Графомания... Часть 3 Новое время-новая реальность

Дмитрий Воблин
Начало: Часть 1 см.:  http://www.proza.ru/2011/03/05/1917
Часть 2 см:  http://www.proza.ru/2011/03/13/1224

Часть 3.Новое время - новая реальность.
 
Nullus tam imperitus scriptor est,
qui lectorem non inveniat similem sui.
Нет такого пустого писателя, который
не нашел бы себе читателя.(лат.)



 Кажется странным, но, несмотря на популярность, которую приобрело слово «графомания» в последнее время, кроме нескольких строчек в медицинских словарях, трактующих это явление как патологическое стремление к написанию лишенных новизны и эстетизма текстов, чего-то иного, объясняющего суть этого явления, нет. Термины «графоман»  и «графомания» употребляются безапелляционно, к месту и не к месту, уподобившись ругательствам  уровня «сам дурак». Подпасть под определение «графомания» может и  любительское сочинительство, и серийная беллетристика, и не несущая оригинальности работа признанного автора. На самом деле причина такого отношения заключается в ситуации, сложившейся в отечественной культуре в последние годы.

 Особенностью развития культуры чтения в России можно считать то, что с избытком разноплановой массовой литературы отечественный читатель столкнулся только в конце 20 века - в период, последовавший вслед за распадом Советского Союза. Идеологические заслоны были сняты, книжный рынок стал функционировать по коммерческим законам,   магазинные полки и многочисленные «развалы» наполнились ранее не издававшимися произведениями зарубежных и отечественных авторов. «Свобода от цензуры и идеологического заказа заменяется в массовой литературе заказом не только коммерческим, но и социальным. Хотя это уже не социальный заказ советской эпохи, а рыночный заказ массового читателя». (1) Спрос породил предложение: как в калейдоскопе замелькали новые имена на мягких обложках детективов, триллеров, эротических и женских романов.
 
 Нужно отметить, что до недавнего времени массовой литературы в западном варианте в России не было, поскольку до революции 1917 года не существовало массовой читательской аудитории – большинство населения огромной аграрной страны было полуграмотно или неграмотно вообще. В советское время читателю предлагалась литература прошедших идеологическую селекцию, избранных авторов, а преподавание и популяризация классической литературы велись с позиций, основывавихся на том, чтобы на примере художественных произведений показать порочность самодержавного строя и буржуазно-помещичьих порядков и, как следствие, закономерность революционных перемен. По мнению И. Захарова, данное обстоятельство послужило отторжению классической литературы в среде советской интеллигенции, предпочитавшей Толстому и Достоевскому альтернативу - произведения М. Булгакова и поэтов Серебряного века. В результате, в настоящее время авторитет классической литературы в целом оказался подорван. (2)

 Как бы то ни было, в действительно «самой читающей стране в мире» сформировались достаточно высокие читательские вкусы, воспитанные  хоть и на отобранных цензурой, но качественных образцах отечественной и зарубежной поэзии и прозы. Недостаток же разнообразной массовой литературы сыграл свою роль, и образовавшийся в постперестроечный период свободный книжный рынок был за самое короткое время заполнен переводной литературой самого разного качества. Массовая литература отечественного «производства» в избытке появляется в 1990-е годы. Современные издательства ежемесячно выпускают книги 10-15 новых авторов.(1)  Количество регулярно появляющихся  на магазинных полках «бестселлеров»  исчисляется десятками, сотнями. Большие тиражи оказались у ранее малоизвестных авторов-беллетристов.

 Новизна и массовость этого явления приводит к тому, что возникает закономерный страх перед потоком низкокачественной литературы, названной «графоманской». Писатели и публицисты заговорили о кризисе литературы, разобщении литераторов, потоке низкопробного чтива. Действительно, мы можем с сожалением констатировать, что открытие культурного пространства приводит к потере «классикоцентризма» отечественной литературы, а влияние основных мировых тенденций к формированию нового читателя, для которого каноном станет не признанная в советское время классика, и даже не ставшая классикой альтернатива, с такими именами как Набоков и Солженицын. Читатель оказался без выбора – стал волен делать выбор сам. Ныне ситуация развивается так, что с большей долей вероятности можно прогнозировать, как через несколько лет едва ли не единственной признаваемой в среде молодежи литературой станут наиболее удачные фанфики, написанные по мотивам популярных видеоигр. Безусловно, это самый негативный сценарий, и будем надеяться, что такого не произойдет. То, что для постмодернистской культуры Запада является естественным порядком вещей, для российской культуры, переживающей вместе с политической и социальной сферами период трансформации, оказалось явлением болезненным и отталкивающим.

 Какова же роль «графомана» в этом? Графоман оказался крайним. Как ни странно, но многие критики, пытающиеся разобраться в причинах упадка, в упор не видят новую реальность «открытых границ»,  влияния мировой массовой коммерциализированной культуры на литературу России. Мало кто говорит об этом, в основном предпочитая винить жадных издателей и примитивных авторов. Тем самым следствие выдается за причину.

Продолжение см.: http://www.proza.ru/2011/07/09/35
______________________________________________

Использованная литература и примечания:


1 М. А. Черняк. Категория «автора» в массовой литературе./ http://ec-dejavu.ru/p-2/Popular-literature.html
2 Захаров И. Отторжение русской культуры: кто виноват?/ http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/vprint/56066/