Ч. 52 Мой капитан получил майора

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/05/18/1243

Но были сведения, полученные и самим Бутаковым. Например, он увидел бронированные разборные канонерские лодки, отсеки которых можно было перевозить по железным дорогам, водным транспортом и даже в повозках с лошадьми.

 Доложив о них Краббе, Григорий Иванович не удержался от фантазий: «Этих лодок можно построить бесчисленное множество в самый короткий срок, ибо самые ничтожные котельные заведения могут предпринять их постройку.

 …Мы можем строить их по Волге или Каме, и в данный момент перевезти на Дон и в Керчь, или в Астрабад, или же доставить на Ладожское озеро или в Неву по каналам, на барках, и в Ригу по железной дороге».

Перед отъездом за границу Бутакова предупредили, чтобы он вёл строгую отчётность по израсходованным суммам. Нужно сказать, что русское правительство не баловало деньгами офицеров и те платили своим завербованным в разных странах агентам очень скупо. Но зато давали задатки, которые иногда пропадали.

Объясняя расходы на приобретение чертежей судна «Паллада», Григорий Иванович написал в отчёте, что на их приобретение истратили 63 фунта стерлингов. Причём чертежи вынесли с завода два разных человека, которые не подозревали, что оба работают на русскую разведку. Эту сумму разделили между завербованными чертёжниками.

Всего на нелегальное приобретение чертежей Бутаков выдал своим подчинённым 465 фунтов стерлингов. Краббе приказал Воеводскому благодарить за чертежи Бутакова. Когда-то, в далёкой молодости я смотрел фильм «Бабетта идёт на войну».

В этом комедийном фильме рядовые разведчик и разведчица, совершив невиданные подвиги, возвращаются домой. Девушка-разведчица спросила коллегу, как того наградили. Он ответил: «Мой капитан получил майора».

Мне вспомнился этот фильм, когда знакомился в архиве с разведывательной деятельностью Бутакова, аналогия была полная.

Григория Ивановича, непонятно почему, вдруг взволновало, как материально помочь капитану Мэтью Мори, который перешёл на сторону рабовладельческих штатов и воевал против северян. У Мори северяне конфисковали всё имущество, Бутакова это очень расстроило, и Григорий Иванович стал одним из организаторов комитета по оказанию помощи бедняге.

Правда, своими деньгами ему помогать не хотелось. Великий князь Константин, к которому адмирал обратился за содействием, сентиментальностью не мучился, и наотрез отказался от всякого участия в комитете.

Он поручил Бутакову сначала выкачать из «бедного» Мори все нужные сведения, и лишь потом заняться оказанием ему помощи.

Учитывая, что Мэтью Мори зарекомендовал себя как  выдающийся учёный, Константин поручил Бутакову предложить Мори переехать в Россию и работать в России над своими изобретениями (Мори занимался тогда подземными и подводными минами).

Однако американец отказался, и предложил русскому правительству купить секрет его мин. Посредником в переговорах между Бутаковым и Мори выступал некий Трембетт.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/20/1298