Графомания... Часть 2 Ценность написанного

Дмитрий Воблин
Начало см.   http://proza.ru/2011/03/05/1917


Часть 2.Ценность написанного.


«Если хотите быть писателем, вам, прежде всего, нужно делать две вещи: много читать и много писать».
Стивен Кинг (1)



  По мнению многих критиков, «графомания» приняла в настоящее время характер массовой эпидемии, стихийного бедствия, угрожающего настоящей литературе. В чем же причина этого явления? Почему тяга к письменному творчеству непреодолима, ныне сильна как никогда , —при том, что, как было показано в первой главе, всегда имела место в истории?

  Прежде чем вполне предсказуемо заявить, что истоки массового тяготения к непрофессиональному литературному творчеству следует искать в психологии, напомним  следующее: способность к созданию текстового произведения – есть социальный навык. Навык, который  целенаправленно развивается системой образования, и, которым по достижению зрелости, люди продолжают пользоваться в силу профессиональных обязанностей. Если же по роду деятельности, писать не предусмотрено, то навык чаще всего и не используется. Однако, на самом деле, самовыражение в письменном творчестве есть не просто законное, но глубоко закономерное право, осуждение которого должно вызывать недоумение.
 
  Никто не обвиняет человека в бездарной игре в футбол, если человек любит гонять с друзьями мяч. Теперь представим себе, хотя бы примерно, сколько времени человек проводит, с младых ногтей образовываясь путем   переписывания в тетрадь цитат из произведений классиков или заучивая наизусть стихи? Сопоставимо с количеством уроков физкультуры, посещаемых согласно образовательной программе? Однако спортивная игра доступна и не вызывает порицания, а привычку писать человек должен бросить, подавленный авторитетом общепризнанных авторов, страшась ярлыка графомана.  Все равно лучше Толстого ведь не напишешь... Не играть в футбол, потому что есть Бэкхем?

  Большое значение имеет определенный романтизм фигуры писателя, по степени воздействия на умы сравнимый лишь с образом  рыцаря из средневековых романов.  Известные писатели, поэты,  публицисты независимы в суждениях, широко популярны, их труд хорошо оплачивается, а мнение весомо даже для сильных мира сего. Таковы в представлениях современников те, чьи имена тиснены на обложке. Путь к обретению популярности, достатку, а возможно и властительству над думами  прост – лист белой бумаги и "отточенное перо" под рукой. Ныне же, в компьютерную эру, все стало гораздо проще  -  дорога от написания до опубликования сократилась до электронного мгновения.

  Чем выше становился образовательный уровень населения, чем более разнообразной и массовой становилась письменная культура, тем проще казался путь в литературу. Старт в пресловутое авторство может начаться как с восклицания: «Да, я могу писать не хуже!», так и с вполне логичного желания пробы пера личностью,  осознающей врожденную склонность к писательскому ремеслу. Путь к признанию и славе непрост, тернист, и мы не будем живописать его, а лучше почитаем на досуге воспоминания известных авторов.

  Письменность сама по себе является особой сферой жизни, которой ученые придумали название – скриптосфера. (2)  Посредством чтения литературы человек имеет возможность уйти от обыденного, от обстоятельств бытия в мир идей и культурных ценностей. А в попытке создания собственного текста обретается возможность приобщиться к этому  миру, а может быть, и оставить свой след в его развитии. На самом деле, подражание понравившемуся произведению есть не посягательство на его заслуженный статус, но выражение неравнодушия, активная позиция читателя. Художественная ценность высокого образца от этого нисколько не страдает. 

  Всегда ли написанное имеет ценность? Для написавшего - да, всегда. Кроме того,  хотя с течением времени исписанная бумага желтеет и ветшает, дорожает значение на ней написанного. Обнаруженные учеными в 1956 году на месте раскопа кусочки бересты с каракулями новгородского мальчика Онфима ныне есть редчайшее историческое свидетельство. А чем считались эти берестяные прописи в XIII веке?

  Безусловно, мало интересны корявый слог, очередной пересказ набившего оскомину сюжета или любительское рифмование. Однако свобода творчества подразумевает свободу критики.  А также волеизъявление игнорирования. Должны ли попытки написания претендующего на литературность текста осуждаться и пресекаться? Нет, не должны. Даже у знаменитых авторов не все произведения равнозначны по своей ценности. Для того, чтобы стать мастером, необходимо упражняться, проходя стадии подражания, повторения и отрицания канонов,  утверждения новизны. Только за этим следует уровень индивидуального совершенства.
 
  Написание текста - естественная потребность, характерная для человека культурного. Настоящая художественная литература может появиться лишь в определенных культурных условиях, одним из которых является создание и функционирование множества так называемых «вторичных» текстов.(3)  «Графоман» - не бездарный варвар, но ценитель, а на самом деле - естественный союзник в борьбе с массовой электронной культурой.

  Продолжение см. http://www.proza.ru/2011/03/24/1829
______________________________________________

Использованная литература и примечания:
1 Кинг С. Как писать книги.М., «Издательство АСТ Москва», 2008, с.152.
2 Теория скриптосферы разработана советским ученым, библиопсихологом Н.А.Рубакиным.
3 См. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная