Этого забывать нельзя!

Эми Ариель
        В посёлок Янтарный (до войны – Пальмникен), находящийся в 50 км от Калининграда, мы  приехали  в рекордно жаркий понедельник, все обочины здесь были заставлены машинами – желающих отдохнуть у моря  было немало. А местный пляж  действительно великолепный – очень широкий, большой протяженности, здесь  прекрасный  песочек, чисто, по всему периметру устроен  променад, оборудованы зоны, где можно взять в аренду зонты и лежаки, так что есть, где прогуляться и где отдохнуть.  Сам городок в тех  местах, где  мы побывали,  нам показался неухоженным. Правда теперь я знаю, что мы не попали на более обустроенные улицы и  в парк, жаль, конечно.   Главное, что  мы хотели увидеть в Янтарном – это воздвигнутый возле моря мемориал жертвам Холокоста.  Нам было известно, что в этом месте есть такой мемориал. Но о том, какие события с этим связаны, мы ещё ничего не знали.

         Несмотря на указатель, сразу не могли понять, как пройти к мемориалу   – навигатор сбивал с толку,  указывая то на густые  заросли облепихи, то на крутой непроходимый склон, подъезд к морю в этом месте, вернее к автомобильной стоянке возле моря,  перекрывал шлагбаум,  возле которого выстроилась солидная очередь автомобилей. Под вечер стало свободнее, и дорога нас действительно привела к самому мемориалу.  И тут мы узнали о чудовищном преступлении нацистов,   совершённом здесь в конце  января 1945 года, фактически, когда война уже была проиграна, о самой последней кровавой бойне Холокоста.
 
       Поднятые к небу в мольбе о помощи женские руки, на которых выбиты лагерные номера, напоминают о страшных трагических событиях, произошедших на этом берегу почти 75  лет назад. Мемориал установлен в память о 7000 жертв холокоста погубленных здесь нацистами 31 января 1945 года во время «марша смерти». Так гласит памятная надпись.  Скульпторы – Франк Майслер и Арье Овадия. Мемориал создан на средства частных лиц  по инициативе калининградской еврейской общины.

      В середине января 1945 г. фашисты, опасаясь стремительного наступления Красной Армии и страшась возмездия, решили всех евреев, узников «местных» подразделений концентрационного лагеря «Штуттхоф» (в то время в этих подлагерях находилось более 7000 евреев, пригнанных из гетто и лагерей Польши, Венгрии и Литвы), стянуть под Кёнигсберг и уничтожить. Тех, кто не мог передвигаться и больных, уничтожили  на месте, в лагерях. Поскольку советские войска приближались быстрее, чем предполагалось, в  Кёнигсберге началась паника по поводу пригнанных сюда узников: никто не знал, что с ними делать. Начальник «Штуттгофа»  требовал их вернуть в лагерь, но это уже было невозможно. И тогда решение проблемы поручили  кёнигсбергским эсэсовцам и гестапо. Колонну из города погнали на запад. Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер. Конвоировали колонны  эсэсовцы и  бойцы военизированной группы Тодт, состоящей из украинцев, литовцев, голландцев и бельгийцев.

         27 января 1945 г. колонна ( в основном молодые женщины)  пришла в Пальмникен. Многие погибли по пути от мороза и истощения  (люди были одеты в лохмотья, с деревянными колодками на ногах, у многих примерзали к ним ступни)  или были убиты охранниками, сопровождавшими колонну. Как рассказывали местные свидетели - шоссе и кюветы тогда  были буквально завалены убитыми людьми.   Фашисты намеревались  уничтожить узников в заброшенной штольне, где раньше добывался янтарь, но против этих планов взбунтовался директор янтарного завода в  Пальмникен.  Среди местных жителей были порядочные люди, воспротивившиеся плану уничтожения невинных людей, такие, как пользовавшийся большим авторитетом участник  Первой мировой войны   руководитель местного фольксшурма Ханс Файерабенд,  заявивший   командующему акцией   Фрицу Веберу, что уничтожением ни в чём не повинных женщин он опозорит честь немецкого мундира, и что за судьбу узников будет отвечать он сам и не позволит уничтожить их в Пальмникене,  и не допустит, чтобы Пальмникен вошёл в историю как место массовых убийств. Он заявил также, что пока он жив, евреев будут кормить, и никто из них не погибнет.  Ханс Файерабенд  организовал сбор и передачу продуктов несчастным узникам.  Понятно, что такой человек являлся препятствием  для реализации чудовищного плана фашистов, а в дальнейшем мог стать нежелательным свидетелем преступления, поэтому  его немедленно «убрали с дороги» - уже 31 января он был убит эсэсовцами. После этой расправы местные жители, помогавшие  Файерабенду, опасаясь за свою жизнь, прекратили помощь обреченным.

          И тогда колонну заключенных погнали в ледяную морскую воду при морозе минус двадцать. Согласно показаниям свидетелей,  убийцы отсекали от колонны по 50 человек, загоняли в море и стреляли.   Стреляли, экономя пули : ставили «затылок в затылок» и убивали одной пулей, а  тех, кто ещё шевелился, добивали прикладами или тяжёлыми сапогами.   Людей  подводили к берегу моря, приказывали лечь на отвесном берегу. Головы  свисали над морем. В таком положении их расстреливали, потом пинками бросали в море. Берег моря был покрыт льдом, прикладами винтовок убитых и раненых заталкивали в ледяную воду, где все они тонули. Тех, которые пытались убежать (поначалу спаслось человек 200-300), поймали и тоже расстреляли у старой заброшенной шахты «Анна».  Местные гитлерюгенд с удовольствием участвовали в этом настоящем «мужском» деле – помогали вылавливать и убивать спрятавшихся по деревням и лесам  уцелевших еврейских женщин.  Окровавленные и замерзшие трупы лежали на пляже и вдоль дороги. Тела погибших колыхались на волнах у берега, как живые.  Из семи тысяч человек в результате этого чудовищного  преступления  выжили лишь 13… Благодаря этим чудом уцелевшим тринадцати  женщинам через много лет люди смогли узнать о страшной трагедии на янтарном берегу, произошедшей в январе 1945 г .

            Части Красной Армии вошли в Пальмникен 15 апреля 1945 г. и тогда наткнулись на сотни трупов. Уже через два дня была создана комиссия по расследованию массового убийства, под руководством генерала-майора Данилова, но это первое расследование было неполным и неточным. К этому времени эсэсовцы уже смогли  скрыть следы своих злодеяний.  Удалось арестовать  нескольких членов гитлерюгенда, которых приговорили к 25 годам принудительных работ в Сибири, других виновных тогда найти не смогли.  Даже руководителю акции Веберу тогда удалось избежать наказания, и только в 1965 г. он был снова арестован и покончил с собой в тюрьме.  А ведь 20 лет после войны этот нелюдь жил  в ФРГ спокойной добропорядочной жизнью отца семейства в городе Киле, трудился в Министерстве культуры земли Шлезвиг-Гольштейн, был порядочным христианином и членом правящей партии ХДС.  Многим пронацистски настроенным свидетелям трагедии из числа местных жителей тогда также удалось сбежать.  Жителей Пальмникена обязали выкопать зарытые трупы и достойно перезахоронить. Со временем братская могила возле шахты пропала в песке, дюны поглотили её. Когда спустя годы нашли захоронение, ошибочно посчитали, что это братское захоронение советских солдат…  И только 20 лет спустя прокуратурой Западной Германии было проведено следствие и судебный процесс, материалы которого хранятся  и в  Государственном архиве Калининградской области - 13 томов, 3000 листов. Они были переданы в этот архив только в 2011 г.  Подавляющее большинство документов на немецком языке.

      О Марше смерти в Калининградской области очень долго не знали вообще ничего,на протяжении десятилетий об этой чудовищной трагедии в Восточной Пруссии пытались умолчать, скрывая факты нацистских преступлений. В 1999 г. калининградские журналисты А. Шабунин и А. Адерихин опубликовали об этих страшных событиях  статью, ставшую тогда разорвавшейся бомбой для общественности…   Благодаря сравнительно недавно вышедшей в Германии книге-покаянию немецкого публициста Мартина Бергау, об этой одной из самых страшных страниц в истории Второй мировой войны стало известно и во всем мире.
 
         Памятник жертвам «марша смерти»  в Пальмникен   был установлен в 2011 г.   Автор мемориала Франк Майслер обратился с такими словами к живущим (приведу их полностью):
«Руки тянутся вверх из ледяной балтийской воды. Однажды они молили о помощи и не получили её. Напрасно взывали они к справедливости! Невозможно выразить словами ужас преступлений, совершённых в страшные годы второй мировой войны одним из самых передовых народов мира. Я горю надеждой, что человечество сможет преодолеть влечение к насилию и разрушению. Это памятник тем, кто был убит, но он также содержит короткое пронзительное предупреждение: если люди не могут жить вместе, то они обречены вместе умереть. Все те, кто присутствуют на месте, где памятник установлен, в поселке Янтарный, бывшем Пальмникене, – передайте это послание во все концы света, потому что нет более важного, более необходимого знания, чем это!»

       Каждый день, приближавший победу над фашистской чумой , был важен, каждый день мог спасти тысячи жизней. Увы, многие узники концентрационных лагерей особенно на территории Западной Европы не дожили до освобождения. Не успели…
 
        Мне в последнее время много доводилось читать кощунственных  рассуждений о том, что, мол,  союзники действовали рационально, берегли персонал, а только советское командование разбрасывалось людьми, бросая тысячи людей на взятие городов, освобождение захваченных фашистами территорий.  Но никто из этих цинично рассуждающих умников не думает о том, как ждали  освободителей   сотни тысяч людей, ещё находившиеся тогда в руках  фашистов  и подвергавшиеся страшным мучениям.     В 1945 году опасавшиеся наступления Красной Армии фашисты в спешке гнали оставшихся узников лагерей на запад, вглубь германских  территорий, видимо, надеясь на снисходительность союзников. Марши смерти протянулись  по дорогам Европы, а тех, кто был не в состоянии передвигаться  бросали умирать в кюветах, добивали прикладами .  Только из Аушвица маршем смерти было эвакуировано 58 тысяч человек. В добровольно сданном союзникам лагере Берген-Бельзен (том самом, где в марте 1945 г. не дожив месяц до освобождения, умерла известная всему миру  девочка Анна Франк) в течение двух недель после освобождения от эпидемии умерло 9000 человек, а к концу мая — ещё 4000!   Помочь этим людям уже было невозможно, слишком поздно пришло освобождение. Сколько людей можно было бы спасти, если бы союзники не выгадывали время.
 
       Страшной ценой было  заплачено  за Победу, за то, чтобы никогда не  повторились марши «смерти»  –  только в  калининградской земле  навечно остались  многие тысячи советских воинов. Мы проехали много дорог калининградской области от границы с Литвой и  по всему побережью Балтики и  повсюду встречали братские захоронения и монументы воинам Красной Армии. Мы  поклонились их памяти  в каждом святом месте, не пропустив ни одного на своем пути. Вот эти памятные места, где мы побывали,  и это только  очень  малая часть таких мест захоронений на  территории области:

-  братская могила в городе Нестеров, образовавшаяся в ходе боевых действий, где захоронено более 950 воинов. Мемориальный комплекс открыт в 1948 году
-  созданный в 1949 г. мемориал в Черняховске, где захоронено более 3300 погибших в боях и умерших в госпиталях советских воинов , кроме него в городе есть еще несколько братских захоронений советских воинов
-   братская могила советских воинов в поселке Янтарный, погибших в апреле 1945 года, которая образовалась в ходе боевых действий, здесь захоронено более 60 воинов
- мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов ("Танк") , где захоронено более 570 воинов возле поселка Переславское 19-м км шоссе Кёнигсберг-Раушен  22 апреля 1945 года согласно решению командования,  здесь,  в районе населенного пункта Квандиттен, были похоронены 59 танкистов 28-й гвардейской отдельной танковой бригады, погибших в боях за Земландский полуостров и при штурме Кёнигсберга, и установлен памятник - танк Т-34. После войны сюда производились перезахоронения из других мест.
- Мемориал памяти  "Они сражались за Родину" в Балтийске на стене юго-восточного равелина цитадели "Пиллау", где на 223 мемориальных плитах увековечена память 4100  военнослужащих погибших на побережье и в водах Балтики  в годы Великой Отечественной войны.
- мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 г. возле поселка Русское (до войны – Гермау). Здесь захоронено более 2600 советских воинов
- Мемориал Героям штурма города-крепости Кёнигсберг  и памятник Маршалу Советского Союза А. Василевскому  в Калининграде . Здесь установлены гранитные стелы с мемориальными досками с фамилиями 216 героев и 20 дважды Героев Советского Союза, получившим это звание за штурм Кенигсберга.

         Битва за Восточную Пруссию была самым кровавым сражением 1945 года. Потери германской стороны  составили около 500 000 человек, а потери советский войск – более 580 000 человек.
 
«Люди! Покуда сердца стучатся помните, какою ценою завоёвано счастье» - напоминают слова на стеле мемориального комплекса в поселке Переславское.
Этого забывать нельзя.


Коллаж автора