19. Буэнос-Айрес торговый

Вадим Прохоркин
19. БУЭНОС-АЙРЕС ТОРГОВЫЙ

Начало – см. «Буэнос-Айрес - Париж Южной Америки. От автора» -
http://www.proza.ru/2014/06/05/766

Когда мы гостили в Буэнос-Айресе, а это было более пятнадцати лет назад, его торговые центры своими размерами, красотой, привлекательностью, широким ассортиментом  предлагаемых товаров, произвели на нас большое впечатление и даже восхищение. Удивили они нас и некоторыми приемами и уловками, с помощью которых привлекались и удерживались покупатели и заставляли их покупать больше товаров.

Но стоит ли по прошествии стольких лет делиться с читателями своими впечатлениями, ведь теперь и наши магазины ни в чём не уступают  заграничным? Однако, как мне кажется, если не  рассказать хотя бы вкратце о Буэнос-Айресе торговом, воспоминания о нашем  пребывании в этом прекрасном городе будут неполными.

Итак, какими впечатлениями о Буэнос-Айресе торговом можно поделиться с читателями?  Но прежде небольшая  статистика.

На территории Буэнос-Айреса насчитывается около пятнадцати крупных торговых центров – супермеркадо (Supermerkado), десять крупных рынков, 65 продуктовых ярмарок, более ста специализированных мини-рынков: «блошиных», книжных и прочих. Кроме того,  в городе  имеется  обширная сеть небольших магазинов продовольственных и промышленных товаров самых разных направлений.

Мы с супругой не занимались шопингом, такой цели у нас не было, да и финансовых возможностей для этого не имели, поскольку находились у Игоря с Леной на полном иждивении и напрягать их дополнительными расходами в наши планы не входило.  Так что наши посещения магазинов носили, скорее, экскурсионный характер.  За месяц пребывания в Буэнос-Айресе мы посетили несколько крупных торговых центров. Об одном из них - роскошном Галериас Пасифико (Galerias Pacifico), расположенном на углу улиц Флорида и Кордоба, я уже рассказывал в очерке об улице Флорида.  Этот красавец был построен еще в конце XIX века и имел приметы того времени.

Из других торговых центров,  более поздней постройки, в которых мы побывали, наибольшее впечатление на нас  произвел супермаркет Джамбо (Supermerkado Jumbo).

Торговая компания Джамбо хорошо известна в Южной Америке. Первый супермаркет компании Джамбо появился в Чили еще в 1960 году, а потом супермаркеты этой компании стали появляться и в других странах Южной Америки; в Буэнос-Айресе супермаркет  Джамбо был открыт только в 1982 году.

Что означает слово джамбо,  точно мне не известно. Из Википедии узнал, что именем Джамбо  был назван знаменитый африканский слон, содержавшийся в конце XIX века в лондонском зоопарке, а затем проданный в цирк в США. Слон  имел около четырех метров роста и около семи тонн веса.  После его гибели имя Джамбо стало распространённой кличкой слонов в зоопарках и  цирках мира, а также нарицательным именем в английском языке со значением «необыкновенно большой, сильный человек, животное или вещь».  Именно поэтому первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер Boeing-747 многие годы удерживавший рекорд по размерам, весу и грузоподъёмности (кстати, на таком самолёте мы летели в Буэнос-Айрес),  получил неофициальное название «реактивный Джамбо».

По всей видимости,  и супермаркеты были названы «Джамбо» из-за их огромных размеров. Супермеркадо «Джамбо» в Буэнос-Айресе был, действительно, огромен, его площадь, по моим прикидкам,  составляла несколько футбольных полей.

Первый раз супермеркадо Джамбо мы посетили на второй день нашего пребывания в Буэнос-Айресе. При входе в супермаркет покупателей встречала бравурная музыка, прерываемая рекламными слоганами. Вдоль всего торгового зала тянулся довольно широкий проход со скамьями для отдыха. Слева от прохода находились детские комнаты, где можно было оставить своих  детей под присмотром нянь. Там же находились кафе, в которых можно было выпить кофе, съесть мороженное или просто передохнуть. По проходу разгуливали  несколько клоунов, они развлекали покупателей, прежде всего детей. С клоунами можно было сфотографироваться.
Тут же, в проходе, стояли коляски для размещения в них купленных товаров. Часть колясок были с сидениями для детей, так что покупатель имел возможность возить своего ребёнка  по торговому залу на коляске.

Большое впечатление на нас произвёл ассортимент предлагаемых  промышленных товаров. Опять же, по моим прикидкам, он мог составлять сотни тысяч, если не миллион, наименований товаров разных производителей - национальных, региональных и импортных. От их изобилия разбегались глаза: швейные, трикотажные, обувные, галантерейные, детские, хозяйственные, строительные и прочие, прочие товары.  Я обратил внимание на ценники:  меня поразило, что почти ни на одном ценнике не было цен,  оканчивавшихся  нулями – они оканчивались на цифры 9, а именно: 99 песо, 299 песо, 1999 песо и т.д.  Как я понял, это была своего рода хитрость -  создать у покупателей впечатление низкой цены товара; и, действительно, при беглом взгляде цена 99 песо кажется значительно ниже цены 100 песо.

Но в отделах этих товаров мы ничего покупать не собирались и, ограничившись осмотром,  прошли в торговый зал продовольственных товаров. Зал был очень просторен, что позволяло покупателям свободно по нему передвигаться. И здесь обилие предлагаемых продовольственных товаров не могло нас не впечатлить. Мы походили по залу, где Лена сделала несколько покупок.
Что запомнилось? В рыбном отделе купленную рыбу продавец тут же очищал от чешуи и потрошил, а потом спрашивал, нужно ли порезать рыбу на куски.  Услуга была бесплатной, так что на действия продавца я смотрел с удивлением: у нас такого сервиса не было, теперь, возможно, появился, но, скорее всего, за отдельную плату.

В винном отделе нам предложили попробовать несколько сортов вина (кстати, в гастрономическом отделе предлагали  попробовать сыры и колбасы, так что можно было бесплатно выпить и закусить).  Вино я попробовал, это была какая-то новая марка вина, недавно поступившего в продажу. Вино наливали в пластиковый стаканчик и не на донышко, а довольно много. Вино мне понравилось, и  Игорь купил бутылку этого вина, чтобы пробовать его уже дома.  Меня заинтересовало, почему это вино стоило намного дешевле аналогичных вин, имевшихся в продаже, и Игорь пояснил, что когда покупатели привыкнут к этому вину и станут его активно покупать, цена на него резко возрастет.

Несколько слов об аргентинском вине. Можно утверждать, что аргентинские вина имеют европерйское происхождение. Первые виноградники в Аргентине основали еще в XVII cтолетии
прибывавшие туда испанские завоеватели. Приезжавшие позже  в Аргентину итальянцы и испанцы привозили с собой лозы европейских сортов. Лучшие из них культивировались. Так возникли европейские традиции изготовления вина.  Основным винодельческим регионом в Аргентине является долина Мендоса, где сосредоточено 90% всего производства вина.

Почти все товары продавались в расфасованном  виде. В продаже было много сортов макарон, риса, других круп, но ни гречки, ни пшена мы не увидели. Оказалось, что гречиху и просо в Аргентине не выращивают. Не увидели мы и других традиционных для нас продуктов: творога, сметаны, кефира.
Уже не помню, что нас там еще удивило и впечатлило.

Обслуживание покупателей было безупречным, и правило, что покупатель всегда прав, неукоснительно выполнялось. Покупатель мог долго и нудно выбирать товар, а продавец, без тени недовольства, предлагал привередливому покупателю всё новые и новые образцы товара, рассказывая   об их достоинствах. Это было его работой. И не обязательно, что покупатель после этого уходил с покупкой. Другие покупатели, стоявшие в очереди,  тоже не проявляли недовольства и терпеливо ожидали, когда продавец освободится и займется их обслуживанием.

На выходе из торгового зала, возле кассы, лежали пластиковые пакеты. И приобретённые покупки можно было уложить или всё в один пакет, или  в несколько,  ограничений не было и плата за пакеты не взымалась.

Когда мы вышли из супермаркета,  я заметил, что чеки за покупки Игорь аккуратно спрятал в бумажник. Я спросил его, зачем он их хранит. Игорь ответил, что при следующем посещении супермаркета,  эти чеки при расчёте за вновь купленные товары  дают право на скидку, хотя и небольшую.  Кроме того, чеки могут пригодиться еще и в другом случае.  На чеках об оплате товара имелась надпись, что если покупатель, точно такой же товар купит в каком-то другом магазине по более низкой цене, то разница в цене будет ему возмещена.

В каждом районе Буэнос-Айреса имелись супермаркеты компании Кото (Coto) – третьей по величине сети супермаркетов, специализирующихся на продаже мясных товаров.  Кроме того, в городе имелась довольно обширная сеть небольших магазинчиков, торгующих мясом. Это и понятно: Аргентина занимает одно из ведущих  в мире мест в области животноводства, производства мяса и мясных продуктов. Аргентинская говядина и стейки из знаменитой аргентинской мраморной говядины известны во всём мире. И мы, в первые же дни нашего пребывания в Буэнос-Айресе, смогли убедиться в превосходном вкусе аргентинской говядины.

Надо отметить, что мясо - преимущественно говядина -  занимает в  меню аргентинцев первое место. Их излюбленная  пища – жареное мясо. Более всего они пристрастны к асадо, чурраско и пинчос.  Асадо – это мясное филе, зажаренное на углях по рецепту, перенятому у гаучо*;  чурраско – жареная на сильном огне говядина, натёртая крупной солью и разнообразными специями, а пинчос – что-то вроде нашего шашлыка.

Говядину Игорь с Леной покупали или в супермеркадо Кото (Сoto), или в небольших магазинчиках, где она была дешевле. Побывал и я в одном из таких магазинчиков. Никаких рубщиков мяса там я не увидел, по-видимому, мясо поступает в магазин не целой тушей, а уже разделанной на части – отрубами.
Покупатель показывает продавцу, от какой части – от грудинки, оковалка, ошейка, вырезки, лопатки – и какого размера отрезать ему мяса и продавец отрезает нужный кусок на специальном станке с вертикальной пилой. При этом он срезает с мяса весь лишний жир и бросает  его  в лохань, стоящую у его ног. По просьбе покупателя продавец разрезает мясо на порционные куски.
И станок для разрезки мяса, и весь сервис при продаже мяса очень понравился.

Нам понравилось не только аргентинская говядина, очень понравилось аргентинское мороженое.  В Аргентине хорошо развито молочное животноводство, и аргентинское мороженое давно стало таким же известным брендом, как и аргентинское мясо.  В первый же выезд в центр Буэнос-Айреса мы побывали в хеладериас (Heladerias), так в Аргентине называются  заведении,  в которых продают мороженое.  Название этого кафе я не запомнил, но оно было известно тем, что его якобы посещал  король танго Карлос Гардель, о котором я упоминаю в очерке «Танго на улице Флорида», впрочем, это мог быть просто рекламный ход. 

Выбор мороженого в кафе был огромен – несколько десятков сортов, порции тоже были огромны. Мы взяли миндальное,  и съели его с наслаждением - оно было великолепным.  В следующий выход в город, уже в других кафе-мороженое, мы отведали несколько разных  сортов мороженого, и все они были очень вкусны. Несомненно, прекрасному качеству аргентинского мороженного способствовало хорошо развитое в стране молочное животноводство, а его насыщенному фруктовому вкусу помогали разнообразные фрукты, произрастающие в благодатном климате Аргентины.

Кстати, о фруктах и об овощах. В районе Лонгчампс,  на одну из захолустных улочек, по средам  из окрестных селений приезжали со своим товаром то ли фермеры, то ли просто сельские жители.  У них по более низким ценам, чем в магазинах, можно было купить картофель, батат, капусту, сельдерей, лук-порей, чеснок, кукурузу, фасоль, а также апельсины, бананы, персики, виноград, клубнику и другие овощи и фрукты, растущие в Аргентине. К нашему удивлению оказалось, что в Аргентине не растет привычный для нас укроп и в продаже мы его не видели. А аргентинская клубника  была совершенно безвкусной. Кстати, аргентинский картофель, родиной которого является Южная Америка, тоже оказался невкусным. А белокочанная капуста, родиной которой считается Европа, ничем не отличалась от нашей, но оказалось, что в Аргентине её не квасят. Этот  пробел пришлось нам ликвидировать - нашинковать и заквасить  пару кочанов  на текущую еду, и когда капуста созрела, она с большим аппетитом была нами съедена  за несколько дней. Особенно налегали на неё Игорь с Леной, соскучившиеся по русской пище.

Из всех экзотических фруктов Аргентины запомнилась пальта. Продавались и другие незнакомые нам фрукты, но они почему-то не запомнились, а, возможно, их не покупали.
Пальта – так инки называли авокадо - очень распространена в Аргентине.  Мякоть зрелых плодов имеет нежную консистенцию и по вкусу отдалённо напоминает смесь сливочного масла с пюре из зелени. Мне вкус авокадо не понравился.
Оказалось, что пальту можно использовать, как комнатное растение, и даже в домашних условиях пальта может плодоносить. Несколько косточек от плодов пальты мы привезли домой; одна косточка была посажена в горшок, и из неё выросло симпатичное деревцо. С наступлением лета горшок с деревцем был выставлен в огороде, где благополучно рос всё лето, но осенью  унести его в дом забыли и деревце замерзло.

В Буэнос-Айресе впервые  мы узнали о системе защиты товаров от краж в магазинах самообслуживания с помощью специальных защитных чипсов – меток, закрепленных на товаре. Товар с такими чипсами не вынесешь – сразу же раздастся звуковой сигнал. Этот метод товаров от несанкционированного выноса товаров из торгового зала теперь широко применяется и у нас.

Всё, что нас удивило тогда в торговом Буэнос-Айресе, уже давно применяется и в наших магазинах.

*гуачо – аргентинские ковбои.
На фотографии: супруга Светлана Викторовна,
невестка Лена и внучка Ксюша.
Буэнос-Айрес. Супермеркадо «Джамбо». 5.11.2000 г.


См.приложение: –
19.1. Торговый центр "Галериас Пасифико" - http://www.proza.ru/2014/06/09/828
19.2. В супермеркадо «Джамбо» - http://www.proza.ru/2016/02/20/1761
19.3. Торгово-развлекательный центр «Boulevard Shopping»  - http://www.proza.ru/2016/02/20/1767
19.4. Уличные торговцы - http://www.proza.ru/2014/05/16/1837
19.5. Продавец калебасов - - http://www.proza.ru/2014/05/16/1854

См.окончание: 20. Прощай, Буэнос-Айрес - http://www.proza.ru/2016/06/23/1414