Жатва 41

Борис Гуанов
      
      Мои «окна РОСТА».


                8.2.4. КОРПОРАТИВЫ.

      На работе в «Граните» были свои радости, можно сказать, параллельная вторая жизнь. О толково проведённом свободном времени в коллективных командировках в Крым, в Озерки и во время индивидуальных командировок – по городам и весям нашей родины – я уже писал.

      В нашей лаборатории в Ленинграде все государственные праздники тоже отмечали широко. Скидывались, закупали самую простую закуску – колбасу да консервы, к примеру, шпроты, несколько бутылок десертного вина, например, «Кокура» для девочек. А основная выпивка готовилась из местного сырья – технического спирта, выделяемого на приготовление охлаждающей жидкости для лазеров и протирки оптики.

      В последний рабочий день перед праздником дверь лаборатории запиралась обычно сразу после обеденного перерыва. Лабораторное начальство не чуралось народных масс и своей речью давало начало торжественному открытию праздника. А наш замначлаба был главным организатором материальной части процесса. После нескольких тостов вспоминали наши фирменные командировочные песни. Иногда устраивали концерт самодеятельности.

      Помню, моя лазерная группа удачно исполнила старинную вокально-мимическую песню «Колпак мой треугольный», в которой слова постепенно заменяются смешными жестами. Потом начинались танцы, причём из-за нехватки дам приглашали девушек из соседней лаборатории. Постепенно народ расползался по домам до окончания рабочего дня. В проходной на это смотрели сквозь пальцы. Последний из пьяных могикан опечатывал помещение.

      Юбилеи, защиты диссертаций и прочие личные торжества отмечались с не меньшим размахом. Моей святой обязанностью было соорудить юмористический плакат-карикатуру. На них изображались заслуги юбиляра или триумфатора. Таких плакатов я сделал не менее двадцати. Для портретного сходства я использовал, конечно, фотографии, и обычно огромный плакат я успевал нарисовать за несколько часов после окончания рабочего дня. О масштабах плакатов можно судить по фото, где мы с Шаровым вешаем плакат к юбилею Жени Белова. На торжестве я с рюмкой в руке комментировал свой плакат, тоже, конечно, с доступным мне юмором.

      Слава о моих плакатах распространилась за пределы нашей лаборатории, и я иногда делал их для соседей, например, для заместителя начальника нашего отделения В.Р. Андриевского, про которого было известно, что он уже в то время занимался сёрфингом. Каждая деталь здесь имела значение, например, наш лазерный канал (ЛК) изображён в виде ещё недосиженного яйца на лапах пингвина, к которому тянется зловещая клешня.

      Постепенно я дошёл до изготовления плакатов-мобилей с подвижными или сменными деталями. Например, для начальника соседнего отдела я придумал фазоманипулированный портрет юбиляра, в котором нарисованный шуточный портрет был разрезан на полоски, и эти полоски вначале представлены перемешанными, не давая понятного изображения, а в конце представления появлялся всеми узнаваемый образ. Фазовая манипуляция как метод обеспечения помехозащищённости радиолокатора была любимым коньком юбиляра.

      Однажды я сделал плакат к женскому дню 8 марта, который в несколько этапов трансформировался от произведения соцреализма до древнеегипетского изображения. Интересно, что в тексте я угадал своё будущее занятие реставрацией живописи. Вот этот текст, чудом сохранившийся на клочке бумаги:

      "Расскажу вам одну мартовскую историю. Как-то в ночь на 8 марта я, чтобы угодить жене, решил почистить чулан. Там, среди многолетней пыли, я обнаружил потрёпанный свиток. Развернув его на кухне, я увидел вот эту картину. Оказалось, что это поздравление женщинам к празднику 8 марта, написанное, очевидно, в недавно минувшую мрачную эпоху. Ясно видны черты административно-командно-лагерной системы, с которыми мы повседневно сталкиваемся и поныне, особенно в отношениях между мужчинами и женщинами. Одно показалось мне подозрительным – несоответствие идейного и художественного качества этого произведения и качества материала, на котором оно было написано. За последние 70 лет такой материал не мог быть изготовлен. Возникло предположение, что под верхним слоем краски находится более старая живопись.

      Используя известную технику реставрации, я намочил тряпочку в специальном растворе и положил её вот на эту часть картины. Когда через некоторое время я снял её, открылся вот такой вид. Очевидно, что под грубой мазнёй ХХ века находится шедевр эпохи кватроченто. Очистив ещё одну часть картины, я понял, что, действительно, перед нами сцена Благовещения кисти одного из титанов Возрождения. Проступило характерное для той эпохи благоговейное отношение к женщине. Я наложил тряпочку на следующую часть полотна. Моё ликование было прервано сонным голосом супруги, призывающей меня в родное гнездо. Пришлось её успокоить в меру моих сил, но как-то случайно я заснул, и разбудил меня лишь будильник. Я вскочил, как ошпаренный, при ужасной мысли о том, что я испортил шедевр.

      Действительно, когда я снял тряпочку, живопись Возрождения исчезла, но под ней обнаружился ещё более древний слой – очевидно, античный! Вероятно, это единственная, сохранившаяся до нашего времени картина пятого века до нашей эры!!! На ней изображена сцена погони Аполлона за Дафной, прекрасно передающая здоровую силу и красоту юности. Ещё раз я наложил свою тряпочку и пошёл на работу поздравлять своих сотрудниц с расчётом скоро вернуться. Но не тут-то было. Когда я вырвался из их цепких объятий и прибежал домой, было уже поздно.

      Под тряпочкой обнаружился ещё один, последний, древнеегипетский слой. С трудом я прочитал, что там изображён великий фараон Восьмимартон 88-ой, царь всех царей и раб всех цариц, непревзойдённый стрелок газелей, имевший 888 жён и 8888 отпрысков исключительно женского пола. Того, что раньше было нормой и образцом для подражания, нам теперь уж, конечно, не понять.

      Встал вопрос, что же делать с картиной, написанной, конечно, на папирусе? Если очистить её всю до последнего слоя, то исчезнет ряд великолепных оттенков нашего отношения к женщинам. И я решил оставить её в таком виде».

     Этот плакат и текст был настолько популярен, что я показал его уже значительно позже на кафедре физики в Военмехе во время аналогичного корпоратива, и даже на серебряной свадьбе у Тамариной подруги Агнессы.

      Ещё один неоднократно использованный плакат – это график верблюдоиды с соответствующим научно-юмористическим докладом, с успехом прочитанный мной на нескольких свадьбах. Вот текст этого доклада, который я даже послал в редакцию «Литературной газеты», но ответа не дождался:

«НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТЕОРИИ ШКВАРКОВ
                - лучший доклад на НТК.

      Советская наука медленно, но верно, продвигается по спирали всё глубже и глубже. И её последнее достижение – повторное открытие теории новых частиц, так называемых шкварков. Эта теория с исчерпывающей полнотой объясняет наблюдаемый ныне редчайший природный феномен.

       Установлено, что шкварки бывают двух видов. Один, более массивный – будем называть его просто шкварк и обозначать буквой М – обладает новым, ранее неизвестным квантово-механическим свойством, так называемым шармом, положительным или отрицательным. Другая частица называется обычно шкваркой и обозначается буквой Ж. Она обладает так называемым очарованием, опять-таки положительным или отрицательным.

      Частицы эти относительно короткоживущие. Начиная с некоторого момента после образования частиц, они могут вступать в сильное взаимодействие, оканчивающееся обычно ничем, но в некоторых особых случаях образуются более или менее устойчивые пары таких частиц, в иностранной литературе называемые брейк, что вольно можно перевести как «нажать на тормоза». При этом шкварк вращается вокруг шкварки, т.к. силы очарования на несколько порядков более могучи, чем силы шарма.

      Рассмотрим известные графики зависимости плотности вероятности вступления в брейк для каждой частицы. В случае шкварки проявляется эйнштейновский эффект замедления и полной остановки времени в её собственной системе отсчёта на отметке 18. Поэтому график для шкварки можно аппроксимировать дельта-функцией Дирака.

      Для шкварка ситуация намного сложнее. Его график – это классическая кривая, называемая верблюдоидой, имеющая два главных максимума: основной – в интервале от 23 до 27 – и побочный – от 30 до 37. После 40 верблюдоида обычно обращается в 0, но возможны некоторые рецидивы даже после критической отметки 70. Анализ верблюдоиды указывает, что шкварк в зависимости от своего энергетического состояния способен вступить в брейк либо в самом раннем возрасте (при этом наиболее энергичные частицы способны за короткое время вступать в брейк неоднократно), либо в широком интервале значений t, вплоть до момента самораспада. Заметим, что для среднего энергетического состояния время вступления в брейк локализуется в двух главных максимумах верблюдоиды.

      В этих же координатах построен график плотности вероятности распада брейка, видна его тонкая структура. В состоянии брейка шкварки могут терять шарм или очарование, тогда возможен распад брейка.

      Проанализируем, как осуществляется процесс образования брейка. Сближение шкварка и шкварки подчиняется стохастической закономерности. Когда шкварк входит в область действия сил очарования шкварки, он переходит на спиралевидную орбиту. В случае, если шарм шкварка одного знака с очарованием шкварки, шкварк на короткое время переходит в неустойчивое состояние, на научном жаргоне именуемое «жених». Соответствующее неустойчивое состояние шкварки называется «невеста». После образования брейка шкварки именуются естественно «муж» и «жена».

       В этом состоянии весьма часты положения, когда собственные моменты количества движения, так называемые спины шкварка и шкварки параллельны, либо, что реже, антипараллельны в горизонтальной плоскости. Вот тут-то и наблюдается нарушение закона сохранения материи, о котором говорил ещё наш великий Михайло Ломоносов! Из ничего рождаются новые частицы – так называемые шкваркино, обозначаемые буквой Д, переходящие в дальнейшем в полноценные шкварки. Обычно появляется одно шкваркино, но возможно появление двух и более шкваркино!

      Переходя от теории к эксперименту, мы можем с огромной радостью констатировать, что недавно один за другим были обнаружены два шкварка в переходных состояниях «жениха» и «невесты». «Жених» находился в расцвете сил в среднем энергетическом состоянии. Видимо, с помощью туннельного эффекта он миновал основной пик верблюдоиды, но второго побочного максимума ему не удалось пройти. В отличие от «жениха», второй зарегистрированный шкварк, а именно «невеста», подошла к брейку в пределах основного максимума верблюдоиды. Сегодня было зарегистрировано образование брейка. Мы стали свидетелями редчайшего события, товарищи! Поприветствуем новые частицы, вступившие в брейк! Будем ждать новых феноменов!»

       Кажется, я прочитал этот доклад на свадьбе Вадима, моего коллеги по лаборатории. В качестве свадебного подарка тогда мы от лаборатории подарили молодым картину одного из Митьков с красочным лубочным изображением пьяницы, ещё сырую и не покрытую лаком. Я сам ездил к автору в мастерскую и выбрал её. Думаю, сейчас она стоит бешеных денег. 

      Но не принёс наш подарок счастья: через несколько лет пришлось мне сказать несколько слов над могилой Вадика — талантливый молодой учёный, кандидат наук, погиб чисто по-русски — от пьянства. Наверное, этому способствовали и наши корпоративы. В общем, «лучше водки — хуже нет», как говорил наш незабвенный премьер Черномырдин.

      Окончание научно-исследовательской работы после проведения испытаний и написания отчётов, так называемый конец заказа, сопровождалось премией, часть которой положено было торжественно пропить. Помню, однажды мы отмечали конец заказа аж в большом зале ресторана гостиницы «Европейская».

      Свой сорокалетний юбилей я справлял сначала с друзьями семьи дома, а потом с сотрудниками не в купчинской квартире, куда бы вряд ли все добрались, и не в ресторане (денег-то не было), а на квартире моей сотрудницы Иры, которая жила рядом с «Гранитом». Конечно, подготовил шуточную фотовыставку о моей семье и жизни. Так что родной коллектив, в котором к тому времени я проработал уже 15 лет, был для меня, по существу, второй семьёй. Такой тёплой компании ни на одной работе у меня больше не было – ни на кафедре в Военмехе, ни в Советах, ни в фирме, ни в Законодательном Собрании.


               Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/18/691
         Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/18/712
 Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967