Нижний Новгород. День третий

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало http://www.proza.ru/2010/09/13/1365)

Еще с ночи не заладилось: смог, вновь откуда-то взявшийся, наверное, судно далеко ушло на юг, застиг нас в отдельно взятой каюте. Сквозь сон слышал, как супруга боролась за живучесть – молчком  задраяла окно. Но, судя по всему, этого оказалось недостаточно, так как через некоторое время  она разбудила меня и попросила  задвинуть вентиляционную решетку в нижней части двери и включить кондиционер. Незадолго до круиза мы так спасались от напасти дома. «Опять двадцать пять!» - промелькнуло в сознании, перед тем как я вновь уснул.

Кажется, что ночью шлюзовались – в полной тишине что-то металлически брякало и судно несколько раз слегка колыхнуло и приударило о стенку. Утро нас застало на подходе к шлюзам старинного маленького Городца, что расположен немногим выше Нижнего Новгорода по течению. Настроение хуже некуда из-за охватившего все вокруг смога. Видимость – никакая! Много грузовых судов и барж на якоре. Наверное, им  не  дали  разрешения на движение в условиях ограниченной видимости.

Перед Городцом на левом берегу гремели металлоломом портовые краны. Неподалеку  какое-то судоремонтное предприятие – видны были рельсы для спуска судов на воду. Сам Городец едва пробивался  силуэтами домов и памятника  через плотный смог – мы в этом местечке  должны будем остановиться только на обратном пути. Время до прибытия в Нижний Новгород убивали, как могли: завтракали, наблюдали шлюзование в двухкамерном двухступенчатом шлюзе, гуляли по палубе, фотографировали и снимали всё, что было видно, смотрели видеоэкскурсию по Нижнему Новгороду и просто телевидение.  Я перебрасывал на нетбук всё, что было снято на оба фотоаппарата и видеокамеру.

Наконец, пообедали и сразу после этого жизнь наладилась и даже слегка стала цветной: Нижний Новгород стал пробиваться на крутом правом берегу рядом с впадением Оки в Волгу. Признаться, путал названия волжских городов. Теперь-то я точно знаю, что Нижний был когда-то Горьким, крупнейшим городом, работавшим на оборонку. Теплоходы с иностранными туристами раньше проходили мимо закрытого города.

Кремль со стороны Волги произвел сильное впечатление. Было реально видно, что это настоящее старинное оборонительное сооружение – даже сейчас к его подножию просто так не подберешься. Много нам по радиотрансляции дали информации, прежде чем  судно пришвартовалось, мы не сошли на берег и не расселись по поданным к  зданию пароходства автобусам.

Нашей группе  не повезло: у комфортабельного автобуса оказались, почему-то, грязные стёкла. Кто-то из туристов забухтел и через минуту возмущенно гудел уже весь автобус. Высокий и сухощавый  дед  в маленькой соломенной шляпе, как у английских джентльменов, даже пригласил руководителя круиза, чтобы высказать наше недовольство по этому поводу. Водитель, скромно сидевший в уголочке салона намного ниже пассажиров, вяло отбивался, чтобы они его окончательно не заклевали: сказал, что виноват  заводской дефект – грязь попала  между стёклами. Неподалеку стоял компактный, новенький, чистенький, приятного флотского  цвета синий автобус с нависающими спереди лопухами-зеркалами, как веки у Вия. «Повезло!» - завидовал я экскурсантам чужой группы, поддерживая за объектив, висевший на шее и ставший почти ненужным, как мне казалось, фотоаппарат.

Наконец, поехали! Через две минуты, к нашему тихому сожалению, мы, словно за проявленную  стервозность, были высажены на тесной  улице у подножия великолепной Рождественской церкви, построенной на деньги купца Строганова в 1719 году.  Сейчас в памяти всплывает нависающая, как Гибралтар, церковь красного цвета с богатыми куполами, крутой подъём к ней  по узкой дорожке,  пёстрые, как цыганский табор,  группы туристов, невозмутимый парень с очумелой газонокосилкой, которая нам так и не дала расслышать слова экскурсовода – пожилой дамы в нелепой то ли шляпе, то ли  вязаной панаме. Тем не менее, наши женщины с готовностью повязали платочки и все вошли в храм. Ничего не понимая в церковных делах, скажу, что один храм, куда я заходил, не похож на другой. Этот был  богат и производил сильное впечатление.

 Фамилию Строганова запомнил, так как жене много лет  довелось работать в предприятии, расположенном в Строгановском дворце в  Ленинграде. Дворец был построен в 1752-1754  годах потомком того самого «нижегородского» Строганова.
Жена огорчится, когда узнает, что пышное величественное дерево, затенявшее весь двор внутри дворца, больше там не растёт, а на его месте банальный павильон летнего ресторана.

Благополучно собравшись в автобусе, переехали на холм повыше, прошли пешком к домику Каширина. Коричневого цвета небольшой дом с табличкой, где написано, что в нём менее года жил А.М. Горький.  Уже после круиза  узнал, что в этом здании музей. В музее всё как было тогда. В комнате печка, рядом лохань с розгами, а напротив скамья, на которой дед Каширин порол внуков. «Может Алёша Пешков потому и Горький?»

Очень понравились фасады старинных купеческих домов. Судя по всему, до восстановления таких интересных домиков у властей руки не доходят.  Видно, что ветхих купеческих зданий  много и они, даже в своём настоящем запущенном виде, здорово вписываются в  пересеченную местность города, расположенного на крутых холмах и утопающего в зелени  деревьев. В городе миллион триста тысяч жителей! Я до этого и думать не думал, что Нижний Новгород такой крупный и замечательный город. В старой его части, наверное, уютно жить. Нет! Неправильно сказал. Тепло жить!

На следующей площадке был расположен камень с памятной доской, где указано, что когда-то на этом самом месте был дом, в котором проживал, я бы сказал «в начале и в конце жизни», механик-самоучка Иван Кулибин. Список его изобретений поразил воображение. Неподалеку оказался, наверное, арочный, мост, перекинутый с холма на холм. Средней силы ветер давал  иллюзию возможного полёта. На крайних решётках ограждения моста причудливыми  гирляндами «на счастье» висели запертые навесные замки разных размеров и конструкций. «Интересно: где ключики от них?»

Пока маневрировали в длинном автобусе в узкостях старой части города, местечки, связанные с А.М. Горьким, мелькали тут и там. Конечно, лучше было бы медленно пройти пешком по уютным тенистым улочкам и рассмотреть все памятные места в деталях. Я реагировал на каждую достопримечательность, щёлкая из немыслимых поз фотоаппаратом сквозь немытые окна, понимая, что процент неудавшихся фотографий будет огромен и вызывая при этом своей гиперактивностью то ли улыбки, то ли скрытые усмешки соседей.

Наконец, нас привезли в Кремль! Стены высокие и мощные из красного кирпича.  В окружении крупных деревьев сооружение смотрится очень органично. Зашли внутрь через арку. На территории Кремля выставка военной техники прошлых лет. По моим оценкам, танки, бронеавтомобили, пушки, самолёты и даже рубка заслуженной подводной лодки С-13 выглядят неуместно  на фоне старинного архитектурного ансамбля  и только сбивают с толку посетителей. Построенное здание на месте разрушенного при советской власти собора просто разваливает целостную картину Кремля. Со стороны Волги в Кремле несколько памятников, в том числе  основателю города – святому великому князю Георгию Всеволодовичу и его  наставнику - Симону.

Не смог уговорить супругу поближе подойти к откосу, чтобы сфотографировать её на фоне раскинувшейся внизу Волги, идущего по ней теплохода и живописного левого берега, укрытого густым лесом. А затем мы дожигали оставшиеся полтора часа на местном арбате, если не ошибаюсь - Покровской улице, волнами поднимающейся вдали, как дорога в райне Валдая. Эта красивая улица, облагороженная светильниками,  чугунными скульптурами городового с шашкой, мальчика со скрипкой и другими,  на фоне старинных театров, банков и памятников произвела очень приятное впечатление. Щелкая через мощный объектив все красоты подряд, включая таджиков, ремонтирующих здания, пришел к выводу, что девушки и женщины в этом удивительном городе красивые. Похоже, что они об этом знают.

Высадившись из автобуса у пароходства, что стоит, вытянувшись вдоль Волги, купили по мороженому в огромном вафельном стаканчике, заботливо обёрнутом полиэтиленовым пакетиком. Теплоход «Александр Пушкин» стоял напротив самого пароходства, наш же, уже ставший родным  - в дальней части причальной стенки.

Уставшие, получили ключ  у стойки администратора, с облегчением вошли в каюту, как за окном начался забористый ливень, смывая  остатки ослабевшего к вечеру смога. Тем временем недремлющая дама из судового радиоузла включила обратный отсчет: «Уважаемые дамы и господа! До отхода теплохода осталось пятнадцать минут». Веселые ребята на берегу, наверное, речники, кого-то провожали на нашем теплоходе, долго скандируя фамилию провожаемого и сопровождая это поднятием рук как на футбольном матче.

Судно плавно отошло от причала под трогательную песню про город Горький, где ясные зорьки и начало циркуляцию вправо. Предоставилась уникальная возможность посмотреть и заснять полную панораму Нижнего Новгорода со стороны Волги.

«Нижний Новгород! Мы ещё с тобой, как пить дать, встретимся!»



(Продолжение http://www.proza.ru/2010/09/17/1351)