2. Выбор профессии, -выбор судьбы. продолжение

Надежда Мартынова45
 
 
 
начало: http://www.proza.ru/2015/12/22/2413

               
            Выпускница.Июль 1962 года. Отдых в Латгалии.(продолжение)

   
         Это письмо я получила от Володи в Латвии, в  п /о Аглона,городка Сомерсет, где после школьных выпускных экзаменов  мы с подругами отдыхали и  готовились к, предстоящим в августе, вступительным экзаменам в Университет.
 
   
 
 
                « Сестрёнка*, Наденька, здравствуй!
   
     Вот уже почти сутки как мы с тобой расстались. Точнее, прошло ровно 23 часа.Проснувшись, я почувствовал какую-то, понимаешь, пустоту. Как будто чего - то мне не хватает, что - то произошло. И я понял, что это от того, что ты уехала, что нет тебя рядом.

Теперь я не могу ни позвонить, ни встретиться с тобой. А ты уже, наверное, проснулась, сидишь,  смотришь в окно поезда, за которым бегут поля,  леса, сёла. Счастливая!Через два часа ты будешь на месте.

На работе весь день чего – то не ладилось, а после работы решил покататься на велосипеде. Ехал  тем – же   путём, которым ездил в вашу школу. Думаю, сейчас заверну на Промышленную улицу  и увижу вас там. Мимо Варшавского вокзала, здесь мы были вместе ещё  вчера.

По Московскому проспекту, вот и ДПШ  ( дом пионеров и школьников), куда мы приезжали целый год. Потом поехал  на Киевское и Московское шоссе, а по Южному выскочил на Ивановскую улицу, около стоянки  такси, где брал машину, когда мы с тобой гуляли до поздней  ночи.
   
Еду по улице Полярников. Мимо твоего дома, и так ясно представляю себе, как звоню, а Валентина Николаевна открывает дверь и говорит: « Надя, к тебе Вова пришёл!»Улица Московская, проспект Елизарова, - красный свет, останавливаюсь.

Здесь, на этом перекрёстке, ещё зимой, я уговаривал тебя пройти ещё хоть остановочку, а ты спешила домой. Еду по улице Седова, поворачиваю направо на улицу Бехтерева, затем на улицу Хрустальную. Около этого поворота шли мы зимой  в снегу,  по маленькой тропке   и мечтали, о том что с нами будет лет через пять, десять...

 А в последнюю нашу прогулку на этом месте мы обещали друг другу говорить всегда честно и, если кто разлюбит,  то сказать, сразу, не таясь. Еду дальше, улица Дёминская, проспект Обуховской обороны, площадь Александра Невского,на этой остановке мы  тоже часто расставались.

Дальше по Старо-Невскому проспекту проезд закрыт, параллельными  ему  улицами выезжаю на Литейный проспект, затем на набережную, где мы шли с тобой ещё вчера.На часах  и время то же 18-40, также светит солнце и приятно тянет ветерком с Невы.

Кировский  мост, здесь мы шли впервые под руку из театра Ленинского комсомола, но мне больше нравится брать тебя за руку, так я чувствую, что ты со мной.Вот я и дома,печатаю фотокарточки,и вспоминаю, как мы печатали их с тобой. Позже сажусь писать письмо...

Наденька, извини, что  я « вдарился» в воспоминания! Дорогая, милая  сестрёночка! Вся прошедшая неделя мне кажется сладким, приятным сном, хотя сны мне давно уже не снились. Пиши, пожалуйста, скорее ответ. Пиши чаще и больше.
До свидания.

Целую, если разрешаешь, а, впрочем, фотографию и так. Твой Володька.

03.07.62
 
P.S.
Письмо отправлю завтра, так как мне надо ещё  переписать   несколько песен и дождаться, когда высохнут фотокарточки. В пятницу отправлю следующее письмо."




*Наши обращения между собой: « бабка , сестрёнка, братишка »  нас  сближали ,  роднили  и   всем нам   очень нравились...
Выдержки из  сохранённого   письма  ко мне в Латвию, тому подтверждение.
 
                ***


         Инициатором  нашей  поездки в  Латгалию, восточную окраину  Латвии,  была Тамара. Там,  на хуторе  в  «Лучкино»  вместе с  родителями она провела  не одно лето.

У  трудолюбивых   хозяев, чаще латышей, всегда свежее  молоко, сметана и творог, и зелень  с огорода. На каждом  хуторе был  свой лесок, и хозяйке давно известно место каждого нового, завтрашнего  гриба.

В лесу, недалеко от  дома  - озеро (Гульбинка), где на берегу росла ярко зелёная сочная травка, любимое место выпаса  хозяйских коров,коз  и овец. На озере  под соснами  небольшой пляж, мостки и лодка.

Утренний улов заботливой хозяйки, Вассы Семёновны, мы  частенько готовили на обед, но чаще нас ожидала пожаренная рыба  к завтраку.

Мы были в восторге от запаха свежего сена и берёзовых веников в доме,от  белизны  его широких половиц , чисто выскобленного  пола. А главное, на хуторе все окунулись  в   тишину...

        Заканчивая  десятый класс, мы усиленно готовились к выпускным экзаменам.С осени  в  десятом классе для совместных дополнительных занятий я неожиданно  объединилась с Таней  и Галей.

У меня  дома были самые благоприятные условия для  занятий и девочки частенько  приезжали ко мне, на улицу Полярников, где мы добросовестно учили по порядку все  билеты по разным предметам.Недавно с Галей мы вспоминали то время...

        Оказывается, у  Гали очень  ярко сохранился  в памяти образ  моего папы. Ей были удивительны  его  ласковая  забота  обо мне и  наше  с ним дружеское общение.Гале очень нравились его искренние разговоры по душам за чаем и с ними,  моими  подругами.
   
Запомнилась ей и моя Сергеевна, моя  любимая  бабулечка. Как хорошо, что мои подруги и сейчас  со мной и есть с кем вспомнить и помянуть наших родных и  близких!

        Мы с Тамарой  готовились  к поступлению  на геологический факультет  и наши  основные предметы:устная и письменная математика, физика,  сочинение  и французский язык.

        Нина К., наша одноклассница,  поступала на филологический  факультет, ей не нужно заниматься ни математикой, ни физикой. У неё главное внимание на  литературу  и языки, русский и французский.
 
        С нами на отдых поехала Ира – бабка, наша ровесница, но её  выпускные экзамены будут только через год,она учится  в школе для слабослышащих детей.

В детстве Ира сильно  заикалась,и её направили в эту спецшколу, где время учёбы 12 лет. Мы частенько подтрунивали над ней, обыгрывая, порой и  жестоко,её двенадцатилетнее  обучение.

Мы посмеивались, а  занятия в этой школе определили судьбу подруги,на следующий год Ирина поступила на дефектологический  факультет Ленинградского педагогического института и  успешно его окончила.

         Мы отлично отдыхали на хуторе и, не перегружая себя, готовились к  вступительным экзаменам. Выпускные  экзамены у нас были  сданы успешно,  да и  учились мы в школе  на хорошо и отлично, поэтому  чувствовали  себя вполне  подготовленными к предстоящим испытаниям.Но всё равно  ожидали  их с волнением и тревогой, ведь от случайных  неудач,страховки у нас  не было.

         Чтобы  как можно раньше  уехать в Латвию, мы решили  не дожидаться  дня открытых    дверей  на геологическом  факультете Университета, а попросить    Володю  в начале июля побывать на этом мероприятии и всё нам подробно описать.
И вот  мы читаем его письмо:
   
         « Девчонки,  привет!
Зря,конечно,что я не дождался письма от вас.Пишу только потому,что надо написать,что узнал в Университете.Но об этом позже,так как я там ещё не был...

         Вчера вечером зашёл Лёша Г.,- он уходит в поход, в Карелию,счастливчик! 7 июля, это ещё и суббота,у Лёши день рождения, и там будут самые стойкие "горожане" из наших кружковцев.
 
         В Университете было всего 14(без меня) человек.Собеседование проходило в деканате,а точнее,в кабинете декана геологического факультета. Декан,тучный,начинающий лысеть,с седыми усами и бородкой,старичок,говорил низким густым басом,не спеша и спокойно, как дома.

Первым делом декан  спросил у нескольких человек ( в это  число попал и я), что их привело на геологический факультет Университета.Кто говорил, что его привела работа,кто - раньше занимался этим делом, у кого родители – геологи. А когда он спросил меня, я ответил: « туризм».

« Что – ж,не плохо» - сказал Сергей Сергеевич, так зовут декана.

Сергей Сергеевич Кузнецов говорил,что тем, кто поступает в этот год, здорово повезло, в прошлом году школы Ленинграда окончили  двадцать тысяч выпускников, а в этом всего две тысячи(в большинстве школ в 1962году появился одиннадцатый  класс). Советовал звать на факультет  своих знакомых, и всё успокаивал нас:

« Не трусьте,это самое главное. ГотОвьтесь, как следует, и постУпите. Главное, -  не трусьте, спокойно, всЕ пройдёте! »
 
Рассказал он нам о том, что на первом курсе будет поровну теоретических занятий - лекций,  и  практики.В летнюю учебную  практику, за  полтора месяца  студенты успеют поработать в Саблино,в Кузнечном,и в Боровичах на топографической и геологической практиках.

После второго курса всех ждёт учебная практика в Крыму!

После третьего и четвёртого курсов ожидают четырёхмесячные  геологические  производственные практики.
 
Книги для занятий  можно будет брать в библиотеке.Но по общей химии,по геологии  и кристаллографии   несколько книг  он советовал купить.

В  этот год  на дневное отделение  примут 100 человек, на вечернее,- 25.
Консультации  к экзаменам уже идут,начались с 3 июля.

Из 14 человек,присутствовавших  на встрече,большинство – парни, было  только   три девушки. После дневной школы всего четверо, пять  парней приехали из Магадана.

Когда Сергею Сергеевичу задали вопрос:
 
« ...как быть тем, у кого семья, могут ли дать семейным общежитие и прописать в городе?»,

он тут же стал звонить и узнавать, а одновременно рассказывал, что сам женился на первом курсе.У них с женой никак не ладилось с учёбой, и они  жили отдельно, каждый у своих родителей.

« Эти пять с половиной лет надо думать только об учёбе!» - призывал он.

« Физики теперь в моде, на физический  факультет на 300 мест подано 800 заявлений. Но физики – чудаки, они не учитывают, что без нас,- геологов,без руд, открытых геологами,  они не обойдутся.
 
А нефть! Без нефти не полетят космические корабли и самолёты, не поплывут корабли, и даже самые обыкновенные машины остановятся. Уголь..., он ведь тоже везде нужен.

Во всех пластмассах  содержится глина, но залежи глин и других строительных материалов, тоже ищут геологи.

Вот так, дорогие студенты, ( Сергей Сергеевич  всё время нас называл студентами, да, да, именно студентами, а не абитуриентами), физикам – то мы не будем  об этом говорить ( ну их!), а сами знать должны и будем ».

На прощание декан сказал, что  по пятницам в это время он всегда  в кабинете бывает, пригласил  смело заходить и опять добавил:

« Главное,  не трусьте, и будет всё хорошо!»


      Вот и всё, что было в Университете.Не помню, писал  ли  вам, что отпуск у меня с 25 июля, и мы в конце месяца с Лёшей , с  медвежонком  ( Ирой) и их мамами уезжаем на Кавказ.
                С приветом Володя. 06. 07. 62.

P. S.  Извините, что  письмо грязное, - часть его я  писал на заводе.   





http://www.proza.ru/2015/02/17/1613