Ч. 84 Балаклава - смертельная ловушка

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/02/22/1381

Больше всего досталось больным и раненым: ветер катал их по всей территории лагеря. Удержать свои грязные одеяла и за что-то уцепиться удалось только отдельным счастливчикам. От полевого госпиталя ничего не осталось. Столбы госпитальных палаток обрушились, а изорванную парусину и одеяла унесло, бог знает куда.

Люди искали защиту в любой яме, привязывались друг к другу, чтобы сопротивляться порывам ветра. Бочки и бочонки носились по лагерю, как мячики. Ящики с продуктами также оказались разбросанными и разбитыми.

Вновь хлынувший ливень завершил работу ветра, приведя продукты в полную негодность. Связь с Балаклавой прервалась, потому что лошади не выдерживали напора ветра, опрокидывавшего повозки.

Потом, когда ураган прекратился и все немного пришли в себя, начался обмен впечатлениями, вспомнились трагикомические моменты, как, например, несло по ветру в одних подштанниках измученного диареей доктора Робинсона, а сержант, лежавший под защитой стены, успел схватить его за руку и погрузил доктора в грязную ледяную лужу у этой стены.

Или как генерал Буллер трепыхался  в обрушившейся палатке, будто кролик в сетке. Но если на суше обошлось без человеческих жертв, люди отделались лишь многочисленными травмами и потерями имущества, то моряки пережили поистине настоящую трагедию.

В ту ночь море казалось тихим и спокойным. С берега тянул лёгкий бриз. Правда, барометр показывал пониженное давление, но, кроме командира фрегата «Агамемнон», на это обстоятельство никто не обратил внимания и никаких мер предосторожности не принял.

Командир фрегата, многоопытный и осторожный судоводитель, вывел фрегат из Балаклавской бухты в открытое море, благодаря чему спас и фрегат, и команду. Внезапно налетевший ураган  стал полной неожиданностью для остальных капитанов.

А между тем директор Парижской обсерватории Урбан Леверье послал штормовое предупреждение об урагане, перемещавшемся по территории Центральной Европы. Однако моряки своевременно его не получили, потому что телеграфная линия тогда существовала только от Парижа до Вены.
 
Узкая и длинная, закрытая горами Балаклавская бухта показалась англичанам, когда они в ней появились впервые, очень надёжным укрытием в непогоду. Но в тот злополучный день она стала смертельной ловушкой для заполнивших её многочисленных парусников и пароходов.

Вода в бухте вращалась, била друг о друга тесно стоявшие суда и швыряла их на берег. Жена офицера миссис Даберли находилась во время бури на борту транспорта «Южная Звезда». В своих воспоминаниях она рассказала, как брызги волн, разбивавшихся о скалы на высоте десятков метров, падали вниз сплошным ливнем.

Возможно, дама несколько преувеличила, но её можно понять, вряд ли кто захотел бы оказаться на её месте. Во всяком случае, известно, до наших дней бури подобной силы в Крыму с тех пор не было.

Охваченная ужасом женщина стала свидетельницей, как команды судов боролись за свои жизни. Кормовую часть её парусника било о корму колёсного парохода «Мидуэй».

Волны швыряли маленькие суда на скалы и, разбитые вдребезги, они исчезали в воде.
Она видела, как несло на камни клипер «Штормовая волна», а трое мальчишек-юнг пытались остаться в живых, безуспешно стараясь схватить канат, который бросали им со скалы спасшиеся моряки.

Двух мальчиков смыло за борт, и они сразу погибли, а третьему посчастливилось поймать канат в самый последний момент перед тем, как клипер от удара о камни превратился в груду обломков, тут же разбросанных волнами. Моряки вытащили юнгу на берег.

 На глазах оставшейся в живых рассказчицы огромные волны подхватили транспорты «Прогресс», «Скиталец», «Рип Ван Винкль», «Маркиз», «Решительный», «Кенилуорс» и, как орехи раскололи их о скалы.

В Водовороте виднелись лишь куски обшивки и остатки рангоутного дерева. Под пеной волн отправились на дно сотни тонн пороха, миллионы патронов, тысячи фунтов необходимых припасов.

Военное судно «Реститьюшн», находившееся на рейде Балаклавы, потеряло два якоря, но благодаря искусству капитана, приказавшего сбросить за борт орудия с верхней палубы, сумело уйти от опасных скал в море.

В тот роковой день англичане потеряли 21 транспортное судно в Балаклаве и на внешнем рейде.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/02/28/501