Калининград глазами гостя 6 ч

Эми Ариель
(Начало 1 часть
http://www.proza.ru/2019/08/15/21
Предыдущая 5 часть
http://www.proza.ru/2019/08/30/56)


                Калининград и область украшают не только памятники старины, но и архитектурные сооружения и скульптуры послевоенного периода, в  чем мы убедились во  время наших прогулок и поездок.  О некоторых я уже упоминала, но хотелось бы дополнить своё повествование. Это  мемориалы и монументы, связанные  с событиями Великой отечественной войны,    и ансамбль, посвященный рыбакам на берегу Преголи, и  замечательный памятник землякам-первопроходцам космоса, и такие милые уголки, как янтарное сердце с надписью «Калининград» на набережной  и т.д.  Нам, литовцам, было интересно    посетить  в 2005 г. открытый Литовский  сквер (сквер имени  литовского просветителя Людвига Резы, протестанского пастора, профессора  Кёнигсбергского университета, ученика Иммануила Канта).   Строительство сквера финансировали  шесть городов Литвы,  названия которых выгравированы на постаментах скамеечек вокруг площади. Скверик -  это подарок наших городов на 750-летие Калининграда.  В центре сквера установлен памятник Л.Резе.  Профессор Л.Реза родился и вырос на Куршской косе, а похоронен на профессорском кладбище в Кёнигсберге.  Кстати,  с Восточной Пруссией связана также жизнь  и другого нашего классика, Кристийонаса Донелайтиса, родоначальника литовской художественной литературы, лютеранского пастора, жившего и похороненного в поселке  Чистые Пруды (бывш. Тollmingkehmen)  Нестеровского района.  Это место нам пока  не удалось посетить, но, надеюсь, когда-нибудь в будущем мы там побываем.

          Понравился нам городской парк, в котором в кирхе памяти королевы Луизы, одном из самых красивых зданий города, размещается Калининградский областной театр кукол.   Единственно, что портит впечатление – разбитые пешеходные асфальтовые дорожки.  Отвратительные тротуары и пешеходные дорожки - это беда всего города    не только в этом  парке, но и на многих калининградских улицах, кроме  тех , которые уже приведены в порядок.  Если покрытие автомобильных дорог более  менее приличное повсюду, то убийственных тротуаров  полно, и Калининграду (да и другим населенным пунктам области) ещё предстоит громадная работа, чтобы навести  с ними порядок. Очень надеюсь, что городские и областные власти  продолжат благоустройство улиц, найдут на это средства.
 
            Меня спрашивают – а какое впечатление произвели люди?  К сожалению, нам не пришлось много общаться с местными жителями, в основном приходилось сталкиваться  с   представителями сферы торговли и сервиса.  Продавцы в магазинах, на рынке, в аптеках обслуживали нас очень доброжелательно, приветливо, подсказывали и помогали сориентироваться в товарах.  В супермаркетах в очереди в кассу местные жители сами, даже без нашей просьбы,  предлагали нам воспользоваться своими дисконтными карточками  и тем самым  сэкономили нам какое-то количество средств на покупках.   Несколько раз на остановках общественного транспорта, заметив наше замешательство, люди   сами спрашивали, куда нам надо, и подсказывали, как   проехать или пройти.  Все это составило  приятное впечатление о доброжелательных местных  жителях.  Видели ли мы что-нибудь неприглядное  и недостойное, чем так запугивали наши одиозные масс медиа?  Да, один раз возле уличного пивного заведения на оживленной улице прямо на земле валялся  сильно перебравший  гражданин. А второй, потерявший человеческое достоинство тип, здесь же  рядом, несмотря на многочисленных возмущенно взирающих на него прохожих, справлял малую  нужду.  Впрочем, и у нас такие безобразные картины тоже можно иногда увидеть, так что неудивительно.  Но, пожалуй, это был, единственный раз там, когда мы столкнулись со  зрелищем подобного рода, больше, мы ничего такого не видели.   У нас гораздо больше людей просят подаяние – просящих можно увидеть почти у всех действующих храмов, которых в Литве   много, у некоторых  магазинов, рынков,  да и просто на улице. В Калининграде мы видели всего несколько таких бабушек  возле рынка и одну у православного Храма. Совсем не попадались нам «инспектора помоек», так называют копающихся в мусорных контейнерах  граждан, которых у нас немало.  То ли здесь их нет, то ли мы просто не увидели таких, не знаю.
          Не сказала бы, что на улицах много полиции,как-то вечером  видели в нескольких местах патрулирующих росгвардейцев,  совсем молоденьких ребят.

             Как же себя  ощущают калининградцы, самые западные россияне, не растеряли ли «русский дух»?   На этот вопрос очень обстоятельно ответила  автор нашего сайта, калининградка Наталья Зозулина  в своём очерке «Калининградцы - кто мы?»**, который  советую почитать  для полноты представления об области и её людях.

             Как и  автор Наталья, я  думаю, что жители «Большой России» маловато знают об этом регионе, который, как я узнала из этого очерка,  местные остроумно называют тридевятым царством по автомобильному номеру региона 39.  Я рада, что мои репортажи о поездке подтолкнули Наталью написать о калининградцах, и читатели, благодаря этому,  получили возможность посмотреть на область и её  жителей глазами хозяина.   А нам во время нашей поездки Наталья  очень помогла советами и полезной информацией, за что я её сердечно благодарю.

            А я к тому, о чём написала Наталья, хочу добавить свои некоторые размышления. Калининградцы –  ближайшие наши соседи. В советские времена хозяйственные связи  Литвы и Калининградской области  были довольно тесными. Весь наземный транспорт  из Калининграда в  другие регионы направлялся только через Литву. Наши люди работали на одной Прибалтийской железной дороге с центром в Риге, и это была лучшая  железная дорога в стране.   Некоторые предприятия союзного подчинения в Литве имели калининградские филиалы, наши строители строили в Калининградской области, и  наоборот, калининградцы давали технику на наши объекты. Да и сейчас, мы видели немало литовских товаров на рынке и в магазинах Калининграда, потому что местным  торговым сетям многое выгоднее завозить из Литвы и Польши, чем везти издалека из России. И сейчас через нас идет весь железнодорожный транзит на Калининград, а значит, есть и сотрудничество в этой области и действуют соглашения.   И по сей день ещё пока энергосистема Калининградской области связана с  ЕЭС России через энергокольцо  БРЭЛЛ* (хотя РФ приняты меры по обеспечению безопасного функционирования энергосистемы Калининградской области в случае прекращения действия соглашения по электрокольцу БРЭЛЛ).  Несомненно, мы и калининградцы  - ближайшие соседи, и мы обречены сотрудничать и дружить.

        Калининградцы, безусловно,  отличаются менталитетом от жителей «материковой России» в силу исторических и географических особенностей региона. Прежде всего, понадобилось  несколько поколений, чтобы у людей сформировалось чувство хозяина, чувство Родины, которую надо любить, обустраивать.  Ведь жителями области, в основном, были  переселенцы, приезжие, военные, которые переезжали с места на место. Возможно, сначала люди не очень верили, что эта  территория останется российской навсегда.  Да и союзное руководство не жаловало область, не особенно вкладывалось в нее. Не секрет, что те, кто бывал в области в советское время, отмечали запущенность, плохие дороги, область была «милитаризированным и нелюбимым пасынком» в СССР. Сейчас  многое изменилось к лучшему.

           Менталитет калининградцев  отличается от других россиян, мне кажется, что калининградцы больше  похожи на русскоязычных из стран Балтии.  Во время развала СССР, безответственные его инициаторы не подумали ни о калининградцах, отрезанных от России,  ни о сотнях тысяч  русскоязычных в других республиках. По сути всем нам пришлось выживать, всем пришлось приспособиться, и можно сказать, что повезло тем, кто жил в республиках, в которых разрушительные  процессы того времени прошли относительно цивилизованно. Калининградцы в силу своей географии  близки к Европе и более лояльны к ней.   Да, у нас много общего, прибалтийского, с калининградцами.  Даже звучание русской речи похоже на  речь русскоязычных жителей Литвы.   Может потому я там чувствовала себя как дома? 

                Но, наверно, я слишком увлеклась своими размышлениями, на которые меня натолкнул очерк Натальи.  В завершение репортажа я расскажу о поездках по приморским городам и посёлкам области и возвращении в Литву через Куршскую косу.

Ещё раз повторю ссылки:

           О военных мемориалах я рассказала в статье
«Этого забывать нельзя»
http://www.proza.ru/2019/08/08/1662

** А о калининградцах рассказала Наталья Зозулина в очерке
«Калининградцы - кто мы?»
 
http://www.proza.ru/2019/09/01/1399



Примечание
*       Электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (ЭК БРЭЛЛ) — синхронный режим работы энергетических систем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (на единой частоте тока 50 Гц), сложившийся на основе соглашения от 7 февраля 2001 года и названный по первым буквам названий этих государств.


Окончание
http://www.proza.ru/2019/09/12/113