Графомания... Часть 6 Развеять мифы Послесловие

Дмитрий Воблин
Начало: Часть 1 см.: http://www.proza.ru/2011/03/05/1917
Часть 2 см.: http://www.proza.ru/2011/03/13/1224
Часть 3 см: http://www.proza.ru/2011/03/24/1829
Часть 4 см: http://www.proza.ru/2011/07/09/35
Часть 5 см.: http://www.proza.ru/2011/08/07/21


Часть 6. Развеять мифы. Вместо послесловия.

- Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.
- Помилуйте, это, в конце  концов, смешно,- не сдавался Коровьев,-
вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы
знаете, какие  замыслы  роятся у  меня в голове? Или в этой  голове? - и он
указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того,
чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»




В самой нераскрытости, неопределенности понятия «графомания» лежит ответ на вопрос -  почему это явление до сих пор воспринимается с сугубо отрицательным знаком. В связи с этим понятно и отсутствие сколько-нибудь значительных попыток описания явления  сетературы. С одной стороны, не вызывает возражений закономерное стремление оградить территорию «статусного» литературного творчества от непрофессионализма любителей.  Со стороны другой,  очевидно, что обывательская среда видит в попытках такого творчества неоправданную претенциозность, что-то схожее с манией величия, ведь слова "писатель" и "поэт" ассоциируются с выдающимися именами. Поэтому до сих пор творчество сетевых любителей априори воспринимается как нечто второстепенное и легкомысленное.

Первоочередной задачей любого современного исследователя непрофессионального литературного творчества должно стать стремление воспрепятствовать распространенному одиозному суждению  в отношении «графомании», гласящему, что привычка писать и стремление быть опубликованным есть патология, стоящая в одном ряду с психическими расстройствами. Среди всех привычек, культивируемых массово современным обществом, «графомания» является, пожалуй, наиболее безвредной для здравия физического и умственного. На самом деле человеку, страдающему «графоманией»,  грозят телесные и душевные недуги в гораздо меньшей степени, чем любителям брудершафтов, азартных игр или телесериалов на ночь. Люди интеллектуальных профессий живут интересней и дольше.

Вызывают недоумения рассуждения о «графомании», как едва ли не о главной проблеме современной литературы. Совершенно непонятны стоящие с такими высказываниями в одном ряду пожелания сформировать «настоящую» читательскую аудиторию, обладающую высокими вкусами. Хотелось бы спросить в связи с этим: неужели возможно сформировать такую высокоразвитую аудиторию, удалив читателя за дверь? А именно это, на самом деле,  и предлагается сделать. Современный читатель активен, он сформирован в новой культурной среде, у него иной потенциал и технические ресурсы и, поэтому больше возможностей дотянуться до творческих «небес», чем раньше. Также как нельзя препятствовать человеку в стремлении быть грамотным, нельзя отказать ему и в праве не только читать, но и писать, стремиться к интеллектуальному общению, связанному с литературой. Писать и получать возможность быть прочитанным – это не право избранных.  Каждый человек может написать, по крайней мере, одну книгу в своей жизни, которая будет оригинальна, и ни коим образом не может быть отнесена к категории "графоманской". Это книга жизни - автобиография человека.

Вместе с тем, не каждый пишущий может называться писателем, и в этом отношений иллюзий не должно быть.

 Возможности, дарованные сегодня развитием коммуникационных технологий, на самом деле открывают для развития литературы новые, еще не оцененные перспективы. Помимо информационной составляющей, позволяющей использовать компьютер как библиотеку, и коммуникационных возможностей, чисто гуманитарный аспект представляется наиболее важным. Тысячи непридуманных историй, ситуаций, судеб,  изложение людского опыта едва ли не в любой из существующих сфер деятельности  -  разве это не Клондайк неисчерпаемых сюжетов, который ждет своего трудолюбивого старателя? Однако нашествия старателей нет. И мешает этому отношение к сетевому материалу как к чему-то сиюминутному, малозначительному, второстепенному.

Основанное на полу-медицинском определении, понятие «графомания» существует в неизменном виде с конца ХIХ века. Возможно, введенное в широкое употребление Максом Нордау в книге «Вырождение» это понятие и, в особенности, его расширенное толкование, не подвергались сколько-нибудь критическому анализу до настоящего момента. Читая «Вырождение», можно увидеть, что обвинения в графомании в отношении известных европейских авторов, свидетельствующие якобы об умственном разложении Европейской цивилизации, соседствуют с заключениями наподобие того, что «асимметрии лица и черепа соответствуют ненормальные умственные способности». (1) Из сумрачного мира идей ХIХ века, породивших одиозные расовые теории и евгенику, идет традиция нетерпимости, строгого иерархического разграничения в области литературы. Отношение к праву заниматься литературным творчеством в том виде, в котором оно просуществовало до нынешних времен, требует пересмотра.

По словам Ю.М. Лотмана: «…Мир текстов, лежащих вне господствующих литературных форм, не хаотичен, и организация его определенным образом соотнесена с общей структурой культуры эпохи. Таким образом, хотя высокая литература не признает массовую, они составляют в определенном отношении единое целое».(2) Продолжая данную мысль, нельзя не прийти к заключению, что любительское сочинительство, хотя и не стоит на одной ступени с лучшими образцами литературы, все же является заслуживающим внимания, своеобразным и недооцененным феноменом современной культуры.


Март-сентябрь 2011 г.
__________________________________________________

Использованная литература:

1. Нордау М. Вырождение.М., «Республика», 1995, с. 34.
2. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная