Казань. День четвёртый

Анатолий Дудник
(Продолжение. Началоhttp://www.proza.ru/2010/09/17/156)

В Казань, расположенную на левом берегу Волги у впадения в неё реки Казанки, прибыли строго по плану круиза  в 14 часов. То ли из-за лёгкой дымки, то ли из-за того, что город изначально располагался вдоль Казанки, а не Волги, с воды ничего, особо привлекающего внимание, мы не увидели. Сойдя на берег, по дороге на привокзальную площадь, куда были поданы автобусы, слегка зациклились на фотографировании у клумб с яркими цветами.

«Александр Пушкин», которого мы видели днём раньше в Нижнем Новгороде, уже красовался, будучи пришвартованным вторым бортом к какому-то старенькому теплоходу у нас по корме. День был солнечным: по яркому синему небу куда-то тянулись по своим делам не очень большие облака. Словно в качестве компенсации за нижегородский автобус с грязными окнами, на этот раз нашей группе достался ослепительно белый совсем новый шикарный автобус: полиэтилен был снят только с сидений и шуршал под ногами. Тронутые контрастом сервиса, туристы молча переживали это событие.

Супруга тоже была довольна: вся в белом с голубыми глазами на синем фоне сидений особенно непринуждённо улыбалась при фотографировании. «Как мало человеку надо для хорошего настроения? Новенький автобус типа «Мерседес». И в глазах счастье!» - думал я, пока фотоаппарат старательно щёлкал. Поджидая менее расторопных, сфотографировал нашего «корабельного певца и диджея» Михаила, который перекуривал у входа в автобус, держа над головой табличку с номером нашей группы.

Как он ни уворачивался, был взят на сопровождение и снят между затяжками, к моей радости. С супругой я почти каждый вечер ходил на концертные программы, которые этот парень, вместе с другим Мишей, отвечающим за музыкальное сопровождение и интимную подсветку, наполнял своими песнями в стиле «Ласкового мая». В основном его выступления тепло встречались зрителями разного возраста, а когда они еще приправлялись и танцевальным дуэтом  высокой светловолосой девушки и невысокого, но выразительного кучерявого парня – публика просто взрывалась аплодисментами. Напоследок мы даже прикупили пару его дисков, которые он скромно и ненавязчиво предлагал после выступления.

Лет тридцати пяти, светловолосая, наверное, крашеная экскурсовод, в белом свободном одеянии  и  открытых  босоножках  каким-то необычайно высоким тембром голоса непринужденно комментировала всё, что мы видели во время экскурсии. Для начала остановились на берегу озера в самом центре города рядом с гуманитарным педагогическим университетом. Вышли. Я с фотоаппаратом, жена с видеокамерой – тот ещё оператор, но я тогда не знал, засняли всё, что можно,  ни по одному разу.

 Я сетовал, что в кадр лезут провода, перечеркивающие довольно интересные фасады зданий. Тогда уже понял: «Чем цивильнее город, тем меньше проводов». На противоположном берегу озерца суетился с длинной удочкой мужик  босиком и с закатанными штанинами, всё время отвлекая меня от творческого процесса своими нервными движениями. Наверное, от шума многочисленного транспорта, значительного числа куполов храмов и шпилей мечетей среди зданий появилось ощущение, что Казань довольно большой город. Оказалось, что в этом тысячелетнем котле «варится» почти миллион двести тысяч жителей!

На второй остановке мы  вышли у стен Казанского Богородицкого мужского монастыря - места  обретения  Казанской  иконы Божией Матери. Группа «притормозила» на площадке перед красного цвета зданием, на стенах которого были очень ясно и крупно прописаны лики святых. Долго рассказывала экскурсовод про чудодейственную икону, которая, в конечном итоге, была украдена. Нет точных сведений, существует ли она ныне, но добрые люди верят, что она найдётся. «Дай, Бог!» В храме супруга уговорила меня поставить свечку, которая никак не хотела занимать вертикальное положение – всё время завалилась. Я же нервничал, думая: «Что бы это могло значить?» Вышел из церкви, недовольный впервые за много дней супругой или, скорее всего - собой.

 Казань, как и Нижний Новгород, на холмах, но не таких крутых. Водитель, словно наслаждаясь вождением нового автобуса, долго возил по узким улочкам то вверх, то вниз, пока нас, наконец, не остановил у здания милицейского ведомства  молодой   смуглый инспектор ГИБДД: у автобуса, оказалось, ещё  не было номеров! Сделав пару суетливых заходов в автобус за документами, водитель – пожилой мужчина постарше меня, к нашему облегчению, «отбился» и  повёз группу к входу в Казанский кремль.

На площади перед ним было оживленно. Что-то в качестве вводного слова произнесла экскурсовод, но я пропустил это мимо ушей, стараясь поймать в кадр то одну достопримечательность, то другую. Просматривая  дома сделанные фотографии, ни я, ни Наталья не смогли потом вспомнить  кому же поставлен памятник перед входом в кремль в виде опутанного колючей проволокой мужественного, с голым торсом человека.

Белые стены кремля, не красные как в Нижнем Новгороде, выложенная камнем мостовая внушали ощущение чистоты и спокойствия. Внутри кремля была благодать. Потоптавшись у щита с планом кремля, пошли вслед за гидом, которая сильно нас «зацепила», сказав, что сейчас мы все воскликнем слово «Вау». «Почему Вау?» - кто-то из молодёжи переспросил. «А потому, что иначе по-русски это звучит неприлично!» - громко смеясь, ответила она. Многие заулыбались. Обойдя здание, большинство из нас по команде «пионервожатой» на «три - четыре» восхищенно хором воскликнули: «Вау!» Перед нами во всём своём великолепии открылась мечеть «Кул Шариф». Бирюзового цвета башни, перекликаясь с небом, приковывали и долго не отпускали взгляд. Мой дальнобойный объектив, как я не старался, не охватывал всю мечеть. Широкофокусный в это время «отдыхал» в каюте. Так и пришлось снимать одни фрагменты!

Православные храмы, расположенные по соседству, тоже ослепительно великолепны. В каждый мы зашли и везде постояли – «священнодействовала» только Наталья, я – просто любопытствовал. Обе религии давно и мирно уживаются на территории кремля. Очень бегло осмотрев весь кремль,  сфотографировали на его территории красивое здание, где располагается резиденция Президента Татарстана. Конечно, о Казанском кремле надо отдельно рассказывать!

Уставшие, с непривычки, мы вернулись на площадь у речного вокзала. По дороге гид, перед тем как попрощаться, сказала, что Казань надеялась на подарок Москвы перед празднованием тысячелетия: Петербург выполнил большие, то ли ремонтные, то ли строительные работы на улице города, а Лужков Юрий Михайлович ни копейки не дал. «Хорошо, что мы – не москвичи!» - подумал я. Прокрутив ещё раз прощальный тезис экскурсовода,  пришёл к выводу, что «Восток – дело тонкое!»

В 19 часов отошли от причала. Впереди нас ждала Елабуга, что на Каме.



(Продолжениеhttp://www.proza.ru/2010/09/20/1179)