Цивилизация и культуры в социуме

Валерий Иванов-Виленский
Путь к современной трактовке термина «цивилизация» был не простым. Но в основном все философские трактовки данного понятия  сводились к основополагающему социальному фактору.

В октябре 1714 г. сам великий Исаак Ньютон жаловал от имени учёных за деятельность по «распространению хороших книг и наук» Диплом действительного члена Королевского общества Светлейшему князю Российской империи А.Д.Меншикову, назвав его при этом человеком «величайшей просвещённости». Но понятием «цивилизация» основоположник современной науки И.Ньютон ещё не оперировал, поскольку такового не было в то время. Изначально, со второй половины просвещённого европейского 18 в., с помощью этого термина, от «цивилизации» отделялись такие понятия как «дикость» и «варварство». «Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации», - писал в своём произведении «Древность, разоблаченная в своих обычаях» (1766 г.) инженер Буланже (Boulanger N. A.). Как видим этот француз считал, что развитие цивилизации не кончается с обретением законов (к сожалению не уточняет, каких законов – регламентирующих общество или - физических).

Исследователи понятия цивилизация в 19-ом и 20-ом  веках вычленяли те или иные большие общественные группы – социумы, в отношении которых, используя сравнительный метод, определяли саму правомерность применения к ним понятия «цивилизация» -  самобытность, исключительность, оригинальность. При этом рассматривались и материально-технические, и духовно-социальные аспекты бытия каждой "цивилизации".

Интересную трактовку понятия «цивилизация» дал академик Б. С. Ерасов. Он выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:
• Система экономических отношений, основанная на разделении труда  — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
• Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
• Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
• Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

Предлагаемая сегодня в популярном справочнике (в Интернете) формулировка понятия «цивилизация» выглядит следующим образом.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный):
1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности;
4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Вычленяем главное:
1) социальная форма движения материи;
2) единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса;
3) определённый уровень социальности;
4) локализованное во времени и пространстве общество.

Итак: движение, единство истории и материально-технических и духовных достижений человечества, уровень социальности, конкретное общество. Не правда ли, сумма сумбурных и абсолютно нелогичных определений: не последовательных, не следующих, не вытекающих прямо одно из другого. Например, что есть духовные достижения человечества? Культура? Вопрос открытый…

Определение «культура» также имеется в Интернете.
Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — предмет изучения культурологии.
Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Далее следует пространное замечание, ещё больше уводящее сознание данного определения от его чёткого понимания:
Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как…
• совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
• исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)
• общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)
• сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
• картина мира;
• «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга)
• «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)
• возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
• воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
• развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
• творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта).

Как говориться, найдите три принципиальных различия между определениями «цивилизация» и «культура»… Не найдёте!

Такой методологический беспорядок в определении вынудил одного из известных немецких исследователей данного явления бытия человечества Освальда Шпенглера в сердцах заметить: «Цивилизация возникает там, где умирает культура» - и тем самым полностью всё смешать в рациональных головах европейцев.
В чём тут дело? Почему столь часто употребляемое нынче понятие состояния человеческого общества в его конкретных проявлениях и в целом, столь неопределённо и столь противоречиво в своём выражении? Может, в самом деле кому-то это и надо? Например, тем, кто у власти, ибо неосознанное, непонятое сущее позволяет кое-кому из них постоянно манипулировать умами несведущих, чтобы получать те или иные, вполне конкретные социальные и меркантильные результаты. И всё было бы, в общем, как и обычно, но в наше время межконтинентальных информационных и человеческих энергопотоков, товарооборота и сырьевых перевозок, когда Земля стала уже фактически «одной большой деревней», такое непонимание происходящего чревато серьёзными последствиями для человечества - «Сон разума порождает чудовищ». С испуганным человеком можно делать всё что угодно.

Боязнь унижает человеческое достоинство!
От фобий надо избавляться!

Как видно из представленных определений понятия «цивилизации», они имеют несколько системных концептуальных структур, которые опираются на определённые принципы. Но все эти концепции смешивают или, скажем так, включают в себя понятия, относящиеся как к изменчивым культурным ценностям (культуре), так и к непреходящим бесценным законам природы (научным знаниям). Сами эти сущности: «культура» и «научные знания» не одно и то же с философской точки зрения. Эти сущности не только не являют собой идентичные системы, наоборот - они резко отличаются друг от друга своим имманентным содержанием, ибо базируются на платформах, различных по своему смыслу и структуре выстраивания понятий.
И вот здесь не может не возникнуть вопрос относительно внутреннего противоречия и системной неоднозначности рассматриваемых философских категорий: МАТЕРИИ и ДУХА, которые определяют и по-разному влияют на одну и ту же структурированную  и формализованную социальную сущность. Без МАТЕРИИ невозможен в принципе научно-технический прогресс общества. Без ДУХА невозможно нравственное гуманное - культурное развитие данного общества.
ДУХ и МАТЕРИЯ определяются абсолютно разными по своему принципиальному содержанию категориями, которые векторно разнонаправлены относительно конкретной плоской системы бытия человека.
ДУХ  есть субъективное Сущее, определяется только посредством вербально обусловленных запретов – табу, определённым образом структурно систематизированных; «мажорен», ибо имманентен,  собственно он и определяет сознание, перманентно входя в него и системно детерминируя тем самым конкретную человеческую личность;
МАТЕРИЯ  есть объективное Сущее, которое обретает ту или иную формальную ипостась, благодаря тому или иному физическому качеству, определяется посредством физических параметров, имеющих метафизическое математическое выражение. Свойства материи детерминированы законами природы и тем самым являет собой абсолютную истину. Материя всегда мыслима человеческим сознанием в конкретных формах, а потому временных, преходящих. (В этом парадоксальность осмысления материи). «Минорна», ибо она всегда альенирована - отчуждена, проистекает вовне от человеческого сознания.

Сущность, заключающая в себе и объединяющая в себе духовное и материальное начала человеческого естества, есть СОЦИУМ - некоторое объединение людей. Именно социум: в нём, на нём и посредством его реализуется бытие человека. Любой социум интегрирует в себе – гармонично или анахронично – как материальное начало, так и  духовное. Именно социум так или иначе системно объединяет вечные, неизменные истинные принципы бытия вселенского сущего и преходящие временные, изменчивые по внешнему выражению (формам) духовные устои различных социумов, структурируя и наслаивая их друг на друга в себе, словно коржи в торте.
СОЦИУМ есть определённая система целенаправленных человеческих отношений, обеспечивающих само выживание – перманентное бытие и развитие членов данного социума, увеличение его членов. Имеет ту или иную структуру организации общества. Характеризуется суммой табуированных поведенческих установок (правил, законов, распоряжений, традиций) обеспечивающих ту или иную степень (пропорцию) непосредственного участия его членов в процессе самоорганизации данного социума. Чем больше членов данного социума участвует в таком процессе, чем сильнее идейный импульс закручивания данного социума вокруг определенной идеи (идей), чем гармоничней данный социум структурирован относительно направления такой закрученности,  тем он устойчивее. Причём сама такая закрученность социума может имеет изначально духовный мажорный - ПРАВЫЙ интравертный импульс векторного воздействия системных сил на него, направленный обратно часовой стрелке (ОЧС), или цивилизованный минорный экстравертный – ЛЕВЫЙ, по часовой стрелке (ПЧС). Социум, обладающий действенной мощной научно-технической базой, минорен, экстравертен, в то время, как поддерживающий традиционное культуру и искусство мажорен, интравертен.   
Всего ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУР ПОСТРОЕНИЯ СОЦИУМОВ ЧЕТЫРЕ: детерминированы инравертным или экстравертным построением социальных отношений (закрытый социум или открытый), правым или левым импульсным вектором  горизонтальной закрученности данного социума вокруг всеобъемлющего властного ядра. Властное ядро может быть в принципе центростремительным или центробежным, т.е. все усилия его могут быть в основном направлены на собственное всестороннее упрочение власти, или на интеграцию данного социума с другими социумами. Методы и конкретные проявления  властных функций в каждом конкретном социуме различны, но не уникальны, поскольку похожи в аналогично векторно детерминированных социумах.
Возможны и различные вариации в заданных основных четырёх принципиальных векторных параметрах структурных построений социумов.

КУЛЬТУРА есть материализация, овеществление, реализация духовных нравственных устоев конкретного социума и определяется теми или иными систематизированными гуманными нравственными устоями того или иного общества, его социальных слоёв и структур. Измеряется количеством адептов данной системы нравственных воззрений и их лояльного отношения к другим гуманным нравственным системам.
Культура, как некая конкретная система духовных ценностей проявляется в религии, хозяйствовании, языке и искусстве данного социума, через его представителей.
Сущностный императив культуры, обусловленный её интраверностью по отношению к конкретному социуму, мажорен.
Сами нравственные устои систематизированы в конкретных религиозных доктринах – учениях. Религиозные доктрины человечества можно подразделить на четыре принципиально разновекторные религиозные направления:
0) анте – смешанная религия, в которой органически переплетены все другие направления философской мысли и системы построения религиозных доктрин (табу), индуизм, в определённой степени, тотемные религии;
1) интра – мажорные религии Дальнего Востока, прежде всего буддизм, с его постижением естества мира через самозамыкание личности – через нирвану и т.д.;
2) нейтра – мажорный правый иудаизм и минорный левый ислам, с их абсолютной изначальной социальной регламентацией личности;
3) экстра – минорное христианство, с его свободой выбора личностью своего пути, общественно значимой деятельности, преисполненной Святого Духа, в триедином Боге, по Его заповедям - Декалогу.
Религия каждого из представленных направлений имеет принципиальные сущностные отличия в определении и построении структуры собственных нравственных табу. Поэтому и культура, материализованная конкретным социумом на платформе той или иной религии, имеет только ей присущие оригинальные характеристики. Культура дискретна в своём проявлении. Причём и искусство представленное данной культурой имеет также свои характерные формализованные признаки.
Искусство понимается нами и как способность находить и гармонично синтезировать оригинальные формальные выражения различных проявлений данной культуры, формально реализовать идеи, выпестованные данной и другими культурами. Вместе с тем это и сами такие оригинальные формы, гармонично вписывающиеся в общий контекст данной культуры.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – научно-техническое человеческое бытие. Цивилизация – это эквивалент количества конструктивно гуманно используемой человеческим сообществом энергии, при умном системном единстве множества дискретных культур и единой системы науки.
Энергия – это эффект взаимодействия временных дискретных систем с вневременной системой, т.е. это физическое проявление системного взаимодействия линейных процессов с нелинейными импульсами.
Цивилизация зиждется на принципах НООСа – умных законах природы и функционирует благодаря объективным знаниям человечества, реализуется наукой в определённой культуре по средствам ума, рассудка, искусства и ремесла. Без математики цивилизация невозможна в принципе. Цивилизованное человеческое сознание основано на науке - знании истин, их конкретном, разумном, системном использовании во благо конструктивного гармоничного совершенства человечества. Посредством и человеческого сознания НООС познаёт сам себя, вершит руками умного человека вселенскую потенцию, постоянно умно формируя её в тех или иных системах Сущего. Так формально реализуются объективные вечно потенциальные дискретные взаимосвязанные системы...
Сущностный императив цивилизации, обусловленный её генеральной экстраверностью по отношению ко всему человечеству, минорен.
Цивилизация конкретно определяется научными знаниями человечества, инженерно-технически материально реализованными, конструктивно увеличивающими энергетический потенциал того или иного общества. Измеряется количеством конструктивно используемой энергии на члена данного социума.

И вот здесь из бурного и мощного потока информации выступает, словно могучая скала, основной вопрос философии - отношение материального и духовного, или, в - социальном выражении: отношение цивилизованного и культурного. Его рассмотрение через «призму» социума необходимо, ибо коррелятивно объединяя в себе, казалось бы, несоединимое: культуры и цивилизацию, - социум творит материальную научно-техническую цивилизацию и развивает, как бы наслаивает на прежние культуры, духовно нравственный слой новой культуры. Научно-технические достижения детерминированы конкретным социумом (по настройке мажорным или минорным), потому могут проявляться как процессы линейно последовательные – интегрированные (волновые), или как концептуальные фазовые – дифференцированные (квантовые). Пример первых – современная наука, опирающаяся на математику с её материализованными в инженерных конструкциях идеями (минорный фактор). Пример вторых –  современные гуманитарные науки, опирающиеся на различные материальные (вещественные) и нематериальные  (социальные, а также эпические - духовные) нравственные артефакты, изложенные в тех или иных философских доктринах (мажорный фактор). 
Констатируемое противопоставление в социуме «культурного» и «цивилизованного» бытия не случайно, поскольку каждое из названных определений имеет собственный смысл, описывающий различные аспекты мировоззрения как человеческой личности, так бытия каждого конкретного социума. Поэтому их нельзя сводить в одно понятие «цивилизация» – нет общего критерия их оценки.

Опираясь на принципы, изложенные философском манифесте «Принцип ума» (http://www.proza.ru/2010/01/03/171), а также представленные в развёрнутом виде в «Триалектике» (http://www.proza.ru/2010/01/09/1404), выстраиваем дифференцированную систему философского понимания структурно соотнесенных названных определений, и рассматриваем их во взаимоотношении в контексте темы:  цивилизация и культура в социуме. 
 
0. ДУХ - умность как реализация и материализация истинных нераздельных принципов всеобъемлющего умного вселенского системного бытия сущего: 0)потенций, 1)структур, 2)полей, 3)материи, - в своём выражении есть континуумная логическая сущность анте.
1. КУЛЬТУРА как реализация и материализация правдивых духовных нравственных табу в своём системном выражении есть дискретная сущность. Межсистемное (интер системное) потенциальное воздействие. В своём системном векторном выражении - интра.
2. СОЦИУМ как реализация  и материализация настоящих устоев человеческих отношений, в своём системном выражении есть интравертно или экстравертно направленная сущность. Собственное системное уравновешенное действие. В своём системном векторном выражении - нейтра.
3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ как реализация и материализация истинных количественных принципов в своём системном выражении есть линейная сущность. Сквозное (транс системное ) физическое воздействие. В своём системном векторном выражении - экстра.

Резюме.

Цивилизация и культура в социуме проявляются и развиваются совершенно различно, поскольку различны формы их воздействия на него. Эти два определения не могут смешиваться, поскольку оперируют диаметрально противоположно структурированными системами понятий.

СТЕПЕНЬ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ СОЦИУМА определяется физическими параметрами его экзистенции, основным из которых является количество конструктивно используемой данным социумом энергии на душу населения. При характеристике того или иного социума можно говорить о степени его цивилизованности исходя из названных энергетических потений, которыми он обладает и соответственно реализует всеми членами данного социума.

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ДАННОГО СОЦИУМА определяется:

0. физической и социальной защищённостью - малой смертностью и низкими показателями уголовных преступлений и административных нарушений;

1. благосостоянием его членов и количеством его непосредственных членов, как порождённых в данном социуме, так и входящих в него из других социумов;

2. пропорциональным высоким показателем уровня образованности его членов по отношению к общему  числу членов данного социума;

3. объёмом получаемой научной и культурной информации, как из электронных средств их доставки, так и непосредственно при изучении интересного объекта.

Чем выше культурный уровень социума или нескольких социумов, объединённых некой общей сверхкультурой (например, общая культура граждан в СССР), тем более восприимчивы они к достижениям цивилизации.
………………………………………………………………………………………………….…

Вильна, 15.05.2010.