Путь абсолютного познания

Александр Ивашкевич
      Основной вопрос познания: можно ли посредством человеческих органов чувств и мышления в полной степени познать окружающий мир? Даже с применением различных технических приспособлений, увеличивающих способность нашего восприятия ,  мозга,  нашу чувствительность в тысячи и более раз?
     Мы сейчас можем видеть звёзды и  галактики на "краю" Вселенной и атомы в самых глубинах  веществ. Но что действительно скрывается за словами "галактика", "атом", "вселенная"  мы до сих пор полностью не знаем.
       В какой степени получаемые нами сигналы от объектов и наши представления о них  соответствуют сущности этих объектов?  Слова "вселенная", "галактика", "атом", "человек", "жизнь", "энергия", "информация"  и другие  - это всего лишь формальные обозначения,  визуальные и звуковые символы,  аналоги, придуманные нами для описания наших ощущений, возникающих в результате  восприятия реальных  или мыслимых  предметов.  А что по своей действительной  сущности  представляют собой эти объекты сами по себе и для себя мы не знаем. «Вещи в себе», как именовал  их Кант.
     Кое-что об объектах окружающего нас мира мы, конечно, знаем и используем эти знания  в повседневной практике. И чем дольше существует человечество,  тем больше мы  узнаём. При этом,  всё в большей степени  убеждаемся, что чем больше мы знаем, тем больше вопросов возникает у нас, тем больше наше понимание того, что мы знаем и понимаем очень мало. На фоне этого незнания, наши знания выглядят  ничтожными. Способны ли мы познать наш мир до "конца"?  Или есть какие-то принципиальные ограничения на пути познания?
     Мы познаём любой объект посредством своих органов чувств и мышления. На наши органы чувств   воздействуют  различные  поля и вещества.  Приобретая от них энергию,  массу, информацию,  "воспринимая" их,  мы  в какой-то степени изменяемся.   Изменяются и познаваемые предметы, объекты, вещества: чтобы узнать что-то об объектах  или процессах  мы должны как-то  воздействовать на них какой-либо  энергией и/или массой и получить в ответ какую-то энергию и массу, изменяя тем самым   объект (процесс).   То есть  акт познания  сопровождается обменом энергией и веществом между познающим субъектом и познаваемым объектом.  В результате чего изменяются оба участника процесса познания.
      В процессе изучения,  исследования,  познания  объекта  мы включаем  его в систему своих субъективных отношений, создавая  новую систему  Я-он. Благодаря такой   субъективации  объекта  (я предлагаю использовать это новое понятие) этот внешний объект или процесс  становится  благодаря нашему мышлению внутренним.    В нашем сознании возникает новое сущностное образование, в котором воспринимающее  Я-1 и воспринимаемый объект составляют новую систему, в которой объект перестаёт быть «вещью в себе».  Это новое мыслимое сущностное образование  можно назвать  Экзо-Я-1 (внешнее Я)  или ЭЯ-1.  Возникает естественное  единство взаимодействующих объекта и субъекта, в котором эти понятия становятся относительными.   В этом акте познания  объект становится частью нового  Я-2 (Меня+Он)  и это новое  Я-2  может "делать" с ним внутри себя мысленно что захочет (или сможет) как и со всеми частями своего тела или с мыслями. На мыслительном уровне. В физике это называется мысленным экспериментом.
     На следующем акте познания Я-2,  посредством мышления, рассуждения, сознания этот мыслимый, субъективированный  объект,   объективирует  - выделяется   из Себя-2,  отделяя его от Нас, посредством представления  его  в виде независимо существующей "объективной" реальности – и подвергает дальнейшему исследованию. Это уже чисто теоретический уровень познания.  Этот  воспринятый и отторгнутый из природы объект вновь  выделяется во вне на языковом уровне  с помощью слов, понятий  и математических формул. 
      Мы ( Я-1 и  Я-2) стремимся представить в сознании изучаемый объект(процесс) таким, каким он  мог бы быть, по нашему теоретическому представлению,  до воздействия на него. По сути,  в своём сознании мы и имеем "дело" только с такими  мыслимыми  образами, моделями  объектов в мышлении,  когда рассуждаем о  внешнем мире. И это " самое дело" находится только у нас голове, в нашем мышлении, в нашем сознании, в нашей памяти. Иное нам не дано непосредственно воспринимать при взаимодействии с окружающей средой.
     После того,  как мы максимально адекватно, с нашей текущей  точки зрения,  натеоретизировали, напридумывали  всякого  про воспринимаемые объекты и процессы  посредством слов и понятий, гипотез, концепций и теорий (называя это отражением мира), мы, посредством научного эксперимента, пытаемся убедить себя, доказать себе и другим людям, что придуманная нами мысленная модель объекта (процесса) достаточно хорошо, точно  соответствует тому, что есть  в действительном мире (вне нас), каким  "на самом деле" был объект  (процесс)  до того,  как мы на него воздействовали с целью изучения и познания.  Хотя того, изначального, природного, исходного объекта (процесса), на который мы оказали воздействие, и который,  в ответ, оказал воздействие на нас,  в  действительной   природе уже нет.  Своими  воздействиями  мы изменили то, что было и изменились сами. В этом смысле таким путём мир полностью не познаваем. Что лаконично отразил Гераклит в своей известной максиме: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
     Мы никогда явно и непосредственно не узнаем  что же было "на самом деле", поскольку этого "самого дела" уже нет и никогда не будет в этом непрерывно изменяющемся мире, тем более уже нет тех  самых "нас",  которые захотели  это познать.  Понятно, что абсолютно точно мы не можем что-то отразить, узнать  об  объекте или процессе как таковых,  как существующих самих по себе, поскольку сам процесс познания  необходимо  изменяет  и то, что изучается и того, кто изучает.
     Эту ситуацию Кант описывал   посредством использования  понятия "вещь в себе" или в более точном переводе, "вещь для себя".  В этом смысле мир, конечно же, невозможно познать  полностью и до "конца".
     Платон, понимая сложность процесса познания действительного мира, использовал аллегорический рассказ о пещере...
     Прямыми научными методами исследования мы никогда не сможем узнать всё, всё, всё  и во всей полноте о вещах и процессах. Всегда будет оставаться что-то, чего мы ещё не узнали. И это принципиально будет всегда так, пока мы применяем классические методы познания.
     В процессе познания мы изменяем вещи, а вещи изменяют нас. Невозможно не только два раза войти в одну и ту же реку - в "данную" реку нельзя войти "данному" человеку даже один раз.  Поскольку сделав первый шаг, мы тут же меняем место своего пребывания во вселенной,  меняем все полевые и вещественные воздействия и взаимодействия, оказываемые на нас,  становимся "другим".  То же происходит и с "рекой" - каждое мгновение в ней меняется распределение веществ и потоков. Захотев войти в одну реку, мы реально вступаем в реку другую.
     Что же делать? Мы же должны как-то действительно познать этот мир.  Разве не это есть  наше предназначение в этом Мире?  Выход есть.
     Полностью и точно  познать объект (процесс) можно только путём его  создания. Мы должны научиться создавать все те объекты и процессы, которые хотим познать.
     Создание или воссоздание вещей и процессов это и есть путь АБСОЛЮТНОГО ПОЗНАНИЯ.  Путь, которым, по моему, сейчас идёт Бог.  Мы должны освоить  возможности и функции Бога. Не став богами мы не познаем мир!
     "...Путь развития ведёт от ступени к ступени, на которой законы природы открывают, к ступени, на которой эти законы создают" (С.Лем). Только  научившись создавать законы и управлять ими  -  мы сможем до "конца" познать суть любой вещи или события.  Бог именно этим  и занимался все шесть дней. Думается, что шестой день ещё далеко не закончен. Работа продолжается.
      
      "Важнейшая задача современного познания" http://www.proza.ru/2014/07/16/848
      "К истинному познанию природы" http://www.proza.ru/2014/11/14/1851