Гераклит

Константин Рыжов
Гераклит - один из величайших философов Древней Греции  родился около 550 г. до Р.Х. в Эфесе в очень знатной, но обедневшей семье. Его отец Блосон  принадлежал к бывшему царскому роду Басилидов, потомки которого сохраняли за собой в то время одну только жреческую власть. Рассорившись с горожанами, которых он сурово бранил за дурное правление, Гераклит ушел в горы и жил здесь отшельником, кормясь быльем и травами. Свои мысли он выражал в нарочито темных и загадочных выражениях, считая, что люди мудрые поймут его и так, а глупцам незачем браться за то, что выше их разумения.

     Суждения Гераклита поражали своей необычностью. Он словно поставил своей целью разрушить все обывательские, досужие представления людей об окружающем мире. Ведь люди привыкли разделять всякие противоположности. Что-то они называют живым, что-то мертвым, что-то добрым, а что-то злым. У Гераклита все иначе! Никто лучше него не умел подмечать противоположности, составляющие суть одной и той же вещи. Вот, например, морская вода в одно и то же время является и чистейшей и грязнейшей. Все дело в том, с какой точки зрения посмотреть: для рыб она питье и спасение, а для людей  – гибель и отрава. Ни одно явление не существует обособленно, все смешано и перепутано между собой. Каждый человек, даже если он очень юн, имеет зачатки грядущей старости, а все живые существа – будущей неизбежной смерти. Однако это же правило действует в обратном направлении! Так на могиле вырастает трава, которая использует для своего роста элементы разложившегося трупа. Значит смерть и жизнь не отделены друг от друга непреодолимой пропастью: жизнь несет в себе начало смерти, а смерть – жизни! Гераклит имел все основания сказать: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». Всякое начало есть в то же время конец, и всякий конец является началом; поэтому нет ни начала, ни конца; мир – вечен!

      Однако противоположности не просто сосуществуют вместе; они находятся в вечной непрекращающейся борьбе между собой. И эта борьба (распря) есть главный закон мироздания, причина всякого возникновения и изменения. А в том, что в окружающем нас мире нет ничего неизменного, Гераклит был уверен абсолютно точно. Все здесь становится; никакое состояние не пребывает неизменным, даже на кратчайшее мгновение - все перестает быть тем, чем было, и становится тем, что оно будет. «Все течет!» – говорил Гераклит и предупреждал, что «нельзя войти дважды в одну и туже реку». Ведь вода натекающая на нас, уже совсем не та, что обтекала в прошлый. Ничего не повторяется, все проходяще и одноразово.

     Но Гераклит не просто отметил, что все вокруг находится в борьбе и распре. Он поднялся до осознания того, что эта борьба есть величайшая гармония, которая присуща всему мирозданию.  Большинство людей не видят этой гармонии. Одни из них жалуются, на болезни, другие – на старость, третьи – на войны. Одним не нравится знойное лето, другие не любят холодной зимы. Все это происходит от того, что большинство умеет воспринимать лишь отдельные частности. Только мудрец, который судит о всем мироздании в целом, способен оценить его красоту. Но во всей полноте эта гармония доступна лишь Богу.  «Для Бога, - говорит Гераклит, - все вещи прекрасны и хороши и справедливы. Это люди нарекли одно несправедливым, другое – справедливым».

    Из этого видно, что в понимание Гераклита целое, взятое во всей своей совокупности, отличается от составляющих его частей. Если те находятся в постоянном изменении и борьбе, то целое пребывает в вечной и неизменной гармонии. Но что же такое это целое? Однажды Гераклита спросили: «Что есть одно?» И Гераклит отвечал: «Огонь!» Как Фалес первоначалом всего считал воду, а Анаксимен – воздух (http://www.proza.ru/2009/10/06/176), также Гераклит полагал, что все произошло из огня и является огнем. Он говорил: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Только глупец, считал Гераклит, может думать, что все происходящее в мире является чредой случайностей. Нет! Все изменения подчинены единой и всеобъемлющей силе или, если хотите, единому закону. Эту силу, этот закон Гераклит назвал Логосом (данное греческое понятие очень многосложно; его можно перевести как «слово» или как «речь», а также как «мысль» или «разум»). С Логосом связано все, что есть во вселенной общего и абсолютного. Он есть принцип и порядок меры, он есть закон мироздания, не зависящей ни от чьей воли. Гераклитовский всеобщий огонь оттого и является божественным и разумным, что он  наделен Логосом.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273