Жатва 36

Борис Гуанов
      
      Доцент на кафедре и в лаборатории.

                7.2.4. ВОЕНМЕХ.

      О конкурсе в Военмехе я услышал от моего бывшего сотрудника Сергея Смекалова, который перешёл в Военмех ещё раньше. Он дал мне телефон только что назначенного заведующим кафедры общей физики профессора Владимира Сергеевича Мыльникова. Руководство кафедры сменилось в связи с тем, что прежний завкафедрой Юрий Петрович Савельев стал ректором Военмеха. Я позвонил, мы встретились, и, видимо, я произвёл на Мыльникова хорошее впечатление.

      Потом было представление меня коллективу кафедры и пробная полноценная двухчасовая лекция перед полной аудиторией студентов и сотрудников кафедры на тему «Уравнение Шрёдингера и соотношение неопределенности Гейзенберга». Ну, выступать я уже умел, лекцию провещал без бумажки, не экал и не мекал, так что серьёзных замечаний не заработал, и был принят на должность доцента по переводу из «Гранита» в связи с избранием по конкурсу.

      В «Граните» начальство меня особенно не отговаривало и ничего не могло посулить, чтобы я остался. Я ушёл, даже теряя в окладе: в «Граните» под конец он был 250 руб., а в Военмехе – на первых порах 200, зато была перспектива. Со своей группой расставаться было печально, но все понимали, что наш корабль тонет, уж тут спасайся, кто может.

      Всё это произошло в августе 1987 года, и мне надо было срочно создавать свой курс лекций. Писал я его на ходу, готовясь к очередной лекции, и за 3 семестра исписал несколько больших толстых тетрадей. Готовился к лекциям я добросовестно, по нескольким источникам, выбирая всё лучшее для понимания предмета. Поэтому, по существу, получилась основательная книга – выверенный, добротный учебник по общей физике – от механики до квантовой механики. Жаль, но до его издания руки не дошли.

      Кроме чтения лекций, я вел лабораторные работы и семинары по решению задач. Вот, например,

                КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
                практических и лабораторных занятий на II курсе факультета САУ
                (1988/89 уч. год – осень)

Неделя           Тема практического занятия, контрольные мероприятия.                № лаб. работы

1-3.9                1-ая лаб. работа

5-10.9                1-ая лаб. работа
12-17.9                Волны
19-24.9                Интерференция
26.9-1.10                с/х работы
3-8.10                с/х работы
10-15.10                с/х работы
17-22.10                2-ая лаб. работа    
24-29.10                Дифракция. Поляризация. Дисперсия.
31.10-5.11                коллоквиум
9-12.11                3-я лаб. работа
14-19.11                Теория относительности. Тепловое излучение.
                Квантовая оптика.
21-26.11                4-я лаб. работа
28.11-3.12                Элементы квантовой механики.
5-10.12                Строение атома.
12-17.12                контрольная работа
19-24.12                Физика твёрдого тела. Ядро.
26-31.12                зачётное занятие

      Как видно из этого плана практических и лабораторных занятий, в Военмехе мне пришлось вспомнить и добрые старые времена, когда меня школьником, студентом и молодым специалистом гоняли «на картошку» в помощь селу. Теперь на три недели в октябре я ездил в совхоз «Детскосельский» надсмотрщиком за студентами, отправленными на добровольно-принудительные работы. Но надзирать я не любил, поэтому работал со своими студентами и спал на тех же нарах, что и они. Правда, в отличие от них, у меня был «Москвич», и я мог иногда укатить в город.

      Разработанная мной Рабочая программа лекций только по этим разделам физики на осенний семестр включала около 80 тем и была рассчитана примерно на 30 лекций, т.е. я писал по две новых лекции в неделю.

      Помимо учебного процесса, на кафедре велась научно-исследовательская работа по созданию дифракционных решеток на основе жидких кристаллов для управления лазерным излучением. Её вел Михаил Грознов, работавший ранее в ГОИ, и я был брошен ему в помощь по лазерной части. Взялся за дело я рьяно, и вскоре на заседании кафедры меня ставили в пример. Кроме того, я был полезен тем, что перетащил кое-какую лазерную технику из «Гранита» на кафедру.

      Преподавательская нагрузка была серьёзной - около 40 академических часов в неделю. Часто приходилось читать две и даже три пары часов подряд для нескольких потоков в больших аудиториях, так что под конец голос садился почти до хрипа. На фото я у доски и у лазерного стенда в лаборатории.

       Лабораторные занятия строились на опытах, которые были придуманы, наверное, полвека тому назад и расписаны в методичках. Студенты самостоятельно по этим методичкам ставили эти опыты, так что мне оставалось только наблюдать и проверять отчёты по лабораторным работам. Это занятие навевало на меня скуку. Я попытался внести что-нибудь современное в этот закоснелый процесс и поставил новую лабораторную работу «Электрооптический эффект Поккельса», своими руками соорудив установку и, естественно, сочинив для неё методичку.

      Самое неприятное для меня было принимать зачёты и экзамены. Уровень знаний студентов второго курса повергал меня в полное уныние. Просто удивительно было, как некоторые из них поступили в институт, не зная законов Ньютона. Особенно отличались своим невежеством весьма симпатичные девушки. Я просто клещами вытягивал у них на экзамене хоть какие-нибудь крупицы знаний. А они глядели на меня своими чудесными глазами и молчали. По натуре я человек добрый и не мог видеть девичьих слёз. Поэтому приходилось как-то натягивать на троечку с помощью дополнительных вопросов, совсем уж элементарных. Одна девица своим полным молчанием чуть не довела меня до преступления с применением насилия. Проверка стопок контрольных работ и отчётов по лабораторным занятиям тоже была очень нудным делом.

      С Мишей Грозновым мы работали дружно, но по сравнению с уровнем техники, какой уже был в «Граните», здесь всё было довольно убого. Финансирования научно-исследовательских работ практически не было, все жалкие деньги уходили на зарплату сотрудников, из которых добрым словом вспомню молодых инженеров Валеру Швеца и Игоря Савина, а покупать аппаратуру, материалы, ездить в командировки было не на что, негде и некуда. Так что особого прогресса в создании модуляторов света на основе светоуправляемых жидкокристаллических дифракционных решёток не наблюдалось. У меня не хватало и времени на науку из-за сумасшедшей нагрузки учебным процессом. В общем, жизнь доцента была нелегка.
 
      Но главная моя забота была о том, чтобы получить в дополнение к должности учёное звание доцента. Для этого надо было написать научно-методическую работу, и под моей редакцией в 1990 году был создан хороший задачник «Методы решения задач по оптике», содержащий в сжатой форме основные теоретические сведения, необходимые для решения 140 задач, снабженных проверенными ответами, и подробный разбор решений 72 типовых задач. Я сам написал большинство разделов и отредактировал остальные, написанные сотрудниками кафедры. Через десяток лет новый завкафедрой Дмитрий Леонидович Фёдоров говорил мне, что хочет переиздать эту работу, так что, действительно, она была сделана добротно.

      На заседании кафедры 24 мая 1991 г. Учёному совету Военмеха 18-ю голосами при одном воздержавшемся (интересно, кто же был мой тайный недоброжелатель?) было рекомендовано представить меня к учёному званию. В представлении Учёного совета в ВАК написано:

"4. Стаж педагогической работы в ВУЗах, в том числе в Ленинградском механическом институте – 3 года 9 месяцев. Общий научно-педагогический стаж – 8 лет. … Общий стаж трудовой деятельности 28 лет.

5. Ведёт общий учебный курс физики по всем разделам программы: читает лекционный курс физики, … ведёт семинарские и лабораторные занятия. Участвовал в научно-организационной работе на кафедре физики по договорам … посвящённым разработке и использованию светоуправляемых жидкокристаллических модуляторов света, в ряде работ на кафедрах № 3 и № 18 по расчёту систем оптической локации и экспериментальным исследованиям волоконно-оптических устройств, в настоящее время по договору … принимает участие в теоретических исследованиях стабилизированного по частоте лазера на кафедре физики.
      Результаты работ используются в учебном процессе. Разработал и поставил лабораторную работу № 79 «Электрооптический эффект Поккельса» в учебной лаборатории оптики, в стадии разработки – ещё три лабораторных работы с использованием лазеров, в том числе по исследованию форм поляризации света и по голографии.
   Согласно данным анкетирования, получил положительную оценку уровня работы.

6. В руководстве аспирантами и соискателями, а также в специализированных и экспертных советах участия не принимал. Неоднократно руководил дипломным проектированием студентов, рецензировал дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации, руководил стажировкой молодых специалистов. В 1982 г. присвоено звание «Лучшего наставника молодёжи» ЛНПО «Гранит». В ЛНПО «Гранит» в течение ряда лет руководил учебной работой кафедры № 1 Народного университета технического прогресса, читал специальные курсы лекций по лазерной технике для работников ЛНПО «Гранит». В 1984/85 учебном году признан победителем общественного смотра работы Народного университета и награждён Почётной грамотой.

7. С 1969г. по 1987 г. в ЛНПО «Гранит» участвовал в проведении ряда крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, руководил работой группы по созданию одного из основных устройств системы, принимал активное участие в лабораторных исследованиях и натурных испытаниях экспериментальных образцов системы. Был научным руководителем поисковой научно-исследовательской работы, завершившейся созданием экспериментального образца устройства. На кафедрах ЛМИ продолжил научно-исследовательскую работу. Автор 27 отчётов по НИР и ОКР общим объёмом 1313 стр.. Ленинградским областным советом ВОИР награждён почётным знаком «Изобретатель СССР».

8. В течение ряда лет в ЛНПО «Гранит» исполнял обязанности профгрупорга сектора. В 1990 г. был избран народным депутатом Ленинградского городского и Фрунзенского районного Советов. В Ленинградском городском Совете работал в постоянных комиссиях по науке и высшей школе и по воспитанию и народному образованию, во Фрунзенском районном Совете – заместителем Председателя Совета по социально-культурным вопросам.

                III. Основные научные и методические труды.
      Имеет 98 публикаций, из них 96 научного и 2 –учебно-методического характера. Является автором 24 изобретений, 20 статей, 21 доклада, 5 монографий. … После защиты диссертации опубликовал 27 научных и 1 учебно-методическую работу, используемую в педагогической практике. … За время работы в занимаемой должности создано 3 печатные работы.

                IV. Данные апробации профессиональной деятельности.
      Перед избранием на должность аттестуемым проведена открытая лекция в присутствии основного состава кафедры физики, за время работы его лекции неоднократно посещались преподавателями кафедры. В мае 1991 г. на методическом семинаре кафедры он сделал сообщение о новой лабораторной работе. Для обмена опытом аттестуемый выезжал на кафедры физики ЛГУ, ЛГТУ и ЛИСИ".

      Кстати, в ЛИСИ я был у старого приятеля - Саши Люисиса, мужа нашей одноклассницы Иры Красовской, тогда замдекана и доцента кафедры физики, ставшего впоследствии отцом Александром, крёстным отцом нашего Ильи, освятившим наши квартиры и дома в Лисьем Носу. Вот как физика ведёт к Богу!

      В прилагаемой характеристике, подписанной ректором Савельевым, председателем профкома Степановым, секретарём парткома Смирновым, завкафедрой Фёдоровым, профгрупоргом Нечёсовым и партгрупоргом Васильевой, кроме всего этого, отмечено:

      "Б.С. Гуанов является куратором учебной лаборатории оптики. … Выполняет обязанности ответственного по кафедре за связь с редакционно-издательским отделом института. За время работы на кафедре сделал доклад на Всесоюзной конференции «Автоматизация оптических измерений» в Севастополе и опубликовал статью в академическом журнале «Письма в ЖТФ». …
 
     В комиссии Ленсовета по науке и высшей школе специализируется в области содействия развитию технологических парков и технополисов. Автор ряда публицистических выступлений в прессе.

      Отношения с коллективом кафедры хорошие. По характеру доброжелателен и корректен с коллегами. Пользуется авторитетом среди сотрудников".

      Необходимые документы были посланы в ВАК, и учёное звание доцента было добыто 4 июля 1991 года.

      Итак, мой переход в Военмех можно было считать удачным, но вот такой атмосферы в коллективе кафедры, какая была в лаборатории «Гранита», и в помине не было. Заседания кафедры напоминали змеятник, где то из одного, то из другого угла раздавалось злобное шипение.

      Самым неуживчивым характером отличались доценты Виктор Сергеевич Т. и Кадер Абдулхакович Х., внешне напоминавший атамана Хасана из «Али-бабы», правда, не одноглазого. Наиболее приятное впечатление у меня осталось от моих старших коллег доцентов Ирины Евгеньевны Костыговой и Евгения Тарасовича Крылова, а старший преподаватель Галина Асташина, кажется, испытывала ко мне симпатию, но, увы, без взаимности. Королевой красоты кафедры, без сомнения, была ассистентка Людмила Васильева. Уважение у меня вызывал старший преподаватель Олег Нечёсов, который впоследствии, как я слышал, в роковые 90-е годы пытался заняться предпринимательством и дошёл до суицида. Другой старший преподаватель Сергей Церковный оказался нашим соседом по Горелово, но мы как-то не сдружились.

      С Мыльниковым у меня сложились хорошие отношения, он даже как-то пригласил меня к себе домой. Вся его квартира была увешана картинами, оказалось, что он был близким родственником известного художника. Однако атмосфера на кафедре ему тоже явно не нравилась, и он ушёл, оставив заведующим своего заместителя Д.Л. Фёдорова.

      С ним я тоже ладил, и через много лет, когда я занимался антиквариатом, он пришёл в наш магазин и предлагал мне вернуться на кафедру. Видно, хороших лекторов не хватало – зарплаты-то были нищенские, но не это для меня было важно. Я, вспомнив тот дух подсиживания и интриг, вовсе не жаждал снова окунуться в это болото, тем более что был уже увлечён реставрацией живописи.

      Как знать, если бы я не стал депутатом, если бы вернулся на кафедру после разгона Советов и даже позже если бы принял приглашение Фёдорова, наверняка я бы защитил в Военмехе докторскую диссертацию и стал профессором. Но не судил Господь. Кстати, мои ученики Макаров и Лентовский позже тоже перебрались в Военмех, причём Вадим стал заведующим кафедрой. В 2007 году мне довелось снова встретиться с Фёдоровым в конфузных обстоятельствах, но об этом я расскажу далее.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/16/2303
             Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/16/2317
     Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967