История пап

Константин Рыжов
                1) Папство до падения Западной Римской империи

Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей. На рубеже II и III веков в восточном христианстве папами именовали патриархов александрийской церкви. На Западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. В эпоху средневековья он сохранился только за епископом Рима.

    По установившемуся преданию, римская церковь была основана апостолом Петром (42–67), имя которого обычно открывает список пап. О двенадцати его приемниках, управлявших римской церковью до конца II в., не сохранилось практически никаких сведений. История папства в эту эпоху носит чисто легендарный характер. Первым исторически достоверным римским епископом является, по-видимому, Виктор I (189–199). Многие из наследовавших ему пап подвергались гонениям от императоров-язычников, а некоторые были казнены. Так в годы Дециевых гонений мученическую смерть принял папа Фабиан (236-250), При Валериане погиб папа Сикст II (257-259).

     Новая эпоха в истории папства наступила после обнародования в 313 г. Медиоланского эдикта (http://www.proza.ru/2011/05/07/281). Христианская церковь получила тогда государственную поддержку, а ее материальное положение значительно улучшилось. Соответственно возросла политическая роль римских епископов. Со времен Дамасия I (366–384) они все чаще выступают с претензиями на свое главенство в христианском мире. Особенно последовательно проводил эту политику Иннокентий I (401–417). Он впервые резко обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра. Иннокентий настаивал на том, что папе принадлежит право разрешать вопросы о догматах и всякие другие церковные споры. При нем в 410 г. Рим разграбили вестготы, которые, однако, не тронули церковных зданий.

     Авторитет римского первосвященника еще больше возрос в годы понтификата   Льва I Великого (440–461), который обладал исключительным дипломатическим и политическим талантом. Лев I настаивал на том, что папе принадлежит высшая догматическая и дисциплинарная власть. В Италии, вследствие ослабления Милана и Аквилеи, недостаточной силы Равенны, Лев мог требовать от епископов и митрополитов соблюдения римских обрядов и угрожал за неповиновение карами вплоть до отлучения. Его надзору подчинилась также подорванная нашествием вандалов Африканская церковь. Папа был высокообразованным человеком, великолепно владел латынью, знал греческий, был очень начитан в классической литературе и хорошо знал произведения христианских писателей. Его твердая поддержка православия сыграла не последнюю роль в годы борьбы с монофизитской ересью (http://www.proza.ru/2011/08/08/188). В 452 г. Льву удалось уговорить вождя гуннов Аттилу не нападать на Рим. Однако тремя годами позже он не смог предотвратить захват Рима вандалами, которые до нитки обобрали жителей города. После их ухода население бывшей императорской столицы сократилось вдвое. В понтификат Симплиция (468–483) был свергнут последний римский император. Италия оказалась под властью варваров-ариан.

     2) Папство от падения Западной Римской империи до Григория I Великого

С падением Западной Римской империи папа сделался первым лицом в Риме, главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. Весь авторитет, который в течение веков приобрел Рим, сосредоточился теперь на римском первосвященнике. Находясь вне досягаемости византийских императоров, папы проводили самостоятельную политику, но при этом должны были постоянно согласовывать свои действия с королями остготов. Иоанн I (523–526) по повелению короля Теодориха совершил поездку в Константинополь, где добивался от императора Юстина I прекращения гонений на ариан, однако не преуспел в своей миссии. Когда папа вернулся в Рим, король обвинил его в измене и велел бросить в тюрьму, где Иоанн умер через несколько дней.

    В 536 г. Рим был взят византийским полководцем Велизарием. Первым делом тот низложил избранного при вестготах Сильверия (536–537) и добился избрания лояльного грекам Вигилия (537–555). Так началась, продолжавшаяся более столетия, эпоха зависимости пап от византийских императоров. Впрочем, не смотря на это, значение их неуклонно возрастало. Папы принимали деятельное участие в администрации и суде. В Риме папа являлся полным хозяином, его влиянию подчинялись не только церковные, но также и гражданские власти. VI век оказался одним из самых тяжелых в истории Италии. Бесконечные войны византийцев с остготами дотла разорили страну. Многие города совершенно обезлюдили, а население Рима сократилось до 40 тыс. человек. В довершение беды в 568 г. в Италию вторглись орды лангобардов, часть которых была арианами, а часть – язычниками. Варвары несколько раз подступали к Риму и только униженные мольбы папы Пелагия II (579-590) спасли город от окончательного уничтожения.

      В то время, когда на Рим обрушились все мыслимые и немыслимые несчастья – голод, болезни, наводнения, буря, вражеские нашествия - первосвященником был избран Григорий I Великий (590-604), подготовивший для папства блестящую будущность. Отличительной чертой его политики стал поворот к новым, возникающим в Западной Европе, варварскими государствам. Именно он установил контакты с королями Испании и Австразии. При нем началось обращение населявших Британию англов и саксов.

Положение, в котором он оказался после своего избрания, было очень затруднительным. Сам Григорий сравнивал свою церковь «с древним, разбитым бурею кораблем, в который со всех сторон проникает вода, так как балки его сгнили, расщеплены ежедневными бурями и грозят крушением». Самая страшная угроза исходила со стороны лангобардов. Местные византийские власти не имели ни мужества вести с ними действенную войну, ни мудрости для начала мирных переговоров. Варвары, чувствуя свою безнаказанность, то и дело совершали опустошительные набеги на окрестности Рима.   Жители деревень, обессиленные войной и болезнями, почти не занимались земледелием.  Страна жила под постоянной угрозой голода. Состояние церковных дел также заставляло желать лучшего. Церкви и монастыри были разорены; духовенство малочисленно, его явно не хватало для пастырского руководства общинами. Среди священников ощущался общий недостаток нравственности и дисциплины. Да и сама католическая вера находилась под угрозой. Лангобарды, хозяйничавшие в Италии, исповедовали арианство. В Галлии эта ересь также имела очень сильные позиции. Испания только в 589 г. освободилась от арианства, но требовалось потратить еще много сил для завершения и закрепления этой победы.

      Первой и главной заботой Григория стало заключение мира с лангобардами. Формально ведению пап в то время подлежали только церковные дела. Но поскольку наместники императора – экзархи, укрывшись в хорошо укрепленной Равенне, пребывали в бездействии, папы фактически сделались правителями Рима и им поневоле приходилось принимать участие в политических делах. В 592 г. Григорий через голову экзарха самовольно утвердил с варварами мирный договор. Византийцы его не признали, и несчастная война продолжалась. В 593 г. король лангобардов Агилульф подступил к самому Риму, опустошил его окрестности и перебил множество жителей. Григорию пришлось начинать все сначала. Только в 599 г., благодаря его неустанным хлопотам и посредничеству, был найден компромисс, устраивающий обе стороны, и император заключил с варварами мир. Итальянцы наконец могли вздохнуть свободней.

      Однако для роста значения папства в то время важна была не столько политическая, сколько церковная деятельность Григория. В этом отношении труды его также были многогранными и плодотворными. До наших дней дошло более 850 писем этого папы, представляющих замечательную картину его обширной и разнообразной деятельности. От рассуждений с патриархами, королями и императорами о высочайших предметах церкви или государства он тут же в других посланиях переходил к делам какой-нибудь фермы или к рассмотрению дел бедствующего просителя. Одной из главных забот Григория было огромное хозяйство римской курии, владевшей при нем богатыми имениями в различных частях Италии, Галлии и Сицилии. Он оказался способным хозяином и смог за четырнадцать лет своего понтификата значительно повысить их доходность. В результате в его руках оказались очень большие по тем временам богатства, которыми он умело пользовался на благо народу и церкви.

Во многом благодаря неустанным заботам Григория о нуждах церкви и народа, благодаря его личным качествам и святой жизни, моральный авторитет папства значительно вырос в глазах западных христиан. Именно при Григории влияние римского первосвященника впервые вышло за пределы Центральной Италии и стало ощущаться на всем Западе, прежде всего в Испании, но также во Франкском королевстве и Иллирии. Григорий много потрудился над христианским просвещением других стран. В 596 г. он отправил несколько монахов из своего андреевского монастыря миссионерами в далекую Британию, после чего началось обращение этой страны в христианство.

                3) Папство от Григория I до Николая I

Наследники Григория Великого  далеко уступали ему талантами. Все они находились в сильной зависимости от Византии. Папа Гонорий I (625-638) всецело разделял религиозные взгляды императора Ираклия I (http://www.proza.ru/2018/06/19/1070) и признал утверждаемое им монофелитство (http://www.proza.ru/2010/01/20/300).  Его приемники были менее послушны. Иоанн IV (640–642) осудил монофелитство как ересь. Еще более жесткую позицию занял в этом споре папа Мартин I (649–654). Когда в 648 г. император Констант II издал декрет, запрещавший спорить о том, одна или две воли в Христе, Мартин на Латеранском соборе 649 г. осудил указ императора и отказался подчиниться экзарху – императорскому наместнику, осуществлявшему управление византийскими провинциями в Италии. За это он был сослан в Крым, где и умер от голода в 655 г. Последующие папы старались не ссориться с императорами. С 685 г. право утверждения вновь избранных пап было передано равеннскому экзарху.  Следствием этого стало падение авторитета римского епископа. Начиная с Иоанна V (685–686) и до Захария (741–752) почти все они были по происхождению сирийскими греками. Папы сторонились политики и были больше озабоченны городскими делами.  Исключением из общего ряда стал папа Григорий II (715–731). Он резко выступил против императора-иконоборца Льва III и старался всячески крепить связи с варварскими королями Западной Европы.   Григорий III (731–741) продолжал борьбу с иконоборчеством.

    Стараясь найти поддержку против лангобардов и Византии, папы все теснее сближались с франками.  Стефан II (752-757) совершил путешествие за Альпы, встретился в Понтионе с франкским королем Пипином Коротким (http://www.proza.ru/2018/08/03/195) и на коленях умолял его оказать помощь в войне с лангобардами (http://www.proza.ru/2018/08/01/306) (последние в 751 г. завоевали равеннский экзархат и не скрывали своего намерения овладеть Римом). Король живо откликнулся на мольбу папы и обещал ему всяческую поддержку. Стефан помазал на царство Пипина, а также двух его сыновей и получил дарственную запись, признававшую за ним светскую власть над Италией и островами. Предприняв два похода в Италию, Пипин в 756 г. передал папе Равеннский экзархат, римский дукат и Пентаполь. Таким образом, папа сделался светским государем. Приемнику Стефана, Павлу I (757–767), пришлось защищать только что приобретенные владения не только от лангобардов, но и от римской аристократии. Помощь против обоих папы вновь нашли во франкском государстве. В 774 г. сын Пипина Короткого Карл Великий (http://www.proza.ru/2009/10/11/203) завоевал лангобардское королевство и положил конец полуторовековому господству лангобардов в Италии. Полуостров перешел под власть франков. Папа Лев III (795–816) короновал в 800 г. Карла Великого императорской короной. Впрочем, империя Каролингов просуществовала совсем недолго и распалась в 843 г. на три королевства, положивших начало самостоятельному существованию Франции, Германии и Италии (http://www.proza.ru/2018/08/04/1645).

    Ослабление светской власти и хаос, охвативший в середине IX в. Каролингскую монархию объективно способствовали усилению могущества папы.  Замечательным выразителем идеи папства стал тогда Николай I Великий (858–867). Он считал, что папство есть краеугольный камень мира, всего религиозного, политического и социального порядка в «Государстве Божьем». Папство не может утратить своих прав, потому что они имеют божественное происхождение. Папа – живой закон; его слово – слово Божье. Церковь – единый организм, душа которого папа. Недопустимо поэтому никакое вмешательство извне в ее дела. Николай признавал, что со времен Христа духовная и светская власть разделены между собой, однако с ущербом для светской власти, ибо «императоры христианские нуждаются в папе ради вечной жизни, а папы пользуются императорами и королями только ради земных целей». Само достоинство императора дается папою. Весь этот круг идей не мог быть осуществлен целиком, но в целом авторитет папской власти при Николае I значительно окреп. Его внешнее обаяние, красноречие, щедрость, монашеский образ жизни придавали силу его актам. Все национальные церкви на Западе должны были признать верховенство папы. При Николае Рим вновь становится центром христианства, а папа его главой. Попытка реймского архиепископа отстоять независимость национальной франкской церкви оказалась безрезультатной. Но на Востоке эти идеи не имели никакой поддержки. После избрания в 858 г. константинопольским патриархом Фотия между Западной и Восточной церквами стал быстро назревать конфликт. Николай не признал законности избрания Фотия и в 863 г. римский собор отлучил последнего от церкви. В 867 г. константинопольский собор в свою очередь отлучил от церкви Николая. В том же году папа умер. (С этого времени отношения между Западной и Восточной церквями делались год от года все более редкими и случайными. Однако окончательный формальный разрыв между ними произошел только в 1054 г.).

                4) Папство от Иоанна VIII до Иоанна XII

     Усиление роли папы, достигнутое при Николае I , носило временный характер. После убийства Иоанна VIII (872–882) наступило глубокое политическое и нравственное падение папства, продолжавшееся почти два века. Так папа Стефан VI (896–897) велел отрыть труп своего предшественника Формоза (891-896), облачил его в одежды первосвященника и, посадив в собрании епископов, спрашивал его, как он дерзнул на такое дело – занять римский престол? Формоз не смог ничего ответить в свое оправдание и был посмертно обвинен в нарушении церковного права. С него сняли папские одежды и отрубили ему три пальца правой руки, которой он благословлял народ. Затем изрубленный труп Формоза был брошен в Тибр. Впрочем, и сам Стефан правил всего несколько месяцев. Наскучив его неистовствами, римляне схватили папу и задушили его в тюрьме. Точно также после недолгого правления был свергнут и умер в тюрьме Лев V (903). Его враг антипапа Христофор сам занял престол св. Петра, но был в 904 г. убит графом Тусколо, который провозгласил себя папой Сергием III (904–911). Он правил в течение семи лет благодаря поддержке знатной семьи Теофилактов, захватившей власть в Риме. Глава этой семьи Теофилакт, женатый на Теодоре Старшей, имел двух дочерей: Марозию и Теодору Младшую. Марозия была любовницей Сергия III и родила от него сына – будущего папу Иоанна XI. Несмотря на распутство Сергий был любим народом за свою щедрость.

    После смерти Сергия Теодора Старшая сделала папой сначала Анастасия III (911–913), а потом Ландона (913–914). Вскоре она влюбилась в молодого священника по имени Иоанн, которого архиепископ Равенны отправил в Рим защищать интересы своей епархии. Сначала Теодора назначила его епископом Болоньи, а вскоре затем архиепископом Равенны. Наконец, не выдержав разлуки, она призвала его в Рим и провозгласила папой Иоанном Х (914–928). Это был очень энергичный человек. Он организовал военный поход против сицилийских арабов, которые завоевали тогда юг Италии и некоторое время всерьез угрожали Риму. В августе 915 г. в битве под Гариглиано Иоанн наголову разгромил мусульман. Хроники сообщают, что он не только руководил сражением, но и сам лично принимал в нем участие. К несчастью для себя, этот папа рассорился с дочерью своей любовницы Марозией, которая к этому времени стала женой герцога Тосканского. В 928 г. вследствие ее интриг Иоанн Х был низложен, заключен в тюрьму и там задушен подушками. Затем, после кратковременного правления двух честолюбцев, ставленников Марозии, она возвела на папский престол своего сына от Сергия III, который принял имя Иоанна XI (931–935). В 935 г. против Марозии поднял восстание другой ее сын Альберих. Возглавляемая им вооруженная толпа, ворвалась в замок св. Ангела и убила Марозию. Во время столкновения погиб также папа Иоанн.

     Альберих утвердил свою власть над Римом. В течение двух десятилетий он свергал и сажал пап по своему усмотрению. В 955 г., после смерти Альбериха, папой был избран его сын Октавиан, принявший имя Иоанна XII (955–964). Это был чувственный юнец, помышлявший только о наслаждениях и превративший Латеранский дворец в настоящий вертеп разврата. Пишут, что он завел целый гарем и не останавливался даже перед кровосмешением. Кощунство его не знало границ: он посвящал в епископы мальчиков и эти церковные обряды производил в лошадиных стойлах; во время попоек пил «за здоровье дьявола»; играя в кости, взывал о помощи к  Юпитеру, Венере  и другим языческим богам; любовницам дарил церковные сосуды; богомолок бесчестил у самой гробницы апостолов; лиц, чем-либо вызвавших его неудовольствие, оскоплял или выкалывал им глаза. Он охотился, дрался, поджигал, убивал, нарушал клятвы, но никогда не крестился и не посещал богослужений.

                5) Папство от Иоанна XII до Григорий VII

Коронацией Оттона I была вновь возрождена Западная империя, исчезнувшая с распадом державы Карла Великого. И вместе с ней стало вновь возрождаться папство. В 963 г.  Оттон I, откликнувшись на зов своих сторонников, низложил преступного Иоанна XII и взял у римских вельмож и духовенства присягу, что они не будут избирать нового папу без согласия императора. Таким образом, он фактически принял на себя роль повелителя всей западной церкви. Господству порочной римской камарильи, навязывавшей на протяжении полутора веков всему западному миру своих недостойных первосвященников, был положен если не конец, то некоторый предел. Проблема заключалась в том, что император находился далеко от Италии, за Альпами, и не мог постоянно заниматься тамошними делами. Между тем, стоило ему хоть на мгновение упустить из виду Рим, как там опять начинались смуты. Ставленники императора и местной аристократии сменяли друг друга на престоле св. Петра. Многие из них умерли насильственной смертью. В 997 г. глава патриотической партии Кресценций прогнал Григория V (996–999), ставленника императора Оттона III, и провозгласил папой архиепископа Пьяченцы Иоанна, грека по происхождению. Этот антипапа правил два года, но в 999 г. был схвачен по приказу захватившего Рим императора. Иоанна ослепили, отрезали ему нос и уши, посадили на осла лицом к хвосту и провезли на посмешище всему народу.

     На престол был возведен Сильвестр II (999–1003). С его понтификата начался новый, самый знаменитый период в истории папства. Один из образованнейших людей своего времени, прекрасный математик и механик, Сильвестр понимал необходимость реформы церкви, которая находилась тогда в глубоком упадке. Сторонники преобразований требовали прежде всего введения запрета на браки духовенства, а во-вторых, - уничтожения симонии (продажи церковных должностей) – в этих двух явлениях они усматривали корень зла, разъедавшего церковь и общество. Сильвестр начал борьбу против симонии.  В том же духе проводил свою политику Бенедикт VIII (1012–1024), настаивавший на введении обязательного целибата для священников. С этого времени дело церковных преобразований хотя и медленно, но стало продвигаться вперед. Новый импульс делу преобразования был придан знаменитым Гильдебрандом, сделавшимся позже папой Григорием VII (1073-1085) и выдвинувшим на первый план идею бесконечного превосходства духовной власти над светской. Идея эта уже давно носилась в воздухе, но никто до Григория не попытался сделать ее краеугольным камнем всего мирового порядка, всех земных отношений. Его правление стало переломным моментом в истории Западной церкви и на несколько столетий определило направление политики римской курии.

      Усилиями Гильдебранда папство было вознесено на невиданную ранее высоту. Сам он, между тем, происходил из низов тогдашнего общества. Предполагают, что будущий папа родился между 1015 и 1020 гг. (точная дата неизвестна) в местечке Равоак Соанского округа на границе с Тосканой. Отец его был простым поселянином по имени Боницо; имя матери Гильдебранда неизвестно. Позже папа не любил вспоминать о своих родителях, и в его огромной переписке нет о них ни одного упоминания. Своим отцом он часто называл апостола Петра, а матерью – святую римскую церковь.  В каком-то смысле так оно и было, ибо всем, что он имел, Гильдебранд был обязан церкви и престолу св. Петра. Семью он оставил еще в раннем детстве - его дядя по матери был аббатом монастыря св. Марии, расположенного в Риме на Авентинском холме; к нему и отправили Гильдебранда на воспитание. Монастырь имел тесные связи со знаменитым Клюни и служил одним из важнейших очагов просвещения и преобразовательного движения. В воспитывавшихся здесь молодых питомцах развивали самообуздание, стремление к созерцательной жизни и мистицизм. Все эти качества ярко проявились в характере Гильдебранда, сочетаясь с другими душевными свойствами – восприимчивостью, страстностью и крайней набожностью. В обители получали образование дети многих знатных вельмож. С некоторыми из них Гильдебранд еще в детстве завязал близкие, дружественные отношения, что помогло ему позже, в самом начале своей церковной карьеры, сразу занять достаточно высокое положение.   

      На папском престоле в те годы находился Бенедикт IX (1033–1046), посаженный на него путем подкупа и насилий в десятилетнем возрасте. Не довольствуясь доходами наместника апостолов, Бенедикт вовсю торговал церковными должностями и не гнушался даже прямым разбоем: с шайкой сорванцов из римской молодежи он грабил на больших дорогах богомольцев, шедших на поклонение в Рим. В 1045 г., собираясь жениться, он продал свой понтификат за 1500 фунтов серебра другу Гильдебранда, Грациану, принявшим имя Григория VI. Новый папа назначил Гильдебранда своим капелланом и с его помощью попробовал приступить к преобразованиям. Однако из этого ничего не вышло. Сначала Григорию VI пришлось делить престол с другим папой – Сильвестром III. Затем Бенедикт раскаялся в своем поступке и также объявил себя папой. Конец непристойному препирательству трех первосвященников положил в 1046 г. император Генрих III, который низложил их всех и возвел на папский престол бамбергского епископа Свидгера, принявшего имя Климента II (1046–1047). Тот короновал Генриха императорской короной.

      Возвращаясь в Германию, император забрал с собой из Рима вместе с бывшим папой Григорием VI также монаха Гильдебранда, в котором за внешней невзрачностью разглядел проницательный ум и железную волю. В 1048 году Григорий VI умер, и Гильдебранд выпросил у императора позволение вернуться в Клюни. Там он погрузился в аскетическую, созерцательную жизнь, проводя дни в молитвах и беседах со старцами. А между тем в Риме один за другим умирали папы, назначаемые Генрихом; ходили слухи, что Бенедикт ядом устраняет своих приемников, и немецкие епископы стали отклонять от себя опасную честь. После долгих уговоров епископ тульский Бруно принял папский сан, но потребовал, что бы назначение было одобрено римским клиром и народом, а в спутники ему дали Гильдебранда, чьи блестящие способности при дворе он успел оценить. В одеждах кающихся, во власяницах, с босыми ногами и посыпанными пеплом головами Бруно и Гильдебранд вошли в Рим под восторженные крики населения. Римляне были польщены их смирением и немедленно провозгласили Бруно папой под именем Льва IX (1049–1054). Гильдебранд занял при нем выдающееся положение – возведенный в сан иподьякона, он получил в свое ведение управление обширными церковными имениями. Часто он замещал папу, когда тот покидал Рим для разъездов по Европе.

     Когда в 1054 г. Лев IX умер, Гильдебранду в первый раз предложили занять папский престол, но он отказался в пользу епископа Гебгарда, самого могущественного лица в германской империи после Генриха. Новый папа получил имя Виктора II (1055–1057). При нем Гильдебранд не играл руководящей роли, а был отправлен в качестве легата во Францию, где за симонию низложил многих епископов и отрешил от церкви за брачную жизнь многих священнослужителей. Во время этой поездки произошел случай, показавший его большое духовное могущество. Один епископ подкупил свидетелей и дерзко отрицал свою вину. Гильдебранд, устремив на обвиняемого свои огненные глаза, предложил ему произнести во всеуслышание: «Слава Отцу и Сыну и святому Духу». На середине фразы епископ запнулся под испытующим взором Гильдебранда, пал ниц и раскаялся в своей вине. Сторонники преобразований усмотрели в этом случае чудо, а Гильдебранд приобрел славу человека богоугодного.

     Тем временем умер Генрих III, а вскоре за ним и папа Виктор II. В Риме началась борьба партий, в результате которой папами последовательно были Стефан IX (1057–1058) и Бенедикт X (1058–1059). Последнего избрали против воли Гильдебранда. Он не признал выборы и предложил в папы флорентийского епископа Гебгарда. Германское правительство поддержало эту кандидатуру, и Гебгард стал папой под именем Николая II (1059–1061). Вслед затем последовало кровавое столкновение между партиями, в котором Гильдебранд впервые проявил свои способности государственного деятеля. Он начал борьбу с того, что предал Бенедикта и его сторонников анафеме. Затем, зная слабость римлян к золоту, он потратил значительное количество денег на подкуп нужных людей и, возбудив в Риме междоусобицу, занял город. Для окончательной победы Гильдебранду нужны были войска, за которыми он отправился в южную Италию к норманнам, до этого всегда враждовавших с Римом. Сняв наложенное на них прежними папами отлучение и признав вассальные права норманнских герцогов на княжество Капуанское, Апулию, Калабрию и Сицилию (все эти земли уже принадлежали им по праву завоевания), Гильдебранд получил столь необходимое ему войско. Окруженный со всех сторон, Бенедикт вынужден был  сдаться. На специально созванном соборе, заливаясь горькими слезами, он принес покаяние и был низложен.

      Когда, спустя короткое время, Николай умер, Гильдебранд, опираясь на поддержку норманнов, объявил папой Ансельма, епископа луккского, который взошел на престо под именем Александра II (1061–1073). Это избрание произошло вопреки желаниям матери малолетнего императора Генриха IV, Агнессы, заправлявшей тогда всеми делами.  Агнесса не признала Александра II и назначила новым первосвященником Кадала, епископа пармского (это был антипапа Гонорий II).  Вновь разгорелась смута, потекла кровь и полилось золото. Гильдебранд, верхом на коне, лично водил ратников на врага и сумел защитить своего ставленника. Вскоре в Германии произошел переворот, результатом которого стал приход к власти епископа Аннона и отстранение Агнессы. Аннон из своекорыстных целей покровительствовал Гильдебранду и низложил Гонория.  То была важная победа римской курии, освободившейся таким образом из-под многолетней опеки империи. Кроме норманнов (чье поведение всегда было достаточно двуличным) Гильдебранд нашел в Италии  верную союзницу в лице тосканской маркграфини Беатрисы и  ее дочери Матильды - умнейшей и даровитейшей женщины своей эпохи.

     Так неустанным, кропотливым трудом Гильдебранд подготовил почву для своего собственного возвышения. Папа Александр скончался 21 апреля 1073 года. Гильдебранд предвидел его смерть и заранее принял меры к тому, чтобы самому занять папский престол. Чтобы обойти соперников он воспользовался не совсем честными способами и прибег к содействию достаточно темных личностей.  Со стороны духовенства его кандидатуру поддержал (очевидно, не бескорыстно) кардинал Гуго Белый, славившийся, по словам хрониста, «косыми глазами и кривыми делами». Поддержку римских баронов Гильдебранд получил, подкупив их вождя Ценция, который также был готов на все ради денег. Во всем повиновался ему и блюститель императорских интересов в Италии епископ Григорий Верчельский, отлученный еще Львом X за преступную связь со своей родственницей. Главного своего соперника на папский престол пармского клирика Виберта Гильдебранд удалил из Рима, посодействовав ему в получении важного сана епископа равенского. Всю ночь после смерти Александра люди Гильдебранда работали не покладая рук. К утру собранная ими громадная толпа клириков и горожан ворвалась в церковь Спасителя, где у тела Александра находился Гильдебранд, подхватила его и повлекла в церковь св. Петра. Тут он, как бы по единогласной воле римлян, был возведен на апостольский престол. Новый папа принял имя Григория VII, под которым и вошел в историю.
 Едва заняв престол св. Петра, новый папа провозгласил идею бесконечного превосходства духовной власти над светской. В связи с этим он ополчился против инвеституры духовных сановников мирянами. Речь шла о древнем порядке введения в права владения леном духовного лица, который становился, таким образом, как бы вассалом светского государя и должен был нести в его пользу оговоренные повинности. Этой мерой светская власть оставляла за собой верховные права на земельное имущество, подаренное в разное время церкви и занимавшее в общей сложности треть земель Запада. Помимо того, что инвеститура формально ставила государство выше церкви, она была ненавистна Григорию тем, что давала много поводов для симонии (особенно в Германии и Ломбардии, где императоры самовластно назначали епископов, имея от этого немалый доход). Римский собор 1075 г. воспретил инвеституру, предоставив только папе право назначать всех епископов. По мнению Григория, светские князья не имели никаких прав на земли, которые так или иначе, с большими или меньшими натяжками, можно было назвать землями св. Петра. Притязания папы в наибольшей степени задевали императора, ибо вся власть его во многом покоилась на верховных правах над церковными землями и на союзе с епископами, которых он назначал. Столкновение между Григорием VII и Генрихом IV было неизбежным, однако поводом к нему послужили не германские, а итальянские события. Миланцы, находившиеся в натянутых отношениях с папой, обратились к Генриху с просьбой дать им архиепископа. Император отправил к ним клирика Тедальда, выразив тем самым полное пренебрежение к запрещению светской инвеституры и не обратив внимания на то, что Григорий уже назначил на это место своего ставленника. Папа вышел из себя, разразился громовыми посланиями и поспешил отомстить вмешательством в германские дела.

 Жалобы саксонских епископов на произвол императора показали Григорию, что в Германии у него есть союзники. И он решил вступить в открытую борьбу. В начале 1076 г. папа отправил к императору своих легатов и велел Генриху в ближайший пост явиться в Рим на собор, чтобы оправдаться в приписываемых ему преступлениях. В случае неповиновения папа грозил предать его апостольскому проклятью и отлучению от церкви. Генрих был несказанно оскорблен как самим письмом, так и его властным тоном. Требование папы было с негодованием отвергнуто.  Между тем, собравшийся в конце февраля большой и представительный собор епископов в Риме  выразил Григорию однозначную и полную поддержку. После этого Григорий провозгласил Генриху анафему.

Отлучение императора от церкви было потрясающим неслыханным событием и произвело огромное впечатление на современников. Генрих узнал о нем в Утрехте, где он праздновал Пасху. В раздражении он решил про­тивопоставить папскому отлучению формальный акт о низложении Григория; по его требованию собор епископов в Павии объявил папу  низложенным. Но Генриху хотелось, чтобы низложение было с такой же торжест­венностью провозглашено в Германии. Он велел немецким епископам съехаться на Троицу в Вормс, не сомневаясь, что дело будет легко доведено до конца. Но тут его ждало первое тяжелое разочарование: к назначен­ному сроку собралось так мало епископов, что не было никакой возможности открыть собор. Генрих встревожился, велел отложить собор до Петрова дня  и рассудил перенести его в Майнц. Он сам разослал епископам приглашения, написанные уже в форме просьбы, а не приказа. Папские легаты тем временем тоже разъезжали по стране и употребляли все средства к тому, чтобы склонить на сторону Григория немецких князей. Уси­лия их не остались без успеха. Могущественные герцоги Рудольф Швабский, Вельф Баварский и Бертольд Церингенский вошли в соглашение с архиепископом Зальцбургским и епископами Вюрцбургским и Пассаусским и уклонились от всяких сношений с королем. Еще более успеха папская пропаганда имела в Саксонии - тамошние жители взялись за оружие, прогнали королевских сборщиков налогов, разорили имения его приверженцев и овладели королевскими замками.

 Генрих с ужасом увидел, что власть ускользает из его рук. Измена присяге была освещена папой, вменена в обязанность, и прежние приверженцы покидали его. В июне на съезде в Майнце не было никого из южно-германских и саксонских князей, а среди тех, кто приехал, повинуясь зову короля, царила растерянность. Было ясно, что большинство из них скоро тоже его покинут. Генрих собрал, сколько мог солдат и пошел против сак­сонцев, но они поднялись на него так единодушно, что он принужден был бежать в Богемию. Тем временем князья и епископы папской партии съехались на съезд в Ульме и решили, что обстоятельства требуют избра­ния нового короля. Они разослали приглашения всем остальным князьям и епископам, приглашая их 16 октября собраться в Требуре “для восстановления мира в церкви и государстве”. Огромное большинство пригла­шенных приехало в Требур, и авторитет этого съезда был гораздо выше тех, какие удавалось собирать королю. Семь дней депутаты спорили о том каким способом спасти государство от погибели. Генрих, находившийся в это время в Оппенгейме, на другом берегу Рейна, совершенно оробел. Он видел, что его покидают даже те люди, которых он осыпал милостями и считал своими верными приверженцами. Он совершенно упал духом, от­бросил прежнее высокомерие и каждый день посылал в Требур своих уполномоченных, обещая исправиться. После долгих дебатов было принято решение обратиться к папе с просьбой, чтобы в феврале следующего го­да он приехал в Аугсбург и лично разобрал дело Генриха; и потом, если в течение года с него не будет снято церковное проклятие, немедленно приступить к выборам нового государя.

  Генрих принял все эти условия, сложил с себя королевские регалии и поселится в Шпейре. Однако, опасаясь весьма вероятного торжества своих врагов на соборе в Аугсбурге, он решил не дожидаться папского суда, а самому ехать в Италию. В январе 1077 г. он отправился в путь, не имея при себе никого кроме жены и одного немецкого дворянина, единственного сохранившего ему верность. С ним не было ни денег, ни дорожных запа­сов, так что иногда императору приходилось просить милостыню. В это самое время папа ехал в Германию на Аугсбургский съезд для суда над Генрихом; но тут узнал о внезапном прибытии императора в Италию и  свер­нул с дороги в укрепленный замок Каноссу, принадлежавший тосканской маркграфине Матильде. Генрих также обратился к ней, прося о заступничестве перед папой. Григорий сначала отвергал все предложения императора и говорил, что дело должно решиться на предстоящем съезде. Наконец он уступил просьбам и согласился впустить Генриха в замок. В покаянной власянице босяком император вошел в ворота окруженного тройной стеной замка. Ему дозволили пройти только во внутренний двор, но одному, без провожатых. Стояли жестокие морозы, но это не смягчило Григория. Он заставил  Генриха трое суток подряд подолгу стоять у ворот замка, но каждый раз отказывался принимать его. Все обитатели Каноссы жалели о несчастном. Маркграфиня Матильда обливалась слезами, и по ее ходатайству Генриха, наконец, впустил. На четвертый день  вместе с несколькими другими  отлученными императора ввели в зал, где находился папа, окруженный кардиналами и друзьями. Генрих вместе с другими бросился на колени и, проливая слезы, покаялся в грехах. Наконец Григо­рий поднял его, снял отлучение и допустил в церковь, где сам совершал литургию. Это свидание, явившееся на первый взгляд великим унижением императорской власти, имело для Генриха благоприятные последствия. Немецкое национальное чувство было оскорблено поношением, которому подвергся в Каноссе их государь. К тому же отречение с императора было снято, и он мог требовать от вассалов прежней покорности.

 Весной Генрих вернулся в Германию. Отовсюду к нему съезжались епископы и князья, уверяя его в своей преданности. Началась упорная война с мятежниками. Она изобиловала многими трагическими поворотами, но была, в общем, успешна для императора. В октябре 1080 г. произошла битва под Мерзебургом.  Рудольф Швабский, провозглашенный мятежниками королем, получил здесь смертельную рану и вскоре умер. В марте 1081 г.  Генрих выступил походом в Италию. Вся Ломбардия приняла его сторону. Римляне поначалу оказали Григорию горячую поддержку. Однако в марте 1084 г., раздраженные упорством и несговорчивостью папы, они также покорились Генриху.  Император созвал собор духовных и светских сановников своего войска, который объявил Григория VII низложенным. Папой был провозглашен Климент III (1084–1100). Через десять дней он торжественно короновал Генриха императорской короной. Изгнанный из Рима Григорий скончался в мае 1085 г. в Салерно.   

                6) Империя и папство

Приемники Григория VII настойчиво продолжали начатое им дело. Урбан II (1088–1099) в течении пяти лет вел упорную борьбу со ставленником императора Климентом III. В 1093 г. он с помощью норманнов сумел изгнать его из Рима. Утвердившись на престоле св. Петра, папа стал энергично проповедовать идею военного похода христианского рыцарства с целью освобождения из рук мусульман Иерусалима. В 1095 г. Урбан отправился во Францию и на синоде в Клермоне провозгласил первый крестовый поход. Этот призыв вызвал взрыв энтузиазма по всей Европе и чрезвычайно поднял авторитет папы в глазах всех католиков.  Враждебная папству партия мало-помалу вынуждена была смириться.

     В XII в. всюду были уничтожены браки духовных лиц. Но вопрос об инвеституре продолжал возбуждать упорную борьбу. Приемник Урбана, Пасхалий II (1099–1118), предложил сыну Генриха IV, императору Генриху V, отказаться от инвеституры, а епископам – от всех светских владений. Исполнение такой программы было бы громадным переворотом, уничтожавшим созданный за последние три века порядок. Реформа Пасхалия потерпела неудачу. Геласий II (1118–1119) дважды изгонялся Генрихом V из Рима и умер в Клюни во Франции. Горстке кардиналов, которые окружали его во время смерти, папа поручил избрать его приемником архиепископа вьеннского Ги, который принял имя Каликста II (1119–1124). Новый папа энергично взялся за наведение порядка. В 1120 г. он с помощью норманнов выбил из Рима антипапу Григория VIII (1118–1121). Затем начались трудные переговоры с императором. Обе стороны были утомлены многолетней войной и изъявили готовность к компромиссам. В сентябре 1122 г. в Вормсе был подписан договор между папой и императором, окончательно утвержденный в 1123 г. на Латеранском соборе. По этому договору император отказался от инвеституры, дозволив духовенству свободно избирать духовных сановников, и обещал возвратить церкви все отнятое у нее имущество. Папа согласился, чтобы выбор епископов и аббатов происходил в присутствии уполномоченных светской власти, которые не должны были при этом употреблять ни подкупа, ни насилия. Духовные сановники, избранные в Германии, должны были затем получать от императора ленные владения через вручение им скипетра. При этом они давали клятву соблюдать обязанности вассалов и только после этого рукополагались в сан. Вормский конкордат стал компромиссом между империей и папством. Светская власть потерпела ущерб, но теократия в духе Григория VII не осуществилась: связь духовенства с государством была сохранена.
 
    В середине XII в. папство было на некоторое время ослаблено смутами в Риме. В 1143 г. к власти в городе пришла коммуна во главе с Арнольдом Брешианским, лишившая папу светской власти. Только в 1155 г. папа Адриан IV (1154–1159) добился падения и казни Арнольда Брешианского. Воспользовавшись смутой, император Фридрих I Барбаросса попытался вернуть прежнюю власть над церковью и поддержал в 1159 г. антипапу Виктора IV (1159–1164), в то время как противники империи избрали папой   Александра III (1159–1181). Раскол и смута продолжались до 1180 г. Александра активно поддержали ломбардские города, с которыми Фридриху пришлось вести чрезвычайно упорную войну. Папа смело выступил против Фридриха I, доказывая, что императорская власть есть бенефиция папы и отлучил императора от церкви. В конце концов Фридриху пришлось отказаться от реванша и в 1177 г. помириться с папой. Целование императором папской туфли, хотя и не повторило сцену в Каносе, все же продемонстрировало всему миру как велико могущество церкви.

    Полного триумфа папство достигло в лице Иннокентия III (1198–1216). При нем вся Европа склонилась перед папским престолом. В 1197 г. умер беспокойный сын Фридриха I, Генрих VI. Его сыну Фридриху II было всего три года. Имперская власть оказалась значительно ослабленной, а папская, напротив, чрезвычайно усилилась. Иннокентий был отличным администратором и ловким политиком. Вскоре он сумел добиться подчинения не только от епископов, но и от многих светских правителей, в отношении с которыми он принимал тон ленного господина. Его признали своим сеньором короли Португалии, Скандинавии, Арагонии и Англии. Другие государи платили Иннокентию Грош св. Петра и мирились с вмешательством папы в их государственные дела. В годы понтификата Иннокентия III была побеждена альбигойская ересь на юге Франции, организован четвертый крестовый поход, в Византии создана Латинская империя, открыты университеты в Париже и Оксфорде, появились новые нищенствующие ордена. Папа вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью.

    При наследовавшем Иннокентию Гонории III (1216–1227) между папством и империей сохранялись нормальные отношения. В 1220 г. папа короновал Фридриха II императорской короной. Но при Григории IX (1227–1241) борьба вспыхнула с новой силой. Папа упорно требовал от императора исполнения обета об участии в крестовом походе, который тот дал еще Иннокентию III. В 1227 г., раздосадованный бесконечными отсрочками, Григорий IX отлучил Фридриха от церкви. В ответ император стал поддерживать врагов Григория в Риме. Папа отвечал ему новым проклятьем. В 1228 г. он повторил отлучение и прибавил к нему еще интердикт на каждую местность, где находился Фридрих. Он даже запретил гордому Гогенштауфену начинать крестовый поход прежде, чем он не склонится в покаянии перед волею церкви. Император не обратил на это внимания и в 1228 г. отбыл в Сирию. В 1229 г. он путем мирных переговоров добился от египетского султана ал-Камила уступки Иерусалима. Священный город, захваченный в свое время Салах ад-дином, вновь вернулся под власть христиан. Однако вместо благодарности и признания Гогенштауфен получил только высокомерное и презрительное порицание. В марте в Иерусалим явился архиепископ Цезарейский и наложил на святые места интердикт. В то же время фанатичные монахи изрекли со своих кафедр страшные проклятия против «развратного сына церкви». В таком состоянии Фридрих должен был оставить Святую землю. Он поспешил в Италию, где его ожидала новая тяжелая война. Папа освободил от вассальной присяги всех его подданных и пригрозил отлучением всем, кто собирался защищать его власть. Только оказавшись перед угрозой захвата имперскими войсками Рима, папа сбавил тон и скрепив сердце снял с Фридриха свое отлучение. Однако это было только временное перемирие. В 1239 г. Григорий вторично отлучил императора от церкви. Поначалу эту отлучение не оказало большого влияния на события, но в конечном итоге оно послужило причиной гибели всего рода Гогенштауфенов. Уже после смерти Григория IX Фридрих жестоко разорил всю папскую область, но не смог взять ни одного города. Хаос, царивший тогда в Италии, долгое время мешал выборам нового папы. Наконец престол св. Петра занял Иннокентий IV (1243–1254). Он твердо и жестко продолжал политику своего предшественника, так что император ничего не выиграл от смены первосвященника. В 1245 г. церковный собор объявил Фридриха низложенным. Против императора начались восстания в Германии и Италии. Вскоре обе эти страны вышли из-под его контроля. Последние годы жизни Фридриха прошли в бесконечных войнах с отпавшими вассалами. После его смерти власть Гогенштауфенов в Германии рухнула. Однако у них осталась еще Сицилия. Сыновья Фридриха II, Конрад и Манфред, также отлученные от церкви, пытались отсюда вести войну против Рима. Папа Урбан IV (1261–1264), а затем Климент IV (1265-1268) предложили сицилийскую корону Карлу Анжуйскому, брату французского короля Людовика IX. Причем война против отлученного Манфреда рассматривалась как крестовый поход. Папа наложил на все имения церкви подать на покрытие издержек. На эти деньги Карлу удалось навербовать много наемников. В 1266 г. сицилийская армия была разгромлена у Беневента, а сам Манфред пал в бою. Поскольку он умер отлученным, папа запретил хоронить его на кладбище. Жена короля и его малолетние дети были брошены в тюрьму. Все принцы состарились и умерли в своих темницах. После казни в 1268 г. сына Конрада, Конрадина, славный род Гогенштауфенов пресекся.  Тысячи приверженцев прежней династии были казнены, брошены в тюрьмы или изгнаны. Сам институт империи пришел в полный упадок. Таким образом, папы могли торжествовать победу над своим старым врагом. Однако, против ожидания, влияние Рима от этого не стало сильнее. К этому времени в Европе начинает подниматься новая могучая сила – централизованные национальные государства. В борьбе с ними папство ожидало неизбежное поражение/

                7) Папство перед Реформацией

В XIV начинается быстрый упадок политического могущества папства, растерявшего к этому времени весь свой моральный авторитет. В самом деле, возвышение пошло не на пользу церковной иерархии и основательно испортило нравы духовенства.
Отовсюду слышались жалобы на деспотизм, корыстолюбие и разврат римской курии. Народы Запада начали постепенно выходить из-под опеки пап. Все громче раздаются требования о проведении коренных церковных реформ. Видимое ослабление папской власти началось с Бонифация VIII (1294–1303), последнего крупного представителя средневекового папства. Высокомерный и властолюбивый, Бонифаций предъявлял те же притязания, что Григорий VII и Иннокентий III. Но ему пришлось потерпеть жестокое поражение от французского короля Филиппа IV. Поводом к разрыву стал вопрос о налогах. Филипп не хотел, чтобы деньги из Франции шли в папскую казну, а папа не желал, чтобы духовенство платило королю. В 1296 г. король, постоянно нуждавшийся в деньгах, запретил вывозить из Франции золото и серебро. Этим он уничтожал один из главных источников папских доходов. Тогда ссоры удалось избежать – Бонифаций и Филипп пошли на взаимные уступки. Но вскоре новые притеснительные меры со стороны короля привели к полному разрыву. Король задержал папского легата, грозившего ему интердиктом. Папа гневным письмом повелел Филиппу явиться к нему на суд, чтобы оправдаться от обвинений в тирании, дурном управлении государством и чеканке порченной монеты. Филипп велел торжественно сжечь эту буллу на паперти собора Парижской Богоматери. В апреле 1303 г. Бонифаций отлучил короля от церкви. Однако эта мера не имела никакого действия. Филипп объявил Бонифация лжепапой, еретиком, чернокнижником и потребовал суда над ним. Его верный советник Ногаре с большой суммой денег отправился в Италию. Вскоре он вступил в сношения с врагами Бонифация и составил против него обширный заговор. Папа в это время находился в Ананьи, где 8 сентября хотел придать Филиппа публичному проклятию. Накануне этого дня заговорщики ворвались в папский дворец, окружили Бонифация, осыпали всякими оскорблениями и потребовали его отречения. Ногаре грозил, что закует его в цепи и как преступника отведет на собор в Лионе для вынесения над ним приговора. Папа выдержал эти нападки с достоинством. Три дня он находился в руках своих врагов. Наконец, жители Ананьи освободили его. Но от перенесенных унижений Бонифаций впал в такое расстройство, что сошел с ума и 11 октября умер. Его кончина явилась завершением эры великой теократической реформы, начатой Григорием VII и с огромными усилиями продолжаемой его приемниками.

    Унижение и смерть Бонифация VIII имели тяжелые последствия для папства. Новый папа Бенедикт XI (1303–1304) отлучил от церкви Ногаре, но прекратил преследование самого Филиппа. Его приемник Климент V (1305–1314), бывший до этого архиепископом Бордо, не поехал в Италию, а был рукоположен в Лионе. В 1309 г. он поселился в небольшом городке Авиньоне на берегах Роны, объявив этот город папской резиденцией. Вслед за папой сюда переехала курия, насчитывавшая тогда более 4000 чиновников. Они понастроили для себя виллы, дворцы и превратили город в столицу западного христианства. До самой смерти Климент оставался послушным исполнителем воли французского короля. «Авиньонское пленение» сильно омрачило блеск папства. В уютном Авиньоне папы вели такой образ жизни, что этот город стал настоящим «Вавилоном». Симония превратилась в постоянный источник пополнения папской казны, установлено было множество новых поборов со всех церквей. В руках пап скопились громадные богатства. Все это возбуждало против них оппозицию и протесты. В борьбе с ними папы прибегали к прежним средствам – инквизиции, проповеди крестовых походов, интердиктам, но они оказывались запоздалыми.

   Общее недовольство заставило пап вернуться в Италию. Григорий XI (1370–1378) в 1376 г. переехал из Авиньона в Рим. По требованию римского населения на его место был выбран в Риме Урбан VI (1378–1389), задумавший церковные преобразования. Французские кардиналы, привыкшие к распущенности авиньонской жизни, выбрали Климента VII (1378–1394). С этого времени начался «великий Раскол» в Западной церкви, продолжавшийся сорок лет. Римская и авиньонская курии выбирали каждая своего папу. Одни страны Европы признавали римского папу, другие – авиньонского. Обе партии – римская и авиньонская – осыпали друг друга проклятиями и своими разоблачениями раскрывали миру позорные страницы из жизни высших церковных иерархов. Раскол пагубно отразился на всех интересах папства, подорвав его моральное и политическое влияние; многие перестали признавать за ним какие-либо верховные права. Идея соборной реформы, давно уже глухо обсуждавшаяся, теперь сделалась общим требованием. В 1409 г. в Пизе открылся представительный церковный собор. Он объявил низложенными папу Григория XII (1406–1415) и антипапу Бенедикта XIII (1394–1423). На их место был избран Александр V (1409–1410). Однако, ни Григорий, ни Бенедикт не подчинились решениям собора. В результате пап стало трое. После смерти Александра его место занял бывший пират Балтазар Косса, принявший имя Иоанна XXIII (1410–1415).
Поскольку объединение не было достигнуто, по настоянию императора Сигизмунда в 1414 г. в Констанце собрался новый вселенский собор. На нем избрали папой Мартина V (1417–1431). Раскол был преодолен, но реформа церкви так и не началась. Не дожидаясь окончания собора, папа направился в Рим. Вечный город произвел на него удручающее впечатление. Разрушенные дома, пустующие дворцы и разграбленные соборы свидетельствовали о глубоком упадке покинутой папами столицы христианства. Мартин V энергично взялся за восстановление города. Собор тем временем продолжал работу, однако папа не согласился признать его постановления, провозглашавшие верховенство соборных решений над папскими. Точно также безрезультатно завершился в 1431 г. Базельский собор, пришедшийся на понтификат Евгения IV (1431–1447). С внешней стороны папство одержало видимый перевес над оппозиционными стремлениями, но это была кажущаяся победа. Не встречая ограничения своему произволу, папы сделались настоящими светскими государями и превратили религию в средство политического усиления.

        После пап-гуманистов Николая V (1447-1455) и Пия II (1458-1464), преклонявшихся перед традициями классической античности, старавшихся о пополнении Ватиканской библиотеки и покровительствовавших художникам, папский престол занимали открытые развратники – Павел II (1464-1471), Сикст IV (1471-1484) и Иннокентий VIII (1484-1492). Последний всю жизнь был занят устройством своих 16 незаконных сыновей и дочерей, за что был прозван «отцом отечества».  Наконец, престол св. Петра занял Александр VI (1492–1503) из рода Борджа, само имя которого стало синонимом низости и безнравственности. Его понтификат был прозван царством Венеры. За этим последовало царство Марса в лице Юлия II (1503–1513), кондотьера с головы до ног, лично предводительствовавшего своими войсками на войне. (В результате его походов территория папского государства оказалась значительно расширена. Юлий был также щедрым, хотя и деспотичным, меценатом искусства, покровительствовавшим Микеланджело и Рафаэлю). В лице Льва Х (1513–1521) настало, кроме других царств, царство Минервы. «Добрый малый», любивший пожить, Лев Х, судя по слухам, откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой. В 1515 г. он продал французскому королю Франциску I право назначать епископов во Франции. При нем папский двор был самым веселым в Европе (Лев умер неоплатным должником). Папа обожал охоту и устройство великолепных празднеств с театральными представлениями, балетами и танцами. В Риме тогда проживало огромное количество артистов, скульпторов, художников, писателей и комедиантов. Гуманизм, сделавшийся модой и общественной силой, нашел горячего поклонника в папе, вовсе не интересовавшегося церковью и религий. Симония при нем дошла до чудовищных размеров, потому что он постоянно нуждался в деньгах. Огромный размах приняла торговля индульгенциями.

     Глубокая деморализация, охватившая римскую курию, отразилась на всей Западной церкви. Высшее духовенство утопало в роскоши и светских удовольствиях, низшее – в разврате и невежестве. Народ коснел в грубом суеверии. Монашество, вследствие своей испорченности, вызывало против себя религиозно-нравственный протест и едкие насмешки. Церковь погрязла в материализме и формализме. Культ святых получил полуязыческий характер, внешняя обрядность считалась главным средством угодить Богу, грех признавался формальным нарушением. Всеобщее недовольство, охватившее в первую очередь Германские земли, вылилось в первой четверти XVI в Реформацию.

                8) Папство после Реформации

Папство оказалось не готово к борьбе с реформаторскими движениями. Лев Х так и не осознал до конца всю важность выступления Лютера. Адриан VI (1522–1523) пытался найти компромисс с лидерами Реформации, но вскоре умер. Сменившему его Клименту VII (1523–1534) было уже не до того. Этот внебрачный сын Джулиано Медичи оказался плохим дипломатом и рассорился с императором Карлом V. В 1527 г. императорская армия из Ломбардии двинулась на Рим, овладела им и подвергла такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Климент в течение семи месяцев был осаждаем в замке св. Ангела. Не видя ниоткуда помощи, он сдался и согласился уплатить 40 тыс. флоринов. В дальнейшем он должен был признать господство императора над Апеннинским полуостровом. Другой политической неудачей Климента стала ссора с английским королем Генрихом VIII, который поначалу был очень даже неплохим католиком. Климент отказался устроить его развод с Екатериной Арагонской, вследствие чего Генрих сделался заклятым врагом папы, провел в своих владениях Реформацию и навсегда увел английскую церковь из-под власти Рима.

     Во второй половине XVI в., в связи с началом религиозных войн, политическая роль папства вновь возросла. Опираясь на возникший при Павле III (1534–1549) орден иезуитов, инквизицию и поддержку католических государей, папы повели жестокую борьбу с Реформацией. Тридентский собор (1545–1563) положил конец эпохе папского увлечения гуманизмом и возродил строгий средневековый католицизм. Павел IV (1555–1559) изгнал из Вечного города более сотни епископов, незаконно оставивших свои епархии, из всех домов и закоулков Рима были выловлены сотни монахов, шатающихся за пределами своих монастырей. Выдворены были также все проститутки и их сутенеры, комедианты и шуты. Евреев переселили в гетто. Не были пощажены даже некоторые кардиналы, обвинявшиеся в аморальности.  Пий V (1566–1572), фанатик, аскет и враг еретиков, энергично преобразовывал церковь в духе решений Тридентского собора. Он ходил на процессиях босой и без тиары, уничтожил непотизм, требовал строгости нравов от духовенства. Чрезвычайно широкие полномочия получила при нем инквизиция, которой помимо борьбы с еретиками было вменено в обязанность наказывать развратных священников и монахов. Таким же характером отличался понтификат Григория XIII (1572–1585), юриста, приведшего в порядок каноническое право и исправившего календарь. Одним из замечательнейших пап XVI в. был Сикст V (1585–1590), мечтавший возвратить папству прежний блеск и с беспощадной жестокостью подавивший анархию в папской области. Пойманных разбойников во множестве казнили, а их головы выставляли на мосту, ведущему к замку св. Ангела. Папский флот разгромил пиратские флотилии, препятствовавшие подвозу в город продовольствия.  Политические тенденции Сикста V умело поддерживали Климент VIII (1592-1605) и Урбан VIII (1623-1644), заявлявший притязания на всемирное владычество.

   Влияние папства было сильно поколеблено заключением в 1648 г. Вестфальского мира (положившего конец Тридцатилетней войне католиков против протестантов), по которому за протестантами Германии было признано равноправие. Строгий ригоризм ушел после этого в прошлое. Так Климент IX (1667–1669) был страстным любителем оперной музыки и способствовал постройке музыкального театра на месте старой городской тюрьмы. Правда при Иннокентии XI (1676–1689) была сделана попытка вновь водворить в папской столице аскетический дух. Иннокентий уничтожил всякого рода синекуры, запретил в городе азартные игры, а женщинам строго воспретил носить платья с глубоким декольте. Однако подобная политика была скорее исключением, чем правилом.

     XVIII век – эпоха Просвещения и «просвещенного абсолютизма» - весь был проникнут антицерковным направлением. Папство в это время со всех сторон подвергалось ударам. Наместники престола св. Петра были тогда большей частью средними, бесцветными личностями и не могли способствовать росту авторитета папства. Их политика не подымалась выше мелких закулисных интриг, с помощью которых папы старались использовать в своих целях европейских монархов. Главную роль в их дипломатии играли иезуиты, вызвавшие в конце концов своей деятельностью всеобщее осуждение.  Против ордена открылся дружный международный поход. Они были изгнаны практически из всех европейских стран. Папы тщетно старались защитить иезуитов и это сильно испортило их отношения с католическими государями. Наконец, Климент XIV (1769–1774) должен был в 1773 г. своей буллой распустить орден.

                9) Папство от конца XVIII века до середины XX

Последние десятилетия XVIII в. стали эпохой крайнего унижения папства. Австрия долгое время являлась оплотом католичества в Европе. Тем большим и неожиданным стал удар, нанесенный церкви императором Иосифом II. В 1781 г. он запретил всем архиепископам, епископам и духовным владыкам в австрийских областях принимать без правительственного одобрения папские буллы. Духовенство подверглось различным притеснениям, было закрыто более 700 монастырей, а собственность их секуляризована; из ведения церкви были изъяты книжная цензура и школы. Папа Пий VI (1775–1799) напрасно протестовал против этой политики. Французская революция еще более усугубила незавидное положение папства. В 1796 г. генерал Бонапарт перешел Альпы и занял Ломбардию. Устрашенный папа отказался от своих притязаний на Авиньон и уплатил Франции 20 млн франков. В феврале 1798 г. началась революция непосредственно в Папской области и была провозглашена Римская республика. Пий VI, не пожелавший отречься от светской власти, был выслан в Валанс и там умер. В 1800 г.  на римский престол вступил Пий VII (1800–1823). В июне 1801 г. Наполеон заключил с ним конкордат, по условиям которого католицизм перестал быть во Франции государственной религией; духовенство попало в полную зависимость от светской власти. Во все время правления Наполеона с папой обращались грубо и бесцеремонно. По приказу Наполеона Пий в 1804 г. покорно приехал в Париж на его коронацию. Никакой торжественной встречи ему устроено не было. Вся церемония коронации стала для папы рядом мелочных унижений. В 1808 г.  Наполеон занял Рим и объявил о прекращении светской власти папы. В ответ Пий отлучил императора от церкви. Тогда его насильно перевезли в Савону, а папскую область объявили французской провинцией. Папа оставался в заточении вплоть до низвержения Наполеона и был освобожден союзными войсками.

    После падения Империи общеевропейская реакция была особенно сильна в Папской области. В августе 1814 г. Пий VII восстановил иезуитский орден. Его приемники Лев XII (1823-1829) и Пий VIII (1829-1830) действовали в том же направлении. Евреи вновь были загнаны в гетто, папская полиция следила за моралью жителей.  Упорную борьбу с революционерами в Папской области вел Григорий XVI (1831–1846). До самой его смерти тюрьмы были переполнены политическими заключенными. Пий IX (1846–1878) казался человеком более демократичных взглядов. Вступив на престол, он обнародовал всеобщую амнистию, разрешил постройку железных дорог, открыл двери тюрем, изъявил согласие на введение конституции, отделил в своем государстве светские дела от церковных и составил либеральное министерство. Впрочем, радикализм его подданных вскоре заставил папу раскаяться в данных уступках. Во время революции 1848 г. Пий бежал из Рима под защиту неаполитанского короля. Когда он вернулся в 1850 г. обратно, власть его была восстановлена на основе казней, тирании, инквизиции и абсолютизма.

    В следующие годы началось быстрое объединение Италии. Папа как мог препятствовал этому процессу и упорно цеплялся за светскую власть.  В 1864 г. неожиданно для всех Пий IX издал энциклику и силлабус (перечень), направленные против революционных идей нового времени и со средневековой точки зрения, предающие анафеме всю новейшую культуру Европы. Ватиканский собор (1869–1870) принял догмат о папской непогрешимости. Папа упорно отвергал все планы соглашения с итальянским правительством, в результате присоединение папского государства к Италии произошло вооруженным путем. В 1870 г. после трехчасовой канонады Рим капитулировал. Папская армия была распущена, а папское государство - ликвидировано. Папа так и не признал свершившегося факта. Он заперся в Ватиканском дворце и объявил себя «узником».

     Последние годы понтификата Пия IX прошли в бесплодной борьбе с германским императором Вильгельмом I, значительно ограничившим в своем государстве влияние католической церкви. Его приемник Лев XIII (1878–1903) проводил более гибкую политику и сумел несколько улучшить положение папства. Поначалу он хотел покинуть Рим, население которого было сильно настроено против прежнего папы, но потом решил остаться «узником Ватикана». Как показали дальнейшие события, это был правильный шаг. С устранением светской власти папства его авторитет вновь стал подниматься. Лев XIII, человек интеллигентный и широко образованный, немало сделал для этого. За годы своего долгого понтификата он опубликовал 60 энциклик, касавшихся самых различных тем, волновавших тогдашнее общество. Ему удалось значительно улучшить отношения с германским и французским правительствами, в результате чего притеснение католической церкви здесь прекратилось. Лев XIII приложил также много усилий к тому, чтобы восстановить диалог со временем. В 1891 г. появилась важная энциклика «Rerum novarum» («О новых делах»), в которой впервые высказывалась официальная позиция церкви по социальным вопросам. Папа в полной мере признал здесь права рабочих объединений, чем немало удивил консервативно настроенную католическую среду.

     В дальнейшем положение папство продолжало укрепляться. Пий ХI (1922–1939) подписал в феврале 1929 г. конкордат с правившим тогда Италией Муссолини о восстановлении светской власти пап в пределах Ватикана.  В марте 1937 г. Пий опубликовал энциклику, осуждавшую материалистическое мировоззрение, абсолютизацию классовой борьбы и тоталитаризм. Она заканчивалась словами: «Коммунизм порочен, и невозможно сотрудничать с ним никому из тех, кто хочет спасти христианскую цивилизацию». В послевоенное время авторитет пап продолжает оставаться высоким. Иоанн XXIII (1958–1963) созвал в 1962 г. II Ватиканский собор, который обсудил папскую программу обновления церковной жизни. Собор завершил свою работу в 1965 г., когда папой был уже Павел VI (1963–1978). Одним из новшеств, внесенных этим выдающимся папой, стали частые поездки римского первосвященника в различные страны. В декабре 1965 г. Павел встретился с константинопольским патриархом Афинагеном, после чего были сняты взаимные анафематствования 1054 г. и открылся путь к сближению католической и православной церквей. В особых постановлениях обе конфессии официально стали именоваться церквями-сестрами. В октябре 1978 г. папой был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла II (1978–2005).

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239