Девочки кровавые...

Мареман Рыбник
Насколько же мы все привыкли уже к ежедневным сообщениям о разорвавшихся бомбах, убитых заложниках, упавших самолетах… Наверное, юным покажется странным, что еще лет двадцать назад, в социалистическую эру, подобных сообщений в СМИ практически не было. Ну, только если о военных потерях или скандалах в какой-нибудь несимпатичной нам тогда стране. А потом явилась Гласность.
«Я расскажу народу все!» - сказала Новая Власть. «Да! Все! Мы хотим знать! Мы должны знать!» – вскричала толпа. И Новая Власть начала рассказывать. В основном, конечно, о том, как плохи были власти старые. А еще, чтобы не рассказывать много про себя, - о летающих тарелках, о людских пороках и болезнях, о смерти. Обо всем том, о чем никогда не рассказывали при социализме. Вместо перспектив светлого будущего, трудовых успехов, дружбы человека с человеком и легкой критики в адрес вечно пьяных водопроводчиков на бумагу вылилось все то, что будит в читателе тревогу, брезгливость, печаль, страх. Не самые лучшие чувства.
Кому-то это казалось правильным, кто-то об этом не думал, кто-то просто играл на этом, добиваясь своих целей. Между тем выросло новое поколение тех, кому сегодня от 23 и ниже. Наши дети, у которых украли яркую картинку детства и воздушный шарик будущего. Самые талантливые из них сейчас уже пишут рассказы.
Не скажу, что я прочитываю всю ленту произведений на proza.ru. Но даже то малое, что я прочел, задело за живое и побудило поделиться с Вами.
Вот юный автор, Марина Рек, взяла и в маленьком рассказике троих (или все же четверых?) симпатичных людей – чик перышком, как косой («Всадники смерти», Марина Рек http://www.proza.ru/2006/08/02-151 ). Под «перышком», конечно, я имею в виду орудие труда литератора, а не блатное обозначение холодного оружия. Три (четыре?) смерти в автокатастрофе – 29 строк. Меньше десяти строк на одну смерть… Кто меньше?
Чуть больше строк на погибшую единицу у Аси Мышкиной («Десятый этаж», Ася Мышкина http://www.proza.ru/2006/07/27-10 ), зато насколько больше разнообразие. В 30 строках - двойное убийство, доведение до смерти, естественная смерть, инцест, избиение малолетних. Как колонка криминальной хроники в популярной желтой газете (название вставьте сами).
Еще одна девушка пишет чуть более пространно, но зато – только об этом ("Без тебя" и другие рассказы, Девушка Живущая в Сети, 32 строки http://www.proza.ru/2006/03/30-135 ). Грубо говоря, хлопает своих героев как мух мухобойкой. Его еще ни узнать не успеешь, ни оценить - хлоп! Вот несколько связанных между собой миниатюр «Искушение»: Утро 1 - 23 строки, 1 убийство; Утро 2 - 48 строк, двойное убийство с пиршеством каннибала; Утро 3 - 49 строк, семья погибает в огне пожара; Утро 4 - 17 строк, самоубийство. Миниатюра «Человек, которому надоел мир» - 24 строки, смерть при невыясненных обстоятельствах. Да, видимо, мир вокруг и люди в нем, действительно, надоели.
Рассказ «Пуля - дура» (Елена Метелькова http://www.proza.ru/2006/09/01-23 ) – 20 строчек, нелепая смерть главного героя из разряда «за хлебушком сходил». Правда, тут главный герой хотел водички попить. Миниатюра «Завтра» (Фрида-Стап http://www.proza.ru/2006/09/05-26 ) - 22 строки, смерть от рака, + еще одна неявная смерть. Свеженький рассказ «Диана» (Настя Терещенко http://www.proza.ru/2006/11/23-02 ) - 39 строк, смерть от рака + суицид. Даже коллекционировать неинтересно, слишком быстро коллекция пополняется.
Если бы смерть в 10 строках встретилась мне только в одном рассказе, я и внимания не обратил бы. Есть такой литературный прием, позволяющий показать эффект неожиданности смерти. Мол, живет человек, ни о чем таком не думает, а тут - р-раз, и нет его. Снес «Мрачный Жнец». Но здесь – не отдельный прием, здесь – Явление.
На мой взгляд, смерть - не такая простая штука, чтобы поминать ее всуе. И уж конечно – не предмет малых литературных форм (если, конечно, речь не идет о криминальной хронике или социальной рекламе: «Проскочив на красный свет…» и т.д.). Смерть, удостоившаяся внимания быть отлитой в литературный образ, – серьезное событие, и относиться к ней нужно с уважением. А нынешние девушки своих героев стирают, как тряпкой крошки со стола. И уважение к ним соответствующее.
Человеческая душа – не простое зеркало. Она не только отражает, но и впитывает, чтобы потом отдавать по капле в течение всей жизни. И заметка моя – не сокрушенное покачивание головой, мол, не о том пишут, или не так. Вал произведений на proza.ru – объективное отражение того, о чем думают нынешние «братья и сестры», по крайней мере, те из них, кто способен относительно грамотно написать несколько строк подряд. А объективную реальность одному человеку не изменить ни критикой, ни мольбой.
Просто очень жалко добрые детские сказки, надежду на завтра и веру в счастливое светлое будущее.