Перун в год дракона и любви 980

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Перун в год Дракона и любви: 980


Реплика по поводу одного пассажа в прошлогодней статье Татьяны Вилкул [1].


Попытавшись показать заимствования из хроники Георгия Амартола в Лаврентьевском списке «Повести временных лет», или Лаврентьевской «летописи», и Новгородской первой «летописи» младшего извода, Т. Вилкул в качестве первого образца заимствования репрезентовала фразу Амартола: «Цсрь Соломонъ б(е) женолюбець и бяхоу емоу владоуще 700 и наложнiць 300», - восходящую к Третьей книге Царств. В Лаврентьевском списке и Новгородской летописи под 980 годом: «Б(е) бо женолюбець, яко ж и Соломонъ, б(е) бо рече оу Соломона женъ 700 и наложниць 300» (о великом князе киевском Владимире Святославиче). Пример можно было бы признать удачным, если бы цитируемый, с грубой ошибкой (в Лаврентьевском списке царь Соломон указан как «Соломанъ», на латинский и итальянский манер [2]), фрагмент не находился в контексте относительно легко читаемого скрытого текста, или мистификации.

Текст Лаврентьевской «летописи», в который включен цитируемый фрагмент. 

«И нача княжити Володимеръ въ Киев(е)* един и постави кумиры на холму, вн(е) двора теремнаго, Перуна древяна, а главу его сребрену, а оусъ златъ, и Хърса, Дажьба и Стриба, и Симарьгла, и Мокошь. Жряху** имъ, наричюще я Бы***, привожаху сны сво(я) и дъщери, и жряху б(е)сомъ, (о)скверняху землю теребами своими, и (о)сквернися кровьми земля Руска и холмо-тъ, но Прблгии Бъ****, не хотя смрти гр(е)шникомъ, на том холм(е), где нын(е) црки стоить стго Василья есть, якоже посл(е)ди скажем. Мы же на преднее възратимся. Володимеръ же посади Добрыну, оуя своего в Нов(е)город(е). И пришедъ Добрына Нооугороду, постави кумира над р(е)кою Волховомъ, и жряху ему***** людье Нооугородьстии, аки Бу******, и б(е) же Володимеръ поб(е)женъ похотью женьскою, и быша ему возимыя. Рогън(е)дь юже посади на Лыбедю, идеже ныне стоить сельце Предъславино. (О)т нея же роди 4 сны: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, - а 2 тчери. (О)т грекин(е) Стополка, (о)т Чехин(е) Вышеслава, а (о)т друго(е) Стослава и Мьстислава, а (о)т болгарыни Бориса и Гл(е)ба. А наложьниць б(е) оу него 300 Вышегород(е), 300 в Болгарех, а 200 на Берестове в селци, еже зоутъ ныне Берестовое, и б(е) несытъ блуда, приводя к соб(е) мужьски жены и двц(е), растьля я, б(е) бо женолюбець, яко же и Соломанъ б(е), бо рече, оу Соломана жен 700, а наложниць 300» [3].

*Буква «е» в скобках замещает «ять» оригинала, буква «о» в скобках замещает «омегу» оригинала.
** Приносили в жертву (что-либо).
*** «Богы».
**** «Преблагий Богъ».
*****Кумир не назван.
****** «Богу».

Деревянный Перун с серебряной главой и золотым усом вошел в этот текст из мифологии и циклического календаря Китая. Его серебряная глава и золотой ус, взятые вместе, маркируют «металлический» 980-й год, 16-й год очередного 60-летнего цикла [4]. Дерево маркирует первую пару «небесных стволов» 10-летнего цикла, серебро само по себе, независимо от золота, напоминает о белом цвете года и, соответственно, дракона, чем Перун рассматриваемого текста и является (вне текста он родственник дракона [5]). Серебро же, будучи связано с луной в символике металлов, актуализирует тему лунного календаря, входящего в циклический календарь, и тему Китая – в силу присутствия форманта «син» в синодической семантике луны [6]. Золото само по себе, независимо от серебра, напоминает о предшествующем желтом, или золотом, 979 годе (кролика). Числовое содержание славянского имени дракона: конечное числовое значение, равное 5, находится в коррелятивной связи с 5 парами «небесных стволов» [7]; если его имя читать как сопряжение форманта «пер» и татарского числительного «ун» (десять), то конечное числовое значение имени будет равно 6 – столько же божеств упоминается вместе с Перуном, благодаря чему авторы текста дают понять, что в тексте, и на холме, присутствует только одно божество [8]. Формант «ру» находится в фонетической смычке с «рю», китайским иероглифом, обозначающим дракона.

Конечное числовое значение имен всех упомянутых божеств в обычном исчислении (6 1 6 6 5 2) равно 8, то же конечное значение у даты 980 (или 6488 – от сотворения мира).

Вполне вероятно также, что Перун и его свита указывают на день рождения великого Ибн Сины из Бухары [9]. Он родился 16 августа 980 г.: 980-й год – 16-й год цикла, что находится в коррелятивной связи как с числом месяца, так и с суммой порядкового номера месяца август (8) и конечного числового значения года 980 (8). Родство имени «Сина» китайскому и лунному составляющим языческого «пантеона» князя Владимира очевидно. Если предположение о существовании проекции «Ибн Сина» верно, водружение статуй Перуна и его свиты произошло 16 августа.

Ряд имен сыновей великого князя Владимира коррелятивно связан с селом Предъславино и подчинен числу 6: конечное числовое значение названия села равно 6, сыновей, в именах которых присутствует лексема «слав», тоже 6.

Несмотря на наличие обширного потомства, князь Владимир в год металлического дракона оставался большим приверженцем плотских утех. Но иначе и быть не могло: металлические стволы циклического календаря Гэн и Синь находятся под покровительством планеты Венера, а первый металлический год – 980-й - был мужским. Наложниц у него на 500 единиц больше, чем у  Соломана, но жен на 695 единиц меньше: конечное числовое значение 695 равно 2 (коррелятивная связь с двумя стволами и конечным числовым значением имени «Соломанъ»), а произведение цифр числа 695 равно 720, или 9 (актуализация выражения «дев ять»); 500 единиц избыточных наложниц и 5 единиц достаточных жен находятся в очевидной коррелятивной связке (но оба эти числа посредством русской лексемы «пятак» связаны с лексемой татарского языка, обозначающей вагину).

Царь Соломон в значительной степени дистанцирован от Соломана (который не назван царем и его имя написано так, чтобы в нем присутствовало итальянское «solo» и немецкое «Mann» c общим ироническим смыслом «исключительная персона»). Царь Соломон, числовое значение имени которого в русском написании равно 8, а в еврейском написании – 375, или 6, присутствует в тексте как отдаленная библейская коннотация и знак предвестия известного события. Соломан же – энигматический посредник между «бабником», получившим от мистификаторов имя киевского князя [10], страдающим «похотью женскою», нуждающимся в «мужских женах», и персоной, против которой направлен памфлет, замаскированный под летописный рассказ [11].

Сноски и примечания.

1. Вилкул, Т.Л. Древнеславянский перевод Хроники Георгия Амартола в Повести временных лет и Новгородской первой летописи младшего извода // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 2. С. 11-20.  Адрес в сети: http://www.drevnyaya.ru/vyp/2014_2/part_2.pdf
2. В Новгородской первой «летописи» мл. изв. - «Соломонъ»; то есть объединять две редакции ПВЛ никак нельзя было. Или, в противном случае, следовало указать «разночтение» (перечни «разночтений» у добросовестных публикаторов «летописей» обычно занимают около четверти объема их публикаций).
3. Лл. 25-25 об. Адреса в сети: http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr04.htm#st80.12
4. ru.wikipedia.org/wiki/Китайский_календарь; см. также: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Москва, 2002. С. 68-69, 83-84; Тресиддер, Д. Словарь символов. Москва, 2001. С. 84-86, 331-332.
5. Cм. о Перуне-змее и драконах в татарской и русской геральдических традициях: Сагит Фаизов Казанский «дракон»: происхождение, морфологические и функционально-смысловые метаморфозы // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 3. Казань, 2011. С. 155-196.
6. Позднелатинское «Sina» - «Китай».
7. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
8. Дополнительное указание на это обстоятельство представлено в акции Добрыны в Новгороде (он воздвиг один кумир).
9. ru.wikipedia.org/wiki/Ибн_Сина
10. В силу особенностей биографии подразумеваемой персоны и возможностью обеспечить дополнительный параллелизм между двумя биографиями за счет домысливания первой, принадлежащей веку десятому.
11. Cм. о других памфлетах и иных скрытых текстах в ПВЛ и других «летописях», являющихся  мистификациями, завершенными или целиком написанными в XVIII-XIX ст.: Сагит Фаизов "Корона сирая, коро дура я": Софья Палеолог и другие в "Повести временных лет" // http://www.proza.ru/2013/11/11/1895; Он же Годуновский след в «Хожении Афанасия Никитина» // http://www.proza.ru/2013/11/18/1961; Он же Братья Орловы, Потемкин и сестра их Лыбедь // http://www.proza.ru/2014/01/20/56; Он же Древляне уходят от Нестора // http://www.proza.ru/2014/01/26/1376; Он же Обры Хаджи-Гирей, Екатерина II и дулеб Джон Доу // http://www.proza.ru/2014/01/29/1549; Он же Приглашение к Саросу // http://www.proza.ru/2014/02/15/2502; Он же Рюрiк и другие // http://www.proza.ru/2014/02/17/630; Он же ПВЛ об освобождении Иерусалима // http://www.proza.ru/2014/02/23/758; Он же Игорь Львиное Сердце. Часть 1 // http://www.proza.ru/2014/02/26/1516; Он же Игорь Львиное Сердце. Часть 2. Вальтер Скотт // http://www.proza.ru/2014/03/08/1248; Он же Князь Михаил Александрович и аэрособытия 1371 года // http://www.proza.ru/2014/04/30/89; Он же Шурин брату наказал вот такое письмецо // http://www.proza.ru/2014/05/01/899; Он же Хан Боняк и римская волчица // http://www.proza.ru/2014/05/05/1587; Он же Герберштейн, летописи и дембельский гербарий // http://www.proza.ru/2014/05/23/620; Он же Рождение луны как начало и конец мифа // http://www.proza.ru/2014/07/14/1129 (и иные ст-и автора); см. также в ЖЖ sagitfaizov

Иллюстрация-заставка: картина Sebastiano Conca Идолопоклонство Соломона.
Источник копирования
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:S_Conca_Idolatr.jpg
User: Trz;sacz
Изображение является общественным достоянием.

Опубликована 8 февраля 2015 г. Илл.-заставка опубликована 10.01.2017