Олимпийские игры древних греков

Константин Рыжов
1. Пропилеи 2. Пританион  3. Филипейон  4. Храм Геры    5. Пелопион
6. Нимфей   7. Метроон    8. Zanes      9. Крипт        10. Стадион
11. Портик Эхо 12. Building of Ptolemy II and Arsinoe   13. Портик Гестии
14. Эллинистическое строение  15. Храм Зевса     16. Алтарь Зевса
17. Ex-voto of Achaeans   18. Ex-voto of Mikythos   19. Ника Пэония
20. Гимнасий     21. Палестра     22. Теоколеон      23. Героон
24. Мастерская Фидия      25. Термы Кладея    26. Греческие бани
27 и 28. Гостиницы     29. Леонидайон     30. Южные термы
31. Булевтерейон       32. Южный портик      33. Вилла Нерона


                1. Возрождение Олимпийских игр

Рассказывают, что в течение долгого времени жители Элиды сильно страдали от гражданских войн и эпидемий. Некто Ифит, являвшийся прямым потомком царя Оксила, отправился в Дельфы спросить бога о том, как найти избавление от этих бедствий. В ответ Пифия предписала ему восстановить древние олимпийское состязание, учрежденные в свое время Гераклом, но забытые в смутную эпоху дорийских завоеваний.

Элейцы горячо откликнулись на повеление Аполлона и в 776 г. до Р.Х. торжественно справили первые по счету Олимпийские игры, в которых состязание в беге выиграл элеец Кореб. Местом их проведения стала местность вблизи древнего святилища  Олимпийского Зевса, знаменитого прежде своим оракулом. Она располагалась у подножия невысокой горы, носившей имя Крона – отца Зевса, у слияния рек Алфей и Кладей, в 12 км от Ионического моря. В древности хозяевами этой земли были писаты, но потом Олимпия перешла под власть элейцев. После 26-й Олимпиады писаты ненадолго отвоевали святилище и сами стали справлять игры, так как увидели, что состязания пользуются почетом. Однако в  позднейшее время элейцы вновь усилились и подчинили своей власти всю страну, вплоть до границ Мессении.  Жителей Пилоса они переселили в Лепрей, а другие города, имевшие склонность к независимости, разрушили. В результате пришлое и местное население стало быстро смешиваться друг с другом, и вскоре от древних племен писатов, трифилийцев и кавконов  не сохранилось даже имени. Проведение Олимпийских игр окончательно сделалось привилегией элейцев.

 Классический набор «олимпийских видов спорта» сложился не сразу. С того времени, как пошел непрерывный счет и запись по Олимпиадам, прежде всего были назначены награды за простой бег. Позднее, в I4-ю Олимпиаду, к нему прибавился второй вид состязаний - двойной бег туда и обратно. В следующую Олимпиаду присовокупили длинный бег. Во время 18-й Олимпиады впервые прошли соревнования в борьбе и пентале. В 23-ю Олимлиаду к ним присоединился кулачный бой. 25-я Олимпиада ознаменовалась первыми скачками, а спустя восемь олимпиад после этого приняли еще  и состязание в панкратии.

                2. Элланодики

Для каждой Олимпиады создавалась комиссия элланодиков (то есть, «судей греков»). В ее состав могли входить только знатные граждане Элиды. В течение длительного времени элланодиков было всего два. На 95-ю Олимпиаду (в 380 г. до Р.Х.) было выбрано девять элланодиков: трое ведали бегом лошадей, трое  - наблюдением за пенталом. Трое остальных – за остальными состязаниями. В 376 г. до Р.Х. был прибавлен десятый судья.

К своим обязанностям элланодики приступали за десять месяцев до открытия праздника и прежде всего занимались отбором участников будущих игр. Они вели списки, в которых обозначали  имя атлета, имя его отца, отечество и род состязаний, в которых атлет думал выступать.

В дни Олимпиады элланодики делали распоряжения об устройстве и порядке каждого вида игр и тщательно следили за исполнением правил состязаний. Они же определяли победителей и распределяли награды. Во всем этом им помогали  младшие служители: алитархи, рабдухи (которые наказывали провинившихся) и герольды.
По окончании игр элланодики обнародовали список победителей и осуществляли надзор за их статуями.

                3. Олимпия

Знаменитая на весь греческий мир Олимпия, располагалась в 50 км к югу от города Элида на берегу  Алфея. Эта полноводная по греческим меркам река (ширина ее в низовьях достигает 50 м) образует на своем пути множество маленьких островков и принимает по дороге все притоки, текущие с северного склона долины. Самым значительным из них является Кладей. У слияния двух этих рек раскинулась живописная равнина, окруженная с севера и юга невысокими горами (непосредственно возле Олимпии возвышается холм Кронос высотой в 21 м) и открытая только на запад в сторону моря, откуда струится, поднимаясь вверх по течению Алфея, влажный морской воздух. По свидетельству некоторых авторов, в Греции не существовало другой столь впечатляющей местности, которая так  сладостно и настойчиво склоняла бы к примирению. Растительность Олимпии была изобильная и роскошная: на возвышенностях темнели чащи сосен, по склонам холмов вились виноградные лозы и росли миртовые деревья, а в самой долине зеленели густолиственные оливы,  среди которых высились стройные серебристые тополя.

                4. Альтис

Центральная, священная,  часть Олимпии, застроенная храмами, алтарями и обнесенная с трех сторон белой деревянной стеной, называлась Альтисом (то есть «рощей»).  Площадь этого священного участка была сравнительно невелика и представляла собой квадрат со стороной около 320 м. Доступ внутрь открывался через пять входов. Из них юго-западный считался торжественным. Через него священная процессия проходила к террасам, окружающим главный памятник Альтиса и всей Олимпии – храм Зевса. 

                5. Храм Зевса

Храм, возведенный в 468-456 гг. до Р.Х. на высокой земляной насыпи и потому видимый издалека, имел длину 64 м, а ширину - 27 м. Построен он был из известняка (добытого в соседних каменоломнях) и покрыт гипсовой штукатуркой, из-за которой блестел на солнце как мраморный. Храм имел шесть колонн спереди и тринадцать с боков. Верхний угол его фронтона возвышался над землей на 21 м. Крыша была покрыта мраморной черепицей и украшена прекрасными статуями. Сдержанная сила колонн и стройность пропорций создавала  ощущение строгого величия и покоя. Великолепию храма способствовала яркая раскраска многих его частей. Красная краска покрывала тению архитрава, синяя – мутулы и триглифы. Роскошное убранство верхней части храма – центральные акротерии, позолоченные статуи Ник и большие позолоченные статуи на углах фронтонов – завершали строгие формы дорического периптера. Мраморными были не только черепица, но и часть карниза – сима – с искусно сделанными львиными мордами (по 51 на каждой продольной стороне храма), предназначенными служить зданию оберегом – украшать его и отбрасывать воду с крыши.

Главные скульптурные украшения храма Зевса размещались  на фронтонах: на восточном – состязание Пелопса с Эномаем (http://www.proza.ru/2015/01/19/316), на западном – сражение кентавров с лапифами (http://www.proza.ru/2015/01/19/318). Западные фигуры изваял Алкамен Афинский, восточные – Пеоний из Мендеи.
Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Портик над входом был украшен метопами с изображением 12 подвигов Геракла. Внутрь вели толстые бронзовые двери. За парными колоннами можно было видеть мозаики из цветной речной гальки, среди которых изображения рыб и мальчика на хвосте тритона. Из пронаоса проходили через широкий проем в святилище (наос), уставленное статуями богов. Интерьер храма 28 на 13 м, имевший три нефа, освещался  через десятиметровой высоты восточную дверь. Отверстия в крыше здесь не было. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам.

Посередине святилища размещалась статуя Зевса работы Фидия (http://www.proza.ru/2010/04/18/234), созданная великим ваятелем в 438 г. до Р.Х.  Высота ее с пьедесталом   составляла 13 м. Она подходила под самый потолок храма и была тщательно вырезана из дерева, а потом покрыта пластинками из слоновой кости и золота. Волосы и борода Зевса были золотые. На голове красовался оливковый венок из зеленого золота. В одной руке он держал  золотой скипетр с орлом, а в другой – золотую крылатую статую победы.  Прекрасный трон его был вырезан из кедра и отделан  эбеном (черным деревом, слоновой костью и золотом). Лицо, на котором  сверкали глаза из драгоценных камней, грудь, ноги и руки были покрыты слоновой костью. Перед статуей Зевса в древности постоянно наливали в особое углубление оливковое масло, чтобы она не портилась от сырости. Статуя отделялась особой загородкой от остального храма, и в это священное место могли входить только жрецы.

Вокруг храма Зевса – россыпь беломраморных постаментов, на которых было воздвигнуто более трех тысяч статуй из мрамора и бронзы. Их воздвигали в честь олимпийских богов, героев-чемпионов, олимпиоников. Среди многих других в  475 г. до Р.Х. здесь был установлен «Дискобол» Мирона (http://www.proza.ru/2011/08/19/230), а в 440 г. до Р.Х. – «Дорифор» Поликлета (http://www.proza.ru/2011/11/04/335).  Перед фасадом храма по заказу навпактских мессенян Пеоний из Мендеи воздвиг в 424 г. до Р.Х. на высоком пьедестале статую Победы (http://www.proza.ru/2015/01/19/383). Это была память о славной победе при Сфактерии (http://www.proza.ru/2012/12/09/961), одержанной над лакедемонянами.
Позади храма Зевса росла священная олива, называемая «маслиной прекрасных венков». Из ветвей этого дерева делали венки, которые раздавались победителям.
Оракул Олимпийского Зевса продолжал функционировать и в эпоху Олимпиад, хотя значение его сильно упало. Гадатели из рода Иамидов славились тем, что умели извлекать много важных указаний из жертвенных гаданий. Чаще всего к их искусству прибегали атлеты и их родственники.

                6. Алтарь Зевса и олимпийский культ

Между храмами Зевса и Геры размещался знаменитый Овальный алтарь в честь Зевса – истинный центр олимпийского культа. Он состоял из двух, один над другим, этажей: из широкого, кругообразного каменного преджертвия (профисиса), где закладывали жертвы, и второй террасы, целиком образованной из жертвенных останков и увенчанной жертвенником, где сжигали тела жертвенных животных. Павсаний пишет, что в олимпийском пританионе, слева от входа находился жертвенник Пану из пепла, на котором день и ночь горел негасимый огонь. Каждый год приставленные к этому жрецы ровно в 19 день месяца элафия (день равноденствия в конце марта) приносили собранный пепел из  притания и, смешавши его с водой реки Алфея, намазывали на жертвенник Зевса. Увеличившаяся таким образом с каждым  годом высота алтаря,  во II веке  достигала семи метров. С каждой стороны на преджертвие вели мраморные ступени, а с преджертвия до верхней части жертвенника шли ступени из пепла. Жертвы Зевсу на этом алтаре  приносились каждый день, причем разрешалось употреблять дрова только белого тополя. 

Это была главная, но не единственная церемония. Всего в Олимпии насчитывалось 69 алтарей, на которых олимпийские жрецы, соблюдая установленный ритуал, приносили жертву богам, не реже одного раза в месяц. Павсаний пишет, что они жгли на алтарях ладан вместе с пшеницей, смешанной с медом. Сверху клали ветки маслины, а на них лили вино.

                7. Пелопион

Направо от входа в храм Зевса, по направлению к северу располагался Пелопион, или гробница Пелопса - высокий курган, насыпанный в VI в. до Р.Х.  над прахом героя. Могила Пелопа была окружена каменной оградой, внутри которой росли деревья и стояли статуи. Во второй четверти V в. до Р.Х. к Пелопиону пристроили новые пропилеи (портик).

                8. Храм Геры

Далее (вблизи северной стены Альтиса)  находилось святилище Геры – очень древний храм дорического стиля, построенный в 650 г. до Р.Х. Фронтон его был украшен шестью колоннами, а по бокам высилось 16 дорических колонн из дуба. Архитрав и фриз были деревянными, стены – из необоженного кирпича, крыша - черепичная.
Богатый разноцветный орнамент покрывал наружные части храма. Вход был с востока. Внутренняя часть храма (целла) на всю длину (28 м) разделялась на три нефа, причем боковые были не сквозными, но имели отходившие от стен и соприкасавшиеся с колоннами (через одну)  короткие выступы, создававшие своего рода ниши. В глубине целлы помещалась статуя Геры, сидящая на троне. Элидские женщины ткали для нее пеплос, который менялся каждые четыре года. Рядом с богиней стоял Зевс – изваяние более грубой, чем статуя Геры работы. Здесь же в целле находились исполненные из золота и слоновой кости изображения сидящих на троне гор и их матери Фемиды, пять статуй Гесперид, статуя Афины в шлеме, с копьем и щитом, Кора и Деметра, одна напротив другой, Артемида перед Аполлоном, а также статуи Латоны, Тихе, Диониса и Ники.   Жрецы показывали игрушку Гипподамии и знаменитый ларец Кипсела из кедрового дерева. Здесь же можно было полюбоваться на чудесный стол, на который во время игр возлагались венки победителей. Наконец, в храме Геры располагалась статуя Праксителя – Гермес, несущий младенца Диониса (http://www.proza.ru/2012/03/17/420).

                9. Гереи

Через каждые четыре года на пятый 16 женщин ткали Гере одеяние; они же устраивали игры, называемые Гереями. Девушки состязались на них в беге. Первыми бежали самые молодые, за ними те, что постарше возрастом, и, наконец, самые старшие. Волосы у девушек были распущены, хитон немного не доходил до колен, правое плечо оставалось открытым до груди. Для состязания предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию по сравнению с мужчинами уменьшали примерно на одну шестую. Победительницы получали венки из священной маслины и часть коровы, приносимой в жертву Гере. Подобно атлетам-мужчинам им разрешали ставить в Альтисе свои статуи.

                10. Метроон

Третий храм Альтиса был посвящен Матери богов и назывался Метрооном – храмом матери. Построенный из известняка между 400 и 360 гг. до Р.Х., он был сравнительно невелик (21 на 11 м) и выполнен в дорическом стиле. Храм имел по 6 колонн на торцевых и по 11 - на длинных стенах. Неподалеку в специальном каменном резервуаре накапливалась вода, которая подавалась потом на олимпийский стадион.

                11. Пританион

К западу от храма Геры располагалось здание пританиона, предназначенное для торжественного обслуживания официальных гостей олимпиады и олимпийских чемпионов. По форме оно напоминало квадрат со стороной в 32,8 м. В пританионе заседали дежурные пританы, занимавшиеся текущими делами святилища.  Здесь же находилась палата торжеств, где угощались победители на играх.

                12. Сокровищницы

Над Метрооном, на высокой каменной террасе, тянувшейся по склону Кроноса от храма Геры  в направлении стадиона, располагалось 12 или 13 сокровищниц, предназначенных для приема и хранения  дорогих приношений Зевсу. Своей архитектурой они напоминали маленькие храмы. Каждая такая сокровищница возводилась  жителями определенного города (1-я принадлежала Сикиону, 2-я – Сиракузам, 4-я – Эпидамну, 5-я – Византию, 6-я – Сибариту, 7-я – Киренам, 9-я – Селинунту, 10-я – метапонтийцам, 11-я – Мегарам, 12-я – Геле). Фасады сокровищниц выходили на одну линию, которая, однако, не была прямой, но выгибалась, повторяя  очертания склона горы, а их тыльные стороны, обращенные к Кроносу, возводились глухими. Самая крупная и сложная по плану сокровищница принадлежала Геле. Она имела широкий и довольно глубокий портик с шестью колонами по фронту и двумя в глубину. Вся верхняя часть здания была облицована кессонами из раскрашенной глины, увенчанными наверху карнизами, которые служили во время дождей для стока воды.

                13. Пойкиле («галлерея Эхо»)

С восточной стороны вдоль ограды Альтиса тянулся длинный портик 98 на 12,5 м. На трехступенчатом основании стояли 44 дорических колонны. По центру длинной галереи шел ряд из 21 конической колонны. На антамблементе имелись раскрашенные терракотовые изображения, а на карнизе – изображения львиных голов. Это была Пойкипе или галерея Эхо, получившая свое название от необыкновенного эхо, повторявшего до семи раз произнесенное слово. Здесь можно было укрыться от жгучих лучей солнца и от дурной погоды. Богомольцы толпами теснились здесь во время Олимпийских игр.

                14. Гипподамий

Внутри Альтиса у входа процессий располагался так называемый Гипподамий, место приблизительно в плетр (3/4 га) величиной, окруженное каменной оградой. Сюда один раз каждый год был открыт доступ женщинам, которые приносили жертвы Гипподамии и совершали другие обряды в ее честь.

                15. Элланодикейон

На юго-восточном углу Альтиса  в промежутке между «галереей Эхо» и входом на ипподром, в пер. пол. IV в. до Р.Х. было возведено здание, где элланодиков посвящали в правила олимпийских состязаний. Три его стороны  обрамлялись портиками. На южной и северной сторонах (14,5 м)  портики были короткие (8 дорических колонн), а на западной (36,5 м) – длинный  (19 колонн). Здание состояло из четырех квадратных помещений.

                16. Олимпийский стадион

К востоку от Альтиса располагался стадион - длинный прямоугольник в 212 м длины и 30,7 м ширины. Он был обставлен кругом статуями, алтарями, а также столбиками, на которых вывешивались объявления. Около стадиона было выстроено огромное здание с сараями и конюшнями, где ставились колесницы и кони, приехавшие на игры. У входа на стадион со стороны Альтиса на каменной террасе близ сокровищницы возвышались 16 медных статуй Зевса, называвшиеся Занами.  Они были воздвигнуты из «штрафных денег», взысканных олимпийским советом с нарушителей правил состязаний. На доске были выбиты имена проштрафившихся атлетов и названия городов, откуда они происходили. Первое нарушение было помечено 388 г. до Р.Х., когда штрафу подвергся кулачный боец Эвпол, давший взятку своему сопернику Агетору.

Зрители попадали на стадион, не проходя через святилище. Вокруг всей арены тянулись откосы, заменявшие искусственный амфитеатр и служившие естественной трибуной. Границей для зрителей был небольшой каменный порог. Во всю его длину шла канава, по которой в мраморных желобах протекала свежая вода,  предназначавшаяся как для атлетов, так и для зрителей.

Восточный конец беговой дорожки пересекала стартовая полоса – ряд уложенных вплотную друг к другу отполированных каменных плиток. Одновременно могли начать бег 20 легкоатлетов. На стартовой полосе сохранились углубления. В древности здесь стояли столбы, отделявшие одного бегуна от другого. Для каждого в плитах прорезаны глубокие борозды, обозначавших место, куда ставить ноги. Такая же плиточная полоса пересекала беговую дорожку на другом конце, рядом с аркой главного входа.

Элланодики и атлеты проходили на стадион с территории Альтиса через тонелевидный сводчатый проход (крипту) шириной 3,7 метра, высотой 4,4 м и длиною 32 м. Он был проложен под высоко расположенными трибунами зрителей. Выйдя на арену, элланодики поднимались на особое возвышение и садились в деревянные кресла. Вокруг них размещались высшие должностные лица Элиды, жрецы и почетные посольства греческих городов. Неподалеку, на мраморном алтаре близ финишной полосы восседала жрица Деметры. Непосредственно перед трибуной (с южной стороны от беговой дорожки) располагалась каменная площадка для борьбы и кулачного боя. Тренеры атлетов находились обнаженными за особой оградой вблизи беговой дорожки.

                17. Ипподром

Между стадионом и берегом Алфея располагался ипподром, длинною в 770 м. Насыпь дугой заключала один его конец, тогда как другой закрывала ограда, за которой располагался портик (стоя). Ограда состояла из ряда стойл для лошадей, выстроенных в форме корабельного носа. Так как наездники выезжали из-за ограды, ее название было афесис (выезд).  Старт находился на западе, там же где и финиш, куда прибывали упряжки лошадей после того, как они огибали мету.
Мета имела вид круглого жертвенника.  Существовало мнение, что когда колесницы на полном скаку поворачивали возле меты, лошадей без всякой видимой причины охватывал сильный страх.  Вследствие того, что колесницы часто разбивались, а возницы калечились, за круглым жертвенником  закрепилось название Тараксиппа («ужаса коней»). Перед началом состязаний возницы приносили здесь жертвы и молились Тараксиппу, чтобы он был к ним милостив.

                18. Булитерион

К югу от Альтиса располагалось вытянутое с запада на восток сооружение апсидального типа. Это был  булитерион, где во время празднеств заседали члены були -  специального совета Элиды,  занимавшегося организацией торжеств, приуроченных к олимпийским состязаниям, и налагавшего  штрафы на нарушителей правил и «священного мира». В булитерионе хранились официальные письма и декреты. В центре его располагался окруженный портиками двор. Здесь стояла статуя Зевса Горкия. Олимпийский владыка  держал в руках  сноп молний. В начале игр на алтаре возле статуи совершалось жертвоприношение, а потом атлеты, судьи и учителя гимнастики (тренеры) клялись  над разрезанными частями кабана  свято соблюдать священные правила.

                19. Олимпийский гимнасион

На западе от Альтиса на берегу Кладея (в то время достаточно многоводного благодаря  плотинам, задерживавшим и регулировавшим его течение) располагался олимпийский гимнасион -  четырехугольное здание с просторным внутренним двором, который со всех сторон окаймляли колонны крытой галереи. Здесь тренировались бегуны и пятиборцы. Если было очень жарко или шел дождь, то атлеты готовились к состязаниям в восточной крытой галерее – колонном зале гимнасиона. Его длина (210, 5) и ширина (11 м) были вполне достаточными для интенсивной тренировки в беге на различные дистанции. Общая ширина гимнасиона оставляла 120 м, что делало его фактически равным стадиону Олимпии. В западной части находились помещения, где атлеты жили во время состязаний. Здесь были вывешены списки победителей и стояли статуи знаменитых атлетов. Вход в гимнасион находился против  северо-западных ворот Альтиса.

                20. Палестра

Налево от входа в гимнасион, также за пределами Альтиса располагалась олимпийская палестра. Это было большое четырехугольное строение с обширным внутренним двором, посыпанным песком. Здесь занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину, игрой в мяч. Двор палестры окружали крытые помещения – комнаты атлетов (где они отдыхали или готовились к тренировкам, натирая свое тело оливковым маслом и песком), залы для занятий, холодные бани, бассейн. Комнаты отделялись от  5 м по ширине портика дверями или колонами, между которыми стояли  статуи и алтари. Торжественные пропилеи – вход в палестру  в северо-восточном углу – украшал колонный портик. По бокам южной стены были два других входа, а на север от палестры к гимнасиону  вела дверь, находившаяся в центре северной стены. Стены палестры были сложены из кирпича.

                21. Теоклеон

К югу от Палестры   располагался теоклеон - дом олимпийских жрецов теоколей. Вместе со своими слугами они следили за ритуальными жертвоприношениями и религиозными празднествами. Теоколи заново избирались для каждой олимпиады из самых знатных семей Элиды и были единственными  постоянными жителями Олимпии. Теоклеон представлял собой квадратное в плане сооружение со стороной 19 м. Оно открывалось во внутренний двор с невысокой дорической колоннадой. Поблизости на берегу Клеодея находились бани.  Здесь нашли сидячие ванны и купальный бассейн 16 на 62 м.


                22. Героон

Рядом с Теоклеоном располагалось святилище Героон, посвященное легендарным предкам олимпийского класса жрецов. Это было небольшое четырехугольное здание с круглым внутренним помещением, где находился алтарь, посвященный Неизвестному герою.

                23. Мастерская Фидия

Дальше располагалась мастерская Фидия – прямоугольное сооружение, той же формы и почти тех же размеров, что и целла храма Зевса. Именно здесь великий скульптор создал из золота и слоновой кости прославившую его на всю Элладу статую Зевса. В более поздние времена здесь, возможно, жили жрецы. В V в. на месте мастерской Фидия возвели христианскую базилику, развалины которой и по сей день можно видеть в Олимпии.


                24. Леонидейон

К юго-западу от ограды, в самом красивом месте Олимпии располагался Леонидейон – обширное, окруженное портиками здание, где во время игр оказывали особое гостеприимство важным гостям (царям, известным государственным деятелям, начальникам торжественных посольств). В центре Леонидейона находился открытый двор - дорический перистиль с 44 колоннами. Вокруг него размещались жилые помещения, а снаружи проходили галереи. Этот здание, возведенное между 330 и 320 гг. до Р.Х., стало посвятительным даром одного местного жителя по имени Леонид.

                25. Олимпия во время игр

В перерывах между Олимпиадами Альтис подолгу пустовал, ведь постоянное  население Олимпии было сравнительно невелико и состояло из одних служителей культов. Но каждый четвертый год, по мере приближения праздника Зевса, повседневная жизнь здешних обитателей резко менялась. Бурное оживление охватывало тогда не только Олимпию, но и многочисленные греческие города, где бы они ни находились. Все готовились к Олимпийским играм. Прежде всего, устанавливали точную дату их начала. Игры должны были проходить в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния.  При этом центральный день праздника должен был совпадать с полнолунием. Таким образом, Олимпийские игры приходились то на конец июня, то на начало июля.

После того как специальная комиссия определяла сроки игр, из Олимпии отправлялись вестники, называвшиеся теорами, то есть «священными посланниками» Зевса. Теоры шли из города в город, извещая греков о радостном событии и приглашая их посетить любимое зрелище. Одновременно они объявляли священное перемирие. С этого времени все дороги, ведущие в Олимпию, становились совершенно безопасными для одиноких, безоружных странников, и толпы людей устремлялись в Элиду. Все одевались в лучшие одежды и вели за собой подарки богам: волов, телят, коз, овец. Богатые ехали на конях и украшенных колесницах, остальные шли пешком с пением и музыкой. Города отправляли пышные процессии в ярких одеяниях, шитых золотом и пурпуром, которые соперничали друг с другом в блеске и великолепии, а также в богатстве приносимых богу даров. Многие приплывали в Элиду на кораблях. Морской гаванью Олимпии была Фейя, расположенная у мыса Ихтис в 15 км на запад от святилища. Дорога от моря к Альтису (отмеченная многочисленными алтарями Артемиды, Афродиты и нимф) шла по правому берегу Алфея.

По прибытию в Олимпию каждый устраивался, как мог. Женщины оставались на южном берегу Алфея, мужчины перебирались на северный. Зажиточные люди привозили с собой палатки и располагались лагерем на берегах Алфея. Люди победнее спали прямо под открытым небом. Вдоль стен Альтиса вырастало множество деревянных бараков, в которых торговцы выставляли всевозможные товары. Известно, что Олимпийские игры всегда сопровождались большой ярмаркой.
На лужайках открывались веселые кабачки, на реке теснились барки. От всей этой толпы, кипевшей на равнине Олимпии, шел несмолкаемый ликующий гомон и шум. В раскаленном воздухе столбом стояла пыль и дым от потрохов, которые жарили, вращая над углями. Продавали мясо, жареный горох, игрушки и глиняных богов.  Разноцветные ковры, торбы, жаровни,  грязь сверкали на немилосердном солнце. Повсюду раздавались голоса глашатаев, которые сообщали народу важные известия  и информировали о государственных договорах.

В лавках выставлялись для продажи различные предметы обихода: искусно сделанные горшки, деревянные и бронзовые изделия, белые льняные полотна, пестрые ткани и готовая одежда. Должностные менялы оценивали достоинство монет и производили обмен редкой валюты. За порядком следили агорономы – должностные лица, выносившие обязательные для всех решения о денежных и меровесных спорах.
Вечера проходили в разговорах и увеселениях. Государственные мужи уединялись, чтобы поговорить о политике.

                26. Отбор участников

В играх мог участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный кровавыми злодеяниями и не отягощенный проклятием богов. Но как правило, это были зажиточные люди, ведь для того чтобы пройти необходимую подготовку, следовало тренироваться ежедневно на протяжении всех четырех лет, то есть жить, не работая. Так же надо было придерживаться особой диеты. В рацион олимпийских атлетов входил инжир, сыр и хлеб, а пили они либо молоко, либо разбавленное водой вино. Мясо употребляли в основном борцы и многоборцы.  Филострат рекомендовал следующую диету: ячменные лепешки, овсяная каша, хлеб, испеченный из непросеянной пшеничной муки и незаквашенного теста, говяжье мясо и мясо косуль. 

Каждый атлет должен был заранее записаться в списки участников и в определенный срок пройти 30-дневную тренировку в гимнасии Элиды. Этот гимнасий, в котором из века в век занимались все знаменитые спортсмены Греции, располагался около главной пощади, рядом с дворцом элланодиков и состоял из целого комплекса зданий. В первой ограде находились три тренировочных площадки – для бега, для борьбы и для пятиборья. Вторая, меньшая, ограда заключала в себе палестру и залы, где собирались ветераны Олимпийских игр – старые атлеты, уже не принимавшие участия в состязаниях. Третья ограда, украшенная статуями детей, была отведена для упражнений мальчиков. Палестра представляла собой квадратное здание, в центре которого находился прямоугольный открытый двор, окруженный со всех сторон портиками. В северо-восточном углу располагалась небольшая купальня.
 
Судьи-элланодики являлись в гимнасий еще до рассвета, и под их контролем начинались тренировки в беге. Днем проходили занятия по пятиборью. Режим атлетов во время тренировок был очень суровым. Элланодики и их помощники номофилаки требовали абсолютного повиновения  и за малейшее ослушание наказывали розгами (рядом с ними постоянно находились отряды «палочников»). В тоже время проверялись способности атлетов и  отсеивались все те, кого элланодики сочли непригодными, устанавливались происхождение кандидатов, место, откуда они прибыли, и их возраст. Так собирались необходимые сведения для определения окончательного круга лиц, допущенных к играм.

За пять дней до праздника тренировки заканчивались, и все атлеты покидали город Элиду. Процессия выступала на священную дорогу, соединявшую столицу с Олимпией. Это была прелестная аллея, по бокам украшенная маленькими храмами, алтарями, статуями, гробницами, благоухающими от обилия цветов рощами. Она вела, подобно аллее какого-нибудь парка к правому берегу Кладея. Перейдя вброд ручей Пирра, приносили жертвы в честь богов – покровителей Олимпийских игр. Ночь путники проводили в Летрини, а на следующий день добирались до места проведения игр.

                27. Открытие игр

Продолжительность игр составляла пять дней. Первый день празднества целиком посвящали различным подготовительным церемониям и жертвоприношениям. 
Все начиналось с большой торжественной процессии, которая сопровождалась молитвами, пением и игрой на флейтах. Выступив от Пританеона, ее участники входили через парадные ворота в Альтис. Во главе шли глашатаи и трубачи. За ними следовали элланодики в торжественных пурпурных одеждах. Потом шли жрецы и их помощники с животными, предназначавшимися для жертвоприношений, представители власти и официальные посольства со своими жертвенными дарами из золота и серебра. Затем следовали многочисленные состязатели; процессию заключали кони и колесницы. Миновав около 70 алтарей, процессия направлялась к большому алтарю Зевса. Здесь участники состязаний и их тренера проходили торжественное испытание. Они становились перед статуей Зевса Клятвенного, приносили в жертву кабана и обещали не употреблять для достижения победы неправильных приемов. После них выступали судьи, дававшие перед статуей Зевса клятвенное  обещание в том, что будут выносить свои решения честно и неподкупно. Тогда же на стадионе на белой доске для всеобщего обозрения вывешивались имена атлетов, допущенных до соревнования.
Одновременно устраивали состязания глашатаев и трубачей, которые должны были давать  сигнал к началу состязаний. Первые громко кричали, чтобы показать силу голоса, вторые изо всех сил дули в свои трубы. Судьи сравнивали и оценивали их. Здесь тоже были свои легенды. Так Геродор из Мегары одержал победу на десяти соревнованиях и мог дуть в две трубы одновременно с такой силой, что никто не мог стоять вблизи.

                28. Зрители и атлеты. Жеребьевка

Праздник начинался с первыми лучами солнца. Задолго до этого, когда тени ночи еще окутывали Олимпию, смутный шум возвещал о пробуждении несметной толпы. Теснясь, приезжие спешили на стадион, чтобы захватить лучшие места. Высокие земляные насыпи, устроенные вокруг арены и способные вместить 40 тысяч человек, были сплошь покрыты зрителями еще до рассвета. В ту самую минуту, когда первый луч солнца упадал на долину, раздавался звук труб, и торжественное  шествие вступало в ристалище через сводчатый проход, соединявший его с Альтисом. Элланодики в длинных пурпурных хламидах усаживались на трибуну, устроенную у конечного пункта, тренеры провожали своих подопечных, делая им последние наставления, депутаты от различных государств, знатные иностранцы занимали предназначенные для них почетные места.

Атлеты один за другим медленным шагом обходили круг стадиона на некотором расстоянии друг от друга. В это время глашатай объявлял имя каждого из них, имя отца и название города, где он пользуется гражданскими правами. Обращаясь к публике, глашатай спрашивал, нет ли у присутствующих возражений против участия кого-либо из атлетов в играх. Проверенные кандидаты входили затем в специальное помещение, где раздевались, натирались маслом и выходили обнаженными на стадион. Судьи приступали к жеребьевке, которая проводилась непосредственно перед каждым соревнованием. Для этого выставлялась посвященная Зевсу серебряная кружка. В нее бросали маленькие, величиной с боб жребии с надписями. На одних была выгравирована  буква «альфа», на других – «бета», на следующих – «гамма» и т.д. Каждый из атлетов опускал, помолившись, руку в кружку и вытягивал один из жребиев. Специальное должностное лицо - мастигофор – не позволял им взглянуть на жребий. Затем элланодики обходили состязующихся и осматривали жребии. Те, у кого оказалась «альфа», становился бороться или биться с другими, тоже вытащившим «альфу», у кого «бета» – с получившим «бету», и тем же порядком остальные с одинаковыми буквами. По завершении жеребьевки приступали к самим соревнованиям.
Зрители приходили на стадион в лучших праздничных одеждах. Многие украшали себя цветами, букетами и просто листьями.  Когда появлялись состязатели, они, устремив глаза на арену, с живейшим любопытством, с трепетанием сердца, с жадным напряжением внимания следили за ходом борьбы, не упуская из виду ни одного движения, ни одного удачного и ловкого поворота, ни одного промаха. Ободряя своих любимцев, они то поднимали руки, то возвышали голос, то вскакивали со своих мест, то предавались живейшей радости. Но самые жаркие страсти разыгрывались после объявления победителя. Одни зрители провожали его радостными восклицаниями, другие прыгали от радости, третьи бросали на него венки и ленты (а также свои пояса, шляпы и короткие хитоны). Женщины на противоположном берегу Алфея тоже громко кричали, славя победителя.

                29. Соревнование колесниц

Во второй день игр проходили бега колесниц, скачки на верховых лошадях и борьба пятиборцев. Из них состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей, всегда оставались наиболее волнующим зрелищем. Помимо всего прочего, это был очень опасный вид спорта. Особенностью Олимпийского ипподрома являлся круглый алтарь Тараксипп (что значит «ужас лошадей»), располагавшийся на повороте, в том месте, где возница на полном скаку разворачивал своих лошадей. Вполне естественно, что участники старались сделать поворот как можно ближе к столбу-мете, чтобы поскорее устремиться назад, к финишу. Большинство несчастных случаев происходило именно в этом месте.  Нередко колесницы, задев осью столб или зацепившись друг за друга, опрокидывались. Любопытно, что возницы, правившие лошадьми и всерьез рисковавшие жизнью во время скачек, не пользовались в Греции особенным почетом. Лавры победителя и громкая слава доставались хозяину самой быстрой четверни.
 
                30. Пятиборье

Пятиборье, включавшее в себя основные вида спорта: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу - также привлекало многочисленных зрителей. В этом виде спорта выступали преимущественно молодые, хорошо закаленные и выносливые атлеты. Для победы требовалось соразмерное развитие всех частей тела, ловкость и изящество любого движения, верность глаза, сила рук, неутомимость и быстрота ног.

                31. Состязания в беге

Дистанция бега на Олимпийских играх равнялась одной стадии, то есть 183 м. Участники разделялись по жребию на группы, каждая из которых состояла из четырех человек. По сигналу трубы начинала первая четверка.  Глашатай призывал ее занять места на каменной стартовой полосе. Чуть согнув ноги в коленях, вытянув правую руку и слегка поддавшись вперед, атлеты ожидали сигнала к началу бега. По команде «апите» (марш!) бегуны устремлялись вперед.

Самый быстрый из четверых получал право участвовать в окончательном состязании. В финал выходили пять победителей, которые вновь состязались между собой. Таким образом определялся самый быстрый бегун.

                32. Соревнования в прыжках

Соревнования в прыжках  требовали долгой предварительной подготовки. Необходимо было специально тренировать руки и развивать грудь. Из всех существующих сейчас видов прыжков, греки знали только один – прыжки в длину, однако методика их отличалась целым рядом особенностей. Атлеты прыгали с небольшого возвышения в углубление, называемое скамма, достигавшее в длину 15,25 м. Земля в скамме была всегда мягкой, чтобы на ней ясно отпечатывались следы ног прыгуна. Для увеличения дальности прыжка греки пользовались особыми каменными или металлическими гантелями. Считалось, что они точнее направляют размах руки и усиливают отталкивание, вследствие чего длина прыжка увеличивается, и спортсмен твердо становится на землю. Впрочем, понять до конца суть этого хитроумного способа отталкивания, мы не можем, но похоже, он действительно давал хороший результат. По крайней мере, цифры олимпийских рекордов, приводимые древними писателями, настолько необычны, что им трудно поверить. Так спартанец Хион, победивший на 29 Олимпиаде, прыгнул на 16 м. Но самым знаменитым прыгуном во всей истории древнего спорта считался некий Фаилл: однажды  он прыгнул на 16,5 м, перескочив на 1,25 м длину скаммы!

Сам прыжок, по-видимому, осуществлялся следующим образом: прижав руки с гантелями к бедрам, атлет делал несколько коротких пружинистых шагов. После разбега он останавливался и выбрасывал руки с гантелями вперед. Сразу вслед за тем следовал глубокий мах назад, при котором прыгун приседал, а тело его пружинисто сгибалось. В следующий момент, когда руки с гантелями резко вырывались вперед, атлет, выдаваясь всем телом, делал сильный толчок. Перед приземлением он рывком отводил руки назад, и это движение позволяло ему прыгнуть дальше.

                33. Метание диска

После бега и прыжков атлеты демонстрировали свое искусство в метании диска и копья. При метании диска большую роль, кроме силы, играли ловкость и точность расчета броска. Первоначально на олимпиадах бросали просто гладкие камни. Потом вошли в употребление бронзовые, тщательно отполированные диски. Вес их составлял 5,7 кг. Известно, что некий Протесилай сумел бросить такой диск на 47 м!
Внешне диск походил на небольшой щит, без рукоятки и без ремней. Посередине он был толще, по краям – тоньше. При полете диск производил своеобразный свистящий звук. Спартанцы особенно охотно занимались этим видом спорта. Метание происходило на беговой дорожке. Перед броском диск смазывали маслом, а потом натирали песком. Возвышение, откуда бросали диск, было ограничено с боковой стороны, а впереди находилась каменная стартовая полоса. В отличие от современных атлетов, диск бросали после раскачки.  Используя правую ногу как опору, а левую выдвинув вперед, атлет поднимал диск вверх. Тело его при этом слегка отклонялось назад. Вслед за тем рука с диском уходила вниз, а левая нога – назад. При этом тело атлета наклонялось вперед. Такие движения повторялись несколько раз, словно качания маятника. Размах давал силу для броска диска. Выпрямляясь, атлет делал шаг левой ногой и бросал диск.

Все состязующиеся атлеты бросали по очереди один и тот же диск. Место его падения каждый раз отмечали чертой.

                34. Метание копья

Греческое спортивное копье представляло собой шест в рост человека, толщиной в палец с круглым концом, похожим на чашечку современной рапиры. Иногда употребляли и остроконечные копья, но это было значительно реже. Для того чтобы увеличить силу броска прибегали к помощи кожаного ремня. Его крепко привязывали к древку таким образом, чтобы оставить петлю, в которую метатель вкладывал один или два пальца. Таким образом, можно было предать копью определенное  направление и вращательное движение, что резко повышало дальность полета. Сделав несколько коротких упругих шагов, атлет останавливался  перед столбом, обозначавшим стартовую полосу. Правая рука с копьем  отводилась назад, а левая вытягивалась по направлению полета копья. Согнутая в колене левая нога служила опорой телу. Сделав замах, спортсмен с силой посылал копье вперед.
Участникам соревнований позволялось два или три броска.

                35. Соревнования по борьбе

Завершали пятиборье состязания в борьбе. Согласно правилам, принятым на Олимпийских играх, если один из борцов касался земли какой-либо частью тела, бедром, спиной или плечом, схватка считалась законченной. Для победы требовалось уложить противника три раза. Наносить удары сопернику запрещалось, но можно было применять подножку и прибегать к другим хитрым уловкам.

                36. Состязания между мальчиками

Третий день игр целиком посвящался  состязаниям между мальчиками. В них участвовали юноши от 17 до 20 лет. Виды соревнований были у них в основном те же, что у взрослых, однако юные олимпийцы пользовались целым рядом послаблений (так дистанция бега была у них вдвое короче).

                37. Диавлос, долихос и гоплитодромос

В четвертый день атлеты соревновались в двойном и шестерном беге, а так же в кулачном бою и панкратии.  Закрывал программу игр бег в вооружении.
Двойной бег (диавлос) состоял в том, что он начинался от места, где располагались кресла элланодиков, в конце дистанции делался поворот, и бегун возвращался к исходной точке, проходя таким образом две стадии – 366 м. Этот вид соревнования требовал расчета и экономии сил. Обычно первая половина назначенного расстояния пробегалась в более медленном темпе, и азарт соревнования возрастал во второй половине бега.

При шестерном беге (долихосе) дистанция увеличивалась в шесть раз. Этот, так называемый, «длинный бег» требовал большой физической силы и выносливости.
На первых Олимпиадах при беге в вооружении (гоплитодромосе) требовалось пробежать две стадии в полном вооружении гоплита, состоявшем из щита, шлема, копья и наколенников. В дальнейшем из оружия и доспехов остались только щит и шлем.  Старт происходил из следующей позиции: ноги бегуна поставлены вместе, левая чуть согнута в колене. Наклонившись, он вытягивал вперед правую руку, чтобы удержать равновесие. На левой руке был круглый щит.

                38. Соревнования по кулачному бою

Самым древним и самым популярным видом спорта на Олимпийских играх были соревнования по кулачному бою, происходившие обычно  около каменного алтаря Зевса. Вместе с тем, они являлись и достаточно опасным занятием, ведь путем долгой тренировки кулачные бойцы приобретали сокрушительную мощь и могли ударом кулака разбивать даже камни! Хотя головы атлетов защищались бронзовыми шапочками или колпаками, руки – намотанными ремнями, а уши – специальными повязками, случаи серьезных увечий были нередки. 

В целом греческий кулачный бой довольно сильно отличался от современного бокса. Во-первых, не существовало ринга. Схватка разворачивалась на широкой площадке и в гораздо более медленном темпе, чем сейчас. Прежде чем нанести удар, противники подолгу кружили друг возле друга, стараясь поставить соперника в невыгодное положение против солнца или улучшить момент, когда тот ослабит защиту. Во-вторых, не существовало раундов, то есть установленного срока времени для каждой схватки борцов. Бой продолжался до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным, поднимая вверх руку.  В-третьих, бойцы не делились по весовым категориям.

Кулачный бой  сопровождался игрой на флейте.  Атлеты, посвятившие себя этому виду спорта,  как правило, имели тонкие ноги, широкие плечи и продолговатые мышцы. Быстрая реакция и гибкость, умение уклоняться, быстро нагибать голову от удара, ускользать – являлись их обязательными качествами. Тактика поединка сводилась приблизительно к следующему. С помощью левой руки кулачный боец держал  соперника на дистанции или нарушал его устойчивость толчками, мешая тем самым его атакам. Сокрушив защиту своего противника, атлет наносил ему прямой удар левой рукой в подбородок, правой рукой  чаще всего били в левую скулу противника или в челюсть. Разрешалось бить упавшего атлета. 

                39. Панкратий

Панкратий представлял  собой комбинацию кулачного боя и борьбы. Этот вид спорта по праву считался одним из труднейших. Два противника, обнаженные и не имеющие никакого оружия, должны были добиваться победы, рассчитывая только на свою ловкость и силу. Стремясь сбить противника с ног, атлеты высокого роста, с длинными руками применяли кулачные удары, а приземистые бойцы предпочитали приемы борьбы. В панкратии использовали  смелые броски и разного рода захваты за ноги. К примеру, атлет внезапно приседал, хватал левой рукой ногу противника под коленом и, выпрямившись, резко дергал ее вверх, так что тот падал на землю. Или, схватив руками плечи, либо руки противника, атлет дергал его к себе и стремительно приседал на землю, упирался согнутой правой ногой в живот соперника  и перебрасывал его через себя. Допускались удары ногой. Широко использовались болевые приемы. Позволялось выкручивать сопернику ноги, руки и даже прыгать на него. Запрещалось бить по глазам, раздирать пальцами рот и кусаться. За нарушение судья тут же хлестал нарушителя хлыстом.  Можно было душить противника, но не до смерти. Наиболее эффективно этот прием проводили следующим образом: обойдя своего противника, атлет прыгал ему на спину, ногами сжимал ему живот и, просунув локоть под подбородок, сдавливал горло.  Этим приемом пользовались и в стоячем положении и тогда, когда борьба шла на земле. Исход схватки обычно решался на земле. Победа засчитывалась  тому, кто трижды опрокидывал противника на лопатки.

                40. Объявление победителя

После того как элланодики называли имя победителя в каком-либо состязании, играл авлос.  Зрители восторженно  приветствовали атлета. Судья в длинном плаще завязывал на голове атлета пурпурную ленту. Такие же ленты украшали ногу и руку победителя. Затем элланодики вручали ему пальмовую ветвь и приказывали предстать перед ними в день раздачи наград.

Родственники, друзья, земляки и сограждане мгновенно окружали новоявленного олимпионика и на руках уносили его со стадиона. Из его спутников одни вопили, другие прыгали от радости, третьи бросали ему длинные ленты. Вечером, при восходе полной луны, начиналось шумное веселье и песни. Победители и их друзья с венками на головах весело шли к Альтису, сопровождаемые толпой почитателей, которые под звуки флейт пели гимн в честь победителя. В этом гимне прославлялся не только герой, но и весь его род, а также город, в котором он жил.  На рассвете победитель приносил жертвы богам.

                41. Награждение победителей

Награждение всех победителей происходило в последний, пятый день празднества. Процессия теоколей, сопровождаемая толпами гостей, выходила из храма Геры, медленно шествовала к храму Зевса и, не доходя до юго-восточного угла храма, сворачивала к алтарю нимфы Калистифаны. Рядом с алтарем, отливая матовым блеском, пышно зеленело священное оливковое дерево калистифанос.  Олимпийские жрецы совершали омовение рук и приступали к жертвоприношениям. Хор славил богов. Специально избранный красивый мальчик влезал на дерево и срезал ветви оливы. Затем шествие так же торжественно возвращалось в храм Геры.

Венки из ветвей и листьев оливы, перевитые белыми шерстяными лентами, выкладывались на специальный стол,  вырезанный из слоновой кости и золота – творение  Фидиева ученика Колотеса. Победители всходили по мраморной лестнице на высокое место перед храмом, и тут судьи на глазах у всех собравшихся народов Греции надевали им на голову священный венок. Глашатай громко объявлял имя атлета и название города. Народ кричал от восторга. Чтобы слава олимпиоников сохранялась в веках, их имена вносились в специальные списки, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии.

После раздачи венков устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Впереди шли элланодики, за ними шествовали новоявленные олимпионики. Их сопровождали жрецы, представители посольств греческих городов и должностные лица Элиды. Под звуки флейт и торжественное пение они проходили по Альтису. За ними  вели увенчанных цветами лошадей и жеребят, выигравших состязания. Толпа хором подхватывала песни: «Слава тебе, могучий Геракл, победитель на играх!.. Слава победителю!» Атлеты приносили благодарственные жертвы на шести алтарях, посвященных 12 олимпийским богам, и направлялись в здание, где заседали высшие должностные лица Элиды. Там устраивался торжественный пир в честь победителей. Этим пиршеством заканчивалась официальная часть праздника. Но фактически веселье продолжалось еще несколько дней. Олимпионик приглашал на пиры своих родственников, друзей и земляков.

                42. Чествование победителя

Возвращение победителя домой являлось настоящим триумфом. Одетый в пурпур олимпионик прибывал в родной город на колеснице, запряженной четверкой лошадей, в сопровождении большой свиты друзей и земляков. Весь город выходил ему навстречу. Шумной толпой сограждане провожали победителя к местному храму Зевса. Там, в торжественной обстановке, он посвящал богу свой венок и приносил жертву. В это время хор юношей и девушек исполнял в честь олимпионика торжественную песнь  (сочинение их поручалось обычно лучшим поэтам). Затем процессия  направлялась к местному пританею, где городские власти устраивали в честь победителя пир за счет города. Позже на городской площади или в храме ставили его статую. Другую статую отправляли в Олимпию. Олимпионик получал преимущественное право на занятие почетных должностей.  Он освобождался от налогов и мог отныне питаться в пританее за счет государства. В Спарте во время войн олимпионики находились в личной
охране царя.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273