ЗНМ. Как дОлжно жевать литературу, и не только ее,

ЗАПИСКИ НЕПРАВИЛЬНОЙ МАМАШИ

Как дОлжно жевать литературу, и не только ее,


… чтобы убить живое восприятие.

***

Здесь можно представить соответствующую тону позу лектора, с назидательно воздетым перстом... в наряде, приличествующем месту и времени, когда такие словесные обороты были в ходу... где-нибудь на кафедре, конечно.

Но никакой кафедры, мантий и воздетых перстов нет.

Я сижу в кресле у печки, и злюсь — до сердцебиения, до того, что горло перехватывает.
От чтения учебника. Литература. 6 класс. Часть вторая.

Злюсь. Неоднократно.

День.
Два.
Неделю.

И наконец, душа прорывается — рождает это ехидное название. Первую часть фразы... которая тянет за собой вторую, затем третью...

И сидеть уже невозможно!.. Подскакиваешь, и мечешься по избушке, как тигр в клетке...
Тигра, точнее.

***

Вот в это самое кресло перед печкой я присела несколько дней назад — подкинуть дров, пока дочка отошла за чем-то на кухню.

Так же, как и сегодня, холодина была, за сорок... Любимое занятие наше — у печки сидеть, ножки греть, потрескивание огня слушать и читать книжки... Кресло большое, уютное, с дополнительной диванной подушечкой, подложенной сзади, — нам оно великовато.. можно спокойно и лечь даже в него — клубочком свернувшись.. или ноги через «подлокотник» свесив...

Вот она и сидела, читала тут. Вышла, учебник открытым оставила — только обложкой кверху перевернула.
Я, пока она не вернулась, присела в кресло, погреться. И заглянула в книжку — что она там сейчас читает, ПРОХОДИТ...?

Короленко... биографии немножко.. воспоминания... повесть «В дурной компании»... фрагменты.

Оказывается, это то же самое, что и «Дети подземелья»... мы в школе проходили это произведение под таким названием. Написано: «Короленко не писал специально для детей. Но дети — герои многих его произведений. «Дети подземелья» - это переработанная для детского чтения повесть «В дурном обществе» »... Не поняла — в данном случае дается этот текст, переработанный для детского чтения, но под первоначальным названием, или и вариант текста первоначальный, «взрослый»?

Пробежала глазами начало, несколько страниц... разницу не уловила — очень давно читала.. вроде, то же самое...

Подошла дочка, я уступила ей место, пошла к себе, в соседнюю комнату. Она продолжила свое занятие.

Через некоторое время что-то говорю ей — не отвечает. Зову, спрашиваю — ты здесь?  Снова тишина в ответ. Думаю — странно, как так она вышла, что я и не заметила..
Иду туда...

Сидит мой ребенок в кресле, в какой-то ужасно неудобной позе: откинувшись в угол между спинкой кресла и подлокотником, и плачет. Испугалась, спрашиваю — что случилось?!
Вместо ответа молча показывает на лежащую справа книжку...
; … Умерла девочка?...
Так же молча мотнула головой — да...

И разрыдалась.

Мы потом долго говорили... об этой повести, о жизни вообще...
Детали произведения в моей памяти стерлись начисто за давностью, осталось только общее чувство-впечатление. Чтобы поговорить хорошо, по-настоящему, потребовалось сначала перечитать его заново.

А в первый момент, глядя на эти слезы ребенка, - такие, что даже говорить нет сил, поднялось откуда-то из самых глубин души моей: ЧТО ЕЩЕ надо?!...

Я не стала заставлять ее отвечать на вопросы и выполнять задания, помещенные авторами после этого текста, как и после всех других, предыдущих и последующих. Все они помечены разными значками — цветочком, карандашиком и так далее и тому подобное.
Единственная реакция на них — тоскливое: ЗАЧЕМ это все?...

Холодные, бесстрастные, избитые до тошноты формулировки.
Мертвые.

Разве этих слез ребенка - недостаточно для ОТВЕТА?

***

И снова, в который уже раз, встал вопрос о СВЕРХ-ЗАДАЧЕ.

Для чего ВООБЩЕ изучают в школе литературу?

Пройтись хотя бы по вопросам  и заданиям к данной повести, кратко...
всего их больше двух страниц...
Сразу после текста произведения — рисунок открытой книги, с вопросом посередине, написано: поразмышляй над прочитанным.
Карандашик нарисован — нарисуй.  Динамик — выразительное чтение. Помеченные зеленым цветочком — задания повышенной сложности. Трехцветный кружок с треугольником по центру — содружество наук... и так далее.

1. Первое задание — карандашик. …
Декорации нарисовать попробовать. Хорошо.
2. Найди в тексте главы 1 слова, которые позволяют судить об отношении рассказчика к обитателям и изгнанникам замка. Почему к тем и к другим рассказчик относится по-разному? Как это его характеризует?
3. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», - говорит о себе рассказчик. Приведи примеры, подтверждающие, что так оно и было.
Найди сравнения, которые использует Вася в рассказе о себе. Что сближает все эти сравнения? Что с их помощью стремится подчеркнуть рассказчик?
4. Приведи примеры, подтверждающие, что мальчик любит своего отца, жалеет его, ищет близости с ним. Почему отец не ответил теми же чувствами Васе?
Почему и общение с сестрой не могло разрушить одиночества Васи?
Какую роль в отчуждении мальчика от близких сыграли «нелестные эпитеты»?
5. Как одиночество мальчика повлияло на его поведение?
6. Цветочек зеленый и динамик.
Найди в главах 1 и 2 описания, которые особенно ярко свидетельствуют о наблюдательности рассказчика, его способности понимать другого человека или чутко откликаться на картины окружающего мира. Природы. Одно из них научись выразительно читать. Обоснуй свой выбор.
7. Письменно ответь на вопросы: что думают о Васе окружающие и каков он на самом деле?
8. Снова зеленый цветочек. Какой эпизод из главы 1 носит юмористический характер? В чем заключается его комизм?

Это только пол-странички привела, -  главы 1 и 2. Дальше - еще полторы страницы  вопросов по остальным главам и заключению отдельно.. Темы: «Автор и рассказчик в повести»... «Портрет литературного героя»...
Ниже  снова — «поразмышляй над прочитанным».

1. Что такое «портрет литературного героя»?
2. Для чего нужен портрет героя в художественном произведении?
3. Трехцветный значок. Рассмотри иллюстрации к повести. К каким эпизодам они относятся? Какие чувства героев стремились выразить художники, изображая их внешность в тот или иной момент развития событий? Какая иллюстрация и почему тебе кажется наиболее удачной?
4. Прочти вопросы и задания к повести. Какие из них связаны с описанием внешности героев? Портреты каких других персонажей рисует рассказчик?
На примере одного из портретов покажи, о чем он позволяет судить — о положении героя в обществе? его характере? Переживаниях?
Зеленый цветочек. Как в описании внешности этого персонажа проглядывает отношение к нему рассказчика?
5. Зеленый цветочек. Почему в повести нет портрета Васи? По каким деталям его рассказа о себе мы могли бы домыслить портрет мальчика? Он подвижный, ловкий или медлительный, неповоротливый? Сколько ему лет? Какого он роста? Как, по твоему мнению, одет Вася?  Какого выражение его глаз?
6. Трехцветный значок. Сравни четыре портрета работы разных художников: А.Г.Венецианова «Захарка», О.А.Кипренского «Портрет мальчика Челищева», В.А.Тропинина «Портрет Арсения, сына художника» и В.М.Васнецова «Портрет Бориса Викторовича Васнецова». Конечно, это не иллюстрации к повести. Но все-таки, какой из этих портретов в твоем представлении больше соответствует внешнему облику Васи? Почему?
7. Если ты станешь режиссером спектакля «Дети подземелья», какого по внешности мальчика ты подберешь на роль Васи?


Тоска... Вроде бы ничего страшного, конечно..
Но...
Разве  школа обычная готовит литературоведов? Писателей?
Структура, законы построения текста... и так далее.

Наверное, ПРОЙТИ это нужно всем — чтобы не мучиться над изобретением колеса, если вдруг, когда-то, потом... кого-то... потянет на «писательство»... Но думаю, те, у кого есть природная склонность к этому делу, «узнАют» СВОЕ уже при первом приближении — на этих школьных уроках, и где-то в глубинах памяти сохранят, чтобы когда придет час, извлечь... и как раз им это усвоить легко.
Знать, где что «лежит», путеводитель в мире литературы, и теории в том числе, - нужен.
На всякий случай..
Как и большинство информации, «проходимой» в школе.
Кто его знает, какой там «случай» кому судьба готовит. Лишним это знание не будет.
Кому не надо — тот сразу «сбросит» этот ненужный «груз», как ПРОЙДЕТ, и получит ОЦЕНКУ.

Но — ОЦЕНКА — за что?
ЧТО оценивается?
Способность к анализу? Логическое мышление? Наблюдательность? Старательность? Труд добросовестный?

Все это хорошо, вроде бы...

Но...
Вот как раз, уже некоторое время спустя, мы выбираем — по каким из пройденных произведений хотелось бы написать сочинение?
Перебираем по содержанию...
И ребенок говорит: «Дети подземелья» понравились.. Очень.. Но писать сочинение по ним я не хочу.. Боюсь все испортить.
Отвечаю — хорошо, не пиши.

Потому что согласна.
Не стоит «анализировать», разбирать на составляющие, глубокое эмоциональное потрясение.

Слезы-то ведь — по девочке, которая ЖИЛА... Ребенок ПОВЕРИЛ, ПРОЖИЛ все...

И — сразу после такого пронзительного чтения, погружения, потрясения глубочайшего — такие деловитое расчленение живого тела произведения, плода души автора...
Вопросы, по всем косточкам разбирающие, как автор СДЕЛАЛ произведение. Разбор композиции, приемов ПОСТРОЕНИЯ, портретов ГЕРОЕВ, пейзажей-декораций и прочее.

ВСЕ.

Никакой девочки Маруси — не было.
Это ГЕРОИНЯ, автор ее придумал, сделал.
Не о чем плакать.
Это не ПРАВДА, а правдоПОДОБИЕ, ИСКУССТВО, мастерство... ИЗДЕЛИЕ высочайшего качества.
И вопросы и задания — это мастер-класс для передачи этого  мастерства, умения, искусства.

ВСЕ РАЗРУШЕНО.
Умом?
… ли?

Хотя — ведь это написано на основе реальных детских впечатлений.
То есть — НАСТОЯЩАЯ девочка все-таки ЖИЛА.

***

Или, как ответственная мать, заботящаяся о будущем ребенка, я должна сказать: 
«Деточка, просто слезы — это непрактично. За то, что ты будешь молча плакать, диплом тебе не дадут.  Поплакала — это хорошо. Но надо уметь рассказать, почему ты плакала. Рассказать так, чтобы получить хорошую оценку. Так, как ПРАВИЛЬНО — с точки зрения СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ..
Сегодня, завтра, в 11 классе, в вузе. Так ты сделаешь себе хорошее будущее. Успешное! Без диплома ты — никто! Без диплома тебе «должность» не предложат — хоть обревись.

А если ты сумеешь рассказать, почему!... плакала — так, чтобы и читающий разрыдался — тогда ты, возможно, писатель!
Но это тоже не самый «хлебный» путь, если не умеешь свои «слезы» продать за достойную цену. Так что сильно не увлекайся, душу не рви.
Не надрывайся, отвечай на вопросы, выполняй задания, получай оценки. Оценки — это валюта. Кирпичики на дороге в светлое будущее. Лично твое.»

Неправильная я мамаша, наверное.
Мне сами слезы — важнее. И что слезы эти — молча, тоже важнее.
Мне оценки не нужны.. слезы в баллах не выражаются...

***

Вообще-то она учится сама, я помогаю только, если что-то непонятно.

Но вот в истории России, к которой так рвалась, споткнулась - об язык, форму подачи — не воспринимается.
Тогда решили делать так — я читаю вслух, обсуждаем вместе, и сразу она делает задание в рабочей тетради.

И в первый же вечер, когда позанимались, легли спать — слышу -  во сне говорит что-то, явно бурные страсти какие-то..
Оказывается, воюет с печенегами, напавшими на оставшуюся одну в Киеве «престарелую Ольгу с внуками» - прогоняет их от города.
Когда читали это место, я сказала что-то, не помню уже точно, вроде — «Вот подлые, напали на бедную бабу Олю с внуками». Она чуть не заплакала.
Видимо, ассоциации пошли по именам — князь Игорь и княгиня Ольга... Мама — Ольга, папа — Игорь. И внуки тоже есть, вот тебе и «баба Оля»... И переживание — как будто на маму родную напали печенеги... и пробило ребенка на жалость...

А ничего, что эта бедная «баба Оля».. (тогда еще без внуков) сожгла древлян? Этот факт прошел мимо сознания? Или оправдан — она же отомстила за мужа? А  кто виноват, что мужа жадность обуяла, она же и сгубила...  ? Он ведь поступил нечестно - ограбил древлян! Они уже заплатили дань, согласно своим обязательствам, а он забрал ее  - и еще пришел!.. Они защищались! А зачем было Ольгу сватать, убив ее мужа — совсем дураки, что ли?

В общем, если вдуматься в факты, ситуации, отношения — то и обтекаемые наукообразные фразы можно оживить...

Но - ей нельзя вживаться в «материал» слишком сильно, она чересчур впечатлительная. И я даже боюсь этого... в прошлом году четыре месяца перерыв был в учебе, именно из-за этого— любое впечатление, даже незначительное, трансформировалось в кошмарный сон...
Потом аврал жестокий в конце года -  пришлось  все сразу сдавать.

***

Нравится ей еще цикл передач «Территория заблуждения». Иногда смотрим вечером в интернете какой-нибудь фильм из этой серии.

Мне в этом цикле нравится именно сама основная его идея, которую И.Прокопенко излагает в самом начале.
Действительно, все эти знания, которые сегодня преподносятся в качестве основы, чего-то незыблемого — завтра могут быть опровергнуты.
Помню, когда я училась в университете (УрГУ, философский факультет), на первой же установке преподаватель, доктор философии Людмила Анатольевна Мясникова, сказала: «Грядет смена парадигмы»... 1993 год это был.
Чуть позже у Станислава Грофа читала о том же — «сдвиг парадигмы небывалых размеров».. что-то в таком духе.

Ну вот, она и сдвигается.

***

После первого нашего занятия по истории России выбрали фильм - о происхождении славян.  Как дополнительный материал по теме...  Посмотрели, побеседовали хорошо так... 
Передача говорит о происхождении славян совершенно другое, по сравнению с учебником. И откуда мы можем знать, что ближе к истине — то, что написано в учебнике, или эти альтернативные гипотезы? Мы это точно так же принимаем на веру, как и религиозные доктрины, не имея возможности проверить даже базовые положения. Да и необходимости, по большому счету.

На следующий день была передача Владимира Соловьева про Украину. Решили посмотреть, с той же целью  —  чтобы про историю поговорить потом. Не помню, сколько там участников обсуждения было. Запомнила только О. Бузину, В. Крашенинникову, Жириновского — он уже после коллективного обсуждения, отдельно свою «экстравагантную» точку зрения излагал... Всего около десяти, кажется. Но суть не в этом.

Говорю  потом — вот, пожалуйста: исторические события, прямо сейчас происходят. А оценки — совершенно разные. И если через несколько сотен лет кто-то найдет «письменные источники», написанные каждым из участников передачи — они будут совершенно разными, кроме самого факта голого — был в Киеве «Евромайдан», даты такие-то... Вот и пойми истину — потом... Когда ее и сейчас понять трудно, особенно непосвященным во все закулисные подробности...

После этой передачи она во сне воевала на Майдане. Слышу: «Нет! Нет! Нет!!! никуда я не уйду! прекратите немедленно!!!» И даже ногой топает...
Говорю тихонько — опять что-то снится тебе?
Очнулась — ой!
И рассказывает, что на Майдане, на бочке какой-то стоит, на нее идут толпы эти агрессивные, а она пытается их разогнать...

Каждый раз мне страшно, когда вот такие сны идут у нее — откуда я знаю, что она там переживает?  Чувства-то ведь настоящие, и опасность во сне — настоящая!
После того, как прочитала монголо-татарское нашествие — воевала с монголами...

Монголо-татарское иго -  сегодня и по этому пункту тоже продвигается другая точка зрения.. И снова — откуда мы знаем — где правда? Как оно все было на самом деле?

Не говоря уже даже о том, что и в принципе подход к систематизации исторического материала может быть совершенно разным, и кроме линейной концепции исторического развития, на основе которой строится школьная программа, существуют и другие... Шпенглер, Ясперс, Тойнби, Лев Гумилев...

Для чего же это бездумное заучивание чьих-то интерпретаций исторических фактов, если ученые и сами не могут придти к единому мнению? «Плюрализм» мнений тоже имеет предел — все точки зрения на все предметы не рассмотришь, это физически невозможно, жизни не хватит.. прошлое поглотит настоящее.. времени жить не останется...

Смысл? Проговаривание различных ситуаций, моделей, вариантов общественных отношений и так далее..  анализ «прецедентов»... ?
а где истина — кто ее знает... ?

В общем, беседы интересные, долгие — попутно.

***

То же и по литературе... Обычно я не вникала сильно в ее занятия. Сама справляется. Сдает на отлично... Я только организую процесс - обучения и аттестации.

А тут что-то взяла учебник, так же - открытый лежал... Посмотрела — что читает...
«Дубровский».

Помню, в школе произведение это мне понравилось, но детали стерлись уже. Спросила ее — ну как тебе..? Не нравится, оказывается. Обороты всякие старинные, выражения — «я чай», «чу» и тому подобные, раздражают...

Как-то автоматически стала я читать дальше, и  сама удивилась — оказывается, очень даже «актуальное» произведение.

Все основные персонажи живут и здравствуют — и самодуры-троекуровы, и армия пресмыкающихся перед ними, с нижайшим: чего изволите-с? Изволите — забьем.. любого старика-дубровского, бедного-наивного...
И брак по расчету, и даже секс — пожалуйста, сегодня можно открыто «проговорить» и эту  проблему, которую в наше время в 6 классе обсуждать учителю с учениками было невозможно. (О сексе — не в смысле «секспросвещения» физиологического, конечно). Просто и не знали про это тогда большинство детей этого возраста.

Почему Маша сначала к князю с интересом отнеслась, слушала его с удовольствием, - а когда он посватался — испытала страх и отвращение? Потому что брак — это не только быт и человеческое, интеллектуальное общение.. существует и другая сторона жизни... можно человека уважать, как личность, как собеседника, но в постель с ним — бр-р-р...
Почему после венчания она не пошла за любимым Дубровским? Хоть ждала его до последней минуты, и вряд ли опоздание его, не по своей вине, сразу убило ее любовь? Ведь по факту она еще не стала женой князя? Сила обряда, веры?
Тема: «но я другому отдана, и буду век ему верна» - в другой ситуации?

Жаль князя или нет? Он женился на девушке, которая его не любит, и он знает об этом, более того — она любит другого... Любил ли он Машу? Ведь она честно сказала ему, что не сможет его любить, просила отпустить ее, защитить от воли отца... а он поспешил сделать наоборот.. Ему наплевать на ее чувства? Красивая игрушка, вещь? Или — надеялся со временем «приручить»?

Взгляд отца — он ведь любил дочь, хотел обеспечить ей «блестящее будущее» - княжеский титул, богатство? Чем-то похоже на выгодное «трудоустройство»... Маша — подневольно, время такое — воля отца и так далее.

Но ведь многие девушки-женщины и сегодня сами ищут в замужестве именно этого, что отец глупой Маше навязал... Ребенок, что она в жизни понимает? Что бы с ней было, если бы она с нищим разбойником Дубровским убежала, хоть и любимым? Как бы жизнь ее сложилась? Отец запер — от глупого шага уберег, который бы всю жизнь загубил романтичной дурочке?

А как же ЛЮБОВЬ?

Много о чем, вполне актуальном и сегодня, можно  поговорить на основе «материала» этого романа...

Поговорили  о Дубровском — она через некоторое время сообщает: а вот теперь, когда уже не читаю, а только думаю о нем — нравится, язык уже не мешает...


***

Увлеклась я процессом. Педагогическим.

Читаем учебник, по очереди, потом разговариваем. Сама говорит про некоторые произведения — мама, прочитай быстрее этот рассказ, я хочу про него поговорить...
Вот так сама о Чехове заговорила — стала «Смерть чиновника» пересказывать, тоже говорит — почитай, он коротенький, и спрашивает: я не пойму, что тут смешного, если человек умер?
Это она как раз вопросы и задания к произведению прочитала...
Обычно их не читает. Я и не заставляю ее это делать — сама думаю, что это только вредит, по большому счету...

***

В общем, учимся с удовольствием — беседы беседуем умные - философские, психологические ... за полночь порой...  хлебом не корми, дай о смыслах поговорить... Она вообще не может двигаться дальше, ни в каком предмете, если смысла не понимает... без всякого оценивания — правильно-неправильно...

Но — к концу года, когда все «пройдем», и все предметы надо будет сдавать — что в памяти у ребенка останется? Ведь сдавать  придется не «общий смысл», не «уровень развития», не «умение мыслить» - а знание конкретных фактов, дат и прочее...

А ей перед каждой сдачей плохо становится от напряжения, от страха что-то забыть, ошибиться. Ее буквально «ломает», как наркомана — полный набор всех вегетативных проявлений...

Думаю — вот зачем все это надо, кому?

Зачем вообще контроль, почему мы должны перед кем-то отчитываться - если за качество образования при обучении в форме СО отвечаю я 1 ? За жизнь, здоровье  ребенка, его поведение — отвечаю тоже я, в любом случае. Какое дело УО до «интересов обучающегося», если я взяла всю ответственность за обучение и развитие ребенка на себя? Право проходить аттестацию сразу в вузе — судя по этому же письму — закон предусматривает... Помеха — промежуточная аттестация... Я знаю, что ребенок работал, по-настоящему.
Нам бы идеально было — просто сдать учебники за 6 класс, взять за 7 и дальше - вперед и с песней!...

Можно, конечно, наставить диагнозов всяких и таким путем «выбить» себе исключение из правил. Но зачем делать из человека БОЛЬНОГО, когда можно просто учиться по-другому? Ведь это не болезнь – это просто другой психологический тип… Не тот, под который построена СИСТЕМА.
И мы нашли свой оптимальный вариант, не вешая на свою биографию  никакого нездоровья...

***

Но если уж обязаны отчитываться — то как  я вижу оптимальный вариант аттестации для своего ребенка?
То есть — как выглядит моя «педагогическая утопия»? 4

Думаю, по математике все-таки, надо письменные контрольные писать, надо уметь действительно решать, здесь «общим смыслом» не отделаешься.
А если не математический склад ума у ребенка? Тоже ведь не каждому дано это.. Если что-то он не понял, не справился?
Мне кажется, надо просто  именно это рассмотреть с ним повнимательнее, отработать слабые места, дать задание на доработку.. 2   Чтобы страха не было, перед непосильностью задачи.
И даже самый неутешительный вывод — не приговор. Просто знание: «математика — не моё. Это не тот путь, которым мне следует идти.. к «успеху».. не самая сильная сторона...  Отрицательный результат — тоже результат. Главное — возможность сориентироваться. В себе и  своих реальных способностях-возможностях-интересах.

И не только в математике — вообще такая позиция по «отрицательным» результатам:  в этом мы не смогли разобраться, поэтому обращаемся к учителю — за ПОМОЩЬЮ, а не за ОЦЕНИВАНИЕМ...
Проговаривать, а не оценивать «неправильные» ответы: ПОЧЕМУ это — неправильно? Дискуссия, если уместно — на тему того, что не понял, не усвоил, с чем не согласен...

А вот по гуманитарным предметам я бы собеседование устроила — сразу по всем. Учителя по этим предметам, все вместе бы собрались, и поговорили с ребенком «за жизнь» - на основе того материала, который был пройден в этом году. И увидели бы, что человек вынес важного из этой информации, как «подрос» внутренне.
Или — нет. Но думаю - «нет» маловероятно... Ведь человек живет, развивается все равно, что бы он там не «проходил» - кроме книг и уроков еще и сама жизнь существует. Вопрос только — в каком направлении развитие.. в направлении природных склонностей, скорее всего, если его не «ломать» под «стандарты»...

И  тоже — без всяких «баллов».

Результат — пропуск в следующий класс, и все.
Видели — читал, учился, думал...
Иди дальше - читай, учись, думай...
Рекомендации — на что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

Русский.  3.
Это, конечно, не самый увлекательный предмет для большинства детей. Наверное, самый часто повторяемый, с возмущением!, вопрос многих учеников — зачем мне это надо?! И чтобы человек имел желание делать то, что не очень-то и хочется, он тоже должен видеть смысл этого самопринуждения.

Моя дочь, например, ходит уже четвертый год на все собрания местной литературной гостиной. Сначала, как обычно, просто за мной «увязалась». Когда гостиная только начала свою работу, я ходила на собрания - так, для поддержки инициативы благой.. Потом я перестала ее посещать. А дочка  — полюбила, продолжает ходить, так что она давно уже полноправный член местного литературного объединения. «Дочь полка», самая маленькая там. 

Больше слушает, но иногда и сама пишет. И вот не так давно написала стихотворение, ей руководитель сказал: это — твоя удача, и предложил выбрать стихи для сборника. За время существования этого объединения участники его выпустили уже  три сборника. Вот ей и предложили поучаствовать в следующем выпуске.
Конечно, это серьезный стимул для ребенка -  взрослые люди, поэты, пусть и «местного разлива», настоящие книжки...  !
И ясно — не будешь же позориться, в настоящую книжку стихи с ошибками приносить! Вот тебе и смысл изучения русского языка... еще как работает.
Выбирали мы с ней стихи: она сама отбраковывала слабые, сама набирала их на компьютере . Форматировать я помогала, редактировать — совсем немножко.

Принесла она их на заседание очередное, прочитала.. А там как раз пришли организаторы областного детского поэтического конкурса — с предложением к участникам гостиной «пожюрить»...
Дочке тоже предложили участие. Но она не любит никакие «соревнования» ни в какой форме — именно потому, что это же тоже оценивание... может, страх поражения...

А потом я встретила методиста библиотеки (где собрания объединения и проходят) и она сказала, что стихи дочери признаны лучшими.. И отправили их в областной центр  на следующий тур. Взрослые участники «гостиной», члены жюри, сами их взяли на конкурс...
Сообщила ребенку новость эту — конечно, ей приятно было.
То есть, действительно — самый лучший стимул — дело НАСТОЯЩЕЕ, а не имитация-игра...

Или, если я иду на встречу с героями очередного материала для журнала, с которым сотрудничаю — она, конечно же, идет со мной. Где-то диктофон таскает следом, когда я фотографирую и разговариваю, где-то фотографирует... как-то опрос на улице проводила у памятника... слушает, как с людьми разговариваю и прочее... В общем, представление о работе журналиста тоже уже имеет.

ИЗО? Тоже, как я понимаю, предмет этот включен в школьную программу для общего культурного развития, а не с целью наплодить профессиональных художников. То есть — достаточно дать общие представления об основных областях изобразительного искусства. Но зачем нам это «сдавать», если у нас дома художественная мастерская, с пеленок в этой «каше» варится... Общие представления — точно имеет.. и не только общие. На ярмарку Ирбитскую ездили в составе делегации под названием «Город мастеров», представляющей ремесла народные — и традиционные, и новые, ныне существующие, — она тоже. Вот тебе — и народное творчество в «натуре», не по книгам и интернету, и краеведение, и основы бизнеса-маркетинга, и социализация пресловутая — общение не только со сверстниками в школьных коридорах...

Музыка? В музыкальной школе занимается, на флейте играет. Пошла туда сама, по собственному желанию, не родительскому. Поэтому заставлять играть не приходится.
А поскольку мы дома учимся, свой график сами определяем, перегрузок нет, времени свободного больше для занятий — никаких совмещений со второй школой, никаких проблем и накладок. Только во время «сессий» приходится состыковывать сдачи с графиком в музыкальной школе. Что ж и не быть «круглой» отличницей? Зачем еще и в общеобразовательной лишнюю отчетность устраивать?

Физкультура? Если ты не рвешься в олимпийский резерв, то главное — здоровье ребенка, а какие-то там нормативы — разве это самое важное? Мы живем в частном доме, движения достаточно, стадион рядом общедоступный, в лес ходим на лыжах, на коньках катается, и на простых, и на роликах, летом на велосипеде, с собаками гуляет — бегает, на горке катаются с ребятами... Все отлично. А на физкультуру идти — слезы. То же самое — боязнь оценок. Не самая спортивная она барышня... почти «первая с конца» в классе была...
Нас бы вполне устроило, если бы физкультура была факультативным предметом. И мы бы от него отказались.

Географию сдала еще в сентябре.
Учительница не поняла сначала, что мы уже пришли сдавать — думала, задание брать. Сначала чуть ли не возмутилась: как это - сразу за весь год? Ребенку трудно будет. Давайте разобьем на блоки.
Говорю — «Ну Вы попробуйте, что сможет, то и сможет».
В общем, за час она ей по всему материалу «отчиталась». Во время сдачи момент был интересный — для меня интересный: дочка говорит,- «но некоторые ученые считают, что океанов — пять» ( в учебнике вычитала). Учительница ответила — не забивай себе голову, океанов — 4.  А ей вот как раз и интересно «забивать голову» исследованиями всякими... Почему и любит «Территорию заблуждения» смотреть... Природное детское любопытство в действии. 12 лет — весь мир еще интересен.

Биология.
Читала, и через слово было: «Фу!...».
Сказала ей — если ты мечтаешь быть ветеринаром, то тебе без этого не обойтись... ты не сможешь никому помочь, если ты этого знать не будешь...
Давнее увлечение - несколько лет уже длится. Все книги по кошкам и собакам перечитала во всех библиотеках, и дома своих вагон на эту тему. Носится с котятами-щенятами, всех ветеринаров знает. Номера их телефонов  — наизусть... Мечтает свой бизнес по этому профилю сделать: приют, плюс то-то и  то-то...
Сдала  тоже на пятерку. Но после этого, через некоторое время, сказала — я подумала, что, наверное, не смогу быть ветеринаром...

***

Думаю, никакой особой одаренности тут не нужно, ни в какие вундеркинды мы не рвемся. Просто  так легче учиться - работаем без напряжения и без перегрузок, с учетом природных биоритмов.

В общем, утопия моя — это живой процесс познания, открытия мира. Мне кажется, основная задача школьного образования — дать общие представления о различных областях знания, развить мышление, чтобы человек мог найти себя, узнать свои склонности, сильные и слабые стороны. Путеводитель по миру уже познанного, постановка вопросов о непознанном...
И обязательно - осознание связи получаемых знаний с твоей собственной жизнью, где важны реакции ребенка - НАСТОЯЩИЕ, а не «правильные» - по стандартам... Жизнь-то очень сильно отличается от стандартов... И отсутствие реакции, интереса — тоже информация  к размышлению.

С чего вдруг отличники расстреливают учителей и полицейских?

***

В общем, размечталась я так...
И понимаю прекрасно, что поддержки в этих своих представлениях я не найду - и у большинства педагогов,  и у большинства родителей.
Да и говорить об этом ни  с кем не буду. Свободный обмен мнениями на равных — исключен.

Ситуация вообще дикая, по большому счету — родители системой образования поставлены в положение ученика-двоечника, которого учить да учить, как им своих же детей воспитывать. Они умеют только рожать и кормить-одевать, это и есть их задача - а в остальное не лезьте! Управление образованием лучше знает, что делать с вашим ребенком. Ваше дело — обеспечивать и слушаться учителей. Вопросы о смысле — лишние. Не умничайте, не воображайте о себе слишком...

Государство лучше знает, как поступать с этим МАТЕРИАЛОМ  для педагогических экспериментов, ваше дело его поставлять своевременно...
И деньги, само собой, платить за то, что из него делают специалисты
А нравится вам «продукт» СИСТЕМЫ или нет — никого не волнует...

Вот если он начнет выдавать что-то асоциальное — тогда вас призовут — отвечать.
Если учителя расстреляет или еще кого-то. И оценки хорошие не помогут...

Меры безопасности усиливают, охрану нанимают, тревожные кнопки, тотальный контроль над частной жизнью и прочие чудеса цивилизации есть...

А душу этого отличника вы просмотрели.
Никакие «ПРИЗМы» не помогли беду предусмотреть-предотвратить...

***

После того, как сама «погрузилась» в то, что дочка «проходит», подумала — если ребенок в школе, даже весь круглый-прекруглый отличник — что я знаю о нем, зная только его оценки? Что я знаю о его внутреннем мире, мыслях, реакциях, душевных движениях — по оценкам? Над чем он плачет, чем возмущается? Все «в порядке», учится «хорошо» — и ладно...

Да мне вообще никаких оценок не надо. Я знаю своего ребенка. Мыслящий человек с живой душой.  Мне этого достаточно. Сейчас, по максимуму, мне нужно только одно - «проскочить» этот БАРЬЕР отчетности между классами, желательно с минимумом душевных травм, и получить РАЗРЕШЕНИЕ двигаться дальше... - ПРОПУСК в следующий класс.


Прошли бы все, определились со своими сильными-слабыми сторонами, приоритетами для выбора жизненного пути и так далее — и спасибо, школа. И уже перед поступлением в вуз, если решит поступать, — стали бы готовиться по тем предметам, которые потребуются для выбранной специальности.

В том же учебнике литературы достаточно примеров славных биографий, когда ребенок учился дома, без всяких «промежуточных аттестаций», а потом держал экзамен в выбранное учебное заведение... вот мы так же хотим...

Кто сказал — НЕЛЬЗЯ?


***
PS

А вот как выглядела аттестация по литературе (это фрагмент, полная картина «доказываний» здесь -
http://www.proza.ru/2015/06/24/317):

***

«Любопытно сравнить картину ПРОЦЕССА обучения нашего по литературе, описанного  в начале прошлого учебного года в  записке под названием «Как дОлжно жевать литературу...»  -  глубина восприятия, реакции на произведения, выражение мыслей, разговоры наши о героях и ситуациях — свободные, интересные, многочасовые... — с  картиной «сдачи» ПА  по литературе...
Учителя заполняют свои протоколы, а я вот решила свои вести. Взяла красивую такую общую тетрадь, ручку, и все записывала...
И вот, из протоколов моих прекрасно видно … в школе  - совершенно ДРУГОЙ ребенок!

ПОЧЕМУ???
Полностью их приводить — слишком длинно и скучно... Но выдержки вставлю. Для иллюстрации.
Вот они - протоколы «доказывания» нашего прошлогоднего.
В оригинале имена, конечно, записаны.


ДОКАЗЫВАНИЕ 2014


«12.05.2014.
каб. 26.
Литература.
Комиссия:     Учитель 1 - председатель.
Учитель 2. 

Начало: 11-00.


По заданиям, уточнила (я) (У Учитель 2) — анализ и прочее - письменно или устно?  - Устно, буду спрашивать.

Учитель 1 встретила в коридоре, улыбнулась. В классе, после того, как Учитель 2 сказала, что Учитель 1 — председатель комиссии,  снова улыбнулась, помахала ручкой приветливо. Села в соседнем ряду. У окна, за вторую парту. Ребенок — в среднем, тоже за вторую. Учитель 2  — напротив нее, за первую. Я — в третьем ряду, на одну парту подальше ребенка. Как обычно сажусь, чтобы держать ее в поле зрения, но не мешать. Она просто спиной чувствует мое присутствие. Ей так спокойнее.

Спрашивает ее Учитель 2.
Учитель 2 - С первого начнем?
Ребенок — Да.

Сидит, смотрит в учебник, молчит. Идут по пунктам:
Стихотворения Пушкина.
Рассказывает.
- Няне.
- Цветок.

Учитель 1 просматривает папку с произведениями (ребенка  — несколько стихов и два  - проза). Посмотрела (я) на нее — она показала большой палец, улыбка — показывает на папку — понравилось).

По «Дубровскому».
Учитель 2 — Кто главный герой романа?
Ребенок — Дубровский и Маша.

(Все забыла? - это я думаю).

Учитель 2 - в чем судьбы похожи, в чем различны (Дубровский старший и Троекуров — начинали служить вместе)
(Не может ответить).

Учитель 2 - Какие эпизоды запомнились? (по всем вопросам, напечатанным в учебнике под произведением, спрашивает).
(Не на все может ответить).

Учитель 2 - Почему Пушкин называет Владимира Дубровского настоящим героем этого романа?
(Молчит)

Учитель 2 - Не знаешь или думаешь?
Ребенок - Думаю.

Учитель 2 - Почему Пушкин нарушил естественный ход событий (с Дефоржем)
Ребенок - Чтобы читателю было интереснее.


Лермонтов. Парус.

Учитель 2 - Средства выразительности (эпитеты и пр.)
Ребенок — молчит.

(Вытягивает).
Спрашивает меня: Разбирали или нет?
Я - Не фиксировались.
Учитель 2 - Почему?
Я - Не литературоведы ведь.
Учитель 2 - В 5 классе проходили эпитеты.

«Майская ночь...»

Учитель 2 - Комические эпизоды...?
(Не помнит)
Учитель 2 - Описание украинской ночи — выразительные средства? Как передает одухотворенность, и пр...

(Читает текст, по тексту приводит примеры — правильно.)
Эпитет, сравнение, метафора — молчит. (Знает, но видимо, не помнит.)

Учитель 2 - Просит рассказать содержание повести. Наводящие вопросы. Эпизод про утопленницу.


Звонок на перемену.  Передышку предлагают.

Учитель 1 подходит к дочке, что-то с ней говорит, пока я задаю вопросы Учитель 2 — по поводу учебников русского. Иду обратно, за свою парту, Учитель 1 мне говорит — интервью беру у ... — как стихи пишутся у тебя? Говорит, что приходила Н. А. из библиотеки, рассказывала про литературную  гостиную, и про ... тоже.
Потом подсаживается ко мне, мы с ней говорим. Я ей изложила свою «педагогическую» позицию, в отношении преподавания литературы. Не совпадающую совсем с тем, что просматривается в вопросах под произведениями... Но принимают-то — по ним... Все, что было у нас при обсуждении прочитанных произведений — остается ЗА БОРТОМ... СТАНДАРТНЫХ  вопросов ПРОГРАММЫ.
Разговор короткий, но доброжелательный и заинтересованный, — с ее стороны. С моей — соответственно. Дала ей визитку — в ответ на высказанные пожелания, что-то вроде «давно интересно поближе познакомиться»...


Продолжение ПА.

«Толстый и тонкий».
Цитатные характеристики — письменно. Пишет. Учитель 2 занята у компьютера.


По Пришвину - «Кладовая солнца».
Тест на знание текста.
Учитель 2 - Фамилии ребят?
(Не помнит)
-

Учитель 2 садится к компьютеру. Тест — там.
- фамилии на выбор -
- каким ремеслом занимался Митраша
- поссорились - из-за того, как идти — как предлагала идти — варианты — по компасу...
- отчего Настя...
-Как Митраша выбрался... сам.. с помощью Травки...
- птицы ссорились...
-

Не все ответила.

_____

Время поджимает, все не успевают.
Предлагают на выбор, из оставшихся:
- «Песчаная учительница»
- «Старая черепаха»
- Короленко 
Ребенок -  «Дети подземелья» мне очень понравились, но мне не очень хочется о них говорить.

Выбрали «Старую черепаху».

___________

«Уроки французского».

Учитель 2 - жанр
Ребенок — автобиографический
(наводящие вопросы... беседа...)

__________

(PS от 13.06.2014:
Хотела записать на диктофон ее ответы... Включила, но зря. Даже «в натуре» ничего было не слышно — на расстоянии менее метра. Что-то совсем тихо говорила, с трудом можно было уловить, да и то не все. Так что ничего и не записалось. В переменку, когда Учитель 1 ко мне подсела поговорить — немножко было слышно, что мы с ней говорили, но тоже плохо — шум в коридоре перебивал.

Вообще, не сравнишь  — как дома разговаривает, выглядит, держится и прочее, - и как в школе... Идет по улице, вся напряженная, в школу заходит — вообще, как пришибленная... шепчет что-то себе под нос, думает по полгода... такой страх ошибиться? О «Дубровском» мы накануне говорили, и когда только прочитали — тоже... Прекрасно с ней можно говорить о литературе, и  интересно... но не в школе. Она там вообще, как замороженная... тормозит жестоко, не помнит ничего...

Вот — вышли на «экзамен, где требуются именно результаты старательного «жевания» - и глухо. Нет ничего, - пустой ребенок, слабенький...
Но я сознательно не хочу ее «грузить» этой жеваниной, чтобы не убить живое восприятие произведений — хороших ведь! И литературоведческими понятиями тоже. Ознакомилась, представление имеет — а запоминать ни к чему. Если она пишет, «как Бог на душу положит», есть такие порывы, — ну и пусть пишет, слушает свою душу — а не старается «конструировать», как «правильно»... так она «пишет, как дышит»... а начни жевать всякое правильно-неправильно — все пропадет...

Что там нам поставили — не знаю. Пятерку — вряд ли.
Но я ее изначально настраивала именно на то, что «наплевать на оценку», это не главное. Я знаю и ее добросовестность, и глубину проживания, и попытки самой что-то выразить с помощью слова, и ее чувство слова.
А на шаблонных вопросах она «отключается»...

Для меня это лишнее доказательство того, что этот КОНТРОЛЬ на самом деле ничего «проконтролировать» не может. Ни настоящие знания, ни тем более, творческий потенциал ребенка.)

Потом увидела у завуча, летом уже, - все-таки пятерку поставили по литературе. Но на экзамене была — не она, а тень ее бледная...

ПА по литературе — общее впечатление .
Мысли по поводу...
Думала вот: Дубровский, Короленко — дома мы с ребенком по каждому из этих произведений говорили больше часа, и не по разу возвращались... 
У учителя детей в параллели — не менее сотни: 4 класса, около тридцати человек  в каждом... И с каждым по часу говорить? Да если все это удовольствие еще умножить на двадцать лет работы... Было бы странно ожидать, что учитель будет каждый раз проживать даже самое расчудесное произведение, как при первой «встрече» с ним... когда оно уже годами -  жевано-пережевано... Живое восприятие давно стерлось - от многократного повторения... Думаю, учителя понять можно. Чтобы не ждать от него ничего  бОльшего, сверх его человеческих возможностей...
Что положено — то и спрашивает... вопросы под произведением есть — читала — отвечай...
Видимо, мы с какой-то другой точки смотрим на литературу... Неофитской? Все, что проходим — В ПЕРВЫЙ РАЗ! Она. Да и я, пожалуй. Столько лет прошло после того, как сама это «проходила»... Многое забылось, а что не забылось — на то взгляд изменился. В большинстве случаев. В общем, все равно - заново открываешь для себя классику. И видишь гораздо больше, чем сумел увидеть в школе... Обсуждаем, делимся впечатлениями. Может, и НЕПРАВИЛЬНЫМИ, - с точки зрения школьных критериев оценки.

Вспоминается консультация перед сочинением при поступлении в университет. Проводившая ее женщина сказала: «не готовьте шпаргалки, никаких «образов Катерины» не будет.. это философский факультет. Вы должны показать умение мыслить...»
Мне ближе эта установка. Так и ребенка учу».

***
PPS:
Видела потом протокол этой аттестации.
Семь граф с темами, в каждой по два автора. По всем поставили 5. Кроме Короленко и Пришвина. За них – 4.

И куда нам «упираются»  эти цифры? Для жизни, для души – никуда.
Для «документа об образовании», поступления куда-то дальше, для жизненной перспективы – очень даже упираются – в ЕГЭ.
Надо уметь ПРАВИЛЬНО расставлять... даже лень говорить, чего и куда.













1. Письмо  Министерства Образования  об организации СО от 15.11.2013
 2.   Близкое - «маршрутный лист» в лицее «Ковчег» Рустама Курбатова. Вообще, его взгляды по многим вопросам мне очень близки. Постоянно читаю его ЖЖ - «Школа для Тома Сойера и Пеппи Длинный чулок».  http://rustam-kurbatov.livejournal.com/
Выпустил несколько книг: «Школа в стиле ЭКШН», «Школа. Где можно ходить на уроках», «Попытка другой школы».

3. Тоже совпадает с взглядами Рустама Курбатова — в основном. Здесь развиваю его фундаментальную идею — что в основе организации работы «другой школы» должны быть «интересные дела». В данном случае, у меня — именно НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО как стимул для изучения языка.

4. Развитие этой идеи - "Моя педагогическая утопия" можно посмотреть здесь:  http://www.proza.ru/2014/02/18/1107


Рецензии
Это не рецензия, это впечатления от лекции.
Слушаю, и сразу вспоминаются мои сокрушения по поводу того, как НЕ ДОЛЖНО!!! "жевать" литературное произведение..
А здесь - контрастное впечатление, и хочется подпрыгнуть и воскликнуть - вот КАК НАДО преподавать литературу!

С..Волков: Не робеть перед непонятным – из цикла лекций, посвященных Году литературы
http://r-v-s.su/statia/svolkov-ne-robet-pered-neponyatnym-iz-cikla-lekciy-posvyashchennyh-godu-literatury


Мария Выдуманная   09.11.2015 08:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.