Некролог Н. В. Зволинский НТР 4 1997г

Федоров Мистик
Международная газета НАУКА и ТЕХНОЛОГИЯ в РОССИИ №4 (21), 1997г.
Портрет ученого стр. 23-29


НИКИТА ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ЗВОЛИНСКИЙ - УЧЕНЫЙ и ЧЕЛОВЕК


Никита Вячеславович Зволинский профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники России, скоропостижно скончался 5 сентября 1995 года в возрасте 89 лет.

Родился Никита Вячеславович в Ярославле, но вся его жизнь была связана с Москвой. Он поступил учиться в Московский университет, но по идеологическим причинам (дворянское происхождение, приверженность православной вере) окончить университет ему не дали.Далее учился самостоятельно и сдавал экстерном.Очень большую помощь ему оказывал академик Н.Н. Лузин. В середине 30-хгодов (при содействии В.П. Втчинкина -ученика Н.Е. Жуковского) начал работать в ЦАГИ в отделе академика С.А. Чаплыгина. Никита Вячеславович был секретарем знаменитого семинара С.А. Чаплыгина.
Затем война, эвакуация. Никита Вячеславович попадает в Колпашево (Сев.Сибирь), в конце войны получает вызов в Москву. В этом помог академик Лейбензон, учеником которого он был с 30-х годов.
В 1944 году О.Ю. Шмидт по рекомендации Л.Н. Сретенского пригласил Н.В. Зволинского на работу в Институт теоретической геофизики АН СССР (после реорганизации - Геофизический институт, Институт физики Земли).
Никита Вячеславович занялся теорией сейсмических волн. Им выполнены исследования волн в слоистых средах, построена теория головных сейсмических волн. Н.В. Зволинский - один из создателей асимптотического лучевого метода сейсмических волновых полей. Под его руководством были исследованы сложные задачи дифракции волн, проблема движения сооружений и приборов под действием сейсмических волн, построена теория образования волн цунами при землетрясениях.
В 1965 году. Зволинский перешел на работу во вновь  организованный Институт проблем механики и стал одним из его основателей. Здесь были продолжены начатые им ранее исследования динамики упруго-пластических сред (грунтов) Среди рассмотренных проблем задачи возбуждения, отражения, преломления сильных волн напряжений в упруго-пластических средах. Одновременно Н.В.Зволинским были исследованы механические свойства сложнейших сред с возможным проскальзыванием по границам.
Работы Никиты Вячеславовича отличаются высокой математической культурой, которую он унаследовал от своих великих учителей. Он всегда был окружен талантливыми учениками, которых любил нежно и требовательно.
Никита Вячеславович был человеком глубокой культуры. Он прекрасно знал и любил литературу, любил музыку и был хорошим пианистом, давал сольные концерты. Он любил Родину, был настоящий русский патриот, горячо переживавший судьбы своей страны. Это был истинный российский интеллигент-профессор в самом высоком смысле этих слов.
Никита Вячеславович всю жизнь был православным церковным человеком. С 1927 по 1930 г. он бы послушником Высоко-Петровского монастыря. Монастырь закрыли, многих арестовали и  расстреляли. В 60-е - 80-е годы Никита Вячеславович прихожанин Николо-Кузнецкогохрама, а 30июля 1987 г. он тайно принял монашеский постриг. Он скончался 5 сентября 1995 г. В день отпевания в Николо-Кузнецком храме все, знавшие его, увидев его в гробу в иноческой мантии, испытали неожиданную радость.* (*Отпевание состоялось в храме Николы в Кленниках на Маросейке, где настоятелем был прт.Александр Куликов, последний духовник Никиты Вячеславовича назначенный ему архм. Иоанном Крестьянкиным. В чине монашеского отпевания принимали участие ректор Свято-Тихоновского богословского института прт. Владимир Воробьев и настоятель храма Воскресения в Кадашах прт.Александр Салтыков - примечание Федорова Сергея)
Н.В. Зволинский был человеком необыкновенной нравственной силы, это привлекало к нему многих, они становились его друзьями и почитателями. Ниже мы публикуем последнюю работу Никиты Вячеславовича, написанную им за 4 месяца до кончины (в ней видна его забота о судьбах своей страны) и воспоминания нескольких его учеников и друзей.


 А.Ю.ИШЛИНСКИЙ академик РАН (ИПМ РАН)

О Никите Вячеславовиче Зволинском.

Мое близкое знакомство с Никитой Вячеславовичем, переросшее в большую дружбу, состоялось в конце тридцатых годов. Мы оба оказались преподавателями сопротивления материалов автомобильного института, частично разместившегося в Доме культуры нашего крупнейшего в стране автозавода. Лекции по этому курсу читал большой знаток механики изменяемого твердого тела Георгий Эдмундович Проктор. Именно он и пригласил нас обоих вести практические занятия по его курсу. Когда студенты (кстати, от меня) узнали, что Никита Вячеславович автор ряда печатных научных работ, уважение к нему возросло еще больше
При встречах с Никитой Вячеславовичем мы всегда уделяли много внимания постановке и решению различных проблем теории упругости, а также других задач механики сплошной среды, и, в частности, динамики грунтов.Однажды, в бытность мою в Киеве, совместно с Иваном Захаровичем Степаненко (тогда аспирантом) мы предложили оригинальную схему расширения цилиндрического отверстия в грунте посредством взрыва. Соответствующие эксперименты образования круглых скважин (колодцев) для практических надобностей производились тогда в Украинской академии наук Николаем Максимовичем Сытым под руководством академика Михаила Алексеевича Лаврентьева, нашего общего друга и учителя. Работа по динамике грунта была опубликована в одном из журналов по механике и вызвала несомненный интерес. Идея своеобразной "упаковки" грунта с резким изменением его плотности под действием колоссальных напряжений, возникающих при взрыве, подверглась даже критике. Однако Никита Вячеславович от имени всех нас троих с большим тактом и убедительностью защитил принятую модель явления, наметив одновременно дальнейшие пути ее совершенствования.
Никита Вячеславович по моей просьбе и собственному убеждению во многом способствовал организации и созданию одного из главных институтов Академии наук СССР - Института проблем механики. До конца жизни он заведовал важным отделом института и сплотил вокруг себя превосходных учеников. Многие из них уже стали крупными учеными, докторами физико-математических наук, продолжая и развивая идеи своего учителя. Самому Никите Вячеславовичу принадлежит большое число превосходных  исследований в области математики и механики, давно заслуживающих обстоятельного научного обзора.
Никита Вячеславович был человеком большой моральной и нравственной силы. Он не зря прожил жизнь, принеся большую пользу родному отечеству, и став примером подражания.

 
Л.Д. КУДРЯВЦЕВ, чл.- корр. РАН

Вспоминаю Никиту Вячеславовича 

Как-то в жаркий летний день 1959 года, сидя на террасе дачи в Салтыковке, я услышал стрекот остановившегося у калитки мотоцикла, и вскоре на дорожке сада появилась высокая фигура пожилого человека в кожаных шлеме, куртке и перчатках-крагах. Это был Никита Вячеславович Зволинский, с которым мы до этого не только не были знакомы, но и никогда не встречались. Ко мне его привело желание работать на кафедре  высшей математики Московского физико-технического института, которой я заведовал в то время. Истинная интеллигентность и непередаваемое обаяние, излучавшееся всем его обликом, быстро привели к тому, что мы к обоюдному удовольствию  договорились о том, что с нового учебного года он начнет читать курс уравнений математической физики для студентов третьего курса. Это не затрагивало ничьих интересов, так как у нас как раз был один свободный поток. До этого Н.В. работал на кафедре высшей математики Московского инженерно-физического института,которой тогда заведовал академик А.Н.Тихонов, а затем на спецкафедре МФТИ, руководимой академиком М.А. Лаврентьевым. В 1959 году академик М.А. Лаврентьев, активно занимаясь организацией Сибирского отделения Академии наук СССР, переселился из Москвы в Новосибирск.
              Н.В. очень любил педагогическую работу и относился к ней с большой ответственностью. Он всегда весьма тщательно готовился к лекциям. Его лекции отличались безупречной математической строгостью и вместе с тем наглядностью и простотой изложения. Он уделял  много внимания конкретным физическим задачам, стремление решить которые приводило его к созданию естественных математических моделей и дальнейшему их изучению.
  На лекциях Н.В. всегда была полная аудитория (посещение лекций в МФТИ никогда не являлось обязательным). Студенты любили и уважали Н.В. не только за содержательные, интересные и доступные лекции, но и за то внимание и уважение, которое он всегда проявлял к ним.
Начиная с 1969 года Н.В. читал лекции студентам факультета, на котором готовили специалистов по самолетной и космической технике, находящемся в г. Жуковском, базой которого являлись находящиеся там ЦАГИ и ЛИИ.
  Кроме обязательного курса Н.В. читал факультативный курс, посвященный специальным вопросам теории дифференциальных уравнений связанным с гидромеханикой, сверхзвуковыми и ударными волнами. В ожидании вечера, когда он читал этот курс, Н.В. нередко музицировал на фортепиано в актовом зале факультета, что собирало много слушателей, толпившихся дверей зала и не решавшихся войти, чтобы не помешать ему. Н.В. серьезно интересовался музыкой и живописью, посещал художественные выставки (особенно своих друзей), музеи, лекции по искусству.
        Нередко, к удовольствию и радости студентов, Н.В. приезжал в институт на мотоцикле. Мотоцикл был его страстью. Он любил ощущение скорости и сознание собственной силы, своей власти над машиной, которые, по его словам невозможно почувствовать, сидя за рулем автомобиля. Во время  отпуска он совершал на мотоцикле большие путешествия по стране. Несмотря на любовь к скорости, ездил он очень аккуратно, без аварий. Лишь однажды не по своей вине он наехал на человека, неожиданно вынырнувшего из-за автобуса в неположенном для пешеходов месте. Этот человек пострадал незначительно. Гораздо больше пострадал сам Н.В.: стараясь избежать столкновения с человеком, он резко затормозил, свернул в сторону и перевернулся вместе с мотоциклом, который накрыл его.
  В середине семидесятых годов на втором канале телевидения были организованы учебные передачи для школьников и студентов. В частности по телевидению читались лекции для студентов-заочников высших технических учебных заведений.В рамках этой программы было принято решение снять серию телефильмов по всему курсу высшей математики. В числе приглашенных лекторов для съемки в этих фильмах оказались Н.В. и я. Мы снялись с ним в нескольких фильмах: если читал лекцию Н.В., то я был научным консультантом фильма, если читал я, то консультантом был Н.В. Фильмы с нашим участием снимались в Таллине. Недели, проведенные там с Н.В., являются для меня одними из самых счастливых в моей жизни: я мог целыми днями наслаждаться его обществом, обсуждать волнующие нас проблемы.
 Н.В. всегда отличали честность и порядочность, прямота и принципиальность суждений и поступков. Он никогда не шел на сделки со своей совестью и поступал всегда так, как она ему подсказывала, даже если это шло во вред его положению в обществе и наносило ущерб его карьере. Когда А,И, Солженицын подвергался у нас в стране гонениям Н.В. не стеснялся открыто выступать в его защиту. Когда арестовали А.С. Есенина-Вольпина, Н.В. вместе с рядом других ученых поставил свою подпись под открытым письмом в его защиту и осуждением действий властей. ("Письмо ста ученых" - Сергей Федоров) Помню, меня как заведующего кафедрой просили провести с Н.В. беседу о недопустимости с его стороны совершенных им действий. Выполняя данное мне поручение, я пригласил Н.В. в "Метрополь" и там за рюмкой вина рассказал ему о возложенном на меня поручении. Посмеявшись, мы подняли наши бокалы с вином за здоровье Аександра Исаевича и Александра Сергеевича ( с А.С. Есениным-Вольпиным я занимался в аспирантуре МГУ под руководством П.С. Александрова).
  К Н.В. неоднократно обращались церковные деятели с просьбой поддержать их обращение к правительству в защиту Православной Церкви, и он никогда не отказывался подписать такие бумаги, считая это своим долгом.
              В 1975  Н.В. Зволинский пришел ко мне и сказал, что он решил закончить педагогическую работу. Я был, конечно, очень удивлен услышав это, так как хорошо знал, какое большое удовлетворение получал он от общения со студентами, от чтения им лекций. Но еще больше я был поражен, когда услышал о причине такого его решения. Н.В. рассказал мне, что в юности он серьезно занимался музыкой, играл на рояле. Когда настало время определить свой дальнейший жизненный путь и выбрать свою будущую профессию, он оказался перед сложной дилеммой, кем стать: музыкантом или математиком. Тогда он выбрал последнее, продолжая иногда музицировать для собственного удовольствия. Однако недавно он стал заниматься музыкой более серьезно и вдруг неожиданно для себя обнаружил, что он способен не только восстановить свой прежний уровень игры на рояле, который был у него в молодые годы, но и существенно продвинуться дальше. Понимая, что для этого придется немало потрудиться и что у него в семьдесят лет уже не хватит сил совмещать серьезные занятия музыкой с научной работой в Академии наук и педагогической деятельностью в МФТИ он решил оставить последнюю. Решение его было непреклонным, он любил целиком отдаваться любимому делу.
 Сознавая, что ему придется много играть дома, он со свойственной ему деликатностью обошел все квартиры соседей на своем этаже, этажом выше и ниже и спросил жильцов, в какое их будет меньше беспокоить его игра.
 Вскоре в своем исполнительском мастерстве Н.В. достиг значительных успехов. Он регулярно занимался с известным музыкантом-композитором Пантелеймоном Ивановичем Васильевым, учеником композитора и пианиста С.И. Танеева, консультировался у бывшего профессора Московской консерватории Григория Михайловича Когана, который с большим вниманием относился к Н.В. и несказанно удивлялся его успехам. Время от времени Н.В. устраивал домашние концерты, на которых услаждал своей игрой друзей и знакомых.
   Если говорить об основном, что было присуще Никите Вячеславовичу, так это то, что он был истинным христианином и никогда не скрывал этого, что вызывало у окружающих еще большее к нему уважение. В своей жизни он всегда стремился следовать Евангельским заповедям, был очень добрым, скромным, отзывчивым и внимательным к окружающим, относился к людям с уважением и делал им много добра, поддерживал их духовно, постоянно оказывал нуждающимся существенную безвозмездную материальную помощь. Люди часто приходили к нему, чтобы поделиться  с ним возникшими у них трудностями (духовными, житейским, научными), он глубоко вникал в их положение, чутко воспринимал движения души и психологию человека, спокойно анализировал сложившуюся ситуацию, давал полезные советы. Это привлекало к нему много людей. В его доме можно было встретить самых разнообразных посетителей  - от дворника до академика.Он обращался с ними на равных. Все тянулись к нему и уходили от него умиротворенные и успокоенные. Сам он был всегда сдержан, хорошо владел собой, никогда не унывал, считая уныние большим грехом.
         За восемь лет до своей кончины он тайно принял монашеский постриг.
С 1944 года рядом с Н.В. неизменно находилась его жена  Татьяна Дмитриевна, которая всегда была для него верным другом, надежной опорой в жизни и постоянным спутником в его путешествиях на мотоцикле по дорогам нашей страны.
Вспоминая Никиту Вячеславовича, всегда видишь его добрую, слегка застенчивую улыбку и умные внимательные глаза за поблескивающими стеклами очков.

И.В. СИМОНОВ, д.ф.-м.н. (ИПМ РАН) 

                УЧИТЕЛЬ

Кажется, весной 1963-го года, когда шло перераспределение четверокурсников физтеха по так называемым "базам", а преподаватели присматривали будущих дипломников, двое студентов попросили у профессора Никиты Вячславовича Зволинского дать по задаче. В то время он читал спецкурс нашей группе. Никита Вячеславович согласился и предложил "разобраться" с весьма нетривиальной для студента задачей о движении несимметричной по распределению масс твердой сферы в упругой среде под действием сейсмической волны. Отсюда впоследствии вышел диплом и статья в журнале "Механика твердого тела", а эти двое студентов впоследствии поступили в аспирантуру и до последнего времени имели счастье постоянно общаться с Никитой Вячеславовичем по различным вопросам науки и жизни.
  Между тем, сначала по молодости лет, не было полноты осознания уникальности этого общения. Казалось, так и должно быть, что на тебя не кричат, не требуют в повелительном наклонении, прощают твои бесконечные ошибочные суждения, плохо выписанные тексты, твою непросвещенность в понимании высших сфер бытия. Тем более, что поначалу общение было ограниченным; более тесный контакт с Учителем имели старшие коллеги - они были ближе к нему по опыту жизни. Наша же разница в годах составляла почти сорок лет. Это ощущение необыкновенности нашего научного бытия пришло ко мне впервые с полной ясностью, пожалуй, после того, как на Западе вышла небольшая книга воспоминаний одного из видных диссидентов-шестидесятников Григория Подъяпольского, ученика и сотрудника Н.В. во время прежней его работы в Институте физики Земли АН СССР. В этой книге, описывая 60-е - 70-е годы в СССР, Г. Подъяпольский сравнил жизнь тех, кто попадал в постоянное окружение профессора Зволинского, с садом Эдема. Это действительно был оазис в пустыне духовной жизни нашей страны.
      Вспоминается один из эпизодов. Доклад на семинаре по динамике сплошной среды, руководимом Зволинским. Посещали этот семинар  сотрудники из МГУ, Института физики Земли, из других мест. В конце, как обычно, дискуссия. Просит слово доктор N. и, сначала весьма кратко отозвавшись о докладе, минут пятнадцать расписывает свои результаты, весьма далекие от основной темы. Это - довольно-таки распространенный прием привлечения внимания к своей персоне. Н.В. был слегка в ярости. Но - какая же, все-таки была реакция? Н.В. встал и твердо произнес: "Один умный человек сказал - Каждый умный человек понимает то, что пережил сам, зато это считает обязательным для остальных." Подобное действует несравненно сильнее, чем прямые высказывания, к которым прибегали в таких случаях другие лица.
В последнее время, когда Н.В. уже был на должности научного консультанта, неоценимыми  были наши обсуждения научной стороны предлагаемых проектов, его удивительная нетривиальность и яркость суждений, математическая точность его мыслей. К сожалению, ситуация складывалась так, что все это не находило должного отклика во вне.
  Еще одна отличительная черта Н.В. - он никогда не жаловался, но и не скрывал трудностей и своих слабостей под бравадой, как это часто бывает. Просто констатировал: мне это было трудно; я потратил много времени на задачу, но так ничего особенного не вышло (с оттенком юмора). Никита Вячеславович извинялся, если выходила какая-либо задержка с его стороны, простительная, априори, в последнее время, ввиду его возраста.

А.А. ГВОЗДЕВ, с.н.с. Институт экспериментальной геофизики ОИФЗ РАН

Никита Вячеславович Зволинский мой учитель 

Не каждый крупный ученый может быть учителем. Никита Вячеславович им был. Конечно, он был учителем в прямом смысле этого слова, вел занятия, читал курсы лекций по математике в Московском Механическом институте (ныне Инженерно-физический) военно-инженерной Академии. Позднее он многие годы читал оригинальный курс математической физики в Московском физико-техническом институте. Замечательный курс теории сейсмических волн Никита Вячеславович прочел для аспирантов Института физики Земли. Обработанные записи этих лекций служили пособием для многих поколений аспирантов в 60-е -70-е годы, до тех пор, пока все экземпляры были зачитаны до дыр и стали непригодными.
   Никита Вячеславович всегда придавал большое значение научным семинарам, которые он проводил для своих сотрудников и всех желающих. На этих семинарах люди действительно учились. При весьма доброжелательном отношении руководителя семинара, от докладчика требовалась четкая постановка, ясное понимание проблемы. Принцип семинара Зволинского состоял в том, чтобы сделать прозрачным смысл докладываемого. Четкие вопросы, краткие замечания и обязательно в конце слово Никиты Вячеславовича Зволинского, в котором он умел очень четко и ясно объяснить, что же было прослушано.
Не только на семинарах, но и всем своим поведением Никита Вячеславович показывал, что ученым надо быть, а не казаться. Свои работы Никита Вячеславович очень тщательно отрабатывал и умел прекрасно изложить. Одна из его работ была посвящена теории возбуждения сейсмических волн при подземном взрыве. Интересно, что читая, одну из монографий я, после ссылки на эту работу, увидел три страницы знакомого текста, буквально переписанные из статьи Никиты Вячеславовича. Автор монографии, ныне покойный, позже оправдывался тем, что лучше не скажешь.
      У Никиты Вячеславовича было много замечательных учеников. Докторами наук стали Л.М. Флитман, К.Н. Шнихек, Г.В. Рыков, И.В. Симонов, Б.В.Костров и другие. Очень сильным специалистом был Скобеев, рано ушедший из жизни. Он прославился решением тонких проблем механики сплошных сред, по которым спорили и не могли разобраться академики. К школе Зволинского относится и Г.С. Подъяпольский, разработавший теорию возбуждения волн цунами при землетрясениях. Никита Вячеславович всегда искренне радовался интересным результатам своих учеников. Видеть такую искренность было очень приятно.
Никита Вяеславович вместе с А.Л. Лурье организовал всесоюзный семинар по нелинейной механике сплошных сред. Семинар собирался поочередно в Москве, Ленинграде, Таллине и Ростове-на-Дону. Своеобразие семинара состояло в том, что на нем слушалось малое число программных докладов. И цель состояла в разборе всей сущности нелинейной механики. Семинары, активно проходившие в 80-е годы, привлекали многих молодых ученых. Был даже опубликован один выпуск трудов.
Внешний, чуть старомодный облик Никиты Вячеславовича вполне соответствовал представлению о российском профессоре. Высокая сутуловатая фигура, борода, очки, прекрасно сшитый костюм. Вспоминаю как в конце 50-ых в конференц-зале Института физики Земли развернулась дискуссия между Н.В. Зволинским и В.Н. Кейлис-Бороком о том, как правильно ставить задачу об очаге тектонических землетрясений. Никита Вячеславович тонкостью  аргументов, плавностью движений напоминал фехтующего шпагой, а его противник - размахивающего дубиной. (Впоследствии выяснилось, что В.Н. Кейлис-Борок был тогда неправ).
Неверно было бы считать, что Никита Вячеславович был чисто кабинетным ученым. Он много раз раз выезжал в экспедиции, чтобы самому убедиться в том, как проводятся эксперименты по определению механических свойств пород. Конечно, естественнее было бы видеть его в модном костюме в гостинице "Олимпия" в Таллине, но я видел его и в землянке в экспедиции Института физики Земли близ реки Урал.
Никита Вячеславович находил радость в человеческом общении, любил долгие беседы о науке и жизни. Никита Вячеславович находил себе интересных собеседников не только в Москве, но и в Таллине. Среди Ленинградской профессуры его друзьями были А.Л. Лурье и его семья, А. А. Гриб и его сыновья. Никита Вячеславович всегда отдавал много времени и сил работе. За несколько дней до своей кончины он позвонил мне и рассказал о новой находке в задаче о волнах цунами.
Остро чувствую, как не хватает мне Никиты Вячеславовича.

В. Н. СТРАХОВ
академик РАН, директор ОИФЗ РАН

БЫЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОЖЕЛАТЕЛЕН К ЛЮДЯМ

28 февраля 1959 года после учебы в МГРИ я поступил на работу в Институт физики Земли в отдел геомагнитного поля, который тогда возглавлял А.Г. Калашников. Через короткое время я закончил работу о применении аналитического продолжения аномального магнитного поля к интерпретации данных магнитных съемок по КМА и мне было важно мнение серьезных теоретиков-геофизиков. По счастью я встретил в ИФЗ Л.М. Флитмана. Он рассказал мне, что работает в лаборатории, которой руководит крупный механик и математик профессор Никита Вячеславович Зволинский, и что он переговорит с Никитой Вячеславовичем о возможности доложить мою работу на руководимом им семинаре. Мой доклад состоялся приблизительно в июне 1959 года. На один из вопросов Никиты Вячеславовича, относящийся к возможным типам особых точек аналитического продолжения полей в случае трехмерной задачи я не смог удовлетворительно ответить; в те годы, да и ряд лет позже, я занимался исключительно математическими проблемами для плоских - двумернных - полей. Но Никита Вячеславович в своем заключительном слове отозвался о моей работе очень благожелательно, и это было для меня большим стимулом к дальнейшей работе.
После семинара я сблизился с рядом сотрудников лаборатории, которой заведовал Н.В. Зволинский - с Л.М. Флитманом, Г.С. Подъяпольским, В.А. Афанасьевым, А.А. Гвоздевым, Б. С. Чекиным. Свои последующие работы я также докладывал на семинаре у Н.В. Зволинского, что было обусловлено прежде всего личностью самого Никиты Вячеславовича, но также и общим духом, царившем на семинаре.
Никита Вячеславович был исключительно интеллигентный человек, чрезвычайно доброжелательный к людям. Он был очень демократичен, я бы даже сказал - чрезмерно мягок в отношениях с сотрудниками. Никто никогда не слышал от него ни одного грубого слова. Своими огромными знаниями в области механики и математики он охотно делился как во время семинаров, так и в повседневном общении. Мне выступления на семинаре у Никиты Вячеславовича - я докладывал у него вплоть до его перехода во вновь созданный Институт проблем механики - давали всегда очень много. Поражала способность Никиты Вячеславовича быстро схватывать суть проблем, казалось бы, от него достаточно далеких, и быстро находить пути решения этих проблем. При этом Никита Вячеславович  не красовался своим талантом, не подчеркивал, что именно им подсказаны пути решения проблем - он был очень чуток к людям и всегда подчеркивал значимость чужих работ, был исключительно благожелателен к людям.
Только позднее, когда я начал докладывать свои работы и на других семинарах, я смог в полной мере оценить дух доброжелательности к докладчику, царивший на семинаре у Никиты Вячеславовича.
Светлая память о замечательном ученом Никите Вячеславовиче Зволинском безусловно сохранится у каждого, кто его знал.

А.С. АЛЕШИН д.ф.-м.н. (ИГЭ РАН)

                УЧЕНЫЙ-ИНОК 

Известие о смерти Никиты Вячеславовича Зволинского болью отозвалось в сердцах знавших его. На отпевание в церковь Николая Угодника в Кленниках прославленной служением в ней двух святых - исповедников новейшего времени отца и сына Алексея и Сергия Мечевых, - собралось много народу. Но даже близко знавшие Никиту Вячеславовича были удивлены, увидев его в монашеской мантии ... Но это не было случайностью. Путь к этому был долгий и непростой...
              И начать приходится, как это всегда бывает, с корней... Предки Никиты Вячеславовича были разных национальностей и разных вероисповеданий:  немцы-лютеране (пастор Александр Шмидт из Эстонии, его сын тоже Александр, ректор Тартурского университета), поляки-католики (генерал-лейтенант Павел Александрович Зволинский). православные русские. Бабушка Екатерина Петровна была из простых. Когда она выходила замуж, родители деда - Зволинские - были против брака, но впоследствии прониклись к ней большим уважением. Именно бабушка привила Никите Вячеславовичу любовь к Богу, любовь к Православию.
      Родился Никита Вячеславович в 1906 году в Ярославле, но вскоре родители переехали в Подмосковье, в Крюково.   Детские годы Н.В. пришлись на революцию, нормальное течение жизни было нарушено и учиться Н.В. пришлось дома и сдавать экзамены экстерном за гимназический курс. Н.В. поступил в Московский университет, но учиться не пришлось - лицам не пролетарского происхождения образование новая власть не давала. Пришлось осваивать основы науки самостоятельно, по книгам, и с помощью знакомых, благо учителя попались весьма достойные - математику Н.В. осваивал с помощью Н.Н. Лузина, а в теоретической механике сплошных сред наставником был академик Л.С. Лейбензон.
Трудовую жизнь Никите Вячеславовичу помог начать (что тоже было непростым делом для пролетариев, о чем можно узнать хотя бы по автобиографическим запискам С.М. Голицина) В.П. Ветчинкин, ученик знаменитого "отца русской авиации" Н.Е. Жуковского. Может быть власть сквозь пальцы смотрела на происхождение, коль скоро речь шла о штурме небес, может время уже переменилось, но так или иначе Н.В. поступил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт - ЦАГИ, ныне расположенный в г. Жуковском. Здесь С.А.Чаплыгиным  была создана теоретическая группа, тесно связанная творческими узами с лучшими московскими математиками и механиками. Н.В. стал секретарем знаменитого семинара С.А. Чаплыгина.
Следует особо подчеркнуть, что все названные выше всемирно известные ученые, принявшие участие в судьбе Никиты Вячеславовича, были религиозными православными людьми. И сам Никита Вячеславович с юных лет бы православным церковным  человеком. С 1927 по 1929 гг. он был послушником Высоко-Петровского монастыря. Послушники жили в своих домах, а в монастырь собирались на молитву и на послушания. Духовником монастыря был Владыка Варфоломей (Ремов), расстрелянный впоследствии в 1935 или 1936 г. В марте - апреле 1929 г. во время Великого Поста был закрыт последний храм на территории монастыря, часть насельников была арестована. Духовная жизнь замерла, ушла на глубину, но, как стало ясно теперь, не погибла полностью.
В годы войны в эвакуации Никита  Вячеславович попадает в Колпашево на Оби. В конце войны из Москвы приходит вызов с предложением работы в Институте теоретической геофизики, впоследствии переименованном в Геофизический институт (Геофиан), а затем в Институт физики Земли. ЗдесьНикита Вячеславович занялся теорией сейсмических волн.
В эти годы государство уделяло много внимания развитию сырьевой базы страны. Организовывались многочисленные экспедиции, развивалась теория сейсмического метода разведки. Вокруг Никиты Вячеславовича собирались талантливые молодые ученые - "мальчики Зволинского", как назвал в автобиографических записках в том числе и сам себя один из них - Г.С. Подъяпольский. Под руководством Никиты Вячеславовича были получены существенные результаты в задачах динамической теории упругости. Атмосфера в коллективе во многом напоминала монастырскую: та же нестяжательность, когда успехи одного были достоянием всех, та же дисциплина послушания, то же общее доверие и дружба. Сам Никита Вячеславович был, конечно, "игуменом". У него была самая крепкая власть, власть любви. Любовь учителя и учеников была взаимной - учитель стоял за них горой, а когда после очередного скандала связанного с подписанием письма в защиту инакомыслящих, части молодых (Подъяпольский, Чекин и др.) пришлось уйти, ушел из ИФЗ  и Никита Вячеславович. Но без работы он остаться не мог - слишком велик был талант.
     В 1965 году Н.В. перешел на работу в Институт проблем механики. Здесь он продолжил начатые им ранее исследования динамики упруго-пластических сред, в частности грунтов. И здесь на новом месте работы Никиту Вячеславовича окружали талантливые молодые люди, и здесь царила подлинная творческая обстановка.
Эта научная направленность Н.В. на исследование сильных волновых полей и сред с неупругими свойствами находила применение и в задачах  геофизики, интерес к которым Н.В. не потерял с уходом из Института физики Земли. Он часто выезжал в экспедиции, участвовал в конференциях по проблемам цунами и сильных движений при землетрясениях. Н.В. был одним из организаторов Всесоюзного семинара по нелинейной механике сплошных сред, который попеременно собирался в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и Таллине и привлекал многих молодых ученых.
  Никита Вячеславович всю жизнь был православным человеком. Таким он оставался и став известным ученым. В 60-е - 80-е годы Никита Вячеславович стал прихожанином Николо-Кузнецкого храма. В это время настоятелем храма был известный московский священник о.Всеволод Шпиллер. Никиту Вячеславовича привлекал интеллект батюшки, его необыкновенные проповеди. Свою приверженность православной вере Н.В. никогда не скрывал, и это в годы, когда отношение властей к Православной Церкви было далеко от нормального. Каждый раз, когда этого требовали обстоятельства, он подписывал письма в защиту Церкви. Н.В. испытывал большое почтение и тягу к монашеству, любил посещать храм в Переделкино - подворье Афонского монастыря. Эта тяга к монашеству, начиная с молодых лет, наконец нашла свое достойное разрешение. 30 июля 1987 года Никита Вячеславович тайно принял монашеский постриг.
     Никита Вячеславович был человеком глубокой культуры. Он прекрасно знал и любил литературу. Как-то на одном из юбилеев Н.В. директор ИПМ акад. Ишлинский упомянул о трех увлечениях Н.В. - науке, музыке и мотоцикле.
Об отношении к науке уже было сказано раньше.
Любовь к музыке у Н.В. проявилась с ранних лет, он был хорошим пианистом, случалось ему давать и сольные концерты. В отношении к музыке у Н.В. также проявлялся по сути дела монашеский дух: до преклонных лет Н.В. любил учиться, т.е. проявлять послушание, у людей профессионально более высоких.
 Любовь к мотоциклу, столь непривычная для инока (а иноком Н.В. по сути дела был задолго до того как он принял постриг) у Н.В. по-видимому была связана с его любовью к путешествиям. На своем мотоцикле "Харлей" с коляской (!) он исколесил почти всю Европейскую часть Союза.
Никита Вячеславович любил Родину, был настоящий русский патриот в полном и высоком смысле этого слова. Он горячо переживал ее непростую судьбу, о чем можно судить хотя бы по последней работе Н.В., которая называется "Вот хотел бы я сказать, если бы мне была предоставлена возможность выступить в Государственной Думе" Статья оканчивается словами Столыпина, как нельзя более характеризующими отношение к Родине самого Н.В.: "Родина требует служения ... настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и  парализует всю работу".инока Никиты Зволинского, написанная им незадолго до смерти в 1995 году.
Все знавшие Никиту Вячеславовича в своей благодарной памяти сохраняют любовь к этому необыкновенному человеку.               

   
Статья


Н.В. Зволинский: "Вот что хотел бы я сказать, если бы мне была предоставлена возможность выступить в Государственной думе"


Уважаемые депутаты! Дамы и господа!
1. Сейчас отовсюду только и слышно: плохо, плохо и плохо. И против этого нельзя возразить. Действительно, плохо: производство падает, цены растут, преступность увеличивается... Одним словом - состояние хаоса. Но это значит, что страна, наше общество, наш народ больны и их надо лечить.
2. Когда врач приходит к больному, то первое, что он должен сделать - это найти больной орган и выяснить причину болезни; другими словами - поставить диагноз. Не зная причину болезни, лечить бессмысленно, Удивительно то что вопрос о том, чем больна наша страна, всерьез даже не ставится. По крайней мере, ни в прессе, ни по радио об этой проблеме не слышно. Есть попытки экономического анализа; но ведь жизнь не сводится к экономике. Что же касается депутатов Думы, то создается впечатление, что большинство из них видят главную беду страны в том, что каждый данный депутат не обладает достаточной властью и привилегиями.
З. Чтобы хорошо понимать настоящее, надо обратиться к прошлому. Опыт предков во многом позволяет нам понять настоящее, а отчасти и будущее. Для того и историю учим.
Народ, населяющий то или иное государство, не есть только биологическая популяция и ничего больше. Он всегда обладает в большей или меньшей степени интеллектом, своеобразной культурой и мировоззрением. Несмотря на разнообразие мировоззренческого спектра, который можно встретить у отдельных представителей народа, всегда есть нечто для данного народа, типичное, что собственно и объединяет его и делает его как бы «коллективным индивидуумом» (объединяют не принудительные законы государства) Типичным для США сейчас является ориентация на процветание земной вещественной жизни при почти полном отсутствии духовности (многочисленные секты, практически псевдодуховные, только подтверждают это). Западная Европа тоже недалеко ушла, будучи ориентированна на земное благополучие, сменив христианскую любовь на права человека, Т.е. на систему не которого уравновешенного эгоизма (защищающую эгоизм одного человека от эгоизма другого). Упадок духовности на Западе очень ярко проявляется в глубоком пессимизме современной западной литературы, доходящей до отчаяния (Кафка, Камю и др.).
Общий вывод: каждый народ, как и каждый человек, имеет свой идеал - то, что для него является высшей ценностью. Если человек теряет идеал, то он впадает в отчаяние, а народ растворяется в хаосе.
Для православного человека идеалом является святость, для католика - благочестие. Не знаю, есть ли идеал у протестантов: их вероисповедание распалось на тысячи сект, чему причиной, можно думать, типичная для них игра ума при чтении Священного Писания. Современные идеалы Запада - материальное благополучие и личное обогащение, по существу, чужды русскому народу и, надо думать, не привьются к нему (если удастся выйти из хаоса).
4, Когда-то была Святая Русь. Это, разумеется, не значит, что все русские были святыми. Святых были единицы на тысячи. Но от них, этих святых подвижников, исходило тепло и свет, и они согревали сердца всех, кто искал этого света. И те, кто жили в смутном и греховном мраке - и для них существовал идеал святости.
Они согрешали, но в глубине души знали, что есть предвечный свет, далекий и бесконечно близкий. Соприкосновение со святостью дает человеку необыкновенную нравственную силу. Это видно, в частности, на примере русских благоверных князей, из которых наиболее известны Александр Невский и Димитрий Донской. И Русские подвижники, как-то: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский и другие обладали такой нравственной силой, которую нельзя приобрести никаким другим путем. Спрашивается: но разве неверующий человек не может быть нравственным? Ответ зависит от того, что понимать под нравственностью. Если внешнее поведение, то надо ответить - может...
Но поскольку нет однозначного соответствия между внешним поведением и состоянием души, то плохое понимание нравственности не годится, и вопрос осложняется. Нравственность отражает состояние души, а не поведение. Эгоист, эгоцентрист, даже злодей могут вести себя вполне прилично. Особенно распространенной и трудно наблюдаемой является психология самоутверждения, в той или иной мере свойственная всем нам. Она в частности, как правило, присутствует и в художественном и в научном творчестве. В порыве самоутверждения человек может иногда совершить подвиг, который легко принять за героический, хотя здесь осуществляется не акт самопожертвования, а акт самоутверждения. Самоутверждение может доходить до дикого, патологического предела (описанного в литературе), когда человек уничтожает самого себя (Кириллов у Достоевского, «Бесы»). Святость делает человека свободным, радостным, мужественным, нравственно сильным, способным ко всякому доброму делу. 5. Постепенно, и это не без западного влияния, по мере того как укреплялась русская государственность, идеал святости несколько отступил. Святая Русь сменилась Православным Государством, которое не требовало того подвига и самоотречения, какого требовал идеал святости. Хотя служение Родине тоже требует гражданского подвига, но оно не требует самого трудного – отречения от своего «я», т, е. не требует главного христианского подвига. Это значит, например, что можно добросовестно и усердно служить Родине и предаваться самолюбованию. Служение Родине этого не запрещает. Служение Родине может подменяться поклонением Родине, а это уже нарушение заповеди: идолопоклонство - поклонение самому себе, но в другом лице.
6. Начиная с середины прошлого столетия к нам с Запада стал проникать великий соблазн сменить идеал святости на идеал «свободы». Имелась в виду, конечно, политическая свобода, которая притом не была сформулирована ясно, что было особенно соблазнительно, потому что каждый понимал ее так, как это было ему приятно. Сокровенный смысл этого соблазна понятен православному сознанию. Это - натиск темной силы, для которой святость несносна. Этому соблазну поддались сначала многие представители русской интеллигенции, а затем и более широкие массы. А когда сформировалась коммунистическая партия, она стала во главе борьбы со святостью и объявила ей войну; требовала, а потом и осуществляла свержение Православного Государства вплоть до физического уничтожения Царя. Идеалом было объявлено построение нового общества, которому якобы суждено счастливое будущее, Религиозное сознание людей подавлялось в течение трех четвертей столетия самым жестоким образом. Многие были уничтожены, из оставшихся в живых многие оказались нравственно изуродованными. Люди потеряли нравственный ориентир. Идеал коммунистической эсхатологии, в который сначала многие верили, постепенно подтачивался реальной жизнью и в конце концов рухнул. Как сказал А.И.Солженицын: «Часы коммунизма свое отбили». Коммунизм умер, но дело его живет. Оно живет в результатах жестокого коммунистического пресса. Насилие над сознанием людей, естественно, дало свои результаты. Возникло религиозное одичание; люди разучились различать добро и зло - утратился духовно-нравственный иммунитет, и наше общество сейчас находится в состоянии своего рода духовного «СПИДа».
7. Нередко приходится слышать, что при коммунизме была нравственность, которая теперь разрушена. Какое глубокое заблуждение и незнание основ духовной жизни! Корни нравственности находятся в религии, и разрушение религии со всей неизбежностью ведет к разрушению нравственности. Человек, заключенный в одиночную камеру, не может совершить некоторых грехов: прелюбодеяния, кражи и других, Но это не значит, что он не совершит их, будучи выпущен на свободу. Дело в том, что нравственная устойчивость проверяется не в условиях запрета, а в условиях искушений, Иосиф, младший из двенадцати сыновей библейского патриарха Иакова, будучи правителем дома Понтифара в Египте при фараоне, проявил нравственную устойчивость, не поддавшись на любовные соблазны знатной египтянки. А советские люди, подвергшиеся коммунистической обработке, которые могли казаться как бы нравственно устойчивыми, пока находились под коммунистическим прессом, как только были сняты запреты, поддались всевозможным искушениям: сексу, коррупции, преступности..., что мы сейчас и наблюдаем. Это естественный результат подавления религии и духовности, иначе и быть не могло. Вспомним, что такого разгула не было в дореволюционной России. Особенно трудно понять тех, кто хотя и не принял коммунистической идеологии, но приспособился к коммунистическому образу жизни, не страдая, по-видимому, от отсутствия интеллектуальной свободы и довольствуясь в общем-то довольно убогим существованием, будучи удовлетворен «тем, что им С презрением позволяют «исполнять свои обряды»; лишь бы они вели себя тихо и послушно, не мешая миру строить свою жизнь без Христа, без веры, без молитвы» (о.А. Шмеман).
А интеллектуальная свобода подавлялась, примеров много. Например, многие желающие вступить в брак опасались венчания в церкви из-за возможных неприятностей по службе; таинство Крещения также обычно совершали втайне от служебного начальства, И это считалось приемлемым. Непостижимо! А таких людей сейчас встречается немало. И главным образом, в этой среде возникла идея «Великой Державы - СССР». Но без идеала святости Держава не может именоваться великой, хотя бы занимала она и много кв. километров и содержала большое войско. При безбожной власти, попирающей религиозное сознание, она по-прежнему остается (пусть и немного подкрашенной) «Империей Зла». Такого рода подмены, когда добро подменяется «полудобром», сейчас очень распространены, и они могут служить немалым препятствием возрождению России. Особенно следует опасаться попыток воспользоваться Православием как лозунгом, прикрывающим политическую программу, что многие недостаточно опытные могут не осознать, забывая, что Православие не лозунг, а для православного человека есть программа его духовной жизни и личного христианского подвига. Итак, диагноз поставлен: наш народ, наше общество, наша страна больны утратой идеала святости, возникшей под давлением многолетнего коммунистического режима.
8. Остается последний и, может быть, самый главный вопрос: как вывести наш народ из хаоса и поднять его на духовно-нравственную высоту? И можно ли это сделать?
Можно или нет, сказать трудно. Но надо стараться и надеяться, что с Божией помощью можно. Ясно одно: ни указами Президента, ни постановлениями Думы, никакими чисто политическими реформами этого сделать нельзя. Дело идет об исцелении сознания людей. И на этом пути важно прежде всего, чтобы как можно большее число русских людей поняли, в чем состоит беда страны, А затем каждый должен начать с себя. Ибо как можешь помочь другому, если себя не благоустроил? Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Приобрети мирный дух, и около тебя спасутся тысячи». Не нужно только под «мирным духом» понимать какой-либо компромисс или примиренческие отношения к злу. В данном контексте мирный дух означает субъективное духовное переживание, которое в своей предельной форме выражено словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите» (1 Фее, 5, 16-18). Значит ли это, что никакие внешние реформы не нужны? Нет, не значит. Какие-то реформы нужны, благоустройство внешней жизни нужно. Но это - дело высококвалифицированных специалистов, честных и преданных Родине, а не проповедников из различных политических партий. Здесь уместно привести слова П.А.Столыпина, сказанные им в 1906 году по поводу министра Витте: «Человек он очень умный и достаточно сильный, чтобы спасти Россию... но, боюсь, что он этого не сделает, так как, насколько я его понял, это человек, думающий больше всего о себе, а потом уже о Родине.
Родина же требует служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу». Вот каких людей надо искать. Есть ли они теперь?
Апрель, 1995 г, И. Н.


Сергей Федоров-Мистик
Альбом мистических рисунков автора с натуры  под обшим названием "Ангел маленькой Лизы" (по первому рисунку) на форуме дьякона Кураева


Ссылки Мистические рисунки с натуры, явления

Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601

Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти  http://www.proza.ru/2010/01/30/62

Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733   

Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64

Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138

Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34   

Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г."  http://www.proza.ru/2009/12/26/31

Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56

Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038

Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75

Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти."   http://www.proza.ru/2011/01/18/1712

Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5

Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264

Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961

Рисунок "Прозрачный силуэт"  http://www.proza.ru/2009/12/26/433

Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448

Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81

Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм.  http://www.proza.ru/2010/01/01/169

Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141

Рисунок "О.Павел Троицкий моление"  http://www.proza.ru/2010/01/30/71

Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812

Рисунок "О.Павел на отпевании старушки"  http://www.proza.ru/2011/01/01/197

Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649

Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198

Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику"  http://www.proza.ru/2010/01/23/53

Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490

Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016

Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626

Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной  праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159

Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72

Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238

Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55

Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84

Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171

Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751

Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228

Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319

Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184

Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316

Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291

Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106

Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330

Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113

Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925

Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802

Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661

Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121


Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546

Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120

Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252

Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148

Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543