Калининград глазами гостя 7 ч. Окончание

Эми Ариель
Окончание.  Долгая дорога домой.
(Начало 1 часть
http://www.proza.ru/2019/08/15/21
Предыдущая 6 часть
http://www.proza.ru/2019/09/03/1768)


                Несколько дней мы посвятили поездкам в приморские города и посёлки в радиусе примерно 50 км от Калининграда и изрядно поколесили по таким разным по качеству дорогам этой части области.  В то время как недавно построенная первоклассная автострада в Зеленоградск и аэропорт Храброво соответствует мировым стандартам,   краевые дороги области уже совсем не такие комфортные.  Хотя их покрытие  более менее нормальное, но они все  довольно узкие со встречным движением.  Много где имеется  густой обсад из деревьев, которые порой образуют «туннель» над дорогой и сильно снижают видимость. (Такое же положение было и у нас на старых  дорогах Клайпедского края, видимо, это немецкая мода).  Растущие близко у обочины  деревья создают повышенную опасность при движении. Часто попадаются  очень извилистые участки с ограниченной скоростью движения, кое-где встречается старое историческое брусчатное покрытие или булыжник,  весьма некомфортное при  дожде или гололёде. В тёмное время суток ездить особенно неприятно – полоса движения  узкая, встречный транспорт  слепит фарами.   На наше счастье  дороги почти всегда были довольно пустынными, но мы всё равно соблюдали предельную осторожность.
 
         В отличие от трассы Чернышевское- Калининград, в этой местности вокруг шоссе   обработанных земель мало, чаще встречались заросшие дикой травой большие пространства, нередко мы видели  заросли борщевика Сосновского, с которым у нас ведётся нещадная борьба на государственном уровне. Судя по информации в интернете, в России это опасное инвазивное растение только недавно  исключено  из реестра  культур, допущенных к использованию, как утратившее хозяйственную полезность, и внесено в   классификатор сорных растений.

         Во время поездок мы посетили  места захоронения советских воинов, погибших в боях за освобождение Восточной Пруссии от фашистов.  Здесь сооружены памятные мемориалы или установлены  памятники.  Судя по тому, как ухожены, как прекрасно содержатся эти места и мемориалы,  в области с уважением относятся к памяти павших  и помнят,  какою ценою завоёвана мирная жизнь и счастье.  О военных мемориалах и трагических событиях последних месяцев Второй мировой войны в этих краях   я рассказала в статье
«Этого забывать нельзя»   (http://www.proza.ru/2019/08/08/1662 )

              Посёлок Янтарный (нем. Пальмникен) расположен на побережье Гданьского залива, в советское время бывший закрытой  милитаризированной зоной, встречает путешественников красивой скульптурой русалки на въезде.  Здесь  находится уникальный  комбинат, добывающий и перерабатывающий янтарь. Кстати, эта единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Пальмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города. Старинный парк в центре посёлка также разбит М. Беккером, который всячески облагораживал эти безлесные места,  и теперь этот парк носит его имя.

                Сразу же открыв для себя посёлок Янтарный, другого места для пляжного отдыха мы больше не искали – пляж в Янтарном замечательный – очень широкий, просторный,  чистый белый песочек,  хорошее дно. Пляжу присвоен голубой флаг, это значит, что он соответствует определенным мировым  стандартам качества воды и безопасности.  Вдоль пляжа устроен деревянный променад со скамейками, фонарями, урнами и даже приспособлениями для уборки собачьих экскрементов. Образцовый пляж со всеми удобствами (лежаки, кабинки, душевые, фонтанчики и пр. блага)  здесь занимает три гектара - полосу длиной 300 м, остальная зона (а береговая линия в Янтарном тянется  шесть километров) хотя не имеет всех наворотов (лежаков и зонтов), но тоже прекрасно подходит для отдыха.  Однако сам посёлок смотрится неухоженным, пешеходные дорожки и тротуары  разбитые, мало или совсем нет  информации о выходах к пляжу, местах, которые следует посетить, парковках. Мы помотались по  улицам посёлка  и уже отчаялись, не понимая, где запарковаться и как выбраться к морю, но потом сообразили зайти в хозяйственный магазин и спросить местных.   Продавщицы посоветовали, где  поставить машину и объяснили, где находятся выходы на пляж.  Конечно, мы не сразу обнаружили удобнейший пандус на выходе к морю, а спускались по крутой лестнице, но потом во всем разобрались и лучшего места больше не искали. Море, песочек, прекрасный пологий спуск в воду    – что ещё нужно в  жаркий день?  Вода была тёплой настолько, что даже появились медузы – за всю мою жизнь, с таким явлением на Балтике столкнулась второй раз.  Конечно, жаль, что из-за отсутствия информации мы не узнали о том, что в городе есть музей,  старинный парк.   Правда, одну благоустроенную дорожку мы видели, приятно удивило, что вдоль её  расставлены таблички с цитатами из произведений писателей и поэтов.  И в самом начале поэтической аллеи мы прочитали стихотворение литовской поэтессы Саломеи Нерис о янтарном крае:

Маленький мой край – как золотая
Капелька густого янтаря.
Он блестит в узорах, расцветая,
Льётся в песнях, радостью горя.

         Судя по информации в интернете, на  данном пляже, в отличие от других мест, практически не бывает ветра, а море спокойное и располагающее к купанию. Но на следующий день, когда мы снова приехали сюда, погода была ветреной, и хотя море действительно оставалось спокойным и безопасным для купания, лежать было почти  невозможно – ветер нас просто засыпал песком. Вдруг непонятно откуда появилась довольно крупная беспородная собака, которая расположилась совсем рядом с нами и, улегшись на бок, вытянула лапы и вот так долго неподвижно  лежала, закрыв глаза.  Казалось бы, при такой песчаной «буре»   вряд ли  комфортно лежать на земле даже собаке, но она не подавала признаков жизни, создавалось впечатление, что псина  вот-вот испустит дух.  Чуть позднее  мы перешли на другое, более удобное место,  на некотором расстоянии от прежнего, и к нашему удивлению «умирающая » собака тут же бодро, как ни в чём ни бывало, поднялась  и,  передислоцировавшись, снова улеглась рядом с нами. Видимо, мы ей для чего-то были нужны.
 
              Из Янтарного по краевым дорогам мы добрались в Балтийск (до 1946 г. Пиллау), самый западный город России,  на въезде в который за бетонным забором воинская часть  ощетинилась дулами многочисленных танковых орудий.  До конца 90-х Балтийск  был закрытой зоной  даже для россиян.     Мы осмотрели ж.д. вокзал, мемориальный комплекс «Они сражались за  Родину»  возле цитадели Пиллау (шведской крепости).  Конечно, из-за недостатка времени, наша экскурсия была очень беглой, и я надеюсь когда-нибудь ещё раз побывать здесь, ведь   Балтийск – очень живописное и интересное место. Мы прогулялись по набережной Балтийского пролива, соединяющего   Калининградский и Гданьский заливы и отгораживающий город от Балтийской косы.  Паромная переправа на Балтийскую косу,  белые лебеди у берега пролива, символ Балтийска - скульптура женщины с ребенком, встречающей моряков из плавания, потрясающий бронзовый  конный памятник императрице Елизавете Петровне  на Северном молу  - комплекс   высотой 14 метров. Этот памятник установлен на постаменте в виде фортификационного сооружения, откуда открывается фантастический  вид на море и пролив, аж  дух захватывает от открывающейся красоты.  Здесь бронзовая императрица Елизавета Петровна «встречает» все корабли, входящие в Калининградский залив.   Конечно, городу необходимо благоустроить променад на набережной (всё тот же разбитый асфальт), замостить площадку возле памятника Елизавете Петровне и установить хотя бы один туалет (а то я сама видела, как две туристические тетки пристроились по малой нужде возле одного из выступов постамента, даже не удосужились хотя бы в лесок сбегать).  Но всё это ерунда, по сравнению с   невероятной картиной   бушующего моря в лучах заходящего солнца, места  слияния с проливом, этого пьянящего  аромата Балтики. Ради таких мгновений  стоит жить на свете!

           Накупавшись в Янтарном, вечер следующего дня мы провели  в красивейшем месте побережья – Светлогорске (до 1947 г. – Раушен).  Светлогорск  сравнительно неплохо сохранился во время войны, но, к сожалению, мы почти не успели осмотреть его достопримечательностей, посвятив всё время великолепному променаду у моря. Оставив машину на охраняемой стоянке (всего 150 руб. и оставляй хоть до утра), мы отправились гулять вдоль железной дороги, целого ряда аккуратных магазинчиков, железнодорожного вокзала станции «Светлогорск-2».   В «Круассан-кафе», где мы решили перекусить  (это было единственное посещение заведения общепита за всё время нашего пребывания в области), было довольно вкусно и относительно недорого (вот только за кофе два евро – многовато), чистенько, симпатично  и вежливо.   Сразу возле станции находится канатная дорога для спуска к морю, спуск крутой и вид открывается красивейший.  Поскольку ветер был довольно сильный, кабинки канатной дороги  раскачивались, мы решили спуститься к морю пешком.  В Светлогорске в этой части города  тротуары и дорожки отличные.   Дорога выходит прямо к променаду , устроенному на сваях  над морем. Пляж здесь размытый, можно сказать, что здесь его практически нет.  В  этом регионе сама природа доказала, что самая надёжная  берегозащита – ничего не строить ближе 150 м от берега, потому-то  лучшие пляжи Калининградской области – дикие, где никто ничего не строил.   Ещё в первой половине XIX  в. в Раушене не разрешалось строительство вблизи берегового обрыва, и пляж тогда был сплошной, шириной 50-70 м.      Но  променад здесь просто роскошный, в настоящее время продолжается его строительство в сторону запада. Тут и рестораны, отель, велосипедные  дорожки, скульптуры, солнечные часы, удобные скамейки с навесом, устроены сходы к морю, есть лестница «с калориями» (на каждой ступеньке написано, сколько калорий израсходуется, забравшись на неё), по которой можно подняться в город.   Но самое красивое  -  близко подступающие к морю высокие береговые холмы (а может это озелененные дюны?). Это так непривычно, в Литве и Латвии нет таких высоченных  холмов у моря. Надо сказать, что эти холмы (по крайней мере, там , где мы гуляли), явно выкошены и окультурены, не покрыты дикими зарослями, кое-где укреплены стенками внизу, чтобы избежать оползания.  С променада открывается фантастический вид – мы любовались на заходящее солнце, окрашивающее золотистыми красками бурное море, над которым облака рисовали волшебные картины, а над нами плыли разноцветные паромоторы – просто нереальная красота, с которой не хотелось расставаться. Вот мы и задержались здесь до темноты, а потом выбирались из города на трассу на Калининград по извилистым и плохо освещенным, местами брусчатным старинным улицам города. 

            Зеленоградск (до 1946 г. - Кранц) мы оставили на обратную дорогу, решив добираться  в Литву через Куршскую косу и осуществить давнюю мечту увидеть, что из себя представляет её российская часть.  Дорога  сюда ведёт первоклассная, но, к сожалению,  город мы  посмотрели только из окна машины, покатавшись по улицам, там, где это возможно. Он показался нам очень уютным, много красивых зданий, как новых, так и старинных.  Почти сразу за Зеленоградском  начинается Куршская коса, один из красивейших уголков  региона. Это узкая песчаная коса, полуостров длиной 98 км между Балтийским морем и Куршским заливом, из которых 52 км принадлежит Литве, 46 км - России  Экологический сбор в России за въезд в заповедник – 150 рублей (около 2 евро)  с человека и столько же с автомобиля. Поскольку мы много раз бывали на косе в Литве, то нас, конечно, тут ничего не удивило  - всё здесь похоже. Надо сказать, что обустройство российской части косы всё-таки уступает Литве – дорога похуже, обочины не так ухожены, и посёлки проигрывают литовским -  всё те же неустроенные  дорожки и тротуары, неинтересные улицы. Конечно, здесь  есть очень живописные  места, есть на что посмотреть и  не сомневаюсь, что здесь   замечательно, как и у нас, отдыхать. Понравился «Танцующий лес»  - участок хвойного леса на 37 км шоссе с удивительными соснами с причудливо изогнутыми стволами. Здесь устроены деревянные настилы  для прогулки, автомобильная стоянка, возле которой можно купить сувениры.  Полюбовались мы на море с высокой точки дюны Эфа (64 м), где оборудована  небольшая смотровая площадка.  Дюна эта тянется до самой литовской границы и в старину из-за движения песка в этих местах были уничтожены 14 поселков. Подобное приключалось и на литовской части Куршской косы, где Мертвые дюны похоронили деревни Нагляй и Карвайчай, а когда выходишь к ним, становится не по себе  от этого безмолвного величия пустыни. Российские посёлки Лесное (до 1946 г. Заркау), Рыбачий (до войны Росситтен) и Морское (до 1946 г. Пиллькоппен), хотя и застроены небедными домами,  смотрятся гораздо хуже, чем  посёлки в Неринге по другую сторону границы.  А ведь когда-то, еще в 60-е годы и наша Неринга   была запущенной пограничной зоной, где даже местное руководство не имело права подойти к морю, где не было порядка, а дорога была ужасной,  такой узкой, что две машины не могли разъехаться. Но постепенно здесь усмирили пограничников,  не только всё привели в порядок, но и устроили райский уголок для отдыха высокопоставленных лиц как республиканского, так и союзного значения и стали развивать инфраструктуру для местных жителей.    Неринга вплоть до 80-х годов была заповедной, пограничной зоной, где размещались дачи партийного руководства и правительства республики, дома отдыха творческой элиты. И лишь  в середине 80-х стало возможным попасть туда простым гражданам и то, только по дефицитным путевкам в ведомственные дома отдыха.  Сейчас въезд в Нерингу свободный, но довольно накладный по деньгам.  Надо сказать, что до сих пор въезд на косу в Литве  технически затруднен – попасть сюда можно только на пароме на  переправе из Клайпеды или Древерны, это недешево для автомобилей, здесь нередко большие очереди, да ещё в сезон надо платить 20 евро экологический сбор (не в сезон – 5 евро)  за въезд в заповедник.
   
       Но вернёмся к нашему путешествию.  Около дороги мы тормознули возле сувенирных киосков и отдали последние российские наличные рубли за симпатичную гравюру с изображением Королевских ворот старого Кёнигсберга – по традиции из путешествий мы всегда привозим работы местных художников, напоминающие места, которые мы посетили.  Из любопытства купили и янтарное мыло. Рублей немного не хватило, но приветливая  продавщица отмахнулась : «Достаточно и этого! »  Она же нам объяснила, где находятся достопримечательности, которые мы собирались посетить.  Возле посёлка Рыбачий последний раз заправились на самой красивой и уютной бензоколонке из всех,  которые видели в Калининградской области, здесь же перекусили и возле посёлка Морское  уперлись в хвост очереди в накопитель на границе.  Время опять было не из лучших, пятница, дело к вечеру. В очереди в основном стояли, к нашему удивлению, машины с российскими номерами, направлявшиеся в Литву,  пара немцев, австриец и 3-4 литовца.  Очередь продвигалась очень медленно, наконец, нас впустили в накопитель, и после некоторого ожидания мы подъехали к российскому посту. Две очень привлекательные девицы  объясняли  опаздывавшему куда-то русскоязычному немцу, что вся смена работает изо всех сил, но все равно очередь идет долго.  И вот, наконец, граница пройдена, и мы подкатываемся к шлагбауму возле щита с флагом Евросоюза  и надписью „Lietuvos Respublika“  . Возле шлагбаума нас встречает компания  лисят.  Они  почему-то никого не боятся  и с любопытством оглядывают подъезжающие машины. Справа видна такая знакомая Нидская дюна.  Прохождение литовской границы тоже затянулось, хотя вроде никто, как и на российской границе, ничего практически  у нас не смотрел. Где-то часа за три с половиной мы прошли    оба поста и  оказались в Литве. Сразу же на въезде с нас содрали 20 экологических евро и – ура, мы на Родине!   Удивительное дело во время автомобильных путешествий – чувство, когда пересекаешь границу (неважно, есть она физически, или только формально, как в Евросоюзе). Ты въезжаешь в другую страну и сразу здесь всё другое. А когда возвращаешься домой, как бы хорошо ни было в гостях, понимаешь, что лучше всего дома. Для этого тоже стоит путешествовать.

          Поскольку уже было поздно – после 20 час., и думать нечего было, чтобы ехать в Вильнюс -  до Клайпедского парома 52 км, а там ещё ехать целых 300 км по трассе, сил на такой подвиг уже не оставалось,  поэтому  мы позвонили знакомой квартирной хозяйке в посёлке Юодкранте и договорились, что остановимся у нее. По дороге объехали все посёлки Неринги – давненько уже сюда не приезжали, соскучились. Всё здесь такое знакомое, родное, любимое, и мы решили задержаться в Юодкранте на пару дней. Но это уже другая история.

           Мы остались очень довольны поездкой и благодарны Калининградскому региону за прекрасно проведенное время и массу позитивных впечатлений. Надеемся на новые встречи.

             Благодарю всех дорогих читателей, которые проявили интерес к этому репортажу!


Фотоколлаж автора
;