Урок 2. Многогранность через имена Бога. Яхве

Олег Макаров 2
               
                Многогранность через имена Бога.
                Яхве – Сущий.


Предыдущий: Урок 1. Многогранность через имена Бога. Элохим. http://www.proza.ru/2014/11/20/317

Следующий:  Урок 3. Многогранность через имена Бога. Адонай, Эль Элеон и др.  http://www.proza.ru/2014/11/28/850.



Повторение: Многогранность через имена Бога. Элохим (Элогим).

1. Познавая Бога, мы познаем и себя. Мы начинаем понимать и осознавать кто мы такие на самом деле, откуда пришли на землю и куда идем.
2. ЭЛОХ-И;М, или ЭЛОГ-ИМ (евр. ;;;;;;), является мн. числом от ЭЛО;АХ.
3. Слово Элохим (в син. пер. «Бог», «боги», «судьи», «ангелы») является наиболее употребительным в Библии и встречается на протяжении всего Танаха (Ветхого Завета) около 2000 раз.
4. «Боги Всевышнего» - это посланники Самого Бога, ГРАЖДАНЕ Небесного Царства, временно работающие в Божьем Посольстве на земле.
5. ЭЛОХИМ – в основе этого слова лежит понятие могущества и творчества, те, кто пришли с Небес или из духовного мира, посланники с Небес (в отличие от Иегова или Яхве - жизнь или безусловная сущность).
6. Люди, которые рождены свыше - это Церковь Иисуса Христа или Его Невеста, т.е. Посольство Христа на земле (Элохим).
7. Бог усыновляет рожденных свыше людей по Его Закону, установленному еще до сотворения мира, чтобы ОБРУЧИТЬ Иисуса Христа с Его Невестой! А она (Невеста-Церковь) должна быть взята в Его Семью, как ДОЧЬ.
8. Если люди должны стать ОДНО с Богом, значит, они ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОТВОРЕНЫ ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ Божьему.
9. Бог знал еще до сотворения мира, что люди станут Женою Христа и будут ОДНО с Ним!!!
 

Этимология слова АЛЛАХ.

Слова Эль (ивр. ;;;) и Элоах (ивр. ;;;;;) соответствуют именам и созвучно в других родственных языках, таких как арабский, арамейский и сирийский:

Арабский язык — соответствует слову «Аллах, Илах»
                в арабском языке (например, в Коране);
Угаритский язык — соответствует слову — Илаху
Арамейский язык — соответствует слову — Элах
Сирийский язык — соответствует слову Алах или Алаха

Таким образом, слово «Аллах»  образовано от слова  Элоах (ивр. ;;;;;).
Алла;х  — в исламе — единый и единственный Бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям своего посланника (расуль) Мухаммада. В Доисламской Аравии Аллах был одним из высших божеств. Краткая форма символа веры ислама (шахады) гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!»
В арабистике считается, что слово Аллах расшифровывается как аль-илах и является результатом слияния определенного артикля единственного числа аль (al) и илах (ilah) — слова, означающего бог, т.е. тоже самое значение, что и еврейский Элох’им в Библии, арамейский Элах, сирийский Алах и аккадский Эль[1].
Слово Аль-Илах было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах»
 Слово «Аллах» всегда употребляется в единственном числе во всех Писаниях ислама, указывая на Единство и Единственность Бога.
Арабы и арабоязычные, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу.
В исламской традиции существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми он выражает своё присутствие в сотворённом мире. То есть, несмотря на множественность имён Аллаха, все они принадлежат только ему.
99 имен Аллаха: Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т. д.

Яхве - Сущий.

Из всех имен, относящихся к Богу, имя ЯХВЕ чаще всего встречается в Ветхом Завете - 6823 раза. Впервые имя ЯХВЕ использовано в Библии в Бытии 2:4, а именно, рядом с другим именем - ЭЛОХИМ.
Быт.2:4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь < ;;;; - yeh-ho-vaw – Яхве - Иегова, Господь, Сущий>, Бог < Элохим - Пришедший с Небес> создал землю и небо,

Я;хве (принятое в современной науке произношение ивр. ;;;;; — Йа;хве, Я;гве, встречается вариант Иего;ва)
В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для древнееврейского языка типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве;

Исх.6:3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] "Бог <Эль – сила, Бог> Всемогущий" <Шаддай>, а с именем [Моим] "Господь" <Яхве> не открылся им;

Раскрытие этого имени рассматривается, как знак особого откровения, которое не всем людям было открыто. Поэтому было запрещено говорить это имя вслух в обиходной речи (не произноси имя Бога «всуе», Исх. 20, 7; Втор. 5, 11)
Имя Яхве в еврейской письменности записывалось согласными буквами — YHWH (т. н. тетраграмматон – Й-Х-В-Х), долгое время, по преданию, произносилось вслух неслышно для окружающих раз в году (в День очищения) первосвященником, причём тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода. С 3 в. до н. э. произнесение этого имени было полностью запрещено для произношения, там же, где оно встречается в текстах, вместо него произносится Адонай (в русском переводе передаётся как «Господь»).
Слово «Адонай» («Господь») и реже встречающееся «Элохим» использовались для замены этого имени при чтении Писания вслух; позднее, особенно – вне контекста богослужения, даже слово «Адонай» стали заменять словом «Ха-Шем» («Имя»).
Еврейские книжники в эпоху раннего Средневековья снабдили текст Библии огласовками, однако Тетраграмматон YHWH писался с озвучиванием, как слово «Адонай».
Когда позднее еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков (Масоретский текст) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова АдОнАй (причем по правилам еврейского языка первое «А» стало произноситься как «Э»), то вместо «Яхве» (Й-Х-В-Х, единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова». Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в некоторых Церквах, песнопениях и в устаревших переводах.

 Поэтому в эпоху позднего средневековья в среде христианских богословов возникло произношение Яхве’ (Yeh-ho-vaw), как «Иегова» (Jehovah).
Некоторые деноминации заменили все имена Бога словом «Иегова», тем самым исключив из текстов Писания МНОГОГРАННОСТЬ в имени Божьем. 
Большинство английских переводов, исходя из еврейской практики использования слова «Адонай», передает имя YHWH как «LORD».

В некоторых местах Писания стоит близкое по значению к Якве имя Бога, хотя используется другое слово:
Исх.3:
14 Бог <Элохим> сказал Моисею: Я есмь Сущий <Я есть Тот, Кто есть – два раза используется слово ;;;;>. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] <Я есть – 1 раз используется слово ;;;; > послал меня к вам.
где ;;;; (произношение - haw-yaw) - A(qal): быть, существовать, становиться, случаться, происходить.
15 И сказал еще Бог <Элохим> Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь <;;;; - Яхве>, Бог <Элохим>  отцов ваших, Бог <Элохим> Авраама, Бог <Элохим> Исаака и Бог <Элохим> Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
В 15 стихе Бог явно указывает, что «имя Мое на веки» - это «Яхве»- Элохим. А в 14 стихе – «Сущий».
Тогда получаем тождественную значимость разных слов  ;;;; «Сущий» и  ;;;; «Яхве»:
                «Сущий» = «Яхве»

Имя ЯХВЕ означает "быть" или "становиться". Таким образом, имя ЯХВЕ, указывает на сущность Бога в Самом Себе, что Он не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, которое длится из вечности в вечность.
Буквальное значение имени, в зависимости от контекста, может быть понято, как «Он есть» (в смысле действенного присутствия). Или «Он есть (Бог) живой», либо как «Он даёт жизнь».
Возможно, что слово «Яхве» происходит от корня, означающего «бытие». Выдвигалось предположение, что оно означает «Это Он!». В самой Библии имя Яхве объясняется как «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто – «Я есть».

=============================================
! Яхве – это
Сущий (существует независимо ни от чего),
Я есть (вездесущий, есть везде, нельзя укрыться от Него),
Я есть (Бог) живой (живой всегда),
Я есть дающий жизнь (дающий жизнь всем существам).
=============================================

Господь Бог (ЯХВЕ) раскрывается как Бог, сдерживающий обещанный завет, Бог терпеливый, милостивый, выкупающий Свой народ и ведущий его в обетованную землю.
Исх.6:4  и Я <Яхве>  поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.
Бог раскрывается в Священном Писании не только под именем ЯХВЕ, но и под другими именами: ЯХВЕ-ИРЕ, ЯХВЕ-ЦИДКЕЙНУ, ЯХВЕ-НИССИ, ЯХВЕ-РАФА, ЯХВЕ-ШАЛОМ, ЯХВЕ-САВАОФ, ЯХВЕ-ШАММА, ЯХВЕ-МЕ-КАДДИШКЕМ. Мы рассмотрим их позже.

=============================================
! Поэтому имя Яхве является основополагающим – это суть Самого Бога, это как ограненный бриллиант, а каждое Его имя – грань этого бриллианта.
=============================================

Поэтому, обращаясь к первоисточникам Библейских текстов и учитывая определенную грань Бога (или имя Бога), мы можем понять Кем является Бог в конкретном месте Писания, определить контекст и характер происходящих Библейских событий, получить направление толкования текста, например:

Втор.10:16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
17  ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров.

В первоисточнике слова имеют значение:

Втор.10:16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего <это пророчество для новозаветного времени, когда люди будут рождаться свыше, обрезая крайнюю плоть СЕРДЦА, а не крайнюю плоть ТЕЛА, т.е. далее говорится о новозаветном времени и о рожденных свыше людях, принадлежащих и ЖИВЫХ для Бога, см. статью «Мертвые для Бога» - http://www.proza.ru/2014/06/13/1769 > и не будьте впредь жестоковыйны <рождаться свыше будут жить по Новому Завету – Завету любви, Матф.22:37-40>;

Втор.10:17 ибо Господь <yeh-ho-vaw – Яхве - Иегова, Господь, Сущий>, Бог < el-o-heem' - Элохим > ваш, есть Бог < el-o-heem' - Элохим> богов < el-o-heem' - Элохим – среди людей > и Владыка <ad-o-noy' - Адонай, Господь, Владыка, Вседержитель> владык  <aw-done' - господин, господь, государь, владыка, властитель>, Бог < ale - Эль – сила, мощь, Бог>  великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров…

Получаем более точное понимание текста, учитывая многообразный облик Бога:

Втор.10:16 Итак, в будущем вы родитесь свыше, обрезая свое сердце, и не будьте впредь жестоковыйны, живя по заповедям Нового Завета ;
Втор.10:17 ибо Всевышний Сущий Яхве, дающий жизнь всему живому <Господь-Яхве, Сущий, дающий жизнь> - это ваша Божья семья <Бог-Элохим - Отец, Сын, Дух Святой>, Которая является и Семьей <Бог-Элохим - Отец, Сын, Дух Святой> для людей <богов-Элохим – рожденные свыше, принадлежащие Богу>, и Он есть и Он есть Царь-Вседержитель, в руках Которого находится все мироздание <Владыка-Адонай – Господин, Вседержитель, Главенствующий, Царь-Вседержитель, в руках Которого находится все мироздание> среди царей <владык-людей посланных на землю от имени Царя царей – Иисуса Христа>, а так же Отец <Бог-Эль, Могущественный и Сильный, Главенствующий в Божьей Семье (среди Элохим)> великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров…

Тогда место исходный текст Писания:
Втор.10:16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; 17  ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров.

предстает пред нами в расширенном понимании:
Втор.10:16 Итак, в будущем вы родитесь свыше, обрезая свое сердце, и не будьте впредь жестоковыйны, живя по заповедям Нового Завета; 17 ибо Всевышний Сущий Яхве, дающий жизнь всему живому - это ваша Божья семья для людей граждан Небес, и Он есть Царь среди царей, а так же Отец  великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров…


 

 
Основные моменты:
1. Таким образом, слово «Аллах»  образовано от слова  Элоах.
2. Имя Яхве чаще всего встречается в Ветхом Завете - 6823 раза.
3. В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для древнееврейского языка типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве;.
4. Не всем людям Ветхого Завета было открыто имя Яхве, поэтому запрещалось говорить это имя вслух в обиходной речи (не произноси имя Бога «всуе», Исх. 20, 7; Втор. 5, 11). Вместо Яхве при чтении текстов произносилось имя Адонай.
5. Имя Яхве в еврейской письменности записывалось согласными буквами — YHWH (т. н. тетраграмматон – Й-Х-В-Х)
6. Когда еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков, к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова АдОнАй (причем по правилам еврейского языка первое «А» стало произноситься как «Э»), то вместо «Яхве» (Й-Х-В-Х) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова». Поэтому в эпоху позднего средневековья в среде христианских богословов возникло произношение Яхве’ (Yeh-ho-vaw), как «Иегова» (Jehovah).
7. Тождественную значимость разных слов  ;;;; «Сущий» и  ;;;; «Яхве».
8. Яхве – это
Сущий (существует независимо ни от чего),
Я есть (вездесущий, есть везде, нельзя укрыться от Него),
Я есть (Бог) живой (живой всегда),
Я есть дающий жизнь (дающий жизнь всем существам).

9. Имя Яхве является основополагающим – это суть Самого Бога, это как ограненный бриллиант, а каждое Его имя – грань этого бриллианта.


Предыдущий: Урок 1. Многогранность через имена Бога. Элохим. http://www.proza.ru/2014/11/20/317

Следующий:  Урок 3. Многогранность через имена Бога. Адонай, Эль Элеон и др.  http://www.proza.ru/2014/11/28/850.