и дедушке? Ведь всё в этой жизни возвращается «на круги своя».

        А какие же они интересные собеседники, наше старшее поколение! Сколько знают и помнят всего такого, что многим из нас и не снилось, чего нам никогда не пережить, не прочувствовать, не понять. Надо только захотеть самим этого общения и суметь достучаться до их сердец. И тогда вы получите в награду такую искренность и теплоту, что вам и самим захочется продолжения этого общения. А, представьте себе, какую же радость вы дарите им, ведь они в большинстве своём очень одиноки. И одиночество это не обязательно связано с отсутствием родных и близких, оно - от всеобщего дефицита общения: ведь сверстники уже ушли в мир иной, а молодежь… Увы!

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/08/30/1194)