Ч. 2 Гл. 1 Должностная инструкция санитара из морг

Алекс Новиков 2
Роман о превращении человека в монстра под влиянием обстоятельств, работы в морге и окружающих, которые иногда ни чуть не лучше главного героя романа
Часть 1
глава 1 http://www.proza.ru/2013/01/22/1065
глава 2 http://www.proza.ru/2013/01/22/1098
Глава 3 Наследница Джозефа Смита (начало приключений Марины)*http://www.proza.ru/2013/01/23/552
Глава 4 Телоохранительница (продолдение приключений Марины) http://www.proza.ru/2013/01/25/715
Глава 5 Вкус крови и смерти http://www.proza.ru/2013/01/25/732

Глава 1 Последний долг и должностная инструкция санитара из морга

«Хорошо я сегодня развлекся, вкусно! – Дмитрий сидел и потягивал джин с тоником. Ненадолго к нему вернулось благодушное настроение. – Мама, пью я сегодня за упокой твой грешной души. Чтоб иебе на том свете черти дров под котел подбросили! Как говорится, мы есть – смерти нет. Она придет – нас не будет! Одно плохо, что смерть поигралась с тобой слишком быстро. За столько лет мучений и издевательств какие-то полчасика!»
Дмитрий, потягивая джин,  вспомнил, свое неудачное возвращение из армии. После убийства сержанта дембеля и тяжелой черепно-мозговой травмы, полученной им во время «следственных действий»  его из стройбата его комиссовали через год службы, так и не сумев доказать его участия в убийстве. Смерть куска (сержанта на армейском сленге) – списали как несчастный случай.
Зима выдалась на редкость пакостной – крепкие морозы, ударившие было еще в ноябре, быстро уступили место оттепели с нулями и грязью. «Вот тебе и дембель!» – Дима стоял на автобусной остановке в потертой военной форме. Маринка уже замужем. Ну и черт с ней! Лучше себе найду! Настроение было ужасным. К тому же чертовски болела голова, на которой еще не успели отрасти волосы.
Как всегда, начальство отрапортовало: «Город готов к зиме!» и снегоуборочная техника в полном порядке.
Все улицы были покрыты жидкой химической кашей. Спуски в подземных переходах стали полигонами на прочность, всякий раз проверяющими везенье спускающегося: не упал – повезло, упал – повезли.
«Перелом ноги лучше, чем трепанация черепа!  – Дима потер макушку, на которой еще не отросли волосы.  – Шикарная дембельская прическа!»
Размышляя над превратностями судьбы, в хлюпающих армейских ботинках, мелкими шажками он пересекал проезжую часть широкой площади.
«Папа сдох, пока я служил, туда ему и дорога! Мама лежит в больнице – Перелом бедра, значит, у нее! Вышла за хлебом и ку-ку! Вот и вернулся к родному очагу!»
Наконец-то подошел автобус, гостеприимно открыв двери. «Чем дальше заниматься?» – Мысли мешали друг другу, толпились и совершенно не хотели упорядочиваться. Автобус резко качнуло и занесло, побросав всех пассажиров как кегли.
Когда утерянное равновесие было обретено вновь, слух страдальца уловил знакомое дребезжание, и для мыслей времени не осталось. «Больно!» – у Димы вдруг потемнело в глазах. Мысли свалились в кучу, перемешивались, словно спагетти с маслом в тарелке, и в голове опять организовалась неупорядоченность.
– Примите мои соболезнования, – в обязанности Олега Борисовича, ответственного дежурного хирурга входила информирование родственников. – Передача твоей маме не понадобится!
Дима почувствовал, как земля уходит у него из-под ног.
Жуткий приступ головной боли едва не лишил парня сознания. «Теперь я круглый сирота!»
– Ну вот, оклемался! – Дежурная медсестра держала у его носа ватку с нашатырным спиртом.
– Завтра с 10 до 12 принеси ее вещи и документы в морг. Там висит список! Это через двор под арку налево!
На ватных ногах Дима шел к одноэтажному зданию из красного кирпича. Как оказалось в последствии, на встречу новой судьбе.
***
В морге он нарвался на весьма холодный прием.
– Вот, я принес вещи! – Дима показал сверток санитарам. – Тут моя мама…
– Ты что читать не умеешь? – дежурный санитар показал на огромный прайс-лист с услугами. – А деньги принес?
– Нет у меня денег! – Дима набрался храбрости. – Но маму хоронить надо!
– Вот тогда и сам обряжать будешь!
Санитар дыхнул на посетителя перегаром, надеясь, что сейчас он выдоит последнее, ради цивильного прощания с любимой мамочкой.
– И обряжу! – Думаешь не сумею? Дай пройти!
– Ну-ну! – санитар открыл дверь в мертвецкую. – Видали мы таких умников! Пойдем!
На металлическом столе лежало тело матери.
«Ну вот и все, отмучилась!» – Дима смотрел на труп, и ничего человеческого не шевельнулось в его душе. – Пьянки, розги, издевательства – и теперь все в прошлом. А чем хорошим тебя помянуть? Решительно нечем!»
Дима посмотрел на грубо зашитый разрез – след судебного вскрытия и взялся за работу.
– Во, смотри, – санитар позвал приятелей и они, радуясь необычному развлечению, стали смотреть, как паренек управляется с телом родной мамочки. Время от времени они помогали ему советами.
– А ничего, молодец, хорошо управился! – Старший санитар критически осмотрел работу. – Но на грим все равно нужны деньги!
– И без грима сойдет! – Дима по армейской привычке перекинул тело через плечо и понес к гробу, терпеливо дожидавшемуся квартирантку.
– И где это ты так намастрячился? – Санитары с одобрением смотрели на Диму. – Да в армии одного куска обряжал!
Дима сел на стульчик, по старой привычке потянулся за сигаретой, но отдернул руку.
– Слушай, дембель, – а приходи к нам работать! У нас тут один коллега ласты подровнял, (* - умер на тюремном эжаргоне – прим. авт.), так что вакансия свободна!
– Пожалуй, это единственная хорошая мысль ха последнее время! – Дима встал и еще раз посмотрел на покойную. – Вот с ней разберусь и приду!
- Ну, приходи, дембель!  Ждем!
Утром, когда за телом приехал казенный автобус, мама лежала загримироваанной.
Уже через три дня Дмитрий сидел в кабинете начальника патологоанатомического отделения.
– Прочти, в слух, выучи наизусть и делай так, как написано здесь!– Заведующий патологоанатомическим отделением протянул несколько листков бумага. – И запомни, здесь хоть и морг, но чистота должна быть как в операционной! Считай, дембель комиссованный, что это твой рабочий устав! Читай громко и вслух, как приказ о демобилизации!

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ САНИТАРА МОРГА

– На должность санитара назначается лицо, прошедшее двухмесячную стажировку в патологоанатомическом отделении. – Дима читал общую часть инструкции.  – Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.
– Пройдешь специализацию и стажировку на рабочем месте! Подчиняешься ты мне, заведующему отделением и врачу-патологоанатому! – Уточнил начальник.
– В своей работе санитар руководствуется «Положением о патологоанатомическом отделении», приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией. – продолжал Дима. – Должностные обязанности…
–  Принимает  в патологоанатомическое отделение маркированные трупы умерших из отделений больницы.
– Без сопроводительной клеенки с именем, номером истории болезни и диагнозом никого из отделения не забираешь! – заведующий строго посмотрел на Диму. – А то ленивые медсестры иногда и забывают! У нас принято трупы забирать самим, как только сестры все приготовят! Не  забывай заворачивать их в простыни! Читай дальше!
– Обеспечивает сохранность трупа (в том числе зубных протезов из дорогостоящих материалов) в течение его пребывания в патологоанатомическом отделении!
– Не дай Бог, с покойного хоть одна золотинка пропадет! – Голос заведующего сделался строгим. – Дело подсудное! Был у нас такой любитель! До сих пор сидит, а жена ему передачи посылает! Дальше!
– Производит измерение роста и веса умерших! – Дима поднял глаза от листка.
– Тут небольшое уточнение: весов у нас на отделении нет, но записывать хотя бы на глазок надо! Как говорится, сделал – запиши. Не сделал – запиши 2 раза»!
– Осуществляет необходимую транспортировку трупов внутри патологоанатомического отделения!
А куда тут их транспортировать? Не понял Дима.
– У нас тут есть холодильник, секционная и траурный зал. Для транспортировки – каталка!
–  Подготавливает условия (одежду, инструментарий, посуду и др.) для производства вскрытий и забора материала для дальнейших исследований. Доставляет материал, взятый во время вскрытия в лабораторию по указанию врача-патологоанатома.
– Старший санитар покажет, где у нас точильный инструмент.
– Помогает врачу во время вскрытия. Под наблюдением врача-патологоанатома в процессе вскрытия производит распил черепа, при необходимости – позвоночного канала и других костей, а также взвешивает органы. – Дима внимательно посмотрел на листок. – Он и не представлял, что работа санитара настолько сложная. –  После вскрытия осуществляет туалет трупа и помещает его в трупохранилище, одевает покойника, укладывает тело в гроб и выдает родственникам.
– А теперь читай о документации! – Заведующий строго смотрел на новенького. – Запомнит сразу: пишешь красивым почерком. А то внебюджетки лично лишу!
–  Производит регистрацию приема и выдачи трупов в специальной книге. А также ежедневно после окончания вскрытий производит уборку секционной (с мытьем полов, стен и т. п.), предсекционной, траурного зала, трупохранилища, фиксационных; после вскрытия трупа больного, умершего от инфекционного заболевания, производит дезинфекцию помещения, мелкого инвентаря и оборудования.
Систематически следит за исправностью инструментария и оборудования секционной, осуществляет точку инструментов.
– Знаю я вас, дембелей комиссованных, не любите вы влажную уборку. Но в армии это сресдтво воспитания, а у нас это работа, за которую платят деньги! Чувствуешь разницу: И в секционной моют полы и стены из шланга. Не перетрудишься! А теперь о наших дополнительных обязанностях:
  По распоряжению заведующего отделением оформляет и производит передачу непохороненных умерших в трест "Медучпособие" или медицинские учебные заведения.
– Ну. Медицинские учреждения у нас редко трупы берут, а мыловаренный завод наш постоянный клиент. – Мы туда бесхозы сплавляем.
– Это как? – Не понял Дима.
– А там из них хозяйственное мыло варят. Вместе с кошками и собаками: в котле и как студень: пока жир не всплывет! Да ладно, не заморачивайся. Твое дело, как приедут с накладной, погрузить по счету и не перепутать! На мыло только бесхозы!
– И это мыло тоже от туда? – Дима посмотрел на кусочек мыла на раковине.
– А как же? Читай дальше!
– По распоряжению заведующего отделением или старшего лаборанта производит вспомогательные работы, включая  мытье сильно загрязненной посуды, смыв микропрепаратов, выполняет роль курьера, заготавливает колодки для блоков, дежурит в патологоанатомическом отделении по установленному графику; во время дежурства выдает под расписку свидетельство о смерти.
– График дежурств у старшего санитара! А теперь о твоих правах:
– Повышать профессиональную квалификацию. – Это будешь изучать на рабочем месте!
– Вносить предложения руководству отделения по улучшению организации и условий своего труда. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
– Ну вот, теперь читай об ответственности и подписывай, если еще не передумал!
– Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы; материальную ответственность, в соответствии с действующим законодательством и заключаемым с ним договором, за сохранность зубных протезов из дорогостоящих материалов.
***
Кроме устава, определяющего жизнь патологоанатомического отделения были, разумеется, и неуставные взаимоотношения. Начались они с того, что Дима проставился, как положено, накрыл «поляну» и как следует, угостил коллег. За бутылочкой водки завязался весьма специфический разговор.
– У нас, как известно, берут все и за все, но главное – не нарываться! – Рассказывал Валерий, старший санитар.
– До тебя тут работал один хороший человек, Игорьком звали. Мало было ему денег от благодарных родственников, так он еще и продавал наркотики прямо на рабочем месте.
– И что же?
– Ну, нарвался на ментов, прямо с герычем на кармане. А такой парень был, бывший воин-интернационалист, служивший в Афганистане, еще там солдатиков научился обряжать. Служил в Афганистане год, к наркоте там же пристрастился.
– Да следили за ним! – вмешался в разговор лаборант. – Вот и нарвался на контрольный закуп, вмешался лаборант Федька. – Вот и подсунули ему деньги меченые, да три дозы героина.
– Где он теперь? – Дима налил всем еще по одной.
– Теперь ты на его месте, а Афганец, даром, что вину свою отрицал и утверждал, что героин купил для себя, на зоне от гепатита и помер.
– А теперь поговорим о наших трудовых буднях! – Валерий не морщась выпил полстакана водки и захрустел огурчиком. Обычно родственники платят по таксе и чуть-чуть сверх того. – Но, как говорится, последний путь – он трудный самый?.. Вот недавно, умер отец семейства. Скорую кончину его предвидели и врачи, и родственники: от рака желудка в той стадии, в которой он был у больного, мало кто вылечивается. К смерти готовились – в основном, морально. Но деньги на необходимые похоронные расходы приготовили: купить место на кладбище, гроб, одежду, оплатить приезд иногородних родственников, устроить поминки – общая сумма, по подсчетам, не должна была превысить десяти тысяч рублей.
Обреченный на уход из жизни больной уже больше года самостоятельно не выходил из комнаты. Но чувствовал себя пока более или менее нормально. Даже из больницы его недавно в очередной раз выписали, порекомендовав заботу близких и покой.
Однако вскоре хлопотать близким пришлось не о живом, а о мертвом. В морг – узнавать, что да как нужно делать – поехал взрослый сыночек.
– Ну а что? – не понял Дима.
– А то, что санитар, ссылаясь на необходимость вскрытия покойника, а также его обмывания и одевания, назвал тройную сумму. Ну дурак, зарвался! Родственники заплатили, а потом   заяву в суд написали. Конечно, чеков у них на руках не было и ничего им не обломилось, но нервишки потрепали нам всем! Так что учти, дают – бери! Взял – работай на совесть, но не зарывайся и не забывай делиться! Здесь каждый имеет процент! Зажилишь – пеняй на себя!
Запас водки, что принес Дима, подходил к концу, и в дело пошел медицинский спирт. Разговор за столом принимал все более фривольный характер.
– Самое главное, если увидишь, как за душами наших клиентов приходят ребята, – не пугайся! Кстати, к этому скоро привыкнешь.
– А что, часто приходят? – не поверил Дима.
– Сюда редко! – Улыбнулся Валерий. – Чаще всего забирают души на отделении, но случается, заглядывают и сюда. – Так что не пей на работе слишком много! Ну, а я тебе так и быть, кое-что расскажу.