Умение тянуть резину

Наталия Май
               
                о телесериалах

В предыдущие десятилетия мы ознакомились с разными типами зарубежных телесериалов. В Америке, например, есть сериалы, снятые по принципу кинофильма (их показывают с перерывами, когда  заканчивается очередной сезон), а есть сериалы, снятые по принципу телеспектаклей, в нашей прессе их называли дневными – soap opera (мыльная опера). На самом деле и в нашей стране в 1971 году был снят сериал близкого формата, он назывался «День за днем». Сейчас его уже, может быть, очень немногие помнят.

Но вообще можно констатировать, что такой тип сериала у нас не прижился. «Сезонные» (то есть снятые как кино с небольшим количеством серий в каждом сезоне) – да, ситкомы с записанным смехом – тоже,  а вот именно то, что и называют серьезным «мылом», - нет.

Из американских телесериалов такого формата у нас показывали «Санта-Барбару», «На пороге ночи» и «Сансет-Бич». Динамизмом такие сериалы не отличаются – там, к примеру, два героя могут беседовать несколько серий подряд, а один «сериальный» вечер тянуться экранную неделю. Не забуду, как героиня «Санта-Барбары» Джина, пытаясь убить своего мужа, делала шаг к его постели, останавливалась, - и показывали рекламу. Еще шаг – реклама. Еще шаг – реклама. И это длилось чуть ли не три серии! Разумеется, эпизод с убийством миллионера чередовался с другими сценами, где динамизм был примерно такой же. Вопрос-ответ? Реклама. Вопрос-ответ? Реклама. Вопрос-ответ? Реклама. Объятие? Реклама. Прикосновение губ? Реклама. Поцелуй? Реклама.

Я понимаю, что сейчас несколько утрирую, но в тех сериалах действительно были доведенные до абсурда длинноты и затягивания. Но, несмотря на эти смешные и иной раз раздражающие моменты, этот формат телешоу нравится определенной части аудитории. И мне – в том числе. Я с детства любила не столько кино, сколько телеспектакли. И фильмы мне нравились близкие к формату спектакля (к примеру, «Гараж» Рязанова, где в замкнутом пространстве все происходит как будто на сцене). То есть театральный формат – по мне. И снимаются в таких «мыльных операх» актеры с большим театральным опытом, от которых требуется играть иной раз чуть ли не с первого дубля, быстро запоминать огромный объем текста, как на то жаловался Лейн Дэвис, исполнитель роли Мейсона Кэпвелла, который считал своего персонажа невероятно болтливым (у него действительно были самые большие монологи – Гамлет «отдыхает»). 

Аудитория таких сериалов – женщины (изначально предполагалось, что это для домохозяек), которых в меньшей степени, может быть, раздражают долгие разговоры, а кто-то их очень любит. Им хочется не экшна, не действия, а эмоциональных, романтических или зловещих длиннот… Надо сказать, у нас не умеют снимать телесериальные романы между героем и героиней так, как это делают за рубежом. Чтобы каждый чих имел значение, выразительность каждого взгляда и жеста усиливалась соответствующим ракурсом и музыкальным сопровождением… Надо не стремиться быстрей бросить героев в объятия друг друга или поженить во второй серии (а потом не знать, что с ними делать), а тянуть, ДЛИТЬ их роман. Да, есть множество «романтических штампов» - прогулки по пляжу, ужины при свечах, объятия в волнах, катание на лошади… и для каждой пары пишется даже не одна, а несколько музыкальных тем (две-три, например). Или они берутся уже готовыми – из мировых хитов. Сценаристам нужно уметь написать большое количество текста – так, чтобы это не было скучно, и персонажи раскрывались (это разные сцены – мирные, конфликтные, страстные и т.п.). Латиноамериканцы это умеют (правда, формат сериала у них может быть иной), американцы умеют. А наши пока – увы, нет. А ради этого сериалы и смотрят.

Экшн с бесконечной беготней и «стрелялками» - это в большей степени для мужчин, но поскольку у наших женщин альтернативы нет, они тоже вынуждены усаживаться у экрана.

Я помню, как долго длили роман между Крузом и Иден, основной парой «Санта-Барбары», боясь, что их рейтинг тут же упадет. Правда, в их отношении сценаристы перестарались, они так затянули все это, что интерес к этой паре стал уходить, они надоели. (Это к вопросу о «золотой середине».)

Понятно, что драматургия классическая не равна уровню некоторых современных сценаристов, но на самом деле создать качественную мыльную оперу очень сложно. Здесь «стрелялками» не отделаешься. Да и стрелять будешь целую серию – протянешь руку? Реклама. Нажмешь на курок? Реклама. Вздрогнешь? Реклама. И так далее и тому подобное.

До асбурда и до маразма такой формат сериала доводить, конечно, не надо, потому что это будет уже совсем смехотворно, но сам эффект «замедленного действия» может дать другой плюс – большую глубину раскрытия характеров героев, возможность сосредоточиться на психологических нюансах. Герои таких сериалов действительно могут обладать более интересными, многогранными характерами. И гораздо больше прийтись по душе публики. И успех «Санта-Барбары» все это подтверждает.



P.S. Все мои публикации на тему сериалов (пародии, статьи о сценариях, актерах, проза на эту тему и фанфики):
1.http://www.proza.ru/2017/05/19/1738 Пародии на телесериалы разных стран
2.http://www.proza.ru/2017/05/23/1591 Стиль диалогов в теленовеллах
3.http://www.proza.ru/2016/09/20/1445 Судьба фанфиков
4.http://www.proza.ru/2016/03/08/1871 Примитивизация сценариев теленовелл
5.http://www.proza.ru/2016/02/27/1635 Алина, я тебя люблю
6.http://www.proza.ru/2014/12/31/1318 Дом семьи Ломбардо
7.http://www.proza.ru/2016/02/25/1774 Мода на маньяков
8.http://www.proza.ru/2015/01/08/1936 Письма доктору Хаусу (стилизация сериала)
9.http://www.proza.ru/2014/08/21/1509 Вечный праздник непослушания (о сериале «Доктор Хаус»)
10.http://www.proza.ru/2009/01/08/455 Сценарий мининовеллы «Присутствие Аниты»
11.http://www.proza.ru/2009/01/13/898 Идеи-фикс
12.http://www.proza.ru/2009/01/07/401 Богатые тоже плачут
13.http://www.proza.ru/2009/01/11/226 Мария Лопес
14.http://www.proza.ru/2009/01/20/715 Дочери Элены
15.http://www.proza.ru/2009/01/02/27 Бульдожья хватка
16.http://www.proza.ru/2007/01/05-143 Почему же мы смотрим бразильские теленовеллы?
17.http://www.proza.ru/2009/01/12/693 Жизненные принципы Гумы
18.http://www.proza.ru/2011/06/21/1597 Богатая актерская палитра
19.http://www.proza.ru/2011/06/21/1588 Жемчужина «Нежного яда»
20.http://www.proza.ru/2009/01/27/660 Провал "Клона"
21.http://www.proza.ru/2011/01/09/1341 Глория Перез - сочетание несочетаемого
22.http://www.proza.ru/2008/12/05/220 Ремесло
23.http://www.proza.ru/2014/10/26/1284 Мексиканский сериал (о сериале "Дом с лилиями")
24.http://www.proza.ru/2015/02/18/1261 Ты не будешь смеяться с друзьями (о сериале "Твин Пикс")
25.http://www.proza.ru/2009/01/08/861 Лусинья ("Шальные деньги")
26.http://www.proza.ru/2009/01/05/20 Приемная мать Аманды ("Лето нашей тайны")
27.http://www.proza.ru/2009/01/18/309 Высокие отношения ("Влюбленные женщины")
28.http://www.proza.ru/2019/10/09/1381 Сериальный формат
29.http://www.proza.ru/2009/07/09/1148 Памяти Нортона Насименту
30. http://www.proza.ru/2019/10/23/1521  Франсиска Эдвижес Невес Гонзага
31. http://www.proza.ru/2016/09/26/1281  "Женский доктор"
32.http://www.proza.ru/2019/12/06/1953 "Доктор Бахметьева" ("Тест на беременность")
33.http://www.proza.ru/2019/12/12/758 Маргарита Адаева в роли Нади ("Тест на беременность")
34.http://www.proza.ru/2019/12/16/1464 "Тест на беременность": сценарий 2 сезона
35.http://www.proza.ru/2019/12/21/1428 Беда "долгоиграющих" сериалов
36.http://www.proza.ru/2019/12/22/1066 "Дневник Мейсона Кэпвелла": история создания
37.http://www.proza.ru/2020/01/11/1815 "Шеннен Доэрти"
38.http://www.proza.ru/2020/02/29/510 Сериал "Триггер" - "Хаус" по-русски?
39.http://www.proza.ru/2020/03/08/1578 Основной конфликт "Триггера"
40. http://proza.ru/2022/01/04/971 Давид Маркович("Ликвидация")
41.http://proza.ru/2023/04/04/748 Сериал "Ветреный" - бешеные герои
42.http://proza.ru/2023/04/13/1498 Тайная отдушина (о телесериале "Алиби")
43.http://proza.ru/2023/04/15/906 Биографические фильмы (на примере анализа сценариев фильмов "Раневская" и "Шаляпин")
44. http://proza.ru/2023/10/21/1258 Счастье в нем самом - Хазар Шадоглу