Рецензия на «4. Лидия Косарева. Право выбора» (Конкурс Копирайта -К2)

Раньше, в молодости я, прочитывая очередной рассказ кого-нибудь из классиков (Бунина, Вересаева или Гиляровского), задавался справедливым (в моём понимании) вопросом: почему. Почему сюжет построен в таком алогичном ключе? Почему до основной мысли нужно добираться сквозь вычурные цепочки измышлений? После этого начинал переворачивать каждую фразу, а в итоге находил: и подтверждение гениальности автора, и наличие ошибок, присущих всем без исключениям авторам.
После прочтения рассказа Самаритянки у меня так же возник вопрос: а нельзя ли было по-другому? И я начал переворачивать фразы.
Лирическое отступление. Каковы критерии определения хорошего рассказа глазами усреднённого читателя всех времён и народов? Импульс, конечно же импульс. Читателя привлекает поверхностный лоск и яркий без ограничений эмоциональный окрас. Но рассказы с такими критериями недолговечны, а процесс получения пищи для ума в хороших рассказах зачастую вызывает скуку.
Но вернёмся к нашему праву выбора. Заметили, насколько многослойным и не односложным получилось название?
Начало рассказа – это не только знакомство с персонажами и сюжетной завязкой, но и демонстрация авторской политики. Другими словами, способ подачи информации.
Ассоциативно укороченные и даже резанные фразы показывают, какая кухня образования мыслей у данного персонажа.
Вы когда-нибудь обращали внимание, как вы думаете? И если обращали, то смогли бы рискнуть продемонстрировать данный процесс? Возможно, вторжение в святая святых (а вдруг и меня так бесстыдно разденут?) и явилось причиной критического отношения к языку, выбранному автором.
И с этим можно согласиться. Кем работает героиня? Учителем физики. Часто приходится повторяться, разжёвывать, упрощать, подыскивать синонимы… А это должно было наложить отпечаток на мыслительный процесс. Пока же получается, что героиня не физику, а физкультуру преподаёт.
Если пройти по всей структуре рассказа, то там везде так же. По сути, героиня – ломовая лошадь. Тащит на себе проблемы отца; тащит свои проблемы – не старая, не уродина, а ни одного мужика не заинтересовала даже из спортивного интереса; тащит чужие проблемы – сердобольное отношение к людям дна, куда они добровольно опустились.
И это всё – укороченными, рубленными фразами. Нонсенс. Вы пробовали играть в шахматы по правилам покера, карточной игры? В данном случае этот инструментарий наподобие частокола отгородил читателей от основной мысли автора.
По сюжету мне нечего сказать, но могу сделать второе лирическое отступление. Видели старушек у подъезда?
– А Верка-то, Верка из третьего подъезда чего учудила…
– А всё потому, что по-людски надо жить, а не собственной глупостью…
– И к советам добрых соседей прислушиваться. Глядишь, ничего и не произошло бы…
В комментариях к конкурсным работам часто мелькает подобное – вот, автору надо было не так персонажей расставить и действия по-другому развивать. Тоже нонсенс.
Сюжет и поведение героев – это чисто авторское решение. Его трогать – табу. А вот, язык для передачи своей авторской мысли следует более тщательней подбирать. Я пытаюсь проникнуться проблемами героев и персонажей, а меня дротиками…

Николай Григорьевич Малахов   26.02.2016 15:10     Заявить о нарушении
Соглашусь с Вами, Николай Григорьевич, мне тоже форма подачи материала показалась агрессивной, и тоже мешала - тяжело читать весь текст на таком коротком дыхании. Хотелось воздуха.

С уважением, Юра К.

От Автора   26.02.2016 16:21   Заявить о нарушении
Ну, что сказать, дорогие мои Николай и Юра, ? Спасибо за мудрые мысли. Рассказ этот начал писаться так, так и закончился. В прошлый конкурс сей автор писал витиевато. Тоже обвинили. Предложили укоротить. Автор укоротил. Ох, не угодишь никак читателю!)))
Самаритянка.
Кстати, про дротики глупому автору не понятно. Хотя...

От Автора   26.02.2016 18:03   Заявить о нарушении
Много, много лет назад я показал одной знакомой свои записи. Она почитала, покивала головой, а потом спросила: А почему ты так вычурно пишешь?
Чтобы было красиво, чтобы отличаться от других, чтобы узнавался мой почерк... - стал перечислять я.
Пиши проще, - настаивала подруга.
Проще, значит как все, - возмутился я. - а индивидуальность, а собственный взгляд на вещи, а свобода выбора?
Дурочок, - улыбнулась подруга, - пиши проще и всё перечисленное обртёшь. А плетение корзинок - это путь никуда...

К сожалению, у меня до сих пор не всё ладно с простотой, но я к этому стремлюсь

Николай Григорьевич Малахов   26.02.2016 21:51   Заявить о нарушении
Да, стиль свой найти - это как жар-птицу поймать. В этом я желаю каждому из нас удачи. И вам несомненно тоже. ))
Самаритянка.

От Автора   27.02.2016 04:37   Заявить о нарушении
Стиль, это сам человек. Меняется человек – меняется стиль. А всё остальное искусственно. Вы-то сама как чувствовали себя в не характерном для Вас стиле? Уютно? Думаю, не очень. У Вас интересный рассказ (внутренними планами), а Вы, зачем-то, порубили его, как капусту на борщ. Лично мне это очень мешало. На мой взгляд, расскажи Вы то же самое своим языком, рассказ бы ожил и заиграл. И не надо никому «угождать», это деструктивный путь. Совершенствоваться, да, но на собственном пути, а не стремиться к общепринятой усреднёнке. Кто-то – прост, кто-то – не очень прост, а кто-то – совсем не прост, но в этом-то и вся наша прелесть. Успехов! Извините за морализаторство.

Юра К.

От Автора   27.02.2016 09:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Григорьевич Малахов
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.02.2016