ЗНМ. Утопия - место, которого нет...

ЗАПИСКИ НЕПРАВИЛЬНОЙ МАМАШИ

Небольшое предисловие.

Для тех, кто читал фрагмент под названием "Как дОлжно жевать литературу, и не только ее.."
Был там момент про утопию...  уже после публикации, некоторое время спустя, захотелось его  переделать... Идею очистить, освободить по мере возможности, от частностей и так далее...
А потом решила и этот вариант сюда тоже поставить...

Вот это он и есть, - сообщаю для тех, кто читал первоначальный. Пусть вас не удивляют встречающиеся местами в тексте буквальные повторы...


УТОПИЯ — МЕСТО, КОТОРОГО НЕТ...

Но очень хочется, чтоб было...?

***

Думаю — зачем вообще контроль, почему мы должны перед кем-то отчитываться - если за качество образования при обучении в форме СО отвечаю я (2) ? За жизнь, здоровье  ребенка, его поведение — отвечаю тоже я, в любом случае. Какое дело УО до «интересов обучающегося», если я взяла всю ответственность за обучение и развитие ребенка на себя? Право проходить аттестацию сразу в вузе — судя по этому же письму — закон предусматривает... Если бы не все эти «промежуточные аттестации» - все было бы гораздо проще и легче...

***
Раздумалась как-то — а как бы я хотела?
То есть — как выглядит моя «педагогическая утопия»?

В общем-то, ничего настолько фантастического, что делало бы ее неосуществимой, в этой «утопии» нет. Если смотреть на предмет мечтаний только с точки зрения здравого смысла - вполне реальная картинка рисуется...

Мне кажется, для «революции» в школе даже не требуется ничего «ломать», «перестраивать», кого-то переучивать, никаких дополнительных финансовых «вливаний»...
Достаточно только отменить оценки в школе.
ВООБЩЕ.

По-моему, главное  для развития — это живой процесс познания, открытия мира.
Мне кажется, основная задача школьного образования — дать общие представления о различных областях знания, развить мышление, чтобы человек мог найти себя, узнать свои склонности, сильные и слабые стороны. Путеводитель по миру уже познанного, постановка вопросов о непознанном...

И обязательно - осознание связи получаемых знаний с твоей собственной жизнью, где важны реакции ребенка - НАСТОЯЩИЕ, а не «правильные» - по стандартам... Жизнь-то очень сильно отличается от стандартов... И отсутствие реакции, интереса — тоже информация  к размышлению.
Никакого тупого: НАДО, И ВСЕ! - исключительно как инструмента подавления воли. Сказано — НАДО, и — исполнять! Скажут зубной щеткой сортиры чистить — вперед, без рассуждений!
ПОЧЕМУ надо-то? Объясните добром...

Идеал - СВОБОДНАЯ ШКОЛА...

Понимаю прекрасно, что поддержки в этих своих представлениях я не найду - и у большинства педагогов,  и у большинства родителей.

Как же так — без оценок? Как же иначе понять — что у него там в голове отложилось от этого свободного обучения-ознакомления? Верхушки посшибал, а глубоких знаний — нет?А может, ребенок не знает, не  понял ничего? Можно запустить все так, что потом не догонишь ни с какими репетиторами!
Пожалуйста — если вам так спокойнее, с постоянным «текущим» контролем — пусть вашего ребенка оценивают. И учителю привычнее, в общем.

Но думаю, в целом освобождение от ОБЯЗАТЕЛЬНОГО оценивания способствовало бы снятию психологического напряжения — и для учеников, и для учителей.

В моей УТОПИИ - учителя — не диктаторы, надзиратели, а помощники, консультанты.
Формы сотрудничества, а не противостояния авторитетов - семьи и школы - могут быть разные.

***
Позиция по «отрицательным» результатам:  в этом мы не смогли разобраться, поэтому обращаемся к учителю — за ПОМОЩЬЮ, а не за ОЦЕНИВАНИЕМ...

Проговаривать, а не оценивать «неправильные» ответы: ПОЧЕМУ это — неправильно? Дискуссия, если уместно — на тему того, что не понял, не усвоил, с чем не согласен...
Мне кажется, надо не припечатывать «двойкой», а просто  именно это рассмотреть с ребенком  повнимательнее, разобрать со всей серьезностью это «не усвоил», отработать слабые места, дать задание на доработку... Чтобы страха не было, перед непосильностью задачи, чтобы душа не сжималась, пока не ужмется совсем - до комплекса: «тупой!».

И даже самый неутешительный вывод — не приговор. Просто знание: «этот предмет — не моё. Это не тот путь, которым мне следует идти.. к «успеху».. не самая сильная сторона...»
Отрицательный результат — тоже результат. «Работайте с тенью», как в некоторых восточных учениях говорится...

***

Или, скажем, по гуманитарным предметам я бы собеседование устроила — сразу по всем. Учителя по этим предметам, все вместе, собрались бы, и поговорили с ребенком «за жизнь» - на основе того материала, который был пройден в этом году. И увидели бы, что человек вынес важного из этой информации, как «подрос» внутренне.
Или — нет.
Но думаю - «нет» маловероятно... Ведь человек живет, развивается все равно, что бы он там не «проходил» - кроме книг и уроков еще и сама жизнь существует. Вопрос только — в каком направлении развитие.. в направлении природных склонностей, скорее всего, если его не «ломать» под «стандарты»...

И  тоже — без всяких «баллов».

Результат — пропуск в следующий класс, и все.
Видели — читал, учился, думал...
Иди дальше - читай, учись, думай...
Рекомендации — на что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

***

Главное — возможность сориентироваться. В себе и  своих реальных способностях-возможностях-интересах,  приоритетах для выбора жизненного пути и так далее. Школа предоставляет возможность получить необходимый базовый набор знаний, который будет отправной точкой для этого выбора. За исключением некоторых спорных моментов, вроде «толерантности», «секс-просвещения» - в целом этот набор особых возражений не вызывает.
Прошли — и спасибо, школа!

***

Посещаемость — тоже на усмотрение родителей, исходя из семейных обстоятельств и природных данных ребенка.

Для нас вот оптимальный вариант — семейное обучение. Думаю, никакой особой одаренности тут не нужно. Просто  нам так легче учиться - без напряжения и без перегрузок, с учетом природных биоритмов. Если человек по природе своей — «сова», а режим работы всех организаций -  под «жаворонков», для «сов» это ломка постоянная, многолетняя — и последствия соответствующие...

Если ребенок в школе, — что я знаю о нем, зная только его оценки? Что я знаю о его внутреннем мире, мыслях, реакциях, душевных движениях — по оценкам? Над чем он плачет, чем возмущается? Все «в порядке», учится «хорошо» — и ладно...

Да мне вообще никаких оценок не надо. Я знаю своего ребенка. Мыслящий человек с живой душой.  Мне этого достаточно. Сейчас, по максимуму, мне нужно только одно - «проскочить» этот БАРЬЕР отчетности между классами, желательно с минимумом душевных травм, и получить РАЗРЕШЕНИЕ двигаться дальше... - ПРОПУСК в следующий класс.

Хотя в том же учебнике литературы достаточно примеров славных биографий, когда ребенок учился дома, без всяких «промежуточных аттестаций», а потом держал экзамен в выбранное учебное заведение... вот мы так же хотим...
Кто сказал: сегодня — НЕЛЬЗЯ?

***
Но не у всех родителей есть такая возможность, да и дети разные - многим спокойнее и комфортнее — в коллективе. В одиночестве они с тоски разболеются.

А родители, в большинстве своем, целыми днями на работе. «Сидение» мамы дома с ребенком государство не поощряет. И если нет иных источников дохода, кроме ее зарплаты, мама себе позволить этого не может. Но — пусть ребенок в школе в основном, но если у мамы выпал свободный денечек, - почему бы ему не остаться дома, с мамой? Или — с папой? Который может, работает где-то на вахте, за тридевять земель, и приезжает раз в триста лет? Разве это не УВАЖИТЕЛЬНАЯ  причина?

А потом сокрушаемся об отчуждении отцов и детей... «распалась связь времен»...

***

Сейчас ситуация вообще дикая, по большому счету — родители системой образования поставлены в положение ученика-двоечника, которого учить да учить, как им своих же детей воспитывать. Они умеют только рожать и кормить-одевать, это и есть их задача - а в остальное не лезьте! Управление образованием лучше знает, что делать с вашим ребенком. Ваше дело — обеспечивать и слушаться учителей. Вопросы о смысле — лишние. Не умничайте, не воображайте о себе слишком... Кто там мучился с токсикозами, носил этого ребенка, рожал в муках, ночей не спал, мечты-надежды какие-то лелеял — СИСТЕМУ это не волнует.

Государство лучше знает, как поступать с этим МАТЕРИАЛОМ  для педагогических экспериментов, ваше дело его поставлять своевременно... (3)
И деньги, само собой, платить за то, что из него делают специалисты
А нравится вам «продукт» СИСТЕМЫ или нет — никого не волнует...

Вот если он начнет выдавать что-то асоциальное — тогда вас призовут — отвечать.
Если учителя расстреляет или еще кого-то.
Но - с чего вдруг отличники расстреливают учителей и полицейских?

Меры безопасности усиливают, охрану нанимают... тревожные кнопки, тотальный контроль над частной жизнью и прочие чудеса цивилизации есть...

А душу этого отличника вы просмотрели.
Никакие «ПРИЗМы» не помогли беду предусмотреть-предотвратить...



***

Размечталась так... и вспомнился анекдот про волка и Красную Шапочку... где он ей сказал - «Ух ты моя наивненькая...»
Вот и я такая — несмотря на далеко не детский возраст?
Да нет, понимаю я все. Потому и назвала эту, вполне, казалось бы,  реалистичную картинку — утопия.

Утопия — потому, что вижу - СВЕРХЗАДАЧА школы и родителей, в отношении образования — не совпадают.
А точнее — школы, как государственного инструмента «обработки» подрастающего поколения в нужном направлении. Учителя обязаны проводить «генеральную линию» - чтобы не остаться без работы, даже если они сами от этой «линии» стреляются.

Утопия — потому, что в своих мечтаниях я все-таки исхожу из основной установки, что главная цель всеобщего образования — укрепление, расцвет страны. И соответственно, подготовка «кадров» предполагает раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка, его силы — душевной, интеллектуальной, укрепление здоровья физического.

Но уже со многих сторон «трубы трубят» - что все совсем не так.
Что главная, не объявленная, задача — сокращение населения, через вырождение, деформацию души, базовых ценностей. Уничтожение тех, кто за пределами «золотого миллиарда» - всех тех «миллиардов», которые некими ВЛАСТЕЛИНАМИ предназначены «на выброс». И вся Россия попадает в этот список . И система образования — тоже подчинена этой задаче.(4)

Усложнение программы, даже для начальной школы — фильтр...?
Усложнить так, чтобы как можно меньше людей в состоянии было уловить смысл за нагромождением этой тьмы «наукообразных» построений? И смирилось со своей «тупостью» - да, я НЕ МОГУ это ПОНЯТЬ, ВЫУЧИТЬ?
И не лезло дальше — в вузы.. Вузы — для избранных!

Но — даже если хотите сократить поток рвущихся в «высшее образование» - чтоб было кому пахать и сеять все-таки - так «свободное обучение» в школе само выявит «не-ломоносовых».. они сами «отсеются». И наоборот (5) .

***

В общем, чувствую,— это только начало...
К УТОПИИ этой я буду еще не раз возвращаться... Очень уж большие ВЗРОСЛЫЕ интересы в этой «точке» под названием «школьник» пересекаются...

____________

 

 2.Письмо  Министерства Образования  об организации СО от 15.11.2013
 3."Право Выбора", постскриптум - http://www.proza.ru/2011/09/12/237
 4.Много материалов на данную тему  на сайте РВС - http://r-v-s.su/o-nas

 5.«Стандартами по судьбам» - http://www.proza.ru/2008/10/13/93


Рецензии