Земля Раздора

Лев Израилевич
Капитан Британской Армии Владимир Жаботинский. Арон Аронсон. Капитан Российской Армии Иосиф Трумпельдор. Интернет

Арабо-израильский конфликт. О нём хоть что-то слышала большая часть человечества. К сожалению, для многих, живущих вне Израиля, эта проблема покрыта густым туманом. Многочисленные мифы, измышления и откровенная ложь, витающие вокруг, вконец запутали эту и без того объективно сложнейшую проблему. Сделали её практически неразрешимой.

 Данный беспрецедентный конфликт, а точнее сказать, террористические и полномасштабные войны, по своей продолжительности уже давно перекрыли знаменитую Столетнюю войну Англии с Францией. Однако несмотря на реки пролитой крови, к великой скорби обоих народов, конец туннеля по-прежнему застилает густая тьма.

Пока ещё ни одному поколению израильтян не удалось пожить в условиях полноценного мира. Как скажем, где-нибудь в Швейцарии, Голландии или Швеции. Тем не менее народ приспособился, выработал свою уникальную ментальность и, что для многих является неразгаданным феноменом, в массе своей живёт счастливо. Вот об этом еврейском счастье я и пытаюсь рассказывать.

Правда, палестинцы, точнее, палестинские арабы, тоже в мире очень давно не живут. Более того, живут очень плохо. Особенно в лагерях беженцев вокруг Израиля. К сожалению, и другим народам хорошо жить мешают. Но так захотели все арабские страны ещё в 1947 году, когда отказались делить Палестину. А если ещё точнее, всего-то 12% от того, что в 1923 году Лига Наций, предтеча ООН, согласилась считать "Национальным Домом еврейского народа" См. "Как делили Палестину" http://www.proza.ru/2011/10/13/62

Тенденциозное освещение исторических событий ввели в заблуждение даже людей образованных, доброжелательно относящихся к еврейскому народу. Легенда об исторических правах арабов на землю Палестины стали особенно остро муссироваться в последние 50 лет.

Сегодня на Ближнем Востоке она превратилась в главный предмет международного спора. Арабская пропаганда, и не только, сознательно замалчивает огромное количество исторических фактов, со всей достоверностью подтверждающих право евреев на землю Израиля.

В статье я попытаюсь осветить, наверное один из важнейших периодов этой бесконечной борьбы двух родственных народов за последний лоскуток Земли Обетованной. Или если хотите, Палестины. Я имею в виду второе десятилетие XX века, период начала Первой мировой войны.

Еврейским массам нелегко было тогда определиться. Непросто было решить, на чью сторону встать. Много евреев жило тогда в Германии и Австро-Венгрии. И жили они, надо сказать, совсем неплохо.
Во всяком случае, намного лучше, чем в России, которая воевала на стороне Англии и Франции.

Евреи США заняли нейтральную позицию. Кое-кто из них даже поддерживал Германию. Дело в том, что в Америке проживало много эмигрантов из России, питавших глубокую неприязнь к царскому режиму. Они считали, что победа Британской коалиции укрепит Россию, и пагубным образом скажется на российских евреях.

В очень сложном положении оказалось еврейское население (ишув) Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Евреи в массе своей жили там очень плохо. Даже по сравнению с Россией. Однако принятие антитурецкой позиции неминуемо влекло жесточайшие репрессии и без того деспотичной власти Османской империи. С другой стороны здесь тоже проживало немало выходцев из России, ненавидевших царский режим не меньше, чем их соплеменники в США. Так что принять решение было совсем непросто.

Руководство Всемирной Сионистской Организации (ВСО) с началом войны формально провозгласило нейтралитет. Однако президент ВСО Хаим Вейцман и Владимир Жаботинский сразу же возглавили пропагандистскую кампанию в пользу противников Германии. В Англии, естественно, она проводилась в русле официальной политики. В США дело обстояло сложнее. Нужно было убедить правительство отказаться от объявленного нейтралитета и присоединиться к Британской коалиции.

В декабре 1914 года Жаботинский прибыл в Египет. В Александрии в это время скопилось свыше 11 тыс. еврейских беженцев из Палестины. В этом людском скопище капитан британской армии Жаботинский встретил капитана российской армии Иосифа Трумпельдора. Личность незаурядную.

Герой русско-японской войны. Георгиевский кавалер. Во многих особо опасных операциях он проявил не только необыкновенную храбрость, но и незаурядную смекалку и находчивость. За геройство, проявленное в русско-японской войне, царь Николай II лично вручил ему, первому еврею в России, офицерские погоны и именное оружие. В одном из боёв с японцами Трумпельдор, будучи тяжело раненным, рискуя жизнью, спас своего командира батальона.
 
В этом же бою он потерял кисть руки. Выйдя из госпиталя, Иосиф опять попросился на фронт. Просьбу его удовлетворили. И герой уже только одной рукой отлично сражался. К сожалению, русские генералы воевали значительно хуже. И, как известно, войну Россия позорно проиграла.

Тысячи солдат и офицеров попали в японский плен. В том числе и Иосиф Трумпельдор. Японцы, к их чести, довольно сносно обращались с военнопленными. Почти все они выжили, и через какое-то время вернулись домой. Трумпельдор тоже вернулся в родной Пятигорск.

Жаботинский и Трумпельдор вместе обратились к беженцам с призывом создать еврейские батальоны в составе Антанты для борьбы с турками. Беженцы из Палестины с энтузиазмом откликнулись на призыв.
У британских властей наоборот, он встретил упорное сопротивление. В конце концов, англичане всё-таки согласились сформировать еврейскую транспортную колонну для использования на турецком фронте.

К марту 1915 года такое подразделение было создано. Его назвали «Отрядом погонщиков мулов». Командиром отряда, состоящего из 650 добровольцев-евреев, был назначен английский полковник Д.Паттерсон.

Затем на этой должности его сменил однорукий капитан Трумпельдор. Во время тяжёлых боёв с турецкой армией у пролива Дарданеллы бойцы отряда доставляли в окопы боеприпасы, воду и продовольствие. Проявили мужество и находчивость. Однако отряд просуществовал совсем недолго. После первой же военной операции его расформировали.
               
В Англии усилиями Х.Вейцмана и В.Жаботинского удалось добиться согласия британского правительства на создание в рамках британской армии еврейского воинского подразделения для освобождения Эрец-Исраэль. В июле 1917 года накануне вторжения британских войск в Палестину всё тому же полковнику Д.Паттерсону было поручено начать его формирование.

К началу 1918 года был создан 38-й батальон королевских стрелков. 2 февраля 1918 года он был отправлен в Египет. В апреле того же года к нему присоединился 39-й батальон королевских стрелков, сформированный из американских добровольцев-евреев.

Командовал батальоном выходец из России, американский еврей полковник Э.Марголин. В добровольческие батальоны, названные в дальнейшем Еврейским легионом, вступали евреи Британии, США, Канады, России и самой Эрец-Исраэль. В этом еврейском воинском подразделении английской армии суббота считалась выходным днём, а кухня под наблюдением раввинов соблюдала кашрут.

В составе британских войск под командованием генерала Алленби Еврейский легион принял участие в военной кампании на Ближнем Востоке. Особо отличились евреи-добровольцы на реке Иордан. В упорных боях они нанесли сокрушительное поражение турецким войскам. Захватили переправу Ум-Эс-Шарт, и позволили коннице австралийского генерала Эдварда Чейтора сходу форсировать водную преграду.

В дальнейшем Еврейские батальоны участвовали в захвате Аммана и полном разгроме четвёртой турецкой армии. Генерал Чейтор очень высоко оценил действия Еврейского легиона. По его словам мужество, стойкость и умелые действия еврейских воинов позволили приблизить окончательную победу – изгнание турок со Святой Земли.

Особую роль в победе англичан на Ближнем Востоке сыграл Аарон Аронсон. Можно сказать, что он был единственным общепризнанным сионистским лидером, жившим в это время в Эрец-Исраэль. Ааронсон – выдающаяся личность. Его заслуги перед еврейским народом трудно переоценить. Впрочем, не только перед еврейским. Вот что писал о нём в своих мемуарах Уильям Буллит, известный американский дипломат, первый посол США в Советском Союзе:

«Я полагаю, что Аарона Аронсона вполне можно сравнить с легендарными титанами прошлого. С такими, например, как Зевс или Прометей. Его величие выразить словами мне просто не под силу. Лично я всегда видел в Аронсоне сплав неиссякаемой энергии, потрясающего таланта и энциклопедических знаний. В сочетании с такими моральными качествами, как несгибаемая воля и неистребимый оптимизм его личность представляется мне совершенно уникальной»
 
Однако, к большому сожалению, из-за бесконечных интриг, постоянно происходивших среди политических деятелей еврейского ишува, а затем и Израиля, долгое время заслуги Ааронсона незаслуженно замалчивались.
Собственно, и сегодня, спустя девяносто лет после смерти Ааронсона, его имя не часто упоминается в еврейской стране. Разве что в связи с его выдающимися научными достижениями в области ботаники и геологии. И, тем не менее, роль Аарона Ааронсона в деле победы идей сионизма умолить невозможно.

Ну, а теперь небольшая историко-биографическая справка. Аарон Ааронсон родился в Румынии в 1876 году. В 1882 году шестилетний Аарон вместе с родителями и двумя младшими братьями переезжает в Эрец-Исраэль.

В начале восьмидесятых годов XIX  века французский барон Эдмонд де Ротшильд взял под свою опеку румынских евреев. На его деньги они и совершали, как говорят в Израиле, свою «алию». Эмигрировали в Эрец-Исраэль.

Здесь Аарон блестяще заканчивает гимназию. Лучшим выпускникам школ и гимназий барон Ротшильд выделяет персональные стипендии для продолжения учёбы в ВУЗах Франции. Ааронсон в числе немногих отличников тоже получает стипендию, и поступает в сельскохозяйственный институт во французском городе Гриньон.

После окончания института возвращается в Палестину. Образованных людей тогда катастрофически не хватало, и турецкие власти тут же назначают его инспектором сельского хозяйства провинции Анатолии в Турции. Затем Аарон работает управляющим очень крупной сельскохозяйственной фермы.
      
Одновременно Ааронсон основательно занимается научной деятельностью. Участвует в экспедициях по западной Палестине и Заиорданью. В 1906 году ему удаётся сделать открытие мирового значения. На севере Эрец-Исраэль, в районе горы Хермон, он впервые в мире обнаружил и описал «мать всех пшениц» - самый древний из известных до сих пор прототипов хлебного злака.

В том же году Ааронсон опубликовал в престижных научных журналах Европы и Америки серию статей и свою знаменитую ботаническую карту Эрец-Исраэль. После этих выдающихся научных достижений Аарона Ааронсона ждала мировая слава учёного-ботаника.

В 1909 г. недалеко от Хайфы, в посёлке Атлит Ааронсон основал экспериментальную сельскохозяйственную станцию. Здесь он проводит фундаментальные научные исследования различных сельскохозяйственных культур. По результатам работ публикует большую монографию.

С выходом её в свет Ааронсон приобретает известность в широких научных кругах. Становится учёным-ботаником с мировым именем. Его приглашают на самые престижные международные конгрессы и симпозиумы. Труды Ааронсона публикуются в научных журналах самых известных университетов Европы и Америки.

Ааронсон собрал богатейшие геологическую и ботаническую коллекции, представлявшие огромный научный интерес. И все это в возрасте до 35 лет. По сей день в посёлке Атлит растут два ряда чудесных финиковых пальм, посаженных руками Аарона Ааронсона.

В первый год войны турецкие власти назначают Ааронсона начальником штаба по борьбе с нашествием саранчи. Эта экологическая катастрофа, продолжавшаяся три года подряд, поставила на грань голода почти всё население громадной территории южной окраины Османской империи.

С началом войны проблема усугубилась. Дело в том, что пустыня Негев, огромный инкубатор личинок саранчи, превратилась в закрытую военную зону. Попасть туда можно было только с разрешения военных властей. Учитывая серьёзность положения, командующий турецкой армии в Палестине Джемаль Паша лично выдал Ааронсону специальный пропуск-мандат. Он давал ему право не только свободного передвижения по стране, но и обязывал турецкие власти, в том числе и военные, оказывать его предъявителю полное содействие.

Что и говорить, документ был уникальным. С его помощью Ааронсон побывал в самых укромных уголках Эрец-Исраэль. Естественно, проблемой саранчи он занимался. Но не менее интенсивно выяснял настроение ишува. Ааронсон вплотную общался с людьми из самых разных слоёв еврейского населения Палестины. А потому отлично знал его настроение и чаяния.

Что до самого Ааронсона, то это был человек действительно энциклопедических знаний и выдающихся организаторских способностей. Он отлично знал страну во всех её аспектах: климат, флору и фауну, водные ресурсы, транспортные коммуникации и т.д.

Ааронсон был убеждённым сторонником Британии в войне с Турцией. Он считал, что только в случае победы Британской коалиции у евреев появится возможность возродить еврейское государство. И оказался глубоко прав.

В 1917 году Аарон Ааронсон, его брат Александр, сестра Сара и Авшалом Файнберг создали подпольную группу под названием «НИЛИ». Это – аббревиатура ивритских слов «нецах Исраэль ло ишакер», взятых из книги пророка Самуила. Буквальный перевод звучит так: «Вечность Израиль не обманет». В более свободном – «Предвечный Израиль не оставит».

С названием организации связана одна интересная легенда. Когда такой вопрос возник, кто-то из членов группы, предложил воспользоваться ТАНАХом, Ветхим Заветом Библии. Предложение понравилось.
Ребята посовещались, и решили открыть святую книгу на любой странице. Затем выбрать слова, которые окажутся на 10 строке сверху. И вот этой фразой назвать еврейское подполье. Так и поступили. В загаданном месте Святого Писания и оказалось вышеуказанное изречение пророка Самуила.
   
В начале 1917 года Александр Ааронсон отправляется в Каир. Там ему удаётся попасть на приём к начальнику одного из отделов Управления армейской разведки британских войск на Ближнем Востоке.
Пылкий еврейский юноша от имени только что созданной подпольной организации предложил англичанам бескорыстную помощь в борьбе с турками. Армейский чин внимательно его выслушал, но предложение всерьёз не воспринял.

Строго говоря, Александр ушёл ни с чем. Так с пустыми руками он и вернулся в Атлит, что возле Хайфы, на ферму старшего брата. Здесь на экспериментальной сельскохозяйственной станции находилась штаб-квартира «НИЛИ» Потерпев фиаско завязать контакт с англичанами, ребята не пали духом. По заданию руководства «НИЛИ» в Каир отправился Авшалом Файнберг, близкий друг Аарона Аронсона. Цель у него была всё той же. И ему таки удаётся её достичь.

Авшалом смог пробиться в кабинет генерала, начальника Управления разведки. На этот раз представителя никому доселе неизвестной шпионской ячейки не только внимательно выслушали, но и со всей серьёзностью отнёслись к его предложению. Правда, поначалу шеф разведки посчитал, что еврейские юноши, рискуя своими жизнями, хотят подзаработать. В общем-то, в шпионском ремесле дело обычное. Однако генерал малость смутился, когда узнал, что ребята готовы работать безвозмездно.

А если точнее, еврейский представитель вместо личного материального вознаграждения за разведывательную деятельность настойчиво попросил, чтобы британское правительство после победы над турками оказало евреям Палестины помощь в создании своёго национального государства.

Просьба была необычной, зато предложение очень заманчивым. И опытный английский разведчик не упустил возможность воспользоваться ситуацией. Собственно, он ничем особенно не рисковал. Конечно, в будущем предстояло оказать подпольщикам какую-то неопределённую военно-организационную помощь. Так ведь не за зазря же! И генерал поступил как истинный представитель великой колониальной державы.

Похлопав Авшалома по плечу, он великодушно согласился принять предложение евреев рискнуть жизнями во имя Королевы Британской империи. Ну, а на просьбу о помощи после войны ответил уклончиво. Мол, он не политик, а военный. Просьбу генерал, разумеется, пообещал передать, куда следует. И тут же добавил, что до победы ещё надо дожить.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2013/08/31/431

Рецензия на «Земля Раздора» (Лев Израилевич)

Знаете, уважаемый Лев, в который раз приходя к Вам в гости, ловлю себя на неосознанной мысли, что как будто действительно сижу у Вас в гостях в удобном кресле у нежаркого камина и, потягивая старый коньяк, слушаю неторопливую речь много повидавшего, мудрого и очень доброго собеседника, рассказывающего каждый раз удивительные, полузабытые но невероятно интересные истории об истории, у которого всегда есть, что сказать своему гостю...
Спасибо Вам.

Михаил Скрип   30.08.2013 21:57   •   Заявить о нарушении правил / Удалить