Как мы подземны! Как мы надзвездны!

Кенга
      Глава из романа - эпистола "ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ"

Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2012/09/18/1019


                Давид - 11.10.02.
Впечатления о свадьбе у меня такие: ничего особенно сверхъестественного и характерного я не заметил, кроме соотношения в возрасте - на это, по моему впечатлению, и всеобщая реакция, главным образом. И еще ясно, что они себя (особенно жених) очень неуютно чувствовали под прицелом окружающих. А вот деталька с памятником железному для меня очень многозначительная и круг стал абсолютно ясен, но, опять же, ее недвусмысленная реплика мамаше тоже сказала о многом в ее пользу (что и Вы отметили, да и как не отметить). Но все равно интересно и хотелось знать - а как же именно? но ведь это и вам вряд ли ясно, потому что они, по всей видимости, довольно закрыты от окружения, по понятным причинам.
Читаю увлекательный роман Лескова "На ножах" - вот что надо снимать для сериалов! дух захватывает, и характеры, и довольно содержательно. Куда они смотрят? отечественных классиков не знают! Вы там свой человек на теле, подскажите им - золотая жила. На 50 серий!

                Галя -11.10.02.            
Для начала, я схватилась за последний, одиннадцатый том  (год издания 1958) Лескова, но там не нашла "На ножах", а потом увидала записку Бори,  что в этом собрании нет целого ряда произведений по сравнению с изданием Маркса С-П 1897 года. Какой обстоятельный человек! Перечислены все отсутствующие романы, в том числе  и еврейские заметки. Я хотела читать параллельно с вами.
Мы с Ксеней, кажется, из одного теста сделаны. Почему так и болтали, словно подружки. У нас с "открытостью" одинаковые проблемы, а может,  не проблемы, а такие характеры и отнюдь, не плохие?
Хорошо, что вы с Леней слегка  накачались. Иногда это так надо. Вот налью себе и выпью за Ваше здоровье. Так и поступила. Хорошо...
Но кто же мне сейчас внезапно позвонил? Ваша ОЯ! Так, ну Вы и скрытный господин! Она через Вас (Вы то, у нее "ты"), узнавала мой телефон и Вы ни слова!  Я получила приглашение на 22 ноября на "Письма". Представляю, как Вы мне завидуете! Сейчас пойду за второй порцией и напьюсь с горя. Клубок противоречий. Ну и коварный Вы, ни слова не сказали. А ведь коварная то, я. Когда я подарила ОЯ книги через мою МХАТовскю  «почти родственницу», обещанные ей Заходером шутливой распиской,  то специально не сказала Вам об этом. Думаю: - вот я его и расколю. Как только она ему расскажет о книгах,  Давид и скажет мне, что знает о них, а я буду гадать, ну и так далее. Нечего Вам всю мою хитрость и коварство рассказывать. Раскололась то я, а Вы - ни капли не расплескали. Ну, что у меня за характер! Ну и ладно, ну и пусть. Да, интересная у нас жизнь...  Вспомнили с ней сентябрь 93-го на Пицунде, дом Писателей. Общую ночную уху на море. Так и вижу,  как ОЯ задумчиво бродит босенькая по кромке воды, и все мужчины смотрят … на море…
 Зато Оля помнит мою красную летящую "африканскую бабочку", это нечто такое - когда раскинешь руки, и  подует ветер с моря, то возникают большие крылья...
Ну, прошу Вас, расскажите про все... Я попытаюсь  понять, мне станет легче преодолеть то, что меня томит. Я должна разобраться в себе и в Вас.  Ладно, как хотите... Целую. Ваша Галя.

                Давид - 12.10.02.             
Вы так остро реагируете на мои сообщения:  хорошо, что Лесков у Вас неполный. А вдруг бы Вам не понравился роман? Надо сказать, что он очень увлекательный по сюжету, но не настолько глубок, как даже Тургенев. Не знаю, почему. Я уж не говорю о своем любимце Достоевском, у кого и сюжет и глубина несравнимы ни с кем. Издание, между прочим, из новых - кажется 89 год - но там, в 12 томах есть все. Кроме, естественно его "Еврейских очерков". Я когда-то читал их в древнем издании, он там очень объективно пишет в историческом плане о евреях в России. Тем более странно читать у него в повестях - часто - обычные российские штучки в адрес "жидков". От этого никто не был застрахован, включая Чехова (за исключением Короленко).
А вот со "спасланием" вы меня умыли хорошо! Вот это оскандалился! Каюсь, моя память очень мало хранит вообще, а "Винни-Пуха" в частности, сказывается то, что его мои дети читали уже без меня. Хотя другие перлы мне оказались знакомы.
Еще мне понравилась Ваша соседка, обнаружившая, что толстеет - она  наблюдательная! А то одна моя давняя знакомая заметила опасность только когда увидела, что в одну створку не входит, так что - следите за руками!
Еще я забыл написать Вам о намерении Табакова разогнать труппу. Это - серьезно. И я его понимаю, иначе ему не выжить там или, как минимум, не сдвинуть эту телегу с места. Вы не представляете, что такое репертуарный театр - это банка с хищниками, которые подъедают друг друга, но при надобности дружно съедают руководителя. Ефремов был несъедобным, но театр он не поднял. Табаков тоже, вообще-то, не очень съедобен - но ему необходимо поднять театр. Он честолюбив как дьявол. Доживать свой век, как Ефремов, его не устраивает - ему еще слишком долго. И он не пьет. Так что энергию девать некуда.
 А ведь все это, извините, гадюшество возрастает пропорционально квадрату статуса театра. И МХАТ в этом смысле - вне конкуренции.
Конечно, это жестоко по отношению к ЛЮДЯМ. И вряд ли дадут ему это сделать. Разве что всем дадут ХОРОШЕЕ выходное пособие.
Но если посмотреть на артистов в спектаклях "ведущих театров" внимательно - у них на лицах все написано, все отражается, никуда не денешься. За редкими исключениями - в глазах озабоченность совсем другого толка и плавная потеря мастерства. Вчера я попробовал посмотреть мхатовскую "Женитьбу", актеры играют мастито - но я не выдержал и 10 минут. До того это пусто и бессмысленно. И ни одного живого слова - кривлянье. Я стал театроненавистником. Сохранились малые крупицы, поэтому я не то что завидую Вам 22 октября, а радуюсь за Вас. Я видел две-три репетиции и премьеру (в 2000 году) - и на меня веяло театром Эфроса, хотя режиссер этого спектакля абсолютное пустое место. Но он не мешал, и Ольга делала все сама, уж я-то знаю, хвала Табакову - его заслуга, что он дал ей развернуться и сам играет весьма скромно,  не натягивая одеяло на себя. И, в общем, он получается на месте. Пьеса не проста и надо привыкнуть к условности временной и возрастной. До этого спектакля я уже не помню, когда мне нравилось в драме (когда я волновался), а после - до сих пор пусто.
Про телефон я не сказал подсознательно - совсем не факт, что она позвонила бы, чего же зря мне трепаться, так я понимаю, почему тут же забыл о телефоне. Да и важно ли это?
А теперь я Вас целую и пойду выпью и закушу. (Два алкоголика!) – Д.

                Галя - 13.10.02.
Давик, у меня как раз нет чтения. Вы мне подсказали. А Борис просто обожал Лескова, поэтому и лежит лист с перечнем отсутствующих любимых произведений. 
Насчет разгона труппов - заговорил не только Табаков. Видимо это назрело или витает в воздухе. Я думаю, что моя знакомая материально  справится, только вот душевно будет тяжело. А Ваш рассказ о хищниках очень увлекателен, и видимо, точен, недаром я узнала от нее, что сбор труппы называют "Иудин день". Вы должны это знать.
Отслушала по «Культуре» прямую трансляцию вечера Башмета из консерватории. Трудные для меня вещи исполнял. Понравился Паганини. Был Шостакович, да, здесь наши вкусы не совпадают. Но в целом доставил удовольствие. Целую. Ваша Г.

                Давид -14.10.02.
Прочитал главу об учениках. Я следил за тем, как постепенно увеличивается "прессинг на Эдика". Но в конце дико хохотал. Последняя фраза убийственная, я доволен. Если раньше было еще жестче - то пусть так и остается и возможно Усачев был прав. Очень хорошо. Вот это страж - любой такому может позавидовать.
Но ведь пока что Вы вообще не знаете его реакции? Я бы на его месте отказался читать: пишите что хотите, я вам доверяю. Ну, вот если бы Вы долго упрашивали прочитать... я бы милостиво согласился! (Да он штучка еще похлеще Эдика! - воскликнула она.)
Есть мелочи, но сейчас это неважно.

                Галя -14.10.02.
Несомненно, Вы меня порадовали рецензией на главу. Как порадуется Эдик? Я заранее прикидываю варианты. Вообще-то жестко, но есть и слова, которые окупают это. Если у него хватит широты мышления, он согласится, хотя и будет огорчен. Я заранее прикинула варианты моей реакции, чтоб с ним не ссориться.
Приехали соседи. О Ваньке -  милое продолжение  свадьбы. Дорманы вернулись в Москву  на следующий день, и дома застали уже одного Ваню. Всю неделю мальчик жил дома, как и раньше. Занимался сочинением музыки на компьютере, пил чай, отращивал розовые щеки на маминых харчах, показывал музыку маме и сообщил, что они собираются снимать квартиру с ноября. Все довольны. В Комаровку приехали их друзья прощаться с летом и посмотреть на дом.
Я весь этот день находилась под гнетом воспоминаний, оживленных погружением в тетрадки БЗ. Пила, вместо укрепляющего - успокаивающие капли, но это мало помогало. Когда забежала к соседям на сумасшедший запах шашлыка, то увидела  симпатичную новую для меня компанию. Это, так говорят, весьма известный пианист - Алексей Гориболь, и еще более известная пианистка, она же бывший вундеркинд - Полина Осетинская.  С ними   дама восточного типа - их импресарио. Музыка, которую исполнил Алексей, восстановила моё потерянное равновесие. Видимо, они до меня, слегка пригубили, так что он был в приподнятом настроении, но почувствовав еще и мою реакцию, совсем разошелся, был так эмоционален, что не только  сам подпрыгивал, но и все вазочки, и предметы, лежащие на рояле. Напоследок Алексей, стоя, заканчивал что-то  из Чайковского. Потом села к роялю Полина. Она еще и пела из "Пиковой дамы", а он грациозно танцевал, изображая танцкласс. Потом они играли в четыре руки  так, что уже не только вазочки, но и сам рояль начал подпрыгивать. Тосты гостя в честь Тани говорят о том, что он высочайшего мнения о Тане, как певице, актрисе и вообще личности. Для меня у него тоже нашлись хорошие слова, как  слушательнице, с редкостно-молодыми глазами. Кофе пошли пить ко мне. Мы любим разделять приёмы на два дома. Им понравилась аура нашего дома, мои работы. Сели к роялю, при этом Гориболь заметил, что теперь вообще редко встретишь дом с роялем, но что бы на таком малом пространстве сразу два - вообще неслыханно! На этот раз был Безе - "Кармен" - они исполнили в четыре руки и еще при этом пели - всю оперу! Было несомненное мастерство, помноженное на озорство. Снова пили разное и пели на несколько голосов какой-то детский канон Моцарта, начиная с одного голоса и постепенно подключаясь, с самого начала, другие голоса (Тани и Саши). Так каждый пел с отставанием на определенный такт, а получалось необыкновенно музыкально. Возвращаясь, Саша провалился в собственный бассейн, величиной с антенну-тарелку, коим он первоначально и был. Таня прибежала ко мне за сухими носками для мужа. На этом вечер закончился.
Сегодня утром навестил "удачливый", который привез материальное воплощение творчества БЗ. Мы с ним обсудили возможности проведения вечера памяти. Он очень хорошо говорил об Андрее Усачеве. Я вас обнимаю.

                Давид - 15.10.02.
Да, плотность роялей на  квадратный метр в Комаровке, действительно, явление аномальное. И на эти-то рояли как мухи на мед слетаются виртуозы-пианисты, к Вашей радости. Таких фамилий я не слышал, но по вашему описанию мне стало ясно, что это пара симпатичных озорников (сродни Гаврилину) и жалею, что не довелось их послушать - особенно в домашней обстановке.
Вообще, я жду того момента, когда вам станет скучно и-мейлиться со мной - живу я какой-то пустой жизнью, эта мысль преследует меня все больше. И вот свершилось еще одно "опустошающее" (эгоистически!) событие: в воскресенье мои уедут на неделю-две...  у них родилась внучка, и дальше неизвестно. А я сегодня жду сына с визитом. У него выходной, обычно он бывает у меня часов пять.
Как идет евроремонт? двор еще они не застилают кафелем?
Не сердитесь. Целую Вас. – Д.
 
                Галя - 16.10.02.   Зачем пишу? Помолчи, женщина!
Давик, хороший друг мой, неужели Вы не видите, что я сама боюсь того же, что Вы остынете ко мне и мы заскучаем друг с другом. Ведь совершенно ясно, я жду от Вас не событий извне, хотя без них никуда, а мне нужен Вы, Ваш внутренний мир, даже если Вы просто будете сидеть дома в одиночестве. Вот  для чего я. Поделитесь со мной. Я, может, как никто другой, пойму. Мне подчас хочется с Вами беседовать вовсе не о том, что происходит вокруг меня, я бы с радостью больше писала о своих чувствах, быть может, неуместных по ряду причин. А приходится сдерживать себя и говорить о внешних событиях, они то и уравновешивают мои внутренние противоречия. Противоречия естественные - я вижу, что между нами совсем разные друг к другу отношения. У меня, увы, перевернута страница и я - чистый лист. И  так случилось, он начал заполняться. У Вас же, вся страничка заполнена еще до меня. И, заветный уголок принадлежит не мне. Мне в этом не повезло. А я, что чувствую - готова всем поделиться. Но  беда моя в том, что я чувствую, а вы (во всяком случае, по отношению ко мне) - нет. И тогда всегда, почти всегда молчание - тогда у меня начинаются раздумья о правомерности моих чувственных откровений, а без них я получаюсь выхолощенной. Я - уже не я. Вы чуткий, сразу это ощущаете.  Как я по несколько раз перечитываю любое слово от вас, где могу усмотреть ласковое обращение, намек, которого, возможно и нет совсем, на более теплое чувство, чем просто ответ на предыдущее письмо. Вы не скрываете, что есть причины. Я допускаю разные, о которых принято умалчивать, но, как в том анекдоте, что думает мать и что жена о задержавшемся мужчине. Мать думает: - надеюсь, он у любовницы и с ним ничего не случилось. А жена - совсем наоборот. Так вот, я думаю, сами понимаете как ...  Это ответ на Ваш вопрос, даже не вопрос, а сомнение в прочности наших нынешних отношений. Надеюсь, я не выгляжу просительницей? Я в силах справиться с собой, хотя это и не так просто. Любящая Вас Галочка.

                Давид -17.10.02.    
Никак я не ожидал такой реакции на мою фразу, которая означала только то, что означала. И за себя я никак не боюсь - Вы не можете наскучить, Ваши письма, наполненные и интересные, потому что такой Вы живете жизнью, такой вы человек. А я действительно последнее время недоволен собой и живу не в ладу с собой. Конечно, об этом надо молчать - но тогда и получается, что остается писать только о событиях внешних, а их кот наплакал, вот Вам и заколдованный круг. Вы сами написали все - и за себя и за меня, такая вы натура. И в принципе - верно. Но Вы же не можете не понять, что моя "скрытность" вовсе и не скрытность, а просто тактичность и чувство вкуса - просто было бы нелепо изливаться мне Вам в подробностях. (Я и так-то боюсь очень боюсь потерять вас, п ч действительно ценю Вас как редко кого. И чувствую себя без вины виноватым перед Вами...) Ради Бога, постарайтесь понять, отчего я "молчу" и ухожу от объяснений и разъяснений, п ч слишком запутанно и... да ладно напишу - больно. Выход у меня один - поменьше думать и не ворошить. Простите, Галочка, дружочек мой хороший, и так я много наболтал, больше не надо. Разве дело в подробностях? Ну что поделаешь, так там наверху распорядились и (я убежден) наказывают меня за прошлые грехи.
Ксеня не приедет уже точно.  А у меня на нее такие были планы - у нее ведь иврит,  которого у меня нет. Как близкому человеку, в чье хорошее отношение верю, признаюсь, почему я впадаю в "транс". Не только потому, что вокруг опустело, а потому, что давно не могу себя никак! заставить работать - отсюда вся блажь. Я потерял способность работать, ни о чем не думая - я думаю и это мешает и держит за руки (за руку). Я все понимаю, а преодолеть не могу. Хоть бы за новый перевод какой взяться, м б увлекся бы - но книга, которую давно хочу, отсутствует. Ее надо выписывать из Польши.
Гете идет очень трудно - главное сбивает то, что я есть абсолютный профан в этом материале. Но я буду копаться дальше. 
Но еще признаюсь - такое ощущение, что назревает какой-то переворот. Какие в жизни моей случались не раз. Но вот уже почти 12 лет живу, словно застыл в одной позе. В полной гармонии, так или иначе. И вдруг - слышу возбуждение под корой земной. Только возраст-то уже не для глобальных переворотов. И ничего не кристаллизуется - так, хаос темный.
Во загнул! Кто бы на стихи переложил. Чтобы чуть-чуть развеяться – сегодня, заглянул в Северянина - такое сочетание музыки и... смеха! сейчас это звучит с большим юмором. "Как мы подземны! Как мы надзвездны!" - Я очень развеселился. К сожалению, ненадолго.

                Галя -17.10.02.
Реакции от меня можно ожидать любой, но только в Вашу пользу. Что делать, я чутко реагирую на ваше настроение. Наскучить мы друг другу не можем, в том не таится опасности. Опять в голову лезет дурацкий анекдот про солдата, который "Завсегда об этом думает". Я слишком много думаю о Вас. Ничего не помогает. Ни поездка на море. Ни мои ремонты. Ни приобретение почти, как у Вас, Моих, которые скрашивают моё одиночество. Если бы я только знала, что я дорога Вам не только как адресант, мне кажется, я бы успокоилась. Только никакой вины у нас, у вас - нет. Наверное, я поступаю жестоко по отношению к Вам, взваливая на Вас то, на что Вы не можете ответить. Слишком велико желание быть счастливой. Но ведь мы и так счастливые люди. Редко кому выпадает такое, как у нас с вами. Не будем гневить Судьбу. Она долго готовила для нас это сближение, авось решит и дальше, что с нами делать. Положимся на неё.
Кстати о возрасте - хорошая пословица: - Умирать собрался, а жито сей.
Милый мой Давик, если водка мешает работе, что делают? Вы сами научили. А если это не водка? то все равно - закон один.  Пусть работа и подождет. Не терзайтесь.
Поздравьте Ваших с внучкой. Мой эгоизм тоже говорит, что зря они так накидываются на ребенка. Пусть родители воспитывают свою дочку. Не хочу, чтобы они покинули Вас.
Дополнение к нашим музыкальным развлечениям. Когда Вы написали, что пианисты напомнили Вам Гаврилина, - так ведь, когда подпрыгивал рояль, то они именно Гаврилина исполняли! Я забыла, а тут и вспомнила!
А сегодня, поужинав, хотела выключить телевизор,  как увидела Максима Шостаковича. Я заинтересовалась - ведь последний раз я видела его,  перед отъездом из России. Оказывается,  он вернулся. Показали очень хороший фильм о нем. Я бы его не узнала. Отрастил бороденку, стал такой уютный. Раньше все говорили, что он неважный дирижер, но при этом мы, например, считали, что он хороший автомеханик, ловко чинил свою машину в Комаровке, а его собака потеряла свой намордник на нашем участке, так я до сих пор надеваю его Барри, когда надо. Зато теперь говорят, что стал хороший дирижер. Его обожают оркестранты, он не берет деньги за исполнение им произведений своего отца, меценатствует над школой, где учатся его новые детки. Двое. А ведь он играл на том рояле, что стоит на соседней даче, играл не только руками, но и попкой, когда озорничал.
Кстати, почему я так заинтересовалась передачей - исполняли куски из главных симфоний, в том числе - из 5 - й. Я слушала с интересом.
Дружочек, дорогой. Хотите, буду писать два раза в день? Только зачем? - А чтобы у вас было чтиво. Целую Вас,  Ваша Г.

                Галя. - 18.10.02.
Подземны и надзвёздны - это он имеет ввиду ад и рай, а если не имеет, то не так уж плохо выдумано. И смешно, правда, и трагично. То впадаем в  отчаяние, то в эйфорию.
Несмотря на нечеткое понимание самого главного для меня, все равно спала сном младенца. Даже лучше не все понимать, так остаётся надежда на "надзвездное" будущее.
А Вы должны в ближайшее время починить деревянную скульптуру.
Для себя я нашла тему, которую собиралась осветить в книге. Есть стихотворение Валентина Берестова, посвященное БЗ. Там речь идет о вороне, которая слетает к нему на плечо.  Вот я и сделаю главу, описав ситуацию со стихом и птицей
Насчет ремонта -  я уже втянулась в это мероприятие и нахожу его забавным. Мои представления состояли из старого обряда, когда приходил маляр Жора, вывешивал свой попугайного цвета пиджак на центральный стул в зале, разворачивал из стерильных бумажек кисти и начинал свою халтуру - купоросил – это, по-моему, было главное в ремонте. Потом распылял краску по потолку из прибора для опрыскивания сада от вредителей, убеждался, что все равно ничего хорошего не получалось. Еще раз прыскал, тогда лишняя краска еще долго сыпалась с потолка, а стены, когда их через несколько лет попытались перекрасить, столько отдавали краски, которая кристаллами, вроде марганцовки, только зеленого цвета, размывалась в воде до концентрации зеленки, что  испуг  у меня остался на всю жизнь.    Я и сейчас ожидала нечто подобное,  но более качественное. Оказалось, что все в жизни ремонта поменялось так, что  проникаясь пониманием происходящего, и постепенно добавляю сама усовершенствования, о которых даже не догадывалась вначале
Ну вот,  я позаботилась, чтобы у Вас сегодня было чтиво. Из БЗ:
 "Сказать, что это чтиво - еще учтиво!"  Правда, хорошо?
Одна дама   отшутилась, что мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево,  что она все это сделала и теперь она мужчина. Да, не иссякают острословы. Я хочу довести это определение  до завершения, если успею... Попробую влезть в  шкуру мужчины,  все равно свою долго носить не удастся. Надеюсь, до встречи вечером.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2017/01/31/1825