Супер-кооперативы для достойной жизни

Геннадий Жеребилов
#2030agenda : “Super-Co-Ops for Decent Life”.
Глобальная цель: «Супер-кооперативы для достойной жизни».
Кооперативные ценности и принципы для народных корпораций.

Каждую первую субботу июля мировое сообщество отмечает Международный день кооперативов (International Day of Cooperatives).
Сегодня очевидно, что первопроходцы кооперативного движения, такие как рабочие из Рочдейла, или Фридрих Вильгельм Райффайзен и их товарищи проложили верный курс в лучшее будущее.

Убедительным подтверждением жизнеспособности идеи кооперации для достижения личных и совместных целей стал глобальный оборот трёхсот крупнейших мировых кооперативов, достигший более 2 трлн. долл. США.
Среди них: Credit Agricole Group (Франция),  Rabobank Group (Нидерланды), DZ Bank Group (Германия), Nationwide Building Society (Великобритания), Raiffeizen Bank Group (Австрия) и другие.
Но главное, миллионы кооперативов являются изобильным, а иногда - единственным источником для улучшения жизни почти миллиарда членов кооперативов в 100 странах и вместе с ними миллиардов их партнёров во всём мире.

Конечно, ни ткачи, создавшие в 1844 году первый потребительский кооператив «Рочдейльского общества справедливых пионеров», ни genosse Райффайзен, основавший общество «Verein f;r Selbstbeschaffung von Brod und Fr;chten» («Общество самопоставки хлеба и зерна») для спасения бедных людей во время голодной зимы 1846-1847 годов и основавший первый кооперативный кредитный банк, не могли предвидеть, как люди оценят их замыслы и труды через века.
Они также не могли предвидеть:

что Генеральная Ассамблея ООН в канун столетия Международного кооперативного альянса установит ежегодное празднование Международного дня кооперативов, признает кооперативы необходимым фактором социально-экономического развития и вклад международного кооперативного движения в достижение глобальных целей и решение задач, стоящих перед ООН и мировым сообществом;

что каждый год мероприятия Международного дня кооперативов будут посвящены таким жизненно важным для человечества темам, как «Прогресс кооперативов в третьем тысячелетии», «Кооперативы на службе миростроительства», «Кооперативные предприятия строят лучший мир», «Кооперативное движение за достижение устойчивого развития для всех», «Выбираем кооперативы, выбираем равенство», «Кооперативные ценности и принципы для социальной ответственности корпораций»;

что 2012 год будет объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом кооперативов.

Ни они, ни их товарищи не могли предвидеть, что их малочисленные местные кооперативы станут первыми золотыми самородками открытой ими всемирной неисчерпаемой золотоносной жилы совместной деятельности ради всех и каждого.
 
Они, естественно, не могли всё это себе представить.
Они не были ни пророками, ни мечтателями-утопистами.
Но они смогли найти «золотую середину» между мечтой и реальностью: и мечты сбылись.

Они сумели в своей далеко не райской жизни найти и осуществить такую идею справедливого жизнеустройства, которая наиболее близка заповеди: «Люби ближнего, как самого себя».
Уверен, что именно этот вечно актуальный принцип справедливого взаимодействия, положенный в основу совместной деятельности, стал залогом неизменного успеха кооперативного движения во всех временах у всех народов.
 
Символом банков, названных в честь Ф.В. Райффайзена, являются скрещённые лошадиные головы (Giebelkreuz - традиционный элемент германской архитектуры, прикрепляющийся на крышу, чтобы избежать опасностей). Он также стал символом объединения в кооперативы для совместной защиты от социальных и экономических опасностей.

Предлагаю для обсуждения следующее.
Альберту Эйнштейну приписывают слова о "вселенской силе любви", якобы написанные им в письме к дочери:
«Я нашел способ сделать Любовь заметной, благодаря моей знаменитой формуле E = mc2. Если вместо этого уравнения мы примем, что энергия для всеобщего исцеления может быть получена через Любовь, умноженную на скорость света в квадрате, мы приходим к выводу, что Любовь безгранична…
Только через Любовь мы можем найти смысл в жизни, сохранить мир и каждое разумное или чувствующее существо. Только Любовь поможет нашей цивилизации выжить».

Хотя эксперты заявили, что автор Теории относительности никогда не писал эти слова, предлагаю преобразовать эти гениальные мысли в формулу "Вселенской энергии любви и сотрудничества" и использовать её в качестве одного из символов кооперации, а значит, и кооперативного движения - «Сотрудничество через кооперативы» / “Cooperation via Cooperatives”:
E = lc2 ,
в которой "L" - любовь, "c2" - сотрудничество между людьми, умноженное на сотрудничество человечества с миром.

Высоко и заслуженно роль кооперативного движения оценивается во всём мире.
Например, на сайте ООН можно прочитать следующее признание:
«История вопроса.
Важное значение кооперативов как ассоциаций и предприятий общепризнано.
С их помощью граждане могут эффективно повышать свой жизненный уровень, одновременно способствуя экономическому, социальному, культурному и политическому развитию своей общины и своего государства…
Кооперативы представляют собой такую форму организации ассоциаций и предприятий, через которую граждане могут обеспечивать самопомощь и самостоятельно нести ответственность за достижение определенных целей, которые включают не только экономические, но и социальные и экологические цели, такие как ликвидация нищеты, обеспечение продуктивной занятости и содействие социальной интеграции».

Надо особо отметить и высоко оценить то, что ООН признаёт не только важную роль кооперативов в прошлом и настоящем, но и ключевое значение идеи кооперации для построения лучшего будущего:

«Несмотря на то что кооперативы действуют на местном уровне, положительный эффект их экономической и социальной модели ощущают все люди планеты. Глобализация должна базироваться на ценностях, именно тех ценностях, которые лежат в основе кооперативного движения. В противном случае она будет порождать неравенство».

Как бриллиант начинает сверкать новыми цветами при взглядах на него с разных сторон, так блестящая идея кооперации обретает новое значение в свете неизбежно наступающих Глобализации и Эры Роботизации и Автоматизации.

То есть роль кооперативной социальной и экономической модели неизмеримо вырастет в #ЭраРА , включая  #4IR и #Society5.0) и «Глобализации ради человека» / “Globalization for the sake of a human” (т.е. “all-inclusive globalization for a Human” – всеохватной глобализации в интересах каждого человека - «Глобализация с человеческим лицом»). #LeaveNoOneBehind

Интересные мысли о необходимости выхода за границы «Знакомого мира» и прорыва к Новой картине мира, в которой должна быть чётко изображена перспектива верного пути человечества в антропоцене,  можно нередко найти в работах многих авторов.
 
Так, директор Информационного центра ООН Александр Горелик в статье «Глобальный кооператив» для журнала «Международная жизнь» в октябре 2015 года поделился своим личным мнением о роли ООН в мире:
«Но в любом случае ООН - это не «всемирное правительство».
Она не руководит в прямом смысле мировыми делами, пускай нужда в лидере становится все более очевидной по мере осознания лакун в мировом порядке. Организации, конечно, присуща мессианская ментальность.
Она пытается быть «менеджером» процессов, проектировать будущее, сводя воедино устремления государств.

…Может, оптимальный взгляд на ООН - как на глобальный «кооператив».

В самом деле, согласно общепринятому определению, кооператив - это автономная ассоциация лиц, объединившихся на добровольной основе в целях удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и создавших находящееся в совместной собственности и демократически контролируемое предприятие.
Добавим лишь термин «политические» к списку потребностей - и все.
Есть и добровольная основа, и находящееся в совместной собственности предприятие (через формирующиеся «в складчину» бюджеты), и демократический контроль со стороны государств-членов.
Разве что физической «прибыли», в отличие от кооператива, ООН не извлекает, хотя поддержание мира и социально-экономический прогресс вполне можно считать таковой - в интересах всего человечества».

Но такие оригинальные и достойные глубокого осмысления суждения, как правило, представляются почти в утопическом свете или как реальность, но очень далёкого будущего.

А тем временем, самой невероятной утопией в современной, а тем более - в будущей прогрессивной и гуманной цивилизации станут ничем не обоснованные обещания политиков и учёных сохранить или увеличить рабочие места для граждан в своих странах.
Но политика консервации «экономики рук»/ #HandsEcon (в том числе через программы гарантированных рабочих мест не как временная мера, а как стратегическая цель) и борьбы с "экономикой знаний"/ #HeadsEcon представляется в 21 веке реинкарнацией "луддизма" и ведёт к регрессу не только экономики, но и общества (подробно в «Будущее: главная цель и варианты»:

http://www.proza.ru/2018/12/14/1092 ).

Передовые и ответственные лидеры мирового сообщества ясно видят угрозу глобальной гуманитарной катастрофы, которую вызовет 4-я Индустриальная Революция, если роботизация и автоматизация, искусственный интеллект и другие научные новации будут внедряться в нашу жизнь массово и стихийно, исходя лишь из частных интересов крупного бизнеса в ущерб общественным интересам.
 
Авторитетная Международная консалтинговая компания McKinsey в 2017 году дала прогноз о том, что к 2030 году 800 млн. человек в 46 странах, или примерно треть рабочей силы, могут потерять рабочие места из-за роботизации и автоматизации.

Отрадно отметить, что видят это не только такие выдающиеся мыслители и учёные как Н.Хомский, Д.Аттенборо, Дж.Стиглиц, Т.Пикетти, но и богатейшие люди мира: У.Баффетт, Билл и Мелинда Гейтс, которые стали инициаторами создания фонда «Клятва дарения», который сегодня объединяет их единомышленников - более 200 миллиардеров-филантропов со всего мира.

Именно благая идея «Клятвы дарения» вдохновила меня на запуск акции «Обет Миру», участники которой, как мифический титан Атлас, но здесь и сейчас готовы держать Мир на своих плечах с помощью «вселенской силы любви и сотрудничества, как между людьми, так и между человечеством и Миром».
И только такое человеческое отношение друг к другу и всех вместе к планете Земля поможет нам решить все проблемы: от глобальных, как изменение климата, до локальных конфликтов.

Мне уже не раз приходилось ранее заявлять, что «технический прогресс без морали превращается в гильотину для человечества».
Но очевидно, «если раньше не слышали глас вопиющего в пустыне, то сейчас не слышат глас вопиющего в море лжи».

И всё-таки, несмотря на обилие фейковых фактов, мы не имеем права забывать, особенно накануне 80-й годовщины начала Второй мировой войны, в какую высокотехническую, но чудовищно аморальную бойню были втянуты народы мира.
 
Но, как говорится, «вернёмся к нашим баранам», а в нашем примере - к рыбе.

Я, как и многие люди, высоко ценю человеческие и предпринимательские качества участников "The Giving Pledge" и других честных миллиардеров и миллионеров, которые жертвуют большие суммы денег на благотворительность.

Гениальные предприниматели также редки, как гениальные учёные или артисты. Весьма вероятно, что у других людей есть другие таланты: некоторые из них быстро бегают, некоторые - гениальные мыслители. Но не все люди могут быть блестящими предпринимателями и менеджерами.
 
Поэтому мало просто иногда раздавать даром людям рыбу. Мало давать удочки людям, если невозможно научить их успешно ловить рыбу.

Вывод: честные лидеры, которые действительно хотят решить проблему бедности, должны понимать, что лучше всего подарить людям «рыболовную сеть», но надо, чтобы в управлении «рыбалкой» участвовали гениальные топ-менеджеры.

Причём, надо использовать «рыболовную сеть», в которой число ячеек равно количеству граждан в стране и каждый гражданин владеет одной ячеей.

Более того, ловить рыбу этой полностью автоматизированной «сетью» будут роботы и искусственный интеллект, но доход от улова получает каждый гражданин.

И это не фантазия, а кооперативная бизнес-модель, которая может быть реализована в ближайшее время.

Благодаря супер-кооперативным-корпоративным сетям глобального и/или национального размера:

1. Экономика станет «полноценной циркулярной экономикой» - то есть «циркулярной экономикой», в которой циркулируют не только сырьевые ресурсы, отходы и энергия, но, что очень важно, циркулируют финансовые ресурсы.
Ведь реестры собственников долей или пакетов акций производственных и торговых, кредитных и потребительских супер-кооперативов будут во многом совпадать со списками покупателей их товаров и услуг, что обеспечит постоянный кругооборот денег каждого гражданина «из моего кармана в мой карман».

2. Шеринг-экономика таким же образом станет не односторонней (только долевое потребление), а «комплексным шерингом».

3. В распределении доходов наряду с существующей ныне системой «просачивания сверху вниз» (trickle down) будет действовать система доходов (предлагаю назвать её) «капельного полива» (“drip irrigation”), в которой капля, или доля дохода будет постоянно поступать каждому гражданину страны и/или мира в виде «дохода человека».

Причём, для гармонизации «дохода человека» с прибылями супер-кооператива, которые будут нарастать по мере роста производительности деятельности (но не из-за труда людей, а благодаря увеличению степени роботизации и автоматизации), надо применять принцип «приливной волны»/”rising tide”.

Прилив поднимает все лодки, но прилив поднимает сначала маленькие лодки, потом маленькие корабли и, наконец, большие корабли.
В соответствии с принципом "восходящего прилива" первыми должны быть подняты лодки самых бедных, а последними - яхты миллиардеров.

То есть при низкой рентабельности супер-кооперативов дивиденды могут получать только те члены кооператива, чей совокупный доход из всех источников ниже статистического уровня "достойной жизни".

При малых доходах “low-tide” суперкооперативов граждане получают из резервных фондов «базовый доход» / “basicincome” as floor.
При увеличении прибыльности расширяется круг получателей дивидендов вплоть до максимума.

4. Будет запущена и наберёт оптимальные обороты, скажем так, «экономика изобилия» т.е. «экономика Эдема»/ «эдем-экон»/ “eden-econ”, в которой непрерывность циклов платёжеспособных спросов и соответствующих им предложений превратится в бесконечную «ленту Мёбиуса».
Тогда как до сих пор «экономика изобилия» была в принципе невозможна из-за регулярных «кризисов перепроизводства», обусловленных низкими доходами широких масс «его величества конечного потребителя».

5. Будет снята проблема массовой безработицы из-за роботизации и автоматизации.

6. Будут гармонизированы частные и общественные интересы, что позволит решить социальные, экологические, политические и другие проблемы, откроет путь к постоянному совершенствованию человека, человечества и мира.

 
Пик прибыльности /high-tide/ супер-кооперативов в форме народных корпораций наступит при высокой степени автоматизации и роботизации жизнедеятельности человечества (т.е. в период расцвета Эры РА - Эры Роботизации и Автоматизации в результате 4-й индустриальной революции).

Любая, корректно составленная математическая модель, правильно учитывающая все социальные и экономические факторы, покажет логичность и реалистичность этих выводов.
 
Впрочем, «очевидное часто малозаметно».

О том, какие порой неожиданные, но неизбежные изменения в жизни социума вызывает научно-технический прогресс, статья «Коммунизм, который никто не строил…»  Сергея Федорина в журнале «Форбс» от 25.6.2019 года.

«Коммунистическая мантра «от каждого по способностям, каждому по потребностям» неожиданно сработала в самый расцвет эры развитого капитализма. Именно она заложила основу экономики нового типа - Sharing economy, емкость которой оценивается в сотни триллионов долларов».

Такое вступление автора, вероятно, шокировало ту часть читателей «Форбс», которые не регулярно следят за мировыми трендами.

И далее.
«В начале XXI века в экономической истории мира произошло удивительное событие: в недрах капитализма выросло то, что еще лет сто назад называлось моделью коллективного потребления.
В ее основе - совместное пользование товарами и услугами, бартер или аренда вместо единоличного владения и частной собственности. Все это реализуется в рамках виртуального сообщества посредством интернет-платформ и специальных приложений.
По своей сути шеринговая экономика - это IT-реинкарнация идеи коллективного хозяйства в абсолютно рыночной и прагматичной среде.

…Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, нивелируя философию обогащения и подрывая триумф частной собственности.
Взрывной рост экономики совместного потребления уже не остановить… сегодня существуют несколько тысяч платформ для совместного использования ресурсов, работающих почти во всех секторах экономики по всему миру».

Оценивая перспективы России в шеринг-экономике, автор пишет:
«Россия находится вовсе не на периферии глобальных тенденций в сфере экономики совместного пользования, а в самом ее эпицентре... общий объем основных отраслей российского шеринга  - 511 млрд. рублей…
По оценкам экспертов, объемы рынка шеринг-экономики в России будут прирастать на 10-30% в год. Это поменяет классическую модель потребления: покупатель - посредник - поставщик - производитель. Крупные классические компании, в частности таксопарки, будут вынуждены пересматривать бизнес-модели, снижать цены или развивать собственные платформы. Это в целом позитивно повлияет на рынок, нивелируя тотальный диктат монополий и крупных игроков, сделав его более доступным и ориентированным на потребителя.
Экономика совместного потребления охватила уже целые страны и отрасли, превратившись в миллиардный бизнес, привлекательный и для крупных корпораций, а ее быстрый рост феноменален».

Особо ценен, на мой взгляд, вывод Сергея Федорина о том, что шеринг-экономика имеет прекрасные перспективы для развития в России, потому что: «Русским людям в принципе свойственна социальная общинность, близки по духу понятия «совместное пользование» и «делиться».

Добавлю к словам Федорина исторические факты.

Истоки «духа сотрудничества и справедливости» у восточных славян, вероятно, берут начало в глубокой древности. По свидетельству археологов, проводивших изыскания севернее Киева, славянские племена там жили не в кровно-родовой, а в «соседской» (территориальной) общине.
Судьбоносные решения в такой «соборной общине», т.е. собранной из малых семей, включая иноплеменников, принимались не старшим в роду, а на собрании общины - на сходе, вече, соборе и учитывали интересы всех.
По-моему, так зародился принцип «соборности» у славян, основанный на совместной деятельности и общих для членов «соборной общины» ценностях.

Эта вечная тяга к «соборности» проявилась в русских артелях с 13-14 веков, а с 1865 года в кооперативном движении в России.
В 1912 году учреждён кооперативный Московский народный банк. В 1916 году в России действовали более 16 тысяч кредитных кооперативов с общим числом пайщиков более 10 миллионов.

Уверен: пришло время для возрождения «соборного духа» и мощного подъёма обновлённого кооперативного движения в России путём создания Национальных Народных Корпораций (ННК) на основе кооперативных ценностей и принципов.

Начать можно с преобразования в ННК современных российских государственных корпораций и слияния нескольких крупных государственных банков в суперкооператив «Российский народный банк», в которых равную долю владения должен получить каждый, обладающий избирательным правом гражданин России (около 108 млн. человек).
Если Национальные проекты России, на которые выделяются десятки триллионов рублей государственных (т.е. общенародных) средств,  будут осуществляться с активным участием суперкооперативов: Народных корпораций - банка и бывших государственных корпораций, то это неизбежно повысит благосостояние граждан (108 млн. пайщиков каждого суперкооператива) и лишит оснований опасения повторения ошибок СССР по созданию тотальной государственной собственности, де-факто отчуждённой от граждан.
 
Более того, наряду с духовной скрепой «соборности» многонациональный российский народ, в лице каждого гражданина, будет объединять мощная экономическая скрепа «соборной собственности».

Конкурировать Национальные Народные Корпорации (ННК) будут с (ТНК) Транснациональными корпорациями. Ведь сегодня, условно говоря, «Пепси-кола» конкурирует с «Кока-колой» на мировом и российском рынках, а не с российским производителем газированных напитков…
 
По аналогии с символикой банков, носящих название Райффайзен, символом защиты российских суперкооперативов от социальных и экономических опасностей предлагаю считать «кольчугу, собранную воедино из отдельных металлических колечек, защиту витязей».

Но мы также должны признать, что «социальная общинность», «совместное пользование» и понимание целесообразности «делиться» близки по духу и французам, и немцам, и австрийцам, и итальянцам, чьи крупнейшие кооперативы сегодня успешно работают в их странах, равно как миллиардам членов кооперативов и сторонникам кооперативного движения во многих странах мира.

Например, Движение Райффайзена сегодня насчитывает более 900 тысяч кооперативов и почти 500 млн. пайщиков в 100 странах.

Идея общенациональных супер-кооперативов универсальна, но объективно наиболее готовы к ней страны-лидеры научно-технического прогресса с устойчивыми демократическими традициями, такие как Израиль, Швейцария, Новая Зеландия, Австрия, Япония, Германия, Канада, Италия, Франция и другие…

Близок «дух сотрудничества» и американским, канадским, китайским авторам интересных статей о высокой адаптивности кооперативной бизнес-модели к высоким технологиям современности и будущего.

Думаю, обильное цитирование плодотворных мыслей других авторов, которое не всегда поощряется в статьях со скудными и не оригинальными суждениями того, кто их цитирует, в нашем случае вполне допустимо.

Стефани Гико в статье «Шеринг-экономика должна быть кооперативной» от 13.02.2018 пишет:
«Решение существует. Оно заключается в исправлении проблем экономики платформы с помощью проверенной формулы: сотрудничество.
Гипотеза заключается в том, что передача контроля над инфраструктурой платформ в руки тех, кого они больше всего затрагивают, может привести ко многим прорывам, необходимым для того, чтобы новая экономика функционировала справедливо и жизнеспособно.
В экономике, основанной на платформах, нет реального «шеринга», но кооперативы предлагают решение.
Канадский пример такого подхода - Stocksy, сайт с фотографиями, которым владеют 950 фотографов и команда из 25 сотрудников по всему миру. Вопреки рыночным стандартам, эти фотографы по-прежнему владеют своими фотографиями, в дополнение к владению и управлению платформой, которая способствует продажам.

Другой пример: Up & Go, результат сотрудничества между кооперативными инкубаторами в Нью-Йорке, филантропическим сектором и правозащитной организацией для домашних работников, которая поддерживала разработку приложения для уборки домов, принадлежащего этим женщинам: владельцам-рабочим их собственных кооперативов».

Очень убедительна публикация доктора Янто Чандра - доцента кафедры государственной политики Городского университета Гонконга, размещенная на сайте HKFP / Гонконг Free Press 15.6.2018 :

«Мы находимся на этапе расцвета платформенной экономики. От Uber и AirBnB до TaskRabbit и Etsy платформы реализуют, так называемый, «шеринг» неиспользованных или недоиспользуемых активов или ресурсов или времени людей таким образом, чтобы генерировать экономическую (а иногда, и социальную) ценность.
 
…исследование Требора Шольца, профессора нью-йоркской «Новой школы», показывает, что понятие «шеринга» в «шеринг-экономике» - это скорее утопия или, точнее, трюк, чем фактическое долевое участие.
Эта экономическая модель доходов ”струйки вверх“ (trickle up), а не ”струйки вниз" (trickle down).
… Это сводится к двум пунктам: отсутствие справедливости по отношению к работникам «шеринг-экономики» (несправедливая заработная плата, страхование по безработице и т.д.) и угрозы традиционным секторам услуг (вспомним протестное движение водителей такси по всему миру против Uber).
Другими словами, рабочие - всего лишь инструмент капиталистов-собственников платформы.
Протесты в ответ на ощущения несправедливости, а также угроз, исходящих от «шеринг-экономики», выросли по всему миру.
 
…Ответ на проблемную экономику шеринг-платформ проявляется в росте, так называемого, платформенного кооперативизма, т.е. кооперативов, которые работают на онлайн-платформах, принадлежащих людям, работающим на них. В последние несколько лет платформенные кооперативы появляются во всем мире.

Одним из примеров является Fairmondo, базирующийся в Германии кооператив онлайн-супермаркетов, который использует модель распределения прибыли 4/4, где 1/4 распределяется между участниками в соответствии с их долями, 1/4 распределяется через систему баллов для участников, 1/4 - отдано некоммерческим организациям, а 1/4 оставлено для будущего расширения.

GreenTaxi, базирующаяся в США, является кооперативной альтернативой Uber, в то время как FairBnB, базирующаяся в Нидерландах, является кооперативной альтернативой AirBnB - и существует еще много кооперативных платформ в различных категориях: онлайн-газеты, питание, услуги на дому, музыка, консалтинг, веб-сервисы и финансовые услуги.

Платформенные кооперативы - это, по сути, социальные предприятия, которые обеспечивают подлинную «шеринг-экономику». «Шеринг» здесь означает, что плоды общих активов или времени или ресурсов достаются, в том числе, тем, кто в них больше всего нуждается: большинству работников и тем, кто отстранен от основного рынка труда.

Интересно, что кооперативы-платформы поднимают концепцию социального предприятия на новый уровень, позволяя всем работникам как совладельцам (а не просто сотрудникам) иметь право голоса (или голосовать), как платформа должна работать или вносить свой вклад в жизнь работников и как она может улучшить свою бизнес-модель.

Эта концепция работает на основе двух логик: логика общего достояния (где многие люди участвуют и становятся владельцами) и логика бизнеса (где инновации и бизнес являются инструментами для достижения общего благосостояния).

Платформа кооперативизма сама по себе является социальной инновацией, поскольку она стремится использовать инновации и бизнес для создания общественной ценности для всех заинтересованных сторон, а не только для небольшого числа акционеров. Существуют инфраструктуры для социальных инноваций и социальных предприятий по всему миру и в Гонконге.

Можно приложить усилия для поддержки платформенных кооперативов в секторе социальных инноваций, а также в некоммерческом и благотворительном секторах.
Водители такси, поставщики продуктов питания, владельцы недвижимости, работники хай-тека и любые индивидуальные предприниматели теперь могут коллективно объединяться в кооперативную платформу. Они могут создать альтернативную экономическую сферу, которая является более справедливой, и где значительная сумма плодов экономического труда распространяется на всех работников».

Прошу прощения за длинную цитату, но мысли доктора доктора Янто Чандра этого заслуживают.

Неистребимый «дух сотрудничества», присущий всем людям доброй воли, особенно заметен в следующих словах учёного из Гонконга:

«Было бы интересно увидеть, что 99% людей мира владеют 99% мирового богатства - утопическая мечта, которая однажды может стать реальностью.

Платформенные кооперативы могут быть эффективным способом достижения этого «общего процветания». Это будет капитализм в лучшем виде: там, где процветание разделяется большинством, а каждый является владельцем и, следовательно, победителем».


Поиск новой модели справедливой экономики - цель Конференции «На пути к справедливой шеринг-экономике: роль кооперативных платформ» в Европейском экономическом и социальном комитете в Брюсселе:

«Цифровые платформы являются мощными инструментами для согласования потребностей, сотрудничества и обмена информацией, но они также поднимают вопросы собственности, управления, демократии. Можем ли мы попытаться контролировать ситуацию или, что еще лучше, сделать шаг вперед? Могут ли “коллективные” организации социальной и солидарной экономики (SSE) (кооперативы, партнёрства, ассоциации...) способствовать более справедливым решениям и быть частью нового европейского политического проекта»?

Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в статье "Прогрессивный капитализм - не оксюморон" в «Нью-Йорк Таймс», 19.04.2019 писал:
«прогрессивный капитализм - это не оксюморон; мы действительно можем направить силу рынка на служение обществу… Прогрессивный капитализм, основанный на понимании того, что порождает рост и благосостояние общества, дает нам выход из этой трясины и путь к повышению уровня жизни”.
 
В мощном современном мировом порыве к справедливому обществу и экономике можно обнаружить и «русский след».

Если не уходить вглубь веков, то надо отметить, что в начале 1990-х годов академик Российской академии наук В. С. Нерсесянц разработал в рамках Либертарианской теории права понятие "Цивилизм", в основе которого лежит "идеальная доля каждого гражданина в общей собственности всех граждан".
"Цивилизм" - это посткапитализм и постсоциализм, потому что новая гражданская собственность на качественно новом уровне гармонизирует право частной собственности граждан и общественные (национальные и глобальные) интересы.

В 1990-е годы я самостоятельно разработал социально-экономическую концепцию «Долизм» (английская версия – “Sharism”), основанную на идее о "долевой собственности граждан в национальном богатстве" (аналог «цивилизма») и примерную программу ее реализации через народные корпорации.
(Книгу "Преображение мира: от самоуправства Силы к верховенству Духа. Основы Доброволия и Долизма", Г. Ю. Жеребилов, 2003, на русском языке можно найти в Российской государственной библиотеке и здесь:

http://www.proza.ru/2014/10/27/1448 ).

Позже концепцию «Долизм/Sharism» я доработал до концепции "Олл-инклюзивного общества и экономики" на основе долевой, сотовой соборной собственности /#HoneycombProperty, которую представил в Бонне на #SDGglobalFest 2 мая 2019 года.

Как визионер и практик я вижу ключевую роль супер-кооперативов нового типа - национального (nationwide) и глобального (worldwide) масштабов - в мировом мирном «транзите двадцатых двадцать первого» (20-х годов 21 века) к «олл-инклюзивному обществу и экономике».

В моей концепции “All-inclusive Society & Economy” супер-кооперативы нового типа названы Национальными (ННК) или Глобальными Народными Корпорациями (ГНК, не путать с ТНК).
Вполне естественно, что глобальные и национальные народные корпорации как новая форма организации, не могут быть полностью втиснуты в существующие ныне организационно-правовые формы, и соответствующая им форма будет развиваться и совершенствоваться.
Но уже сегодня они не имеют ни организационно-правовых, ни тем более - финансовых или технических препятствий для успешной деятельности. (Статьи с описанием социальной и экономической модели народных корпораций на русском языке:
 
http://www.proza.ru/2017/04/06/1130

http://www.proza.ru/2019/03/01/1189 ).

Надо лишь вспомнить, что государственные активы принадлежат не государственным чиновникам, а каждому гражданину страны.
Кстати, по этому справедливому принципу должна была проходить приватизация после развала Советского Союза: каждый гражданин должен был получить на свой именной приватизационный счёт равную долю активов народного хозяйства СССР и стать совладельцем национального богатства России.
Но в последний момент именные приватизационные счёта были подменены на безымянные ваучеры, через которые различными способами были сконцентрированы огромные богатства в руках немногих владельцев. И именно из-за реального, но не юридического, отчуждения от государственной собственности, бывшие советские граждане не стали активно защищать свое право на личные доли в советской народной собственности, которую они тогда не воспринимали как принадлежащую им…

Поэтому очень важно для преодоления де-юре и де-факто отчуждения собственности от каждого гражданина, чтобы собственность, принадлежащая всем гражданам, была бы в будущем преобразована в собственность, в которой равные доли принадлежат каждому гражданину.

Народные корпорации наилучшим образом отвечают девизу: «Кооперативные ценности и принципы для социальной ответственности корпораций» и во многом соответствуют разработанному Международным кооперативным альянсом (ICA) определению кооператива как автономной ассоциации лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия.

В соответствии с концепцией «Олл-инклюзивного общества и экономики», глобальные и национальные супер-кооперативы нового типа при поддержке ООН , G20 и, верим, миллиардеров-филантропов (the #FairBillionaires , “The Giving pledge”) могут быть созданы в рамках #2030agenda ООН по инициативе Международного кооперативного альянса, МОТ и Всемирной федерации профсоюзов, а также стать Целью устойчивого развития (ЦУР) / #GlobalGoal 2030.

Сайт ООН информирует: «Учитывая сегодняшнее растущее неравенство, повышенную незащищенность рабочих мест и высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, тема 2019 Международного дня кооперативов была выбрана для поддержки Цели устойчивого развития (ЦУР) #8 «инклюзивное развитие и достойная работа».
Второй Международный кооперативный принцип позволяет членам общин совместно владеть кооперативами и управлять ими посредством демократического контроля, который обеспечивает инклюзивный и устойчивый рост, никого не оставляя позади».

В повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года государства-члены ООН признали важную роль кооперативов, заявив, что ООН: «…последовательно призывает поощрять и развивать кооперативы как инклюзивные и социально ответственные предприятия, обладающие огромным потенциалом роста».

Поэтому предлагаю лишь обновить ЦУР #8 - “инклюзивное развитие и достойная работа”, назвав её - “инклюзивное развитие и достойная жизнь”.
Эта небольшая коррекция текста имеет большой смысл и станет мощным импульсом для ускорения движения человечества к справедливому миру.
Потому что именно кооперативы всех типов от малых до глобальных позволят, по мере роста роботизации и автоматизации, беспроблемно перейти членам кооперации от роли сотрудников к роли совладельцев.
То есть: от источников доходов в виде оплаты труда к источникам доходов в виде прибылей от их долей собственности в кооперативах.

Поэтому я полностью согласен с актуальностью заявления Международного кооперативного альянса о том, что «кооперативы - это предприятия, ориентированные на интересы людей и характеризующиеся демократическим контролем, которые уделяют приоритетное внимание развитию человеческого потенциала и социальной справедливости на рабочем месте».

Но также полностью уверен, что после темы для 2019 года - «Кооперативы для достойной работы», уже в следующем году сверхактуальной будет тема: «Кооперативы для достойной жизни», т.е. для достойной жизни в достатке всех и каждого.

Можно утверждать, что соединение высокоморальной кооперативной идеи и высокотехнологического прогресса даст грандиозный синергетический эффект, который кардинально ускорит достижение Глобальных целей устойчивого развития мирового сообщества.

В 2018 году  передовая общественность отметила 200-летие со дня рождения Ф.В. Райффайзена.
В 2020 году под эгидой ООН мировое сообщество наций будет праздновать юбилейную 125-ю годовщину создания Международного кооперативного альянса.
 
Предлагаю всех поддержать инициативу объявления Генеральной Ассамблеей ООН 2020 года Международным годом кооперативов.

Более того, независимо от решения ООН, предлагаю в ознаменование 125-й годовщины создания Международного кооперативного альянса, в целях решения основных мировых проблем через развитие новых форм кооперативной бизнес-модели, проводить  «различные мероприятия, направленные на обмен национальным опытом и новыми способами мышления, которые могут способствовать развитию кооперативной модели ведения бизнеса и позволяющие находить новые способы использования их вклада в социально-экономическое развитие общества». (По аналогии с мероприятиями Международного года кооперативов в 2012 году).
Начиная с этого момента и до Международного дня кооперативов в 2020 году.

Этот важный исторический рубеж побуждает меня и многих людей во всём мире заново оценить по достоинству заслуги отцов-основателей кооперативной деятельности, величие и величина которых особенно хорошо видны нам из 21 века.

Первопроходца можно сравнить с ледоколом. Творец торит путь, ломая вековые льды невежества и лжи. И особенно тяжело первопроходцу, если вослед за ним на чистую воду не спешат выйти последователи. И фарватер снова перекрывают глыбы льдов. Но спустя время приходят новые искатели истины и заново очищают путь.

Так, преодолевая преграды и неверие, шли по жизни многие великие личности, державшие на своих плечах наш мир. И, безусловно, к великой когорте людей - «Держателей Мира» принадлежит Роберт Оуэн как предтеча идеи сотрудничества и основатель кооперативного движения.

«Богатые люди обычно передают капитал своим наследникам. Гении передают идейное наследие потомкам - следующим поколениям».

Оуэн потерпел поражение с точки зрения баланса прибылей и убытков. Но многовековой успех его последователей и блестящие перспективы  кооперативного движения в будущем полностью подтверждают истинность его веры в кооперативы как средство для со-творения лучшего мира.

Запуск «ноономики» (экономики разума), то есть - «экономики изобилия» («Эдем-Экон», “Eden-Econ”) через создание суперкооперативов  - грандиозная, но вполне достижимая «глобальная цель» с использованием биг-дата, блокчейна, интернет-платформ, роботов, искусственного интеллекта и других высоких технологий.

Но главная цель - со-творение спасительного слоя Ноосферы (сферы разума) в наступившей Эре Человека-Антропоцене. То есть - создание мощного слоя разума, проще говоря - "глобальной защиты от дурака" ("globalfoolproof”), который можно сравнить с защищающим жизнь на Земле «озоновым слоем».

В наши времена, когда остро ощущается дефицит справедливого и доброжелательного сотрудничества, как между людьми, между странами, так и между современной глобальной цивилизацией и окружающей средой, кооперативный принцип «взаимодействие через сотрудничество» может стать краеугольным камнем нового справедливого мироустройства.

Вперёд, к Справедливому миру !
Forward to the Fair World !
Наше будущее - в наших руках.
Люди - держатели Мира. People are Holders of the World.
Дадим «Обет Миру»: любить мир как самого себя! Vow to the World!
("Клятва Миру": http://www.proza.ru/2019/06/26/786 ).

Геннадий Жеребилов

15 июля 2019 года 

P.S.
Предлагаю Комитету по поощрению и развитию кооперативов (КОПАК) ООН, представителям Международного Кооперативного Альянса и иным заинтересованным лицам обсудить данную статью в качестве «нового способа мышления», в соответствии с призывом ООН: «наладить активный обмен национальным опытом и новыми способами мышления, которые могут способствовать развитию кооперативной модели ведения бизнеса»  («Использование возможностей кооперативов для достижения устойчивого развития для всех», 12 марта 2019 г,)