В случайном есть некая закономерность

Кенга
      Главы из романа - эпистола "Осенние листья"
                2002 год       
  Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2017/01/26/2212

            

                Давид - 18.10.02.         
Галочка, дорогая, чтобы Вы не беспокоилиьсь, - малость приболел, ничего страшного, но надо полежать денек-другой. Могу только спать целую. Д.

                Галя - 19.10.02.
Как, дружочек? Я не рассчитываю на ответ, лежите, закрыв глаза и думайте о хорошем: о Ксеничке. Такая славная девочка. Все будет хорошо. Полагается перед днем рождения болеть, так природа придумала. Зато потом Вы почувствуете подъем и желание что-то делать - по контрасту.
Вчера болтала со своей мхат. подругой. Актеры ждут исполнения угроз в апреле, когда кончится договор. А пробный камень пущен, чтобы отговорили, отстрадали, а когда устанут обсуждать, он и выполнит. Нина с ужасом думает, что просто погибнет, если не будет театра. На «счастье»  ее батюшка едет делать операцию на глазах в С.-Петр, так она помчалась, чтобы отвлечься от дум, в магазин больших размеров и накупила одежды для его пребывания в больнице - халат, белье, теплые тапки. Ну, что за славные женщины есть на свете. А мне она сказала, добрая душа, опять же, после того, как пожаловалась, что сама ничего уже не ждет, смешную фразу: - Несмотря на молодых девиц, на тебя все мужики просто шею ломают. -  Вот это подруга! Поправляйтесь, мой хороший друг. Я о Вас думаю, это тоже немного лекарство. Целую. Ваша Г.

                Давид - 19.10.02.
Сегодня попробую постукать. Чтоб сразу покончить с "больничной темой" и чтоб Вы не беспокоились - это ежегодная история, вероятно, с сосудами (врачи не знают, а мне откуда же), которая выбивает меня дня на... голова кружится и мутит, как после хорошего выпивона и не могу смотреть в одну точку, т е ни читать и ничего - только лежать с закрытыми глазами. Иногда проходит быстро, но может завтра и вернуться. Лекарства есть. Причины неясны.
Вот насчет жита - это правильно: надо сеять. Правда, пора бы уже и жать... вот с этим сложно. Я сейчас вдруг ударился в поэзию - давно уже не читал ничего. После Северянина взял Самойлова (заполнить пробелы) и читаю подряд. Удачный сборничек, недавний. Много не знаю. Одно есть как раз про меня: там первая, вторая и третья треть жизни, так вот:
   "Жизни последняя треть.
    Осуществить.
    Умереть".
  Умирать пока я не собираюсь (да у меня и не спрашивают), но вот осуществить - это проблема. А Вы говорите... Да ведь если бы ей что-то мешало, работе, водка или че - ничего не мешает, а просто... так что и бросать (вместо нее) нечего.
Рад, что попал с Гаврилиным в точку. Валерий его обожает и здорово исполняет. Он мне его и открыл (когда-то давно). Кстати, он прорезался с письмами, наладил компьютер - но до сих пор ничего нового: у врача еще не был, а пользует его какая-то экстрасенсор, убеждает, что это врожденное и нужно "просто питать клапан". И лечить печень, пичкает его чем-то дорогим. "Но не сравнить дешевле клапана!" - утешает меня братец. В общем, дурдом. Я устал его убеждать. Он совершенно не волнуется и спокоен. Что я могу сделать? Конечно, у него проблем полно, поэтому он считает, что ему "не до болячек".
Я рад за Максима, если он все-таки стал хорошим дирижером. А то я сам помню, как он путался в папиных нотах. Его тащил Кондрашин - и если не бросил за границей, то должен был дотащить до кондиции. И хорошо, если он, правда, хороший и добрый человек. В молодости он был пижонистый малость...
А 5 симфония - более трагической музыки я не знаю. Но надо прослушать ее раза три - чтобы все дошло. Я помню, сразу ее полюбил - но не целиком. Больше 2 и 3 части, они проще, а 1 как-то... пропускал мимо ушей. Но,  наверное, не мимо - вдруг однажды слушаю и удивляюсь: как это раньше я не слышал, что 1 часть как раз и есть самая грандиозная и трагическая!? Вот так это с музыкой и бывает (а иногда - и с людьми, но реже).
Конечно же, пишите, сколько вам захочется - только не специально, чтобы у меня было «чтиво"! Я в любом случае читаю ваши письма с превеликим интересом и удовольствием - такие добрые и хорошие. Тем более что это ниточка к человеку, главное.
А, почему вы вдруг вспомнили про "деревянную скульптуру"? меня это тронуло. Но я починил ее еще в сентябре, когда маялся без компьютера.  Это все же память от брата покойного (кузена), хороший был человечек…
Кстати - ту пословицу я знаю, так вот как раз по ней - я не мужчина: дом-то я не построил. Ни в каком смысле, черт побери. Целую - Д.

                Галя -  20.10.02.
Давик, тревожусь. К Вам, бы за ручку привести доктора. Хорошего доктора. Да еще Ваши покинули Вас. А я, наоборот, приобрела, как уже писала "моих". Сегодня они приехали, но заглянув к себе, поняли, что строители аккупировали их дом, завалили  материалами и они, показав гостям, прибывших с ними, свою усадьбу, пошли прямохонько ко мне. Таня быстро накрыла на стол, я метнула, что было у меня, и мы хорошо посидели. С ними были певцы из её Пермского оперного: тенор и сопрано. Тенор-душка, розовощекий, миловидный, в зеленых шелковых шальварах и розово-с зелеными прожилками, свитере, собственной вязки, произвел на меня чарующее впечатление. Таня, которая все лето тоже вязала себе что-то, с профессиональным интересом спросила тенора, какого размера спицы он применил при вязке и сколько петель набирал для резинки. Он, совершенно серьезно ответил, что спицы 3,5. Только неясно, почему он в розовом, а не в голубом? А сопрано, оказывается, хорошо печет пироги. Вот такие  в Перми звезды!
Дальше очередные сведения о Таниных молодоженах. Сын её живет дома, не чаще раза в неделю отправляется на свидание с супругой, а та, всем показывает свой паспорт, что она теперь носит фамилю знаменитого   художника. Она, таки, стала именитой. Теперь понятно, почему Ванечка, вдруг, месяца три назад заговорил с Таней, что хочет сменить фамилию отца на фамилию мамы. И теперь ясно, кто его надоумил. Мы дружно убеждаем Таню, сделать первой шаги навстречу невестке, уж никуда не денешься.
 Мой Федичка с гордостью сообщил, что, сдал, после длительных мытарств, на права. Ему при этом любезно сказали, что он будет хорошо ездить в поле или на площади. Вот такой способный мальчик. Андрей говорит, что по рукотворству, он, к сожалению, пошел не в нас, а в другую бабушку, которая, зато, хорошая журналистка. А второй внук Степан в этом году кончит школу. Кроме школы, ходит в два института на подготовительные курсы.
  Посмотрела фильм с Аль Пачино "Запах женщины". Это так хорошо! Есть надежда на благородство и здравый смысл в жизни, не говоря о прекрасном ансамбле, - редкостная удача.
   Славный мой друг, вот пройдет день рождения, Вы поправитесь, я Вам обещаю.   Ваша Галочка.

                Давид – 23.10.02.  Кажется, пришел в норму.
  Письма ваши замечательные. Мне всегда интересно поддерживать диалог, а не просто строчить что-нибудь. (У Вас,  кстати, тот же стиль, слава Богу. Вообще-то я становлюсь жутким занудой. Поймал себя.)
Вот и о Ксеньке я так много думаю, может, поэтому и залетел снова в эту гадость, п.ч, как ни храбрюсь, но очень огорчился, что не приезжает - до последнего верил, что приедет. Все у нее хорошо, и она довольна. И я за нее рад, но... сердцу не прикажешь. Но теперь утешаюсь - может и к лучшему, вон чего делается... Позавчера взрыв на трассе, по которой мы обычно ездим с ней к родичам в Ороте. Но теперь впереди полная неизвестность, п ч если начнут американцы войну с Ираком, то здесь тучи затянутся еще глуше и ехать сюда будет уже настоящим безумием. Но за эти дни, поболев и повалявшись, я как-то это пережил и смирился. А что такое смирение? Увы, это очерствение души - то есть человек не позволяет себе тревожиться и переживать. То есть, становится чуркой.
Странно, но  "Запах женщины" начинал смотреть и почему-то бросил. Хотя все  говорят - хороший фильм. Будет еще раз - досмотрю, я Вам доверяю.
Читаю я сейчас интересную книгу. Это родословная королевских династий Европы от Христа до наших дней! Она написана по новым данным этой истории, прочитанным в Кумранских рукописях. Это  интересно - потому что ничего похожего на евангельские сказки.
Смешно описываете вечеринку с гостями из Перми. Вяжущий свитеры просто умилил меня. А Вам все мало - еще хотели бы, чтоб он был в голубом!
По поводу болезни перестаньте волноваться - это у меня уже лет 15 не меньше, каждый год обязательно случается. И у врачей я был, конечно, но толком никто не сказал. Все пройдет. 
Хорошо, что позвонили, рассказали о спектакле - я порадовался. А то тревожился - вдруг Вам не понравится. Целую Вас, дружочек мой  хороший. Д

                Галя – 23.10.02.
И что же такое, я вижу в Вас, чего нет? Нельзя ли конкретней? Если и есть в Вас что - то такое, что меня может испугать, так это необходимость смирения в случае, если слишком к Вам привяжусь,  и станет тяжело. Именно о таком смирении Вы и сами написали.  Я вот боюсь, что себя, наоборот, слишком хвалю, словно продаю, вместо того чтобы "открывать глаза". Наверняка куча пороков, но и достоинства есть. Товар не так уж плох, конечно, но побит слегка молью. Помните историю с платьем, на котором семь дырок? Ну и что? Превосходно относила, никто их и не заметил. Вот и вчера в театре на меня глазели, правда, только бабы.
А Нина сегодня позвонила и спросила про спектакль. Я ей рассказала с привеликим восторгом. Она согласна со мной, видела «Письма» на генеральной,  как и Вы,  два года назад.
    Как же обрадовало Ваше улучшение.  Обещала, что к своему дню Вы поправитесь! Я начинаю воображать, что могу предугадывать! Ведь угадала фото для Ольги! Я просто ойкнула, когда увидела на сцене её желтый платок и желто-голубое освещение, именно такую фотографию я подписала дома!

                Галя -  24.10.02.
   Поздравляю с днем рождения.  Мой хороший человек, сегодня Ваш день.  Хотела написать пораньше, но сначала привела себя в божеский вид, чтобы, как и полагается, придти в гости, если не с подарком, то уверенной  в себе.
Вчера - сами знаете, что у нас произошло. Я не могла лечь до 2-х часов. У нас не лучше, чем у вас.
 Надо жить, радоваться тому, чем владеем. Подумайте,  послал же кто-то нам с Вами свыше такое славное общение. Или мы сами? Так хочется верить в провидение. Ведь тогда оно и дальше должно позаботиться о нас, если придумало начало. Как хорошо, если кто-то или что-то ведет тебя за руку и не надо самому решать свою судьбу. Правда, бывает и плохой конец, как в пьесе «Письма». Нельзя доверять только случаю, надо немного думать о себе.
- Караул! - Так и звучал ЕЁ голос... Как же она хорошо это произносила... Божественное создание! ЖЕНЩИНА!
- КАРАУЛ! - Выпью бокал вечерком за ВАШЕ ВСЁ (и  за себя). Ваша Г.

                Галя - 25.10.02.
Смешную описку я сделала, печатая отрывки из БЗ.
«Кто-то из англичан прелестно сострил, что тот, кто любит, не стремясь добиться "высшей цели" (вот здесь я вместо "ц" написала "щ") любви - подобен человеку, пустившемуся в море с единствнной целью: получить морскую болезнь..." (Это о моих "Листках"?)»
 В случайном есть некая закономерность...
"Мои" собираются завтра побыть у меня. А вечером Танюша улетит в Пекин петь «Лулу».
Еще вспомнилось из посещения театра. На подходе к театру (со мной была моя сватья, Татьяна Михайловна), нам попались три дамы, явно намылившиеся, как и мы, туда же. "Намылившиеся" - это не грубость, а констатация факта. Какая-то из них, я даже почувствовала, какая, так надушилась, что я едва не лишилась сознания. И что же? Эта щеголиха оказалась в нашем ряду, на одно место правее! Такое невезение.  Спас меня Олег Павлович, который по ходу действия, закурил хорошую трубку, и запах табака перебил, хоть на время этот кошмар.
Ну, а что вы скажете про наши события? Мы выходим в лидеры, даже вам далеко становится до нас. Печально... 
 
                Давид - 25.10.02.
Ну вот, Галочка дорогая, я совсем загулял и отбился от рук, все меня потеряли. Так им и надо. Не застали меня ни Давик, ни Нина, а вот Ксенька поймала, когда я уже уходил из дому. Так распорядилась судьба - я по непредвиденной причине случайно (?) задержался с выходом на полчаса. Ксенька меня застала! и она говорила мне такие слова, что можно было взвиться к потолку от счастья (как у Мэри Поппинс).
Спасибо вам за теплые поздравления, за хорошие незаменимые слова.
Вчера первый сумасшедший звонок был из Америки, от моего побратима - но в шесть утра! Кажется, я  обругал его, что разбудил. В кои веки спал дольше,  чем до пол шестого! и как крепко! Ведь тоже смотрел полночи про вашу Москву и переживал. Просто кошмар.
Потом мои объявились неожиданно вчера и... подарили мне вчерашний концерт, открытие сезона. Концерт был великолепный. 5 симфония Бетховена не слишком большой подарок (но вполне пристойный),  но такого исполнения Времен года Вивальди (которые я знаю наизусть наверно и слышал тысячи раз в самых разных исполнениях),  я не слышал.   Молодой скрипач из Вены (родом из Вильнюса) и дирижировал он же - сделал музыку совершенно по-новому, необычно и непривычно и совершенно волшебно. Невозможно было отвлечься ни на минуту, каждый такт у него был сделан очень глубоко и тонко. Я даже не предполагал, что такую заигранную музыку можно так свежо сыграть.
Вам не надоело? А собственно и все. Вечером придут мои. Во вторник они укатят обратно к внучке, от которой совершенно тают. Девчонка и правда необыкновенная - в четыре дня совершенно оформлена, осмысленна и прехорошенькая! Это редкость - обычно они в этом возрасте чистые эмбриончики.
А по поводу "редактуры" насмешили. Я не возражаю, чтобы Вы и дальше считали меня совершенно тупым, поэтому молчу. Но что касается самой редактуры, то ведь и в самом деле ее делают не вместе, а отдельно. Даже с самыми тупыми авторами сидят только в редких случаях, а уж с Вами это совсем не нужно. А встречаться можно и без нее.
Да не особенно я скрываю свои "тайные пороки", а если и скрываю - так я и выдал их Вам! Но речь о другом: нет ничего и никого идеального, а все зависит от нашего взгляда, и чем больше не замечаешь, тем противней потом, когда вдруг замечаешь то, чего просто не видел (ну взгляд меняется, что ли) - вот этого я и не хочу. А вообще все это полушутки.
Я вот хочу даже похвастать Вам (чего не делаю ни с кем,  м б кроме дочки,  п ч верю, что ей будет приятно узнать что-то обо мне хорошее): прислали мне из Польши статейку 90 года фестивальную о моем спектакле по Мрожеку. Было тогда их и еще много, но этой я не знал. Приятно было читать (и вспоминать, как "мы были рысаками"), так вот я не поленюсь перевести ее и послать Вам. Потому что вы же не скажете - чего это ты расхвастался! Целую Вас, будьте здоровы. Спасибо Вам. – Д.

                Галя - 26.10.02.
Читала и блаженно улыбалась на Ксеню, судьба!
Какие милые «ваши». Появились, и еще концерт. Читая про концерт, я тоже улыбалась, радовалась, что ваш день сложился хорошо.
Насчет тупости - это Вы в самую точку. Я вынуждена была не менее трех раз задавать вопрос, который и решать то не надо, все ясно, я это понимала. А Вы никак не могли понять и все мне объясняли и объясняли, а я все "не понимала и не понимала"...  Нет, еще раз - Ксенька умнейшая девица и мы с ней сразу поладили и нашли общую точку зрения на этот вопрос. Прямо так и сказала:  мужчинам надо все объяснять, сами они не поймут. Так и вышло. Пришлось объяснять... Но настоящего ответа мы с ней так и не дождались. Так, вообще...
Про рысаков, не устаю вспоминать, да и сейчас, возможно неоправданно хвалю себя без всякого зазрения совести. Это для поддержания собственного настроения. Иногда жалею, что излишне расхвастаешься сущей ерундой, а хочется думать, что еще - ой-ой-ой, хотя на самом деле - ай-ай-ай...   Но  о Вас я бы хотела почитать, уж соизвольте прислать. А еще позвонила Вика и сказала, что у неё знакомая, которая жила в Новосибирске в те лучшие времена, когда Вы были там, и что весь академгородок мечтал сходить в ваш театр. Я слушала и задирала нос, словно это моя заслуга.
Моя Нина уже начала водить машину. Миша Аркадьев получил главного дирижера в каком-то городе, надо узнать точнее. Да еще  с Хворостовским на  важном концерте.  Были "мои", пообедали, поболтали,  и прямо от меня Саша повез Таню в Шереметьево. Она сразу и улетела (в Китай).
Ваши письма  хорошие, перечитываю и опять улыбаюсь. Ваша Г.

                Давид - 26.10.02.
Вчера Вы позвонили в самый разгар нашей посиделки. Но к 10  гости уже убежали. Я с ними немного прогулялся, вечером уже прохладно и приятно.
Я Вас поздравляю с благополучным (относительно) завершением кошмарной истории. По этому поводу я с утра сидел часа два перед телевизором, они, как всегда, привирают, утаивая о погибших в перестрелке заложниках, хотя в начале проговорились, что 10 человек погибли. 10, а не семьсот - как хорошо! Но для каждого из них и для их родных, думаю, разницы никакой...
Да, действительно в последнее время - по мере того, как пустеет пространство вокруг меня - приходят мысли о том, чтобы как-то если не совсем,  то частично сократить время моего присутствия здесь и пожить в Москве и Харькове. Но, увы - они чисто теоретические, это просто реакция на некоторую бессмысленность пребывания вдали от дочек, друзей, приятелей - при таянии таковых в близкой округе. Практически это неосуществимо, увы.
Вообще, я сейчас понял, что все это невероятно трудно объяснить в письме. Все это на уровне ощущений больше, чем разумных размышлений. Я первым и доверяюсь всегда больше, чем вторым. В разговоре это объяснить легче, мне кажется.
Вот как объяснить, что Вы среди всех московских людей - и родных и друзей - человек особый. Я верю полностью в Вашу искренность и открытость для меня, но с другой стороны - ведь нельзя сказать,  что мы с Вами просто хорошие близкие друзья. К сожалению, рискну я добавить. Но Вы сами знаете это лучше меня. А это вносит некоторую  между нами... обойдусь опять без формулировки. Картина, которую Вы нарисовали уже по другому поводу (будто бы в связи с редактированием), соблазнительна и прекрасна, но даже слишком, чтобы быть реальной. Так не бывает. Это было с моей стороны чем-то совсем (мне) непонятным. Как я могу с чистой душой находиться сразу в двух местах? (Хотя бы душой.) Не умею. Я считаю нынешнюю ситуацию наказанием для меня господним (за мои прошлые грехи, наверно) - он лишил меня возможной гармонии и счастья, не преувеличивая, потому что я прекрасно понимаю всю Вашу редкостность и... не буду перечислять, и Вы наверное не представляете, насколько хорошо замечательно я к Вам отношусь. Но факт, что в этом отношении не хватает чего-то м б самого главного, что нарушает между нами гармонию и лишает покоя и Вас (и меня по-своему). Это печальный факт (для меня,  я имею в виду), но это факт, и тут ведь ничего не поделаешь,  сколько ни понимай. Я никогда не умел раздваиваться.
Я неожиданно для себя разговорился,  слово за слово,  и м б я делаю ошибку - но уже ничего не буду зачеркивать. Вообще-то, об этом не говорят,  все должно пониматься само собой. Но как я могу еще ответить на Ваши чудесные планы? Благодарность моя не должна затуманивать... да ничего не должна затуманивать,  наоборот - вынуждает меня прояснить. Больше всего я боюсь потерять такого друга, как Вы в результате всей этой говорильни... Но я и тут буду фаталистом. И уж договорю до конца. <---->
Вот как это просто
Очень насмешили своей опечаткой в "высшей цели". Ну и хулиганка! просто прелесть!
Целую Вас. Простите, если что не так понаписал. Но думаю - ничего нового для Вас... – Д.

                Галя- 26.10.02.
Давид,  я Вам благодарна за  Это письмо! По крайней мере, отброшу все иллюзии и постараюсь быть просто хорошим другом. Перестану мучить Вас и просить того, что мне не положено. Сознавать умом, но надеяться сердцем - это одно (есть лазейка для надежды), а так, зная, - постараюсь не потерять то, что имею. Теперь моя очередь сочувствовать Вам. Но Вы и этого не потерпите, поэтому не буду.
Господи, послал же мне Ты такого цельного человека!
Хорошо, любите меня как друга. Кто же я для Вас? Что же Вы во мне любите? Я уже начинаю внутренне хохотать над своим положением. Ведь любите! Но что? За что? Заполняю Ваше время? Вам его и так не хватает.
А с "редактурой" это я такая тупая,  а не Вы. Все поняли и морочили меня. Смешно, до слёз. Придется довольствоваться головами, потерянными в моём саду.
Прошу вернуть местоимение с обратным письмом. Целую. Ваша Г.

                Галя -  27.10.02.
           Ка-ра-ул!!! 


        Читать след главу http://www.proza.ru/2017/02/04/2321