Анаксагор

Константин Рыжов
Анаксагор был уроженцем ионийского города Клазомены. Он родился в 500 г. до Р.Х. и происходил из знатной, богатой семьи. Однако богатства занимали его очень мало. Когда родственники стали попрекать Анаксагора, что он не заботится о своем добре, он сказал им: «Почему бы вам самим о нем не позаботиться?» В конце концов он отказался от всего, чем владел, и занялся умозрением природы. К государственным делам он также был равнодушен. Когда его спрашивали, для чего он родился на свет, Анаксагор отвечал: «Для наблюдения солнца, луны и неба». Сограждане возмущались: «И тебе дела нет до отечества?», Анаксагор возражал: «Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» – и указывал при этом на небо.

Постоянно размышляя о внеземных материях, Анаксагор пришел к поразительному для того времени заключению, что небесные тела это, отнюдь,  не боги, а камни,  которые вращаются вокруг Земли и держатся на своих местах благодаря быстроте движения. Поначалу никто не принимал его теорию всерьез, но когда в 467 г. до Р.Х. в Сицилии упал огромный метеорит, это сочли наглядным доказательством того, что в странных рассуждениях молодого философа есть доля истины.  С тех пор имя Анаксагора делается широко известным. Около 461 г. до Р.Х. он покинул родной город и перебрался в Афины, в которых затем прожил безвыездно тридцати лет. Анаксагор имел здесь многочисленных учеников и первым ознакомил афинян со всеми достижениями ионийской философии.  В немалой степени благодаря ему Афины сами вскоре сделались крупнейшим в Греции философским центром.

Из философских вопросов, более других занимавших Анаксагора, главным была проблема взаимного превращения тел. В самом деле, почему одно превращается в другое? Анаксагор всецело разделял положение Гераклита (http://www.proza.ru/2009/11/17/1218) о том, что «все течет», однако не желал принимать великую гипотезу  Левкиппа (http://www.proza.ru/2010/04/04/205) об  атомарном строении вещества и создал собственную оригинальную теорию превращений. Он считал, что все существующее, как, например, кости, металл, мясо и т.п. , состоит внутри себя из бесконечного множества частиц: мясо – из частиц мяса, золото – из частиц золота и т.д. Эти  невидимые  бесконечно делимые частицы, каждая из которых сохраняет в себе свойства данного вещества, он называл первоначалами. Любое первоначало неоднородно. Оно содержит в себе части других первоначал, но более малого порядка. «Каждое первоначало подобно целому заключает в себе  все существующее и сущее не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно», - говорил Анаксагор. Из-за перемешивания первоначал в мире действует принцип: «Во всем есть часть всего».

Все  содержится во всем, и все возникает из всего! Оно лишь кажется различным и получает различные названия  по роду тех смешанных с другими частей, число которых преобладает. В снеге, к примеру, больше белизны и холода, чем черноты и тепла, но когда снег тает и превращается в воду, это происходит из-за того, что в смеси становится больше тепла и черноты. Но какая-то доля двух этих первоначал уже содержалась в снеге до этого. В результате получается, что при таянии снега не происходит внезапное создание чего-то из ничего, а возрастает степень чего-то. Никогда не происходит так, что вдруг начинает быть то, чего только что не было, но существуют изменения в интенсивности перемешанных между собой первоначал. 

Изначально первоначала находились в беспорядочном хаосе. Творцом Космоса был Мировой Ум. Он бесконечен и не смешан ни с какой вещью. («Все, что имеется, было совокупно, - писал Анаксагор, - затем пришел Ум и установил в нем распорядок»). Ум находится  в состоянии вечного познания мира и благодаря этому постепенно начинает управлять им.

Именно Ум привел первоначальную смесь в движение таким образом, что она стала кружащимся и расширяющимся вихрем. В результате этого вращения из нее выделились противоположности: тяжелые частицы в большинстве случаев относило в центр, где из них складывалась наша земля, а более летучие частицы, в том числе огромное количество воздуха, были вытолкнуты наружу. В этих рассуждениях Анаксагор в основном следовал за Анаксимандром (http://www.proza.ru/2009/10/06/176), но он дополнил его учение следующими весьма существенными идеями. Он считал, что из центра формирующейся твердой земли на определенном этапе были выброшены огромные глыбы камня, которые не упали обратно из-за огромной скорости своего движения. Солнце, Луна и планеты – такие раскаленные камни в небе, а метеориты – камни меньшего размера, которые упали на землю, когда потеряли ту скорость, которая удерживала их в небе.

В отличие от Анаксимандра, Анаксагор отрицал возможность возникновения жизни из неживого. По его мнению, живое и неживое возникли одновременно из мирового хаоса. Потом жизнь была занесена на Землю, сначала в простой форме, а потом усложнялась в ходе развития. В других мирах развитие жизни могло пойти иначе, чем на Земле. (Анаксагор высказал любопытное предположение, что чудовища, упоминаемые в мифах – это неземные существа; так, к примеру, немейский лев, убитый Гераклом, - «упал с Луны»!)

Ум не только создал Вселенную, но и продолжает управлять ей. Оставаясь «несмешанным и чистым», он заполняет собой все. Во всем есть какая-то доля этого космического ума; что касается человека, то у него эта доля большая. Но каким образом Ум осуществляет себя в этом мире Анаксагор не объяснял. Эта тема оказалась у него неразработанной, он оставил ее для последующих поколений философов.

Идеи Анаксагора произвели сильное впечатление на образованных афинян. Простой народ, впрочем, был равнодушен к философии. Он не предавал особого значения умозаключениям великого клазоменца до тех пор, пока по городу не стали распространяться его вольные суждения о богах. Ходили слухи, что чужеземец объявляет гром не грозным голосом владыки богов Зевса, а звуком, возникающим при столкновении грозовых облаков. А некто, втесавшийся в число учеников Анаксагора, уверял будто тот назвал Гелиоса «глыбой, огненной насквозь, величиною поболее Пелопоннеса». Поначалу подобным нелепостям не хотели верить, однако вскоре в театре была поставлена трагедия анаксагорова ученика Еврипида. На этот раз слова философа о Гелиосе услышали из уст актера тысячи зрителей. Враги Перикла (http://www.proza.ru/2015/02/24/2155)поспешили воспользоваться этим и в 431 г. до Р.Х. привлекли Анаксагора к суду. Старику грозила смертная казнь за нечестие, но защитником наставника выступил сам Перикл. Он спросил: дает ли его жизнь  какой-нибудь повод к нареканиям? И услышав, что нет, сказал: «А между тем, я ученик этого человека! Так не поддавайтесь клевете и не казните его, а послушайте меня и отпустите».

Периклу удалось смягчить сердца судей. Анаксагора приговорили к штрафу в пять талантов (его внесли в казну его ученики) и изгнанию. На следующий день кто-то из друзей, провожая Анаксагора, сказал сокрушенно: «Как же ты будешь жить, лишившись общения с афинянами?» - «Это они лишились общения со мной», - ответил философ, поднимаясь по сходням. (Похоже, Анаксагор действительно не придавал большого значения месту, где живет. Рассказывают, что кто-то сокрушался при нем из-за того, что обречен умереть на чужбине. «Не тревожься! – успокоил его Анаксагор, - спуск в Аид отовсюду одинаков!»)

Корабль, принявший изгнанника был из небольшого городка Лампсака. Но слава о мудрости Анаксагора пришла и сюда. Здесь у философа появились новые ученики. Когда, спустя короткое время, он занемог, правители города пришли к его ложу и спросили, есть ли у него какое-нибудь желание. «Пусть, - сказал умирающий, - в месяц и день моей смерти учащиеся будут освобождены от занятий». Умер Анаксагор в 428 г. до Р.Х.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273