Царства Сирии и Палестины. Нашествие народов моря

Константин Рыжов
                1) Цари Ямхада   http://www.proza.ru/2012/10/03/262

                2) Цари Митанни http://www.proza.ru/2012/11/11/460

                3) Покорение ханаанеев египтянами

Покончив с гиксосами (http://www.proza.ru/2010/07/02/204), фараоны Восемнадцатой династии (http://www.proza.ru/2013/09/21/1446) приступили к планомерному завоеванию Палестины и Сирии. Тутмос I совершил несколько походов в Палестину и добился покорности от многих ханаанских царей. Но завоевания этого фараона оказались непрочными. Его внуку Тутмосу III (http://www.proza.ru/2013/09/21/1481) пришлось начинать все сначала. В 1468 г. до Р.Х. он совершил свой первый поход в Палестину.
В результате него под власть Египта перешла вся Палестина, а также Южная Сирия с Дамаском. В последующие годы Тутмос совершил еще несколько успешных вторжений и покорил себе Северную Сирию. Границы Египта дошли до отрогов Тавра в Малой Азии и большой излучины Евфрата.  Вся завоеванная территория была разделена на три округа. Самым северным сирийским округом был Амурру со столицей в Цумуре. Южнее находился округ Ханаан со столицей в Газе (он включал в себя большую часть Палестины). Плодородные земли Восточной Сирии составляли округ Упи со столицей в Кумидии. В трех этих центрах размещались египетские наместники и стояли их гарнизоны. В остальном на территории каждого города сохранилась собственная исконная администрация, хотя для надзора за ней во дворце ханаанских и сирийских царей иной раз содержался маленький отряд египетских войск.

Египетские походы оказались крайне разорительны для Ханаана. Многие города были разрушены, а уцелевшие уменьшились в своих размерах. В Заиорданье и на крайнем юге Палестины города вообще полностью исчезли. Дань, наложенная на покоренных, казалась очень тяжелой. Не следует поэтому удивляться, что сразу после смерти Тутмоса III Палестину охватило восстание. Его сын Аменхотеп II (http://www.proza.ru/2013/09/21/1523) был вынужден снова отправляться на завоевание, казалось бы, уже покоренных земель. Всего он совершил три похода в Палестину и Сирию, подобно отцу достиг Евфрата и заставил покоренные города вновь принести клятву верности.

                4) Смуты в Ханаане при Аменхотепе IV и его приемниках

 В 19 веке при раскопках  Ахетатона - заброшенной столице фараона Аменхотепа IV (http://www.proza.ru/2010/01/06/298) - был найден большой архив, содержащий письма, отправленные фараону ханаанскими и сирийскими царями. Благодаря этому у современных ученых впервые появилась возможность вникнуть в суть межгосударственных отношениях, царивших в то далекое время в Палестине.

Прежде всего мы узнаем, что египетский фараон действительно воспринимался местными правителями как всесильный владыка. Ханаанские цари, обращаясь к Аменхотепу, употребляли самые уничижительные выражения - называли себя рабами и собаками. «Припадая к его стопам семью семь раз», они засыпали фараона жалобами друг на друга и обвиняли каждого своего соседа в измене. Следует однако заметить, что фараоновская администрация относилась к их жалобам с полным равнодушием и, как правило, не принимала по ним никаких мер.

Вследствие этого в стране царил полный беспорядок. Из донесений местных правителей мы узнаем, что большое влияние на события в Палестине и Сирии оказывали хапиру. Кто такие эти хапиру не совсем ясно. После долгих споров историки пришли к выводу, что хапиру представляли из себя ватаги беженцев и всякого рода отщепенцев чем-то напоминающие наших русских казаков. Крестьяне, разоренные непосильными налогами, горожане, лишившиеся имущества, бросали свои дома  и вливались в ряды хапиру.

Огромное количество подобных беглецов-изгоев, ведущих полувоенный, полукриминальный образ жизни, свидетельствует, что обстановка в стране была очень далека от нормальной. Часть хапиру промышляла откровенным разбоем, многие поступали на службу к местным царям, однако все они были враждебны царской власти вообще и фараоновской в особенности. Во времена Аменхотепа III значительная часть отрядов хапиру  объединилась под властью энергичного и честолюбивого Абдиаширты. Он и его сын Азиру создали в Западной Сирии собственное царство Амурру, существовавшее потом в течение нескольких веков.

Ханаанские цари, боровшиеся друг с другом за преобладание,  неоднократно использовали хапиру в своих интересах. Видную роль в политической жизни того времени играл правивший в Сихеме  Лабайя. Он заключил союз с правителем соседнего Гезера. Потом к союзу примкнули города Геф, Лахис и Аскалон. Лабайе подчинилась значительная часть Центральной Палестины и Заиорданья. Наконец он попытался захватить Мегиддо, но потерпел поражение и сам был захвачен в плен. Приемниками Лабайи сделались два его сына, которые встали во главе палестинских хапиру. Сообщают, что они отдали хапиру всю страну, ранее подчинявшуюся фараону. Наряду с Сихемом значительного могущества достиг Асор. Лахис, находившийся под властью царя Зимрида также числился в ряду ведущих городов. Но в конце концов этот государь был убит хапиру.

Смутами в Сирии и Палестине, а также общим падением престижа Египта поспешили воспользоваться хетты, создавшие могущественное царство в Малой Азии.  Тамошний царь Суппилиумас I (http://www.proza.ru/2013/10/24/372) совершил несколько походов на юг и утвердился в Северной Сирии. Незадолго до смерти Суппилиумас вторгся в Ханаан, но не смог овладеть этой обширной страной.

               
                5) Первое упоминание о народе Израиль

При фараоне Мернептахе (http://www.proza.ru/2013/09/27/586) в Палестине вспыхнуло мощное восстание, в котором приняли участие такие значительные города как Гезер, Аскалон, Ианоам. В 1219 г. до Р.Х. фараон сравнял Ианоам с землей. Гезер и Аскалон были взяты штурмом и сожжены. В хвалебном описании этой войны, сделанном по приказу фараона, есть такая строка: «Израиль уничтожен, и семени его больше нет!»

Сообщение это символично и чрезвычайно важно. Оно является первым в письменной истории упоминанием о еврейском племенном союзе Израиль. Из этого вскользь брошенного замечания можно заключить, что в конце XIII в. до Р.Х. израильтяне уже проникли в Палестину, начали долгую борьбу за ее подчинение и испытали на этом пути свое первое поражение. Никто, и в том числе Мернептах, не догадывался тогда, что на сцену вышел главный герой последующей полуторатысячелетней истории Палестины. Показательна сама краткость этой словно мимоходом оброненной фразы:  в одной строчке сообщается о появлении Израиля и о его полном искоренении. Сколько раз потом высокомерные завоеватели будут хвалиться тем же: что они победили и полностью истребили израильтян. Но проходили годы, и еврейский народ вновь являлся на старом месте, демонстрируя удивительную живучесть, цепкость и способность существовать в самых, казалось бы, невыносимых условиях.

                6) Нашествие «народов моря»

В XIII - XII вв. до Р.Х. в Восточном Средиземноморье происходят глубокие перемены, приведшие к почти полному изменению этнической и политической карты этого региона. Ключевую роль в описываемых событиях сыграли, так называемые, "народы моря". Племена, входившие в этот союз, разгромили в конце XIII в. до Р.Х. Хеттскую державу, разграбили многие древние города в Малой Азии и Сирии, уничтожили царство Амурру и устроили на его территории свой лагерь. Отсюда варвары совершили несколько походов в Египет, но были с уроном отражены от его границ (http://www.proza.ru/2013/09/27/586   http://www.proza.ru/2013/09/27/853).

Основную массу «народов моря» составляло, по-видимому, древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники. Впрочем, все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают:

Племя PLST (условно: «пелесет»)  - отождествляется с библейским пелиштим (в русском переводе — в филистимлянами http://www.proza.ru/2013/11/14/1840). Многие историки отождествляют пелиштим с пеласгам греческих источников.   Согласно традиции, пеласги ранее заселяли многие области на Балканском и Апеннинском полуостровах, а также  на Крите и в Малой Азии. В конце концов они осели на средиземноморском побережье в Ханаане, должно быть, с разрешения фараона. Своим нынешним названием "Палестина" страна обязана именно им.

Племя TKR, ;JKR (чьекер или зекер, тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами), а другая часть обосновалась на Кипре.

Племя SKLS (шекелеш) отождествляется с сикулами, которые вместе сэлимцами около XIII в. до Р.Х. прибыли на Сицилию.  О «троянском» происхождении указанных народов писали Фукидид и Вергилий.

SRDN (шердены) - краткое время формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с сардами, который около XIV-XIII вв. до Р.Х. прибыли на Сардинию.

Племя TRS, TWRY;, TWRWS (условно: «тереш») отождествляется с греческим тирренами. Современные историки предполагают, что тиррены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков.

Племя JKW;, JQJW;, JKWS (условно читается: «экўэш») — обычно отождествляется с хеттским Аххийава, то есть ахейцами.

Племена DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») — отождествляются с хеттским Дануна, то есть данайцами.

Племя DRDNY — обычно ассоциируются с гомеровскими дарданцами — одним из троянских племен или соседей Трои.

Племя M;W; (условно: «мешўэш») — отождествляется c ассирийским Мушки, библейским Мешех; они же, вероятно, — фригийцы.

Племя RK, L’KK, RWK — отождествляется с хеттским Лукка, то есть с ликийцами.


                7) Филистимляне

Среди многочисленных «народов моря», обрушившихся в конце XIII в. до Р.Х. на Ханаан, видная роль принадлежала филистимлянам.  Сами себя они называли «пелиштим» (потому многие историки считают их пеласгами http://www.proza.ru/2013/10/27/2057). От этого имени происходит современное название страны – Палестина. Первоначальный язык филистимлян не известен. Впрочем, он был забыт спустя несколько поколений после переселения. В дальнейшем филистимляне говорили на ханаанском языке.

Филистимляне расселились в приморской части Ханаана одновременно с израильтянами. Их городами здесь стали Аскалон (Ашкелон), Газа, Азот (Ашдод), Екрон (Экрон) и Геф (Гат). Все они были окружены мощными кирпичными стенами и выстроены по четкому плану. Прямые улицы делили город на кварталы, застроенные однотипными одноэтажными домами с плоскими крышами. Внутри жилой постройки располагался небольшой дворик. Единого государства филистимляне не создали. Во главе каждого города  стоял глава, носивший титул серен (обычно его переводят словом «царь»). Все города считались равноправными и независимыми. Их союз имел, прежде всего, религиозное значение. (Филистимляне верили во многих богов, но главным из них считался Дагон; его храм находился в Азоте). Важнейшие вопросы решались на собрании всех правителей.

Филистимляне были воинственным и энергичным народом. Современники пишут о них как о предприимчивых мореходах; в их развитых, хорошо укрепленных и обустроенных городах археологи находят много привозных изделий из Египта и Кипра. Это было богатое и яркое общество, возглавляемое  могущественной знатью. Особенностью образа жизни филистимлян была большая роль женщин, пользовавшихся необыкновенной для Древнего Востока свободой. Их роскошь, самостоятельность и влияние, напоминают статус  придворных дам с острова Крит (http://www.proza.ru/2010/07/05/243) (многое говорит за то, что филистимляне действительно переселились в Ханаан с Крита; неясно только, был ли этот остров их прародиной или же он служил одной из промежуточных остановок в их движении на восток).

Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. С середины XII в. до Р.Х. филистимляне, имевшие на вооружении железное оружие и множество колесниц, повели решительное наступление на внутренние районы Ханаана. Они захватили Мегиддо, Лахис, Бетэлб, Гезер, обложили данью почти все израильские колена, распространив свое владычество даже на Заиорданье. К сожалению, собственные исторические хроники филистимлян не сохранились. Большинство наших сведений об этом интересном народе мы черпаем из еврейских преданий. Израильтянам пришлось много претерпеть от филистимлян. Воспоминания об ожесточенной борьбе с ними составили основу их дружинного эпоса, одним из главных героев которого стал знаменитый богатырь Самсон (http://www.proza.ru/2010/02/22/262). В XI в. до Р.Х. филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам, захватив даже их религиозную святыню Ковчег Завета.

Первым израильским царям удалось переломить ход военных действий. В первой половине VIII в. до Р.Х., в годы правления Озии (http://www.proza.ru/2011/03/28/335), иудеи захватили часть филистимлянской территории с городами Ямния, Геф и Азот. Окончательно могущество филистимлян было сокрушено ассирийцами. Саргон II (http://www.proza.ru/2013/10/06/1480) разгромил их при Рафии. Царь Газы Ганнон был тогда захвачен в плен, Азот и Геф - присоединены к ассирийским владениям. В последующие века филистимлянам пришлось пережить вавилонское и персидское владычество. Последние упоминания об этом народе относятся  к IV век до Р.Х., после чего он  растворился  в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.

Сирия, Палестина, Финикия http://www.proza.ru/2013/10/06/1576